Главная страница


Рабочая учебная программа по химии для 9 класса составлена на основании документов: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян



НазваниеРабочая учебная программа по химии для 9 класса составлена на основании документов: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян
страница1/4
Дата11.04.2016
Размер0.66 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по химии для 9 класса составлена на основании документов:

- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.-

5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008;

- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14),

- Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику:

- «Химия. 9 класс. Базовый уровень»: Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. — М.: Дрофа, 2010 -210 с. Содержание учебника соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Общие цели основного общего образования с учетом специфики химии

Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения химии в основной школе являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета «ХИМИЯ»

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,  исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Место курса «Химия» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение химии в 8-9 классах отводит 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю).

Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.

Данная рабочая учебная программа рассчитана на 67 часов в год и 3 часа резервного времени, всего 70 часов, 2 часа в неделю (35 недель).

Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. Химия входит в группу предметов познавательного цикла, поэтому ведущую роль играют познавательные ценности, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;

  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • понимания необходимости здорового образа жизни;

  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования химической терминологии и символики;

  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,    соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение,    генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
· классифицировать изученные объекты и явления;
· наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории   Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Ведущие формы, методы и технологии обучения

Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: беседы, интегрированные уроки, семинары, уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные, частично –поисковые, проблемные методы, технологии уровневой дифференциации и элементы коллективных способов обучения КСО (работа в парах).

Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: фронтальный и индивидуальный устный опрос, контрольные работы, тесты, химические диктанты, самостоятельные работы, химические практикумы (практические работы)

Итоговая и промежуточная аттестации в виде уровневой контрольной работы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон правило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также npи выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя

Оценка экспериментальных умений Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

-допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»: допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждение и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждение и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждение нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждение и в решение.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за триместр, полугодие, год.

Тематическое планирование, химия 9 класс



блок -темы

Название блок-темы

Кол-во

часов

В том числе лабораторных и практ.работ, конт. работ, зачетов

Л /работ

П/работ

контрольных

зачетов

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса

4

1

-

1




2

Металлы

18

3

3

1




3

Неметаллы

26

4

2

1




4

Органические соединения

14

3

1

1




5

Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы

5

-

-

1







Резервное время

3
















Итого

70

11

6

5





Содержание учебного материала

Программа курса 9 класса состоит из 5 тем-блоков. Практикумы включены в темы «Металлы» и «Неметаллы», поэтому количество часов отведенных на соответствующие блок-темы, увеличилось, кроме того, сюда же добавлено по 1часу за счет темы «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» для проведения коррекции ЗУН.

В содержании курса раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

В каждом блоке-теме соблюдается определенная логическая структура – за уроками формирования новых знаний и способов действия, следуют уроки отработки знаний (лабораторные работы, уроки комплексного применения знаний), уроки контроля.
Перечень обязательных практических работ

1. Осуществление цепочки превращений металлов

2. Получение и свойства соединений металлов

3. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств

4. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

5. «Получение, собирание и распознавание газов (углекислого газа, аммиака)

6. Изготовление моделей углеводородов
Перечень обязательных контрольных работ

1.Контрольная работа №1 (вход)

2. Контрольная работа №2 «Металлы»

3. Контрольная работа №3 «Неметаллы» (рубеж)

4. Контрольная работа №4«Органические соединения».

5.Контрольная работа №5 «Итоговая» (выход)
Блок-тема №1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса»- 4 часа

КДЦ:

Обобщить знания уч-ся о строении атома, хим.элементах, их классификации и формах их существования в виде величайшего закона природы -Периодического закона и его графического отображения- Периодической системы. Раскрыть научное и мировоззренческое значение ПЗ.

В результате изучения темы ученик 9 класса должен

Знать/понимать:

-строение атома, характер простого вещества; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла); свойства электролитов в свете ТЭД; генетические ряды металла и неметалла

Уметь:

-сравнивать свойства простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними

по периоду и подгруппе элементами;

- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов

Развивать познавательные интересы учащихся, общеучебные и интеллектуальные умения (выделять главное в рассказе учителя, тексте учебника, кратко излагать мысли в письменной форме, сравнивать факты, обобщать);

Воспитывать убежденность в познаваемости мира, содействовать воспитанию аккуратности, ответственности.

Блок-тема №2 «Металлы»-18 часов

КДЦ:

Повторить с уч-ся положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов (металлическую хим.связь и кристаллическую металлическую решетку), основные закономерности изменения свойств элементов в ПС по вертикали, металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку, физ. и хим.свойства Ме, свойства основных оксидов и щелочей; обобщить и расширить сведения о физ.свойствах металлов и их классификации; познакомить с природными соединениями металлов и с самородными металлами; дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть пиро-,гидро- и электрометаллургию; дать понятие о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии;

В результате изучения темы ученик 9 класса должен

Знать/понимать:

- особенности строения их атомов и кристаллов

- физические и химические свойства металлов, свойства основных оксидов и щелочей

- формулы химических веществ и уравнения хим.реакций;

- способы защиты от коррозии;

- качественные реакции на ионы металлов

Уметь:

- составлять схемы строения атомов металлов4

- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы

и периода, к которым принадлежит металл;

- объяснять закономерности изменения свойств металлов

Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов.

Воспитывать убежденность, что наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки; развитие химии и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом.

Блок-тема №3 «Неметаллы» -26 часов

КДЦ: развитие теоретических основ химического знания важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки на примере элементов - неметаллов, а также их соединений;

В результате изучения темы ученик 9 класса должен

Знать/понимать:

- особенности строения их атомов и молекул неметаллов

- физические и химические свойства неметаллов, свойства кислотных оксидов и кислот

- формулы химических веществ и уравнения хим.реакций;

- качественные реакции на

Уметь:

- составлять схемы строения атомов неметаллов;

- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы

и периода, к которым принадлежит неметалл;

- объяснять закономерности изменения свойств неметаллов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- объяснения химических явлений, происходящих в лаборатории, на производстве,

в повседневной жизни;

Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств неметаллов.

Воспитывать убежденность в общественной потребности в развитии химии, а также формирование у отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
Блок-тема №4 «Органические соединения» -14 часов

КДЦ: сформировать понятие о предмете органической химии, о валентности в сравнении со степенью окисления, о реакциях дегидрирования, реакциях гидрирования как противоположном процессе; раскрыть основные положения теории строения орг.соединений Бутлерова, ее значение для орг.химии; взаимосвязь понятий «строение- свойства -применение» на примере углеводородов; познакомить с гомологическими рядоми алканов, алкенов, одноосновных карбоновых кислотах и сложных эфиров, мылов и СМС, аминокислот, углеводов, белков (их представителями, свойствами и применением).

В результате изучения темы ученик 9 класса должен

Знать/понимать:

- понятия: «гомологический ряд», «гомологи», «общая формула», «изомерия»,

- номенклатуру углеводородов на примере алканов, алкенов.

Уметь

- характеризовать химические свойства веществ;

- называть соединения по ИЮПАК;

- определять состав веществ по их формулам

- раскрывать особенности орг.веществ в сравнении с неорганическими.

Развивать общеучебные, интеллектуальные и специальные умения учащихся.

Воспитывать убежденность в гуманистическом характере химической науки, развитие которой призвано решать глобальные проблемы человечества; содействовать воспитанию коммуникабельности, ответственности, трудолюбия, самостоятельности.

Блок-тема №5 «Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы»

5 часов +3 ч- резервное время
КДЦ: обобщить и систематизировать знания за курс основной школы

В результате изучения темы ученик 9 класса должен

Знать/понимать:

- закономерности изменения свойств элементов и их соединений в свете представлений о строении

атома;

- типы химических связей и типы кристаллических решёток;

- классификацию химических реакций;

- изученные в курсе основной школы простые и сложные вещества (неорганические и органические);

- генетические ряды металла, неметалла.

Уметь

- характеризовать химические свойства веществ в свете ТЭД и представлений о процессах

окисления-восстановления;

- называть важнейших неорганических и органических соединений;

- определять состав веществ по их формулам

- составлять уравнения химических реакций различных типов.

Развивать общеучебные, интеллектуальные и специальные умения учащихся.

Воспитывать убежденность в гуманистическом характере химической науки, развитие которой призвано решать глобальные проблемы человечества; содействовать воспитанию коммуникабельности, ответственности, трудолюбия

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать.

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений):

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет.

Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химичес-ких элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений.

Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объём.

Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Коэффициенты в уравнениях химических реакций как отношения количества веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции. Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.

Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неоргани-ческих веществ. Кислород. Воздух. Горение. Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Водород. Вода. Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Амфотерность. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными классами неорганических соединений.

Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических элементов: щелочные металлы, галогены.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества

Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.

Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.

Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Кова- лентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.

Многообразие химических реакций

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость хими-ческих реакций.

Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектро-литы. Катионы и анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.

Многообразие веществ

Естественные семейства химических элементов металлов и неметаллов. Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов — простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на примере элементов второго и третьего периодов.

Общая характеристика металлов на основе их положения в перио-дической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств металлов — простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов. Амфотерные соединения алюминия. Общая характеристика железа, его оксидов и гидроксидов.

Уметь:

Соблюдать правила:

— техники безопасности при обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочей,

негашеной известью, водородом, метаном, минеральными удобрениями;

— личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;

— оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Проводить:

— нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание;

— опыты по получению и собиранию оксида углерода (IV);

— распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;

— изготовление моделей молекул веществ (Н20, С02, НС1);

— вычисления:

а) массовой доли химического элемента по формуле вещества,

б) количества' вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ,

в) массовой доли растворенного вещества.

Называть:

— химический элемент по его символу;

— вещества по их химическим формулам;

— свойства неорганических веществ;

— признаки и условия осуществления химических реакций;

— типы химических реакций;

Определять:

— простые и сложные вещества;

— принадлежность веществ к определенному классу;

— валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях;

— вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;

— тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характеру теплового эффекта, в) по изменению степеней окисления химических элементов.

Составлять:

— формулы неорганических соединений (по валентности химических элементов или степени окисления);

— схемы распределения электронов в атомах химических элементов с порядковыми номерами 1—20;

— уравнения химических реакций различных типов;

Характеризовать:

— качественный и количественный состав вещества;

— химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;

— свойства высших оксидов элементов с порядковыми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;

— химические свойства неорганических веществ;

— химическое загрязнение окружающей среды как неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве;

— способы защиты окружающей среды от загрязнений;

— строение и общие свойства металлов;

— связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;

— свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона

— состав и применение веществ: пищевой соды, медного купороса, йода (спиртовой раствор)

Объяснять:

— физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

— закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;

— причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;

— сущность процессов окисления и восстановления;

— условия горения и способы его прекращения;

— зависимость свойств веществ от вида химической связи.

Перечень химических элементов, веществ и их свойств, включенных в требования к уровню подготовки выпускников

Химические элементы: Н, Не, Li, Be, В, С, N, О, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, CI, At, K, Ca, Fe, Cu, Ag, Zn.

Простые вещества

Неметаллы: водород (взаимодействие с кислородом, оксидом меди (II)), получение в лаборатории при взаимодействии цинка (железа) с соляной кислотой;

кислород (взаимодействие с водородом, серой, фосфором, магнием, медью, железом, метаном), получение из пероксида водорода и перманганата калия, аллотропия; сера (взаимодействие с кислородом, цинком, железом и магнием);

углерод (аллотропия, взаимодействие с кислородом с образованием оксидов углерода (II) и (IV)), восстановление меди углем и водородом из оксида меди (II).

Металлы: натрий, калий, кальций (взаимодействие с серой и водой); магний и алюминий (взаимодействие с серой, соляной кислотой); железо, цинк (взаимодействие с серой, соляной кислотой, растворами солей СuCl2, CuS04).

Сложные вещества.

Оксиды неметаллов: S02, S03, Р205, С02, Si02 (отношение к воде, щелочам).

Оксиды металлов: Na20, MgO, CaO, А1203, Fe203, CuO (отношение к воде, кислотам).

Основания: NaOH, КОН, Са(ОН)2 (взаимодействие с кислотами, с оксидами неметаллов); Cu(OH)2, Fe(OH)3 (взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании).

Амфотерные гидроксиды: Zn(OH)2, А1(ОН)3 (взаимодействие с растворами кислот и щелочей, разложение при нагревании).

Кислоты: НС1, H2S04 (отношение к индикаторам, взаимодействие с некоторыми металлами, основными оксидами, основаниями, солями — СаС03, ВаС12, AgN03).

Соли: хлориды, нитраты, сульфаты, сульфиды железа (II), меди (II), фосфаты; химические реакции замещения и ионного обмена.

Реакции окисления-восстановления: металл + неметалл, металл + кислота, металл + соль, водород + оксид металла.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

I. Учебно-методический комплект

Для учителя

1. О.С. Габриелян. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. О.С. Габриелян.

3. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007.
4. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2005-2008.

5. М.Ю. Горковенко. Химия. 9 класс: Поурочные разработки по химии к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузеея, Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.-М.: ВАКО,2005.-368 с.(В помощь школьномуучителю).

6.А.С.Егоров.Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. Изд.

2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. -320 с.

7. Корощенко А.С.Химия: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА: 9-ий кл..- Владимир:ВКТ,2010 -158 с.

8.. Габриелян О.С.Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян.- 5-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2008.-78,[2 ]с.

9. Вестник образования России –

№12, 13, 2004г;

10. Корощенко А.С.Химия. Самостоятельная подготовка к ГИА. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ А.С.Корощенко.-М.: Издательство «Экзамен», 2011.- 222,

[2 ]с.(«Серия ГИА. Полный курс А,В,С»)

Для ученика.

1.О.С. Габриелян. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

2. Габриелян О. С.. Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ.

9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс». М.: Дрофа, 2006-2008



.

II. Оборудование и программное обеспечение

Компьютеры

Проектор

Интерактивная доска

Ш. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Соответствует оснащенности кабинета.

  1   2   3   4