Главная страница

Выступление на муниципальном семинаре учителей истории и обществознания учителя истории и обществознания моу сош №7 Геворкян Л. Г. Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме егэ



Скачать 415.87 Kb.
НазваниеВыступление на муниципальном семинаре учителей истории и обществознания учителя истории и обществознания моу сош №7 Геворкян Л. Г. Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме егэ
Дата07.04.2016
Размер415.87 Kb.
ТипДокументы

Выступление на муниципальном семинаре учителей истории и обществознания учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 7 Геворкян Л.Г.

Некоторые аспекты подготовки обучающихся

к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ
Современное общество продвигается к прогрессу с огромной скоростью. В таких условиях меняется жизнь людей, значит должно меняться и их сознание, внося существенные коррективы в социальное мышление. Многообразие мира, взаимодействие сообществ с различными, подчас противоречивыми системами ценностей требует от индивида понимания и принятия этих особенностей, а так же быстрого приспособления к новым требованиям. Ускорение темпов жизнедеятельности человека не позволяет ему замыкаться в рамках заданного устойчивого мировоззрения. А основы самостоятельного, критического мышления, закладываются именно в процессе обучения. Новые требования к обучению призваны именно подготовить будущих членов общества с устойчивый мировоззрением, способностью быстро реагировать на все изменения.

Новые требования означают и новые методы обучения. Прочно вошло в практику метод тестирования и сдачи экзаменов в форме ЕГЭ. Поэтому необходимо разрабатывать и активно применять различные задания, упражнения и логические задачи, которые помогли бы сделать экзамен по истории и обществознанию в форме ЕГЭ более успешным.

Перед учителями стоит важная дилемма: как учить? Давать большой объем материала, после чего учащиеся смогут решить тестовые задания, опираясь на базовые знания, или же конкретно изучать процедуру тестирования, учитывая ее специфику, определяется структуру знаний по конкретному предмету. Для выпускников, собирающихся сдавать экзамен по истории и обществознанию в 11 классе, необходимо сгруппировать оба способа. Это значит, что учащийся не только должен освоить огромный объем учебного материала, но и досконально знать процедуру тестирования и уметь решать тесты быстро и правильно.

Тестовые задания по истории, как известно, имеют следующую специфику. Задания части А, где необходимо выбрать 1 из 4 вариантов ответа, могут предположит следующие виды работ: определить год, понятие, историческое лицо, сравнить высказывание, найти лишнее и т.д. Выполнив их, ученик получает по 1 баллу. За более сложные задания части В ученик может получить 2 бала, а за простые – по 1 баллу. Задания части С самые сложные. Здесь необходимо дать развернутый ответ. Необходимо выполнить работу по тексту, дать характеристику явления или исторического процесса и т.д. за правильные ответы ученик может получит от 1 до 4 баллов за задание, в зависимости от уровня сложности. Структура тестовых заданий не однотипна, есть такие задания, которые требуют от ученика решения, выбора ответа, установления соответствия, то есть необходимо осмысленное действие. Таким образом, кроме знаний необходимо изучить методику решения тестовых заданий, выработка которой и стала для меня главной задачей в 10-11 классах.

Обучение процедуре тестирования должно идти фрагментарно. Уже в 10 классе из урока в урок ученики должны учиться применять свои знания и аргументировано объяснять, какой ответ правильный и почему (или наоборот, почему выбрали именно этот ответ, который оказался неправильным). При этом в каждом тесте не должно быть сразу много самых разнообразных заданий. Видов должно быть 3 или 4. Чем больше материала осваивает ученик, чем больше видов работ он делает, тем сложнее и сложнее становятся и задания.

Учебные тесты, которые используются учителем в процессе подготовки, составленные им самим или разработанные ФИПИ, предварительно должны пройти через технологию определения валидности и надежности. Валидность теста выражается в виде оценки степени, в какой он позволяет измерить определенные стандартом (нормативными документами) конечные учебные достижения по их объему и удельному весу в курсе как целом. Составленные самими учителями тесты сложно проверить на валидность у экспертов, но можно поставить вопрос: «А что именно из учебного курса проверяет данное задание?» - и, исходя из ответа, определить полезность. Это можно сделать и коллегиально, когда мнение двух-трех специалистов поможет критично оценить здания. Надежность теста устанавливается при помощи статистических процедур. Кроме того, работая уже не один год, удается отшлифовать тесты, убрать ненужные или неправильные, не нацеленные на конкретную тему задания.

Достаточно большой срок работы с тестами (с 2003 г. – уже подготовка к ЕГЭ) помог выявить, что, часто обладая неплохими знаниями, ученик может просто не знать, как решается тестовые задания, не уметь правильно оформлять и записывать в бланк ответы. Испытуемый должен знать, по каким правилам с вами готова общаться «машина» (хоть реальный компьютер, хоть реальный человек), проверяющая ответы, и вовсе не обязательно специалист-предметник, который будет сличать коды выбранных ответов с эталоном по формализованной схеме.

Учителя, работающие уже не один год с новой методикой, прекрасно знают, что тесты, особенно по истории и обществознанию, имеют огромное количество изъянов, задания могут быть составлены некорректно, варианты ответом могут быть двусмысленными и размытыми, что затрудняет выбор ответа. Кроме того, задания могут быть просто направлены на проверку знания отдельных фактов, а не связи между ними. Есть еще один большой недостаток: вопросы, призванные проверять не только память, но и логику, порой громоздки и зачастую связаны с конкретным учебником, они просто не могут быть поняты однозначно без знакомства с параграфом или главой. Краткие же формулировки вопросов, наоборот, нередко оставляют возможность для выбора нескольких ответов из предложенных, в зависимости от выбранного понимания формулировки.

Обучая учащегося методике тестирования, ему постоянно необходимо напоминать, что он должен решать все больше и больше разнообразных заданий и самому найти стратегию ее решения, а также сохранять веру в свои силы и возможности, помнить, что тест – не приговор, а сиюминутный или, во всяком случае, однократный замер. Это поможет ученику сохранить веру в себя и волю к победе.
Особенности подготовки и сдачи ЕГЭ по истории:

  • В самом историческом знании, которое включает в себя информацию о конкретных событиях, их времени, месте, непосредственных участников и так далее – это всё объективная часть исторического знания;

  • Но этот объективизм не полный, т.к. в описаниях и объяснении исторических событий их современниками нередко проявляется субъективизм и пристрастность. Отсюда разнообразие суждений и оценок о причинах и представлениях событий;

  • Часто крупные исторические явления рассматриваются историками противоречиво. Они не могут сами часто «объективно» оценить и описать все факты, отсюда и многовариантность суждений и оценок. Ведь история сама по себе как наука не просто коллективная память людей о прошлом, но и память не о прошлом в собственном смысле этого слова: это прошлое, восстановленное в соответствии с нормами современности, в соответствии с ценностями и идеалами ныне живущих. Кроме этого, историк не может выйти за пределы своего времени или абстрагироваться от волнующих общества проблем;

  • При изучении истории учащиеся должны знать хронологию, понятия и факты, уметь описывать исторические события и объекты, критически воспринимать и анализировать данные исторических источников, раскрывать сущности и значения явлении, сопоставлять исторические версии и оценочные суждения. Все это очень сложно и требует долгой, вдумчивой работы и желания познать новое;

  • Метод тестирования по истории помогает выявить глубину и обширность знаний, умений и навыков учащегося в конкретной области, ставит его в равные условия со всеми другими учащимися и только благодаря своим собственным качествами выпускник может благополучно или, наоборот, неблагополучно сдать экзамен, чем сложнее задание, выполненное учащимися, тем выше баллы, которые он зарабатывает.

Как мы готовимся к тестированию? В качестве примера, демонстрирующего используемый мною метод, приведу тему первого блока по истории России в 10 кл. – «Киевская Русь в IХ-ХI вв.». До начала изучения данной темы учащиеся познакомились с путями и методами изучения истории, периодизацией исторического процесса и как жили люди в первобытную эпоху, с государствами древнего мира и античностью, начали изучать средневековую эпоху по всеобщей истории. В качестве опорного пособия учащиеся получают на время работы на уроках специальные папки, в которых собран весь необходимый материал, в том числе и с привлечением целых блоков тем из всеобщей истории, т.к. нельзя забывать, что преподавание истории сейчас идет по синхронно-параллельному принципу.
Материал первой страницы:

Понятия:

  • Предыстория – первобытное общество, догосударственная, доцивилизационная эпоха, начальная стадия развития человечества.

  • Палеолит – мезолит – неолит – энеолит – бронзовый век – железный век

Датировка: ? ? ? ? ?

палеолит мезолит … … … …

(здесь, вспоминая материал по всеобщей истории, учащиеся объясняют значение терминов и указывают датировку)

Палеолит – древний каменный век, первый период каменного века, когда человек пользовался обитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. 2,5 млн. лет назад – 10-е тыс. до н. э.

Мезолит – средний каменный век, переход от палеолита к неолиту (ок. 10-го - 5-е тыс. до н. э.). Появились лук и стрелы, была приручена собака.

Неолит - новый каменный век (ок. 8 - 3-го тыс. до н. э.), переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество.

Энеолит – (меднокаменный век) (4-3-е тыс. до н. э.) переход от каменного к бронзовому веку. Преобладают орудия из камня, но появляются медные. Основные занятия населения — мотыжное земледелие, скотоводство, охота.

(вспоминая древних людей, указывают, какими навыками они владечи, чем занимались, где жили и т.д.)

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему. Время расцвета матриархата. Появляются первые керамические изделия. Появляется неравномерность в развитии различных районов планеты. На развитии многих районов благоприятно сказываются природно-климатические условия (теория «вызова-и-ответа» А.Тойнби). Создались предпосылки для формирования цивилизаций.

Производящее хозяйство – развитие земледелия и скотоводства; человек не только брал то, что создавала природа, но и сам выращивал, производил. (в каких районах какими видами производящего хозяйства занимались).

Матриархат – (букв. – власть женщин) когда родство шло по женской линии.

Патриархат – время развития первобытного общества, характеризующаяся отцовским (патриархальным) родом, счет происходил по мужской линии, мужчина начинает занимать господствующее положение.

(определить сходство и различия матриархата и патриархата).

Этнос – народ

Этногенез – происхождение народов
Род племена народности нации

союз племен

Индоевропейцы – древнее население огромной территории Европы и Азии, которые дали начало многим современным народам мира, в том числе и русским. (IV-III тыс. до н.э.)

Славяне – часть индоевропейской общности, имеющий общий этнический корень; являются коренным населением Восточной Европы.

Великое переселение народов – многочисленные передвижения народов (племен) в IV-VI вв. н.э.

(задание: подготовить сообщения об этногенезе славянских народов)
Материал второй страницы:

  • На уроках постоянно составляем многочисленные таблицы, схемы, логические цепочки и т.д., которые помогают структурировать материал. Работа по контурную карту, заполняли таблицу с заданием:

Племена

Места заселения

Главный город

Основные занятия

Кому платили дань или с кого собирали

















При ответах на вопросы, подготовке к контрольному тестированию учащиеся могут использовать свои записи.

2 и 3-я страница опорной тетради:

Анты – первое восточнославянское государство (V-VI вв.).

Поляне – восточнославянские племена, заселявшие Среднее Приднепровье. Столица – Киев. Основатели – вождь Кий, его братья Хорив и Щек, сестра – Лыбедь.

Восточнославянские племена – восточная ветвь славян, заселившая Русскую равнину (Восточно-Европейскую равнину). (V-VI вв.)

Племена в VIII-IХ вв.:

  • Поляне

  • Северяне

  • Древляне

  • Дряговичи

  • Радимичи

  • Вятичи

  • Кривичи

  • Полочане

  • Ильменские словене

  • Уличи

  • Волыняне, бужане, тиверцы, дулебы, белые хорваты

Летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет», написанной в начале ХII в. Главный вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля…».
Хозяйственные занятия восточных славян:

  • Земледелие: подсечно-огневое, перелог, двуполье.

  • Коневодство

  • Рыболовство

  • Бортничество

  • Охота

  • Некоторые ремесла

  • Торговля – путь «из варяг в греки».


Религия – вера в сверхъестественные силы.

Политеизм – язычество – многобожие.

Главные славянские боги:

  • Перун – бог молнии, грома, войны; покровитель князя

  • Даждьбог – бог солнца

  • Стрибог – бог ветра

  • Сварог – бог неба

  • Велес – бог скота

  • Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, возрождения природы, покровительница рода; богиня удачливой судьбы


Общественный строй восточных славян

Родовая община Соседская община

  • кровное родство соседство родов

  • патриархальная семья

  • отец – глава рода

  • совместно владеют землями в совместном владении только

пастбища, леса, озера и т.д.

  • Начали выделяться вожди, складывается

сословная иерархия общества

(более полной данная схема сравнения соседской ии родовой общины дана в презентации, учащиеся могут сравнить результаты работы)

  • Можем совместно решать небольшие тесты со сложным заданием, чтобы выявить наиболее правильный вариант ответа, найти то ключевое слово, которое и поможет в решении. Пример …

  • Когда мы работаем над темой, мы не просто выбираем верный ответ, а подробно обсуждаем, почему именно этот ответ является единственно верным. Ученик должен обосновать выбор своего ответа, чтобы было ясно, было ли угадывание или у него неправильные знания. Пример..

  • Здесь же можно предложить ученику вспомнить тот факт, который связан с его ответом, оказавшимся неверным, повторить темы, связанные с перечисленными датами и событиями.

  • Предлагать учащемуся самому составлять тесты, но при этом уметь обосновывать выбор своих вариантов ответа. Т.е. он должен точно знать, например, почему эти варианты дат написаны, что в эти годы что-то произошло.

  • Важно правильно научить составлять опорные конспекты, чтобы ученик мог максимально плодотворно использовать свои записи при ответе.

  • Учащийся должен не столько механически запоминать, сколько мыслить, самостоятельно работать под руководством учителя. Отсюда и изменение характера изучения истории: проблемно-тематический способ с расширенной практикой решения познавательных задач. Этому способствует само разделение истории России на блоки, возможность лекционного изложения материала с постановкой конкретных задач и определением актуальности ее изучения, выделением основных проблем темы. А последующая система семинарских, практических, лабораторных занятий помогают учащемуся проработать выделенные вопросы, решить поставленные проблемы. В конце контрольное тестирование поможет проверить уровень знаний и умений учащегося.

  • Немаловажную роль играют различные нетрадиционные уроки, при подготовке к которым усваивается новый материал, изучаются дополнительные источники, литература: уроки-практикумы с проведением анализа исторических источников, уроки-конференции, «круглые сто­лы», интервью, международная панорама, устный журнал и др.: защита само­стоятельно подготовленных рефератов; ролевые или деловые игры, игра «Что? Где? Когда?» или брейн-ринги и др.; интегриро­ванные уроки, основанные на использовании межпредметных связей: история и литература, история и ИЗО, история и МХК, история и обществознание, обществознание и экология, обществознание и ОБЖ и т.д. На такой основе наиболее эффективно осуще­ствляется формирование не только предметных умений и навыков учащихся, но и развитие общеучебных уме­ний, реализация компетентностного подхода в обучении истории.

  • Тщательный анализ каждой контрольной работы помогает учителю выявить недочеты и менять акценты при изучении следующей темы: что не удалось сделать? Над какой темой еще следует поработать? Какие вопросы остаются самыми сложными? И т.д.

  • К сожалению, сокращение часов очень мало оставляет нам времени для глубокого анализа и работы, но по возможности нам надо хотя бы на итоговых занятиях стараться углубить знания, обобщить конкрет­но-исторический материал, и правильно выбрать способ проверки, внося разнообразие в нее.

  • При подготовке учащихся к ЕГЭ по истории особенно актуальным становится использование на уроках информационно-коммуникативных технологий. Современные педагоги все активнее внедряют разнообразные приемы использования цифровых образовательных ресурсов, которые являются важным средством развития наглядно-образного мышления. Методика их использования основывается на предоставлении учащимся опережающих заданий, в ходе выполнения которых они письменно фиксируют основные факты и явления в виде конспекта, тезисного плана и т.д. В связи с этим следует делать акцент на формирование у учащихся этих общеучебных умений и навыков. Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации способствуют мобилизации полученных знаний и актуализации их применения в конкретной ситуации.


Князь

(управлял племенем или племенным союзом)

Воевода (предводитель войска)

Жрецы (волхвы)

Дружина

(служилая знать)
Старшая дружина младшая дружина – отроки

(личная охрана князя)

(привилегированная часть общества)

Племенная знать

(главы больших и сильных патриархальных семей)
ВЕЧЕ – собрание всего племени (позже свободного населения)
(непривилегированная часть общества)

Свободные люди – смерды – основная часть земледельческого населения, также подверженная расслоению.

Мужи – наиболее зажиточные люди, из которых набирали войско (вои – те, кто участвовал в войне).

Челядь – женщины, дети, другие члены семьи, слуги – подчиняли мужам.

Нижние слои общество:

  • Сироты

  • Холопы

  • Убогие

  • Скудные

  • Нищие

  • Рабы – занимались принудительным трудом (внеэкономическое принуждение), не имели никаких прав.



Установилась военная демократия (предгосударственное образование).
Причины возникновения государства:

  • Заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников

  • Необходимость удерживать в подчинении, повиновении покоренные племена, обращенные в рабство

  • Потребность в организации крупномасштабных общих работ по ирригации, строительства храмов, пирамид;

  • Защита от внешних врагов и содержание постоянной армии.

  • Увеличение численности населения, необходимость урегулирования социальных отношений между членами общества

  • Разработка правовых норм

В различных странах причина могла быть различной. Со временем государства приобретало новые функции.

Функции государства:

  • Обеспечение экономического развития

  • Обеспечение правопорядка на территории страны, народовластия

  • Защита интересов, прав, свобод граждан своей страны

  • Защита целостности и независимости страны от внешних врагов

  • Взаимовыгодное сотрудничество с другими странами

  • Сбор налогов, забота и малоимущих, пенсионеров, инвалидов и т.д.

Признаки государства:

  • Единство территории – власть в стране распространяется на все население в пределах определенной территории

  • Публичная власть – т.е. способность и возможность отдельной личности или группы лиц (партии) влиять на поведение людей, принуждать выполнять определенные решения. Публичная власть имеет специальный аппарат для осуществления своей деятельности, в том числе и принудительный (армия, полиция и т.д.)

  • Суверенитет – внутри страны власть выше любой организации (н-р, церкви), и ее решения обязательны для всех, а вне страны – государство независимо от других стран в своей внешней и внутренней политике и не допускает вмешательство в свои дела

  • Законодательная деятельность – у государства есть исключительное право издавать общеобразовательные юридические нормы – законы страны

  • Налоговые сборы – благодаря налогам, сборам, пошлинам обеспечиваются поступления в бюджет страны, которые необходимы для решения различных задач: осуществление производственных программ, соцзащита населения, поддержка образования и здравоохранения, содержание госаппарата.

  • Право – это система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особая роль принадлежит международному праву.

  • Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила законов объясняется тем, что они принимаются высшей законодательной властью – парламентом, представительным органом или непосредственно народом – референдумом.

  • Государственное право – это совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан. Основной источник государственного права – конституция. В литературе и в ряде зарубежных стран, как правило, используется термин «конституционное право».


Процесс образования государства


  • Увеличение численности населения

  • Усложнение социальных отношений

  • Подъем производства + военная добыча

  • Появление прибавочного продукта (излишков производства)

  • Необходимость защиты частной собственности

  • Возникновение социального неравенства – классов

  • Появление возможности эксплуатировать часть населения (рабы)

  • Необходимость содержания постоянной армии

  • Государство – институт разработки правовых норм, защиты интересов привилегированных слоев общества, управления страной. Это геополитическое образование, система органов власти, культурно-исторический феномен.



Развитие производитель-ных сил, совершенствование орудий труда

Прибавочный продукт

(излишек)

Частная собственность

классы


ГОСУДАРСТВО


Прибавочный продукт – излишки производства, достаточные для содержания государственного аппарата

Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

РЮРИКОВИЧИ (IХ – ХII вв.)

Рюрик (862-879)




(912-945) Игорь + Ольга (945-962)




Святослав (962-972)



Ярополк Олег Владимир

(умер в 980; Киев) (умер в 977; древляне) (980-1015, Новгород, Киев)

972 – 980

От Рогнеды

(полоцкой княжны)




Борис и Глеб Святополк Окаянный Мстислав Храбрый

(убиты Святополком (1015-1019) (правил с Ярославом

в 1015) (сын Ярополка, умер в 1036)

усыновлен Владимиром)

Ярослав Мудрый

(1019-1054)

(Новгород, Киев)


Владимир Изяслав Святослав Всеволод

(1020-1052) (1024-1078) (1027-1076) (1030-1093)

Галицко-Волынское Киевское, Чернигов, Ростово-

княжество Новгородское Н. Муром Суздальское Н.

+ англосаксонская (погиб во время битвы + дочь византийского

Принцесса с сыновьями Святослава) императора

Константина Мономаха




из его рода Святополк Владимир Мономах

Ярослав Осмомысл (1050-1113) Переяславль, Киев

Ярослав Олег Гориславич

(Рязанское княжество) (умер в 1115)

его внуки Игорь и Всеволод (Буй-Тур)

Святославичи участвовали в походе

Против половцев в 1185 г.

(«Слово о полку Игореве»)

Правнук Мстислав Черниговский

погиб в битве при Калке в 1223 г.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ КНЯЗЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х в.



РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В Х в.

ДОГОВОРЫ

ГОДЫ

ПРЕДШЕСТВОВАВ-ШИЕ СОБЫТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА

911 г.

Успешный поход князя Олега на Византию.

907 г. и 911 г.


  • Восстановление дружественных и торговых связей (выгодное торговое соглашение)

  • Русские воины-добровольцы могли служить в византийском войске

  • Выплачивали ежегодную дань



944 г.

Неудачные походы князя Игоря на Византию.

941 и 944 гг.

  • Обязывалась Русь не претендовать на крымские владения Византии, не держать военной силы в устье Днепра

  • Предусматривалась помощь в борьбе с кочевниками

  • Продолжение выплаты частичной дани

  • Потеря торговых преимуществ



971 г.

Неудачный поход князя Святослава на Византию.

  • Русь обязывалась не нападать на Византию

  • Русь могла оказывать помощь Византии войсками



Причины принятия христианства на Руси:

  • По языческой традиции, умерших сжигали, уничтожая при этом часть имущества (в том числе и рабов); самоубийство принималось как естественное решение каких-либо ситуаций;

  • Растущий класс феодалов, который обеспечивал себя за счет бесконечных войн, стремился к еще большему обогащению. Возникла необходимость беспрепятственно обирать народ, отнимать весь излишек (прибавочную стоимость). Язычество же требовало, чтобы славянин обеспечил себе богатые похороны (язычник излишек не отдаст).

  • Новая религия примиряла людей с существующим строем, оправдывала богатство одних, нищету других, способствовало закрепощению, удержанию крестьян на землях феодалов, обещая воздаяние после смерти;

  • Христианство проповедует воздаяние за грехи, представление об аде и рае, способствует распространению моральных, религиозных норм. Страх наказания за грехи и вознаграждения за полную тягот земную жизнь стало частью сознания древнерусского человека;

  • Новая религия помогала поднятию и распространению престижа князей;

  • Часто среди народа вспыхивали восстания из-за непомерных поборов киевских князей. Христианство помогало отвлекать производителей от классовой борьбы, бороться с утаиванием части урожая, угрожая небесными карами; служение феодалу стало считаться долгом каждого;

  • Часть дружины была христианской, а другая – языческой. Это было не удобно при произношении клятвы до боя, воздаяния после победы;

  • Христианство выступило как духовная объединяющая сила полиэтнического государства;

  • От этого зависел международный авторитет страны, его экономические, торговые связи с другими странами и в первую очередь, с Европой.

ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ ПО ВИЗАНТИЙСКОМУ ОБРАЗЦУ

  • Близость Византии и давние политические и торгово-экономические отношения

  • Распространение христианства при Ольге, среди варягов

  • Политическая обстановка, когда Византия нуждалась в помощи при подавлении восстания полководца Варды Фоки и шла на уступки

  • Возможность сохранить независимость при принятии крещения.

988 г. – крещение Владимира (христианское имя Василий) и его дружины в

Херсонесе (Корсуни)

988-990 гг. – массовое крещение жителей Киева

990 г. – крещение Новгорода «огнем и мечом» Добрыней и Путятей
Двоеверие особенность русского православия в начальный период крещения – сочетание христианских догматов, правил с традициями и представлениями язычества.

Последствия ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ДРЕВНЕЙ РУСЬЮ Церковь как новая политическая организация поддерживала княжескую власть, укрепляла единство страны, оправдывала существующую социальную несправедливость, следила за моральным состоянием общества, способствовала распространению письменности.

Понятия

  • Русская правда – первый свод русских законов (обычное право)

  • Русская земля – единое государство, разделенное на волости

  • Земли – крупные, самостоятельные княжества

  • Волости – княжества, входившие в состав земли

  • Феод – земельное владение с крестьянами

  • Феодал – землевладелец

  • Феодализм – аграрное общество, общественно-политический строй, где есть крупное землевладение и зависимое население: феодалы и крепостные крестьяне.

  • Зависимое население:

  • рядовичи

  • закупы

  • наймиты

  • прощенники

  • холопы

  • рабы.

  • Вотчина – земельное владение, переходящее по наследству

  • Поместье – ненаследственное владение, даруемое на время службы князем феодалу

  • Феодальная раздробленность – закономерный процесс в развитии феодализма, когда каждый феодал стремится к независимости (сепаратизм)

  • Причины феодальной раздробленности:

- раздел территории между наследниками

- княжеские междоусобицы

- рост крупного землевладения

- натуральный характер хозяйства

- развитие ремесла

- рост и развитие городов

- усиление местного аппарата управления

+ феодальной раздробленности:

- рост городов, ремесел и торговли

- культурное развитие отдельных регионов

феодальной раздробленности:

- слабая централизация власти

- распад государства на отдельные княжества

- уязвимость для внешних врагов

- бесконечные войны


Владимир (980 – 1015)

  • Крещение Руси

  • Восстановление единства государства, прекращение междоусобиц (3 года)

  • Изменение во внешней политике: западное направление. Борьба с Польшей.

  • Стал строить оборонные укрепления для защиты от печенегов (Белгород). Появилась система светового оповещения.

  • Первая русская церковь – Десятинная в Киеве.

  • Система управления при Владимире – как при Святославе – сыновья великого князя становились наместниками в княжествах.


Ярослав Мудрый (1019 – 1054)

Его жена - дочь шведского конунга Олава — Ингигерда, Ирина.

1015 – 1016, 1019 гг. - борьба за киевский престол с Святополком Окаянным. 1014 г. – отказался платить дань Киеву, чем вызвал гнев отца.

1024 г. – борьба с тмутараканским князем Мстиславом. Поделили страну.

1025 г. – основная деятельность связана с просветительством и

христианизацией Руси.

1036-1037 гг. - в Киеве крепостные укрепления («город Ярослава»),

- Золотые ворота с надвратной Благовещенской церковью,

- Софийский собор,

- основаны монастыри святых Георгия и Ирины. Прообразами

этих построек были сооружения Константинополя и

Иерусалима; они призваны были символизировать

перемещение в Киев центра православного мира.

1038 г. – «Слова о законе и благодати» Илариона

Первая русская летопись — Древнейший свод.

1016 ? «Русская Правда».

1030-1040-е гг. –завершился процесс объединения под властью киевского

князя всех восточнославянских земель; походы на Польшу, Литву; 1036 г. – разгром печенегов.

1043 г. – предпринял поход на Византию (не удачно).

1051 г. – Иларион стал киевским митрополитом (независимость русской

епархии от Константинополя)

1054 г. – новый закон о престолонаследии: старшему в роду

(горизонтальное наследование)

Значение деятельности:

- крупный государственный деятель

- истинный христианин

- крупный градостроитель

- целеустремленный, настойчивый

- смелый воин, талантливый полководец

- 25 лет без войны на своей территории

- образованный человек – строил школы, распространял грамоту

Мономашичи
Всеволод Ярославич (1030 – 1093) + Мария (Анна -?), дочь византийского императора Константина IХ Мономаха.




Владимир Мономах Ростислав (ум. 1093)

(1053 – 1113 – 1125)

Жена – дочь англосаксонского короля Гарольда


Мстислав Великий Юрий Долгорукий

(1076 – 1125 – 1132) (ум. 1157)



Волынская ветвь Смоленская ветвь

Изяслав Ростислав




Мстислав Роман Мстислав Храбрый

(ум. в 1180)

Роман Мстислав Киевский

(1199 – 1205) (ум. 1223 г.) Мстислав Удалой

(ум. в 1228)
Даниил Галицкий

(1201 – 1264)
Владимир Мономах

1076 – с Олегом Святославичем участвовал в походе против чехов с поляками.

1078 – Всеволод – киевский князь, а Владимир получил Чернигов.

1080 – освободил Черниговские земли от половцев, нанес поражение кочевникам-торкам.

Подавил восстание владимиро-волынского князя Ярослава против отца.

1093 – умер Всеволод, Владимир уступил Киев по старшинству Святополку, а сам занял черниговский престол.

1093 – боролся с половцами и их союзником Олегом Святославичем.

1094 – уступил Олегу Чернигов, занял Переславль.

1095 – заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном, вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей (переяславский посадник, воевода) и киевского боярина Словята. (заложником у половцев был 10-летний сын его Святослав)

1097 – Любечский съезд, он инициатор. Другие съезды – 1100, 1103 (Долобский) гг.

1103, 1107. 1111 – военные походы против половцев, которые после поражений переслали надолго совершать набеги на Русь.

1113-1125 – великий киевский князь.

Принятие нового свода законов – «Устав»: защита права собственности, облегчение положения бедных, снижение %%, облегчение долговых обязательств. Это закон воссоединенной Руси.


ПОУЧЕНИЕ

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить". И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".

ТЕКСТ письма Владимира Мономаха Олегу Гориславичу
«О я, исполненный многими страстями (1) и печальный! Много борешься, душа, с сердцем, и одолело сердце мое (2), потому что тленны мы. Помышляю, как предстать пред Страшным судией, не покаявшимся и не примирившимся между собою (3). Ибо кто говорит: "Бога люблю, а брата своего не люблю" — ложь это (ср. 1 Ин. 4, 20). И еще: "Если не простите брату прегрешения его, то и вам не простит Отец ваш Небесный" (ср. Мф. 6, 15). Говорит пророк: "Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие" (Пс. 36, 1); "как хорошо и как приятно [жить] братьям вместе!" (Пс. 132, 1).

Но всё наущение дьявольское. Вот ведь были рати при умных дедах наших, при добрых и блаженных отцах наших. Дьявол ведь не хочет добра роду человеческому, ссорит нас. А написал я это тебе, потому что принудил меня сын твой (4), которого ты крестил, что сидит возле тебя; прислал ко мне мужа своего с грамотой, [так] говоря: "Уладимся и смиримся. А братцу моему суд [Божий] пришел (5). Так не станем мстителями за него, но положимся на Бога, когда предстанут они пред Богом. А Русской земли не погубим" (6). И я, видя смирение сына своего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: он, молод и неразумен, так смиряется, на Бога уповает — я же человек грешен, грешнее всех людей. Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ее с добром или с поруганием, об этом узнаю из твоего писания.

Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от Бога [отпущения] прежних своих грехов. Ибо [и] Господь наш, не человек, но Бог всей вселенной — что захочет, во мгновение ока все сотворит, — Сам претерпел насмешки, и плевание, и побои; и на смерть предал себя, владея жизнью и смертью. А мы что суть, люди грешные и злые: сегодня живы, а наутро мертвы; сегодня в славе и чести, а назавтра в гробу и в забвении, [и] другие собранное нами разделят. Посмотри, брат, на отцов наших: что взяли они и на что им одежды их? Но только и есть у них, что сделали душе своей.

Такими словами, брат, следовало тебе, пославши ко мне, опередить меня. Когда же убили дитя мое и твое (7) пред тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее, словно цветок, только что расцветший, словно агнец заколотый, сказать, стоя над ним, проникнув [в] помыслы души своей: "Увы мне, что сотворил! Воспользовавшись неразумием его, ради неправды мира сего призрачного, добыл грех себе, [а] отцу и матери — слезы". Подобало тебе сказать вслед за Давидом: "Знаю, грех мой всегда предо мною" (Пс. 50, 5). Не из-за пролития крови, [но] свершив прелюбодеяние, помазанник Божий Давид посыпал голову свою и плакал горько — тот час отпустил ему согрешения его Бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне грамоту написать утешительную, а сноху мою (8) послать ко мне — ибо нет в ней ни зла ни добра, — обняв ее, оплакал бы мужа ее и ту свадьбу их, вместо пения — ибо не видел я первые радости их, ни венчания их за грехи мои. Бога ради пусти ее ко мне скорее, с первым послом, чтобы, испустив слезы с нею, поселил ее рядом. И сядет она, словно горлица на сухом дереве, жалеючи, а я утешусь о Боге.

Тем ведь путем шли деды и отцы наши. От Бога ему суд пришел, а [не] от тебя. Если бы ты тогда свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова не занимал (9), но послал ко мне, то мы бы отсюда уладились. Но сам рассуди: мне ли подобало к тебе посылать, или тебе ко мне? Да если бы ты велел дитя [моему]: "Сошлись с отцом", десять раз я бы послал.

Дивно ли, если муж погиб на войне? Так умирали лучшие в роду нашем (10). Не надо было ему выискивать чужого и меня в стыд и печаль вводить. Научили ведь его отроки, чтобы себе добыть, — а ему добыли зло. Да если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа (11), то напиши грамоту с правдою — тогда и волость добром получишь, и сердце наше обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел я ведь крови твоей видеть у Стародуба (12). Но не дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления своего (13), ни от кого-нибудь из братьев. Если же я лгу, то Бог меня ведает и крест честной! Если же в том я грех совершил, что пошел на тебя к Чернигову из-за поганых, то в том я каюсь и о том братии печалился и еще им поведал, потому что человек есмь.

Если тебе добро, то… Если же худо, то вот сидит сын твой крестный с малым братом своим (14), хлеб едят дедовский (15). А ты в своем сидишь (16) — об этом и рядись. А если хочешь убить их — то вот они у тебя. Ибо не хочу зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь силой взять, то мы давали тебе и у Стародуба… отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим (17) рядились, да не может он без тебя рядиться. И не сделали мы ничего дурного, не сказали: ссылайся с братом, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, то не дано будет от Бога душе его узреть мира на том свете. Не от нужды говорю тебе, не из-за беды какой по Боге, сам услышишь. Но душа моя дороже мне всего света сего.

"На Страшном суде без обвинителей себя обличаю" (18), и прочее.

ТЕСТ № 1 «РУСЬ в XIXII вв.»

  1. В каком городе принял обряд крещения князь Владимир7

а) Херсонес б) Киев в) Белгород г) Иерусалим.

2. Кого на Руси называли рядовичами?

а) наемного работника по договору в) слугу

б) рядового дружинника г) раба.

3. Крещение Руси произошло в … г.

4. Что такое Русская Правда?

5. Что такое феодализм? Назовите признаки феодализма.

6. Крещение Руси произошло при князе … .

7. В X в. центром объединения русских земель стало:

а) Московское княжество в) Киевское княжество

б) Новгородская земля г) Тверское княжество.

8. Форма взимания дани в Киевской Руси:

а) барщина б) ясак в) паломничество г) полюдье.

9. Каковы причины феодальной раздробленности на Руси?

10. Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение:

а) об организации похода против половцев

б) о порядке замещения киевского престола

в) каждому владеть отчиной своей и всем совместно охранять русскую землю

г) ввести правило Юрьева дня.

11. При каком князе в Киеве был построен храм Святой Софии:

а) Олеге б) Святославе в) Игоре г) Ярославе Мудром.

12. Назовите даты правления Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

13. Назовите имена выдающихся исторических деятелей Руси X – XII вв.

14. В XII в. основную массу населения городов составляли:

а) ремесленники б) торговцы

в) воинская дружина г) крестьяне.

15. Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в.

а) «Повесть о горе-злосчастии» в) «Повесть временных лет»

б) «Повесть о Петре и Февронии» г) «Повесть о разорении

Рязани Батыем».

Тест № 2 Раздел 1: «Начало Руси»

Часть 1.

1. Византийские, немецкие и арабские авторы термином "Русь" называли сложившиеся на рубеже VIII – IХ вв. государственное образование в районе:

а) Прикарпатья б) Среднего Поднепровья в) Буга г) Волги

2. В Среднем Поднепровье к VIII в. сложился мощный союз племен:

а) кривичи б) словене в) древляне г) поляне

3. Начало городу Киеву дало племя:

а) словен б) радимичей в) полян г) волынян

4. Основное занятие восточных славян:

а) гончарное ремесло б) ткачество в) земледелие г) прядение

5. Бог Солнца у восточных славян:

а) Велес б)Перун в) Стрибог г)Ярило

6. Как звали бога грома и молнии:

а) Сварог б) Перун в) Стрибог г) Ярило

7. Как называется древнейший период каменного века:

а) палеолит б) мезолит в) неолит г) энеолит

8. Переход к производящему хозяйству произошел в период:

а) палеолита б) мезолита в) неолита г) энеолита

9. Каким было общественное устройство восточных славян к IХ веку:

а) военная демократия в) соседская община

б) община г) республика

10. Обрядовый праздник восточных славян, с которого у них начинался годовой цикл:

а) масленица б) праздник урожая в) святки г) троица

11. Киевские князья в IХ веке стали именовать себя титулом:

а) Каган б) Конунг в) царь г) великий князь

12.В каком году Рюрик начал княжить в Новгороде:

а) 862 г. б) 882 г. в) 988 г. г) 962 г.

13. Какое княжество становится центром объединения Русских земель в IХ в.:

а) Новгородская земля в) Киевское княжество

б) Тверское княжество г) Смоленское княжество

14. В каком году князь Олег захватил Киев и основал государство восточных славян – Киевская Русь:

а) 882 г. б) 982 г. в) 898 г. г) 862 г.

15.Какой город в IХ веке называли "матерью городов русских":

а) Новгород б) Москва в) Киев г) Тверь.

16. Принятие христианства на Руси произошло в:

а) 945 г. б) 988 г. в)1015 г. г) 882 г.

17. После принятия христианства Русь стала:

а) католической в) христианской по византийскому образцу

б) православное г) обществом «двоеверия».

18. В каком веке появилась норманнская теория происхождения Русского государства:

а) ХII в. (летописец Нестор) в) ХIХ в. (Карамзин)

б) ХХ в. (Гитлер) г) ХVIII в. (немецкие историки Миллер, Байер)

19. В Новгороде в 1862 г сооружен памятник «Тысячелетие России». Какое событие и какая дата взята за точку отсчета:

а) 1000-летие крещения Руси

б) 1000-летие приглашения на княжение в Новгород Рюрика:

в) начало династии Романовых

г) 1000-летие славянской азбуки

20. Значение христианизации Руси заключалось в:

а) укрепление единства страны в) начала феодальной раздробленности

б) ослабление единства страны г) становление лидера в православном мире

Часть 2. Ответьте на вопросы:

1. Попала ли Русь в зависимость от Византии в результате принятия

христианства по византийскому образцу?

2. Кто, когда и каким образом основал Киевскую Русь?

3. Что такое: "натуральное хозяйство"

"военная демократия"

"государство"

"прибавочный продукт"

"норманнская теория"
Часть 3. Сравните деятельность Владимира и Ярослава Мудрого.


Владимир

Ярослав

Общее:







Различия:









Структура ЕГЭ всем известна; я её напомню применительно к отдельным частям.

Часть А:

-знание дат, терминов, фактов (места, обстоятельств, участников событий);

-знание периодов наиболее значительных событий;

-соотнесение единичных фактов и общих явлений;

-указание характерных, существующих признаков;

-группировка фактов по указанному признаку;

-знание исторических понятий;

-объяснение причин и следствий;

Часть В:

-поиск информации в источнике;

-установление последовательности исторических событий;

-группировка фактов по указанному признаку;

Часть С:

С1 – С3

Атрибуция документа, определение событий, явлений, личности;

-разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте;

-анализ позиции автора, рассмотрение версий и интерпретация событий.

С47

С4: обобщающая характеристика, систематизация исторического материала;

С5: анализ исторических версий, оценок;

С6: анализ исторической ситуации;

С7: сравнение исторических событий и явлений.

Удельный вес заданий С в (контексте) количестве баллов за всю работу составляет 30% от общего числа баллов, следовательно, в своем выступлении я акцентирую внимание на системе работы по подготовке учащихся к выполнению заданий части С.