Главная страница


Изложение описание «клюква»



Скачать 442.56 Kb.
НазваниеИзложение описание «клюква»
страница1/5
Дата14.04.2016
Размер442.56 Kb.
ТипИзложение
  1   2   3   4   5

ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «КЛЮКВА»
Цели: Уточнить представления о тексте описание, его составных частей.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к растениям нашего края.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Что за бусинка вот тут на стебле повисла?

Глянешь – слюнки побегут, а раскусишь – кисло. (Клюква)

-Что вы знаете об этом растении?

-Какая она, назовите ее лекарственные ценности?

-Какой текст у нас получится?

-Что отличает текст описание от других видов текстов?
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
-Соответствует ли текст тексту описанию?
АНАЛИЗ ТЕКСТА
-Где растет клюква?

-Как автор ее описывает?

-Чем полезна ягода?

-Когда ее собирают?

-А что происходит с клюквой за зиму?
План:

  1. Адрес клюквы.

  2. Как растет ягода.

  3. Витамины.


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Подбор синонимов, прилагательных, объяснение орфограмм:

Болото (какое?) … по скатерти станет

Ягода (какая?) … осенью за зиму

Поплавок… на волне сфагнум

Стелющиеся рассыпал снизу – сверху


ЗАПИСЬ ТЕКСТА
Индивидуальная помощь слабым учащимся.
АНАЛИЗ
ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «УТЯТА»
Цели: Развивать умение составлять план текста, выделяя главную мысль.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-В траве зернышки найдет и детей скорей зовет.

Из окна недалеко слышится нам: Ко-ко-ко! (Курица)
-Вдоль по речке, по водице плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет за собою всех ведет.

Весел нет у малых лодок, а корабль очень ходок:

Влево, вправо, взад, вперед, всю ватагу поведет. (Утята и утка)
-Какая связь между птицами?

-Бывают ли дикие куры? Утки?

-Могут ли они общаться между собой?


ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
-Определите тип текста.

-Докажите, назвав основные черты текста- повествования.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
-От чьего лица идет речь в тексте?

-Измените текст, чтобы речь шла от 3-го лица.

-Каким и словами заменим местоимение «я»? (писатель, лесник, хозяин)

-Где автор взял утят? Оцените его поступок.

-Как он поступил с утятами?

-Что вы можете сказать о Дусе? А о Марусе?

-Кто помог утятам?
Составление плана (в парах), выделив основную мысль каждой части:

  1. Похищение.

  2. Утки окрепли.

  3. На гнезде.

  4. Мама-курица.


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
вывелись прожили окрепли устроили

положили высиживать капризничала волновалась

болото дикарки утиное не хотела сидеть
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «НА ОЗЕРЕ»
Цели: Уточнить представления о тексте повествовании, его составных частях.

Формировать орфографическую зоркость.

Способствовать общему развитию учащихся через анализ и синтез.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Послушайте отрывки:

«Вот пискнула птица. Клюв у нее, как клещи. Спинка красненькая. Живет клест в сосновых и еловых лесах».

«Было холодно. Синичка села на подоконник. Дети открыли форточку и птичка влетела в комнату. Ребята накормили ее».

«Оляпка- водяной воробей. Эта птица обитает вдоль рек и озер. Она ищет пищу на дне водоема. Почему ей не холодно под водой? А потому, что перья у птицы покрыты слоем жира».

-Что вы можете сказать о текстах? (разные виды)

-В чем особенность каждого вида текстов?

-Что объединяет все тексты? Определите тему изложения.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
-Определите тип текста. Выделите главную мысль.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
-Деление текста на части и коллективное составление плана:

  1. Странные звуки.

  2. Это пеликан.

  3. Птица найдена.

-Когда и где происходили события?

-Как вели себя люди?

-Опишите пеликана.

-Как вел себя пеликан в неизвестных условиях?

-Кто его нашел?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Подбор прилагательных:

Солнце… стук… вода… оперенье… голова… клюв…

Поднялось, словно, переливались, не было, оцепенели, величиной, как будто, приклеен, сбежал, несколько, яйцо.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
Индивидуальная помощь слабым учащимся.
АНАЛИЗ
ИЗЛОЖЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ «ОТЧЕГО КРАПИВА ЖЖЕТСЯ?»
Цели: Уточнить представления об особенностях текста рассуждения, его составных

частях.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к растениям.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Вырастет, где придется,

И кусается и жжется. (Крапива)

-Что вы знаете об этом растении?

-Какими лекарственными свойствами обладает крапива?
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
-Определите тип текста. Докажите, что это текст рассуждение.

Дополните текст словами – рассуждениями.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
-Какие два растения вызывают слезы?

-Как это делает лук? А крапива?

-Почему крапива жжется?

-Что нового вы узнали?
План:

  1. Что вызывает слезы?

  2. Полезное и вкусное растение.

  3. Как крапива защищается?


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
-Подбор прилагательных:

слез, лука, глаза, ребятишки, щи, растение, зелени, волосками, с кислотой, горлышко, на руках, волдыри.

-Глаголы:

появляются, впивается, ломается, выливается, умеет защищаться, становятся.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
Индивидуальная помощь, при корректировании текста в текст-рассуждение.

АНАЛИЗ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ»
Цели: Развивать умение передавать описание близко к тексту.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к животным нашего края.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЙО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-В краю, где не шепчутся ветры в листве,

Единственный куст на его голове.

В безлесное царство свирепой пурги

Унес он с собою кусочек тайги.

От кряжистых сосен, от светлых берез,

От чащи, где предок резвился и рос.

И ветер летит с ледяных берегов

Сквозь голые ветки оленьих рогов. Е. Фейерабенд
-Что вы знаете о северных оленях?

(Мясо и шкура оленей – главное богатство местных жителей. Оленям нужен мох – ягель, Отыскивая его, они сами меняют пастбища. А за оленями перебираются и ненцы, переносят свой чум, сое хозяйство).
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
-Чем интересен текст? (повествование и описание)
АНАЛИЗ ТЕКСТА
-Почему автор назвал оленей удивительными?

-Чем питаются северные олени?

-Опишите как выглядят олени? Чем они отличаются от оленей, живущих в южных странах?

-Опишите ягель. С чем сравнивается ягель по цвету?

-Какие трудности испытывает олень зимой?

-Что вы еще можете дополнить о северных оленях?

План:

  1. Удивительное животное.

  2. Ягель.

  3. Зимой.

  4. Стертые копыта.


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Обсуждение написания безударных падежных окончаний прилагательных:

Животное (какое?) … корм… ягель… растение…

Цвета …. светом …. пастбище …. снегом…

Приходу… корма… оленя..

Долгожданному, необходимого, распрягут, добраться, разгребать, серебро, серебряное.

-Как вы понимаете значение слова – неутомимый?
ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ

СОЧИНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

«ЕЛОВЫЙ ЛЕС»

Цели: Развивать умение сочетать в одном тексте элементы разных видов – повествование

и описание.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе, наблюдательность.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
-Меня всегда в лесу найдешь, пойдешь гулять и встретишь.

Стою колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель)

-Чем необычно дерево ель?
СПРАВКА Хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад. Они морозостойкие. Их листья – хвоинки, такая форма помогает им сохранять минеральные вещества и не засыхать зимой. Хвоя меняется постепенно через 6 – 10 лет. Стволы смолистые, семена спрятаны в шишках. Голос ели звонкий, певучий, из ее древесины делают музыкальные инструменты – скрипки. Еловый лес – ельник, стоят в нем мощные прямые деревья, словно доблестные воины, охраняющие покой и тишину.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

-Составим план текста. Какие характерные черты текста повествования вы знаете?

План:

  1. Поход в лес.

  2. Еловый лес.

  3. Кормушка для птиц.

-Как выглядит еловый лес?
  1   2   3   4   5