|
«Звук и буква [з]» Занятие по подготовке детей старшего дошкольного возраста обучению грамоте
«В гостях у Зои» по теме «Звук и буква [з]» Учитель-логопед: Кичко Т.А.
Высшая категория Коррекционно-образовательные цели: активизация словаря по теме «Международный день языка»
Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представлений; навыков анализа слогового состава слова, словесного состава предложения.
Коррекционно-развивающие цели: развитие мышления, речевого слуха, общих речевых навыков, координации речи с движением, контроля над собственной речью.
Воспитательные цели: воспитание культуры речи к родному языку, доброжелательного отношения друг к другу, формирование самостоятельности. Оборудование: куклы, предметные картинки, карандаши, тетради, кассы, конверты для схемы слов. Ход занятия:
I. Орг. момент
Психогимнастика
Игра «Комар». Логопед держит подвешенную бумажку с изображение комара и произносит «З-з-з», дети имитируют мимикой разные состояния: «назойливого комара» (боимся, укусил, прогоняем, не боимся). II. Сообщение темы
Утром прилетел комарик и будит Зою: з-з-з.
Как звенел комарик?
Какой первый звук в имени девочки?
Да, сегодня мы будем дружить со сзвуком [з]
Кто мне назовет характер звука [з] (согласный, звонкий, твердый) III. Развитие фонематических представлений в слогах.
Анализ и синтез слогов за, зо, зу.
Поймайте звуки [з], [а].
Какой слог вернете?
Ловите звуки [з], [о]
Какой слог получился?
Дайте мне первый звук из слога [зу], и второй звук IV. Произношение звука [з] в словах, определение позиции.
Ребята, как ласково мама называла Зою (Зоюшка, Зоинька, Зоюшенька)
Давайте догадаемся, что же делала Зоя утром?
Она отодвинула (занавеску), постель (заправила), сделала (зарядку), косички (заплела), почистила (зубы)
Как называется паста, которой чистят зубы? А порошок?
Потом Зоя пошла на кухню. Что она делала? (завтракала)
К Зое в гости пришли две подруги. Давайте придумаем им имена со звуком [з] (Лиза, Аза)
Девочки принесли картинки. Назвать и определить позицию звука (в начале, в середине, в конце).
Реши девочки поиграть в игру « Раздели на слоги, выдели гласную»
Аза предлагает опустить головки на руки, закрыть глаза. Она будет произносить слова, а вы поднимите столько пальчиков, сколько слогов с словах.
Зоя и Лиза решили узнать, сколько слогов и звуков в слове «тазы». Давайте им поможем.
Как вы думаете, сколько слогов? Почему? Какой первый слог? Какой второй слог? Посчитайте, сколько звуков в этом слове. Какой первый? Второй? Третий? Четвертый?
Давайте составим схему этого слова.
Длинной полоской выкладываем слово, короткими слоги, квадратами звуки.
На каком месте слышите звук [з]. Назовите гласные звуки. Вывод: Сколько гласных звуков в словах, столько же и слогов. V. Физминутка. Координация слова с движением
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бъет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок
На носочках скок да скок
А затем в присятку,
Чтоб не мерзли лапки.
VI. Составление предложений со звуком [з]
1. Согласование прилагательных с существительными. Про что можно сказать (зимний, зимняя, зимнее).
2. Составление предложений по картинкам.
3. Анализ словесного состава предложений, составленных детьми.
Игра «Живые предложения» VII. Звук [з] в связной речи
Лиза любит чистоговорки. Давайте для Лизы повторим чистоговорку со словом «коза».
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – вместе мы пасли козу.
Зы-зы-зы – колоколькик у козы.
За-за-за - уходи коза домой. VIII. Знакомство с буквой З
У звука [з] есть сестра – это буква З.
Посмотрите и скажите, на что похожа эта буква
(На эту букву посмотри, она совсем как цифра 3)
а) показ буквы.
б) нахождение в кассе.
в) из скольки элементов состоит эта буква
г) проресовывание буквы в воздухе.
Составление слогов из разрезной азбуки.
Составление схемы слова «коза». Итог: Какой звук мы изучали? Кто нам помагал? Какой это звук? С какой буквой познакомились? Что вам больше всего понравилось? Что было трудно для вас? |
|
|