|
Модуль 1.2. Тема: «Закон сохранения массы веществ.
Закон постоянства состава веществ.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Закон Авогадро»
№ уч.
элемента..
| Учебный материал с указаниями заданий
| Рекомендации по выполнению заданий, оценка
| УЭ-0
| Интегрирующая цель: Изучив материал данного урока, вы будете знать стехиометрические законы – закон сохранения массы веществ и закон постоянства состава. Уметь применять эти законы в конкретных условиях
| Прочитайте цель урока
| УЭ-1
| Входной контроль знаний
Задание: Дайте ответы на следующие вопросы:
Что называется химическими реакциями?
Что называется реагентами и продуктами реакции?
Что называют химическим уравнением?
Что показывают коэффициенты в уравнении химической реакции?
| Работайте в парах.
Оценивается 4 баллами
| УЭ-2
| 1. Повторите закон сохранения массы веществ.
Задания:
Дайте определение названного выше закона.
Ответьте на вопросы заданий № 4-6, с. 7 учебника.
Составьте уравнения реакций, которые выражаются следующими схемами:
Вариант 1. а) Fe + Cl2→FeCl3
б) C3H7OH + O2 → CO2 + H2O
в) N2O5 + H2O → HNO3 Вариант 2. а) Al + S → Al2S3
б) Li3N + H2O → NH3 + LiOH
в) Fe(OH)3 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + H2O
| Прочитайте первый раздел
§ 2. Ответы запишите в
тетрадь.
Оценивается 5 баллами
|
| 2. Повторите закон постоянства состава
Задания:
Дайте определение закона.
Для веществ какого строения применим этот закон.
Ответьте на вопрос задания № 7, с.7 учебника
| Прочитайте второй раздел
§ 2. Ответы запишите в
тетрадь. Оценивается 3 баллами
| УЭ-3
| 1. Повторите алгоритм решения расчетных задач по уравнениям химических реакций, используя такие величины, как масса, объем и количество вещества.
Задания:
Внимательно прочитайте алгоритм.
Пользуясь алгоритмом, решите задачу:
Вариант 1. Какая масса магния Mg вступает в реакцию с серной кислотой H2SO4 , если в результате реакции выделяется 5,6 л водорода Н2 при н.у.?
Вариант 2. Определите объем водорода Н2 (н.у.), который образуется при взаимодействии 1,5 моль алюминия Al с избытком серной кислоты H2SO4?
| Найдите информацию в табл. Н.Б.Ковалевской с.30
Ответы запишите в тетрадь
Оценивается 3 баллами
|
| 2. Повторите закон Авогадро и следствия из него. Задания:
Рассчитайте, какой объем (н.у.) занимает:
Вариант 1. 2 моль любого газа, 7 г азота N2
Вариант 2. 5 моль любого газа, 4 г водорода Н2.
Рассчитайте относительные плотности по водороду и по
воздуху:
Вариант 1…метана СН4.
Вариант 2…кислорода О2.
| Найдите информацию в табл. Н.Б.Ковалевской с. 27-28. Ответы запишите в тетрадь Оценивается 2 баллами
Оценивается 1 баллом
| УЭ-4
| Проверьте полученные знания.
Задание:
Ответьте на вопросы заданий № 4-6, с. 7 учебника.
| Ответ дайте устно. Комментируйте ответы учащихся.
Оценивается 3 баллами
|
| Подведение итогов урока.
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Домашнее задание - записи в тетрадях,
§ 2, расчетные задачи № 1, 2, с.7.
3. Учитель выборочно берет тетради на
проверку.
|
Правильные ответы собирает учитель
|
Модуль 2.1. Тема: «Строение электронных оболочек
атомов химических элементов»
№ уч. эле-мента..
| Учебный материал с указаниями заданий
| Рекомендации по выполнению заданий, оценка
| УЭ-0
| Интегрирующая цель: Изучив материал данного урока, вы будете знать строение электронной оболочки атома, форму электронных орбиталей, порядок заполнения электронами энергетических уровней в атомах малых и больших периодов
| Прочитайте цель урока
| УЭ-1
5 мин
| Входной контроль знаний
Задание: Дайте ответы на следующие вопросы:
Какие модели строения атома известны? Какие числа периодической системы можно использовать для описания строения атома и как?
Какие периоды периодической системы называют большими и какие – малыми?
Дайте определение понятия «орбиталь».
| Работайте в парах.
После ответа на вопросы внимательно прочитайте введение к главе 2, с. 8 учебника Оценивается 3 баллами
| УЭ-2,
УЭ-3
| 1. Получите представление о форме и расположении в пространстве s -, p -, и d - орбиталей.
Задание:
Зарисуйте форму этих орбиталей.
Сколько электронов может находиться на одной орбитали?
| Прочитайте § 3, с. 9 (рис.1-3).
Оценивается 2 баллами
|
| 2. Получите представление об энергетических уровнях и подуровнях.
Задания. Дайте ответы на следующие вопросы:
Как располагаются электроны внутри электронной оболочки атома? Какие электроны образуют энергетический уровень/подуровень?
Что характеризует энергетический уровень/подуровень?
Какое обозначение получили уровни и подуровни?
Какая формула позволяет рассчитать максимальное число электронов на энергетическом уровне?
Сколько орбиталей составляет каждый из энергетических подуровней?
Как называется и что показывает следующая запись
+10Ne 1s22s22p6 Что означает каждая цифра и буква в этой записи?
Как называется и для чего используется схема на рис. 4, с.10 учебника? Для чего в схеме используют квадраты и стрелки?
Какой электронный слой называют завершенным? Атомы каких элементов имеют завершенный электронный слой?
| Прочитайте
§ 3, с. 9 (абзац 3) учебника и с. 61-62 таблиц Н.В.Ковалевской.
Ответы запишите в тетрадь
Оценивается 6 баллами
|
| 3. Получите представления о порядке заполнения электронами энергетических подуровней в соответствие с принципом минимума энергии.
Задания:
Внимательно прочитайте и законспектируйте формулировку принципа минимума энергии:
Основное (устойчивое) состояние атома – это такое состояние, которое характеризуется минимальной энергией. Поэтому электроны заполняют орбитали в порядке увеличения их энергии.
Запомните: электроны заполняют энергетические подуровни в в порядке увеличения их энергии. Последовательность в нарастании энергии подуровней определяется рядом:
1s < 2s < 2p < 3s < 3p < 4s < 3d < 4p <5s < …
Объясните появление вставных декад элементов в 4 и 5 периодах периодической системы.
Какие элементы называют s -, p - и d – элементами.
Какое количество s -, p - и d – элементов находится в 4 периоде.
Составьте схемы строения атомов и электронные формулы для элементов № 25 и 34.
Определите положение элементов в периодической системе (период, группа, подгруппа) по электронным формулам:
А) 1s22s22p63s23p4
Б) 1s22s22p63s23p64s23d10
B) 1s22s22p63s23p64s23d5
Г) 1s22s22p1
| Прочитайте § 3 до конца.
Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
Модель решения:
1s2 2s22p1
В атоме два электронных уровня, значит элемент находится в III периоде.
Последним в атоме заполняется р – подуровень, следовательно это элемент главной подгруппы.
На внешнем уровне атома находится 3 электрона, поэтому это элемент третьей группы бор В Оценивается 9 баллами
| УЭ- 4
| Проверьте полученные знания
Задание:
Ответьте на вопросы заданий № 1-7, с. 22 учебника.
| Ответ дайте устно. Комментируйте ответы учащихся.
Оценивается 7 баллами
|
| Подведение итогов урока.
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Домашнее задание - записи в тетрадях,
§ 3.
3. Учитель выборочно берет тетради на
проверку.
4. Выполните дистанционную
самостоятельную работу № 2.
| Правильные ответы собирает учитель
|
Модуль 2.2. Тема: «Положение в периодической системе Д.И.Менделеева
водорода, лантаноидов, актиноидов и
искусственно полученных элементов»
№ уч.
элемента
| Учебный материал с указаниями заданий
| Рекомендации по выполнению заданий, оценка
| УЭ-0
| Интегрирующая цель: Вы ознакомитесь с положением в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных. Научитесь объяснять двойственность химических свойств водорода (окислитель или восстановитель) на основе строения атома
| Внимательно прочитайте цель урока.
| УЭ-1
| Входной контроль знаний
Задание. Ответьте на вопросы о строении электронных оболочек атомов химических элементов:
Вариант 1.
Атому какого химического элемента соответствует электронная формула 1s22s22p63s23p64s23d104s1 ?
Приведите по два примера s- и р- элементов. Поясните, почему эти элементы так называются. Составьте формулы высших оксидов этих элементов и укажите их характер.
Вариант 2.
Атому какого химического элемента соответствует электронная формула 1s22s22p63s23p64s23d104s2?
Приведите по два примера химических элементов, в атомах которых имеются: а) только s – электроны; s - и р – электроны.
Составьте формулы высших оксидов этих элементов и их водородных соединений, если они такие образуют.
|
Пользуйтесь только периодической системой. Обратите внимание общие формулы соединений элементов в нижней части таблицы.
Ответы запишите в тетради.
Сравните свои ответы с кодопленками.
Оценивается 3 баллами
|
УЭ-2,
УЭ-3
|
1. Ознакомьтесь с представлением о двойственности химических свойств водорода.
Задание. Внимательно прочитайте соответствующий раздел § 4 и ответьте на вопросы:
Какие вещества (частицы) называют восстановителями?
Как называется процесс отдачи электронов?
Какие вещества называют
окислителями?
Как называется процесс присоединения электронов?
Как с помощью ряда электроотрицательности определить окислитель и восстановитель?
Дайте определение степени окисления?
Определите степень окисления элемента водород в простом веществе Н2, в катионе водорода и гидрид-анионе?
Приведите по одному примеру реакций соединения, в которых простое вещество водород принимает участие как окислитель и как восстановитель? Какие свойства более характерны для водорода?
Объясните, почему водород в периодической системе находится одновременно в двух группах?
10) Как называются семейства элементов, которые
одновременно с водородом находятся в IA и VIIA группах?
|
Прочитайте первый раздел § 4.
Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
При необходимости используйте таблицы Н.Б.Ковалевской, с.72, 77, 79, 80.
Оценивается 10 баллами
|
| 2. Получите представление о положении в периодической таблице лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Задание. Внимательно прочитайте второй раздел § 4 и ответьте на вопросы заданий 9 и 10 на с. 22 учебника.
| Прочитайте соответствующий раздел § 4.
Ответы на вопросы запишите в тетрадь. Оценивается 2 баллами
| УЭ-4
| Проверьте полученные на уроке знания
Задание. Дайте письменный ответ на следующий вопрос: Какие химические реакции доказывают сходство свойств водорода со свойствами галогенов и щелочных металлов? Приведите уравнения соответствующих реакций.
| Работайте индивидуально, учебник закрыт.
Для проверки передайте тетрадь соседу по парте.
После проверки исправьте ошибки и дайте им устное объяснение. Оценивается 2 баллами
|
| Подведение итогов урока.
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Домашнее задание - записи в тетрадях,
§ 4, расчетные задачи № 1 и 2, с. 23
3. Учитель выборочно берет тетради на проверку.
4. Выполните дистанционную
самостоятельную работу № 3.
| Правильные ответы собирает учитель
| 5s> |
|
|