№ урока
| Тема
| Количество часов
| Оборудование
| Знания, умения, навыки
| Домашнее задание
| Дата
|
1.
| Вводный урок. В мире литературы.
| 1
| Учебник литературы, высказывания писателей о роли книги в жизни человека и общества.
| Знать: Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Уметь: Видеть взаимосвязь характеров и обстоятельств.
| Вопросы и задания на стр. 5 - 6.
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
|
2.
| Устное народное творчество. Предания («Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»).
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Что такое предания.
Текст, понятия: «устное народное творчество», «былина», «былинный стих», «былинный герой», сюжет, художественные особенности, характерр былинного героя, бескорыстное служение Родине и народу, тематическое отличие циклов былин
Уметь: Определять жанр преданий на основе анализа текста.
| Вопросы и задания на стр. 10, прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович».
|
|
3.
| Былина как жанр устного народного творчества. Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович».
| 1
| Учебник литературы, репродукция картины «Гусляры» В.Васнецова, иллюстрация И. Билибина к былине «Вольга и Микула Селянинович».
| Знать: Что такое предания. Текст, понятия: «устное народное творчество», «былина», «былинный стих», «былинный герой», сюжет, художественные особенности, характер былинного героя, бескорыстное служение Родине и народу, тематическое отличие циклов былин
Уметь: Определять жанр преданий на основе анализа текста.
| Вопросы и задания на стр. 23, прочитать былину «Садко».
|
|
4.
| Новгородский цикл былин. Анализ былины «Садко».
| 1
| Учебник литературы, иллюстрация к былине И.Архипова.
| Знать: Что такое предания. Текст, понятия: «устное народное творчество», «былина», «былинный стих», «былинный герой», сюжет, художественные особенности, характер былинного героя, бескорыстное служение Родине и народу, тематическое отличие циклов былин
Уметь: Определять жанр преданий на основе анализа текста.
| Вопросы и задания на стр. 35.
|
|
5.
| Карело-финский эпос «Калевала».
| 1
| Учебник литературы, иллюстрация художника А. Порета.
| Знать: Что такое предания. Текст, понятия: «устное народное творчество», «былина», «былинный стих», «былинный герой», сюжет, художественные особенности, характер былинного героя, бескорыстное служение Родине и народу, тематическое отличие циклов былин
Уметь: Определять жанр преданий на основе анализа текста.
| Вопросы и задания на стр. 41, принести на урок сборники пословиц и поговорок.
|
|
6.
| Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
| 1
| Учебник литературы, сборники пословиц и поговорок.
| Знать: Пословицы и поговорки. Сборники пословиц, собирателей пословиц.
Уметь: Видеть выражение духа родного языка, меткость и точность, краткость и выразительность, прямой и переносный смысл
| Вопросы и задания на стр. 49.
|
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
7.
| Особенности древнерусской литературы. Отрывки из летописи «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха.
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Текст, худ. особенности произв., нравственные заветы Древней Руси
Уметь: Видеть внимание к личности, гимн любви, верности, характеризовать героев, видеть их высокие нравственные качества
| Вопросы и задания на стр. 52, 54.
|
|
8.
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности. Фольклорные мотивы в повести.
| 1
| Учебник литературы, иллюстрация художника И. Пчелко.
| Знать: Текст, художественные особенности произведения, нравственные заветы Древней Руси
Уметь: Видеть внимание к личности, гимн любви, верности, характеризовать героев, видеть их высокие нравственные качества.
| Вопросы и задания на стр. 63.
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
|
9.
| Литература XVIII века. Творчество М.В.Ломоносова.
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биография М. В.Ломоносова, понятия: «ода»; значение творчества Ломоносова в области науки и искусства
Уметь: Видеть веру Ломоносова в будущее русской науки и ее творцов, патриотизм, признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина
| Вопросы и задания на стр. 66, 67 - 68. Выучить наизусть отрывок из «Оды на день восшествия на престол…».
|
|
10.
| Стихотворения Г.Р.Державина.
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биография Г.Р. Державина, произведения, тематику данных произведений, осн. мысль, художественные особенности пр.
Уметь: Видеть размышления поэта о смысле жизни, о судьбе, понимать необходимости свободы творчества.
| Вопросы и задания на стр. 71, выучить стихотворение Г.Р. Державина «Признание».
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
|
11.
| Юношеские годы А.С.Пушкина. Царскосельский лицей. В творческой лаборатории поэта.
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биографию, тексты, понятия: «баллада».
Уметь: Мастерство в изображении
| Вопросы и задания на стр. 74 – 77.
|
|
12.
| А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник».
| 1
| Учебник литературы, фотография памятника Петру I в Санкт-Петербурге М.Фальконе.
| Знать: Авторское отношение к героям, летописный источник «Песни о вещем Олеге», особенности композиции, своеобразие языка, основную мысль.
Уметь: Мастерство в изображении
| Вопросы и задания на стр. 79.
|
|
13.
| А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
| 1
| Учебник литературы, иллюстрация художника В. Васнецова.
| Знать: Авторское отношение к героям, летописный источник «Песни о вещем Олеге», особенности композиции, своеобразие языка, основную мысль.
Уметь: Мастерство в изображении
| Вопросы и задания на стр. 86 – 87.
|
|
14.
| Пушкин-драматург. Отрывок из поэмы «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).
| 1
| Учебник литературы, гравюра С. Галактионова к драме «Борис Годунов».
| Знать: Отрывок из произведения, монолог Пимена о значении труда для последующих поколений.
Уметь: Значение труда летописца для последующих поколений.
| Вопросы и задания на стр. 96 – 97, прочитать «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
|
|
15.
| А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Чтение и комментирование повести «Станционный смотритель».
| 1
| Учебник литературы, иллюстрации художников М. Добужинского, Д. Шмаринова.
| Знать: Начал. понятие: «маленький человек», «социальное положение», текст, гуманистическое значение повести, авторскую позицию.
Уметь: Видеть изображение «маленького человека», его положение в обществе, гуманизм повести, пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.
| Вопросы и задания на стр. 112 – 113.
|
|
16.
| Юношеские годы М.Ю.Лермонтова. Анализ лирических стихотворений «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя, фотография памятника М.Ю. Лермонтову в Москве.
| Знать: Биографию, Видеть своеобразие эпитетов, метафор, сравнений; пейзажа.
Уметь: Анализировать.
| Прочитать материал по биографии М.Ю. Лермонтова на стр. 114 – 118, выучить наизусть одно из стихотворений поэта.
|
|
17.
| История создания поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Комментированное чтение текста поэмы.
| 1
| Учебник литературы, иллюстрации художников И. Билибина, Б. Кустодиева, В. Васнецова.
| Знать: поэму. Картины быта 16 века и их значение для понимания характера и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным, особенности сюжета, систему образов.
Уметь: Видеть идею, защиту Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца, художественные особенности (язык, стих), связь с УНТ
| Прочитать полностью «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 135 – 136.
|
|
18.
| Урок развития речи. Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова».
| 1
| Учебник литературы, записи в тетрадях.
| Знать: Стихотворения, тропы, художественное своеобразие.
Уметь: Видеть своеобразие эпитетов, метафор, сравнений; пейзажа.
| Написать сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова».
|
|
19.
| Детство и юность Н.В. Гоголя. В творческой лаборатории писателя. История создания повести «Тарас Бульба». Комментированное чтение 1 главы произведения.
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба» П. Соколова, Е. Кибрика.
| Знать: Биографию, текст. Понятия: «литературный герой», «сравнительно-сопоставительная характеристика», план сравнительно-сопоставительной характеристики, систему персонажей и место каждого героя в этой системе.
Уметь: Умение составлять сравнительно-сопоставительную таблицу и работать с ней, видеть смысл противопоставления Остапа Андрию, поэтический пафос повести, патриотический характер произведения, роль пейзажа, смысл бытописания.
| Прочитать материал по биографии Н.В. Гоголя на стр. 141 – 144, а также 1 – 4 главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
|
|
20.
| Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев. Образ Тараса Бульбы.
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Биографию, текст. Понятия: «литературный герой», «сравнительно-сопоставительная характеристика», план сравнительно-сопоставительные характеристики, систему персонажей и место каждого героя в этой системе.
Уметь: Умение составлять сравнительно-сопоставительную таблицу и работать с ней, видеть смысл противопоставления Остапа Андрию, поэтический пафос повести, патриотический характер произведения, роль пейзажа, смысл бытописания.
| Прочитать главы 5 – 8 повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
|
|
21.
| Анализ сцены – осада города Дубно в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», художественные особенности повести.
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Биографию, текст. Понятия: «литературный герой», «сравнительно-сопоставительная характеристика», план сравнительно-сопоставительной характеристики, систему персонажей и место каждого героя в этой системе.
Уметь: Умение составлять сравнительно-сопоставительную таблицу и работать с ней, видеть смысл противопоставления Остапа Андрию, поэтический пафос повести, патриотический характер произведения, роль пейзажа, смысл бытописания.
| Прочитать главы 9 - 12 повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», а также ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 210 – 211.
|
|
22.
| Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
| 1
| Текст произведения, записи в тетрадях.
| Знать: Биографию, текст. Понятия: «литературный герой», «сравнительно-сопоставительная характеристика», план сравнительно-сопоставительной характеристики, систему персонажей и место каждого героя в этой системе.
Уметь: Умение составлять сравнительно-сопоставительную таблицу и работать с ней, видеть смысл противопоставления Остапа Андрию, поэтический пафос повести, патриотический характер произведения, роль пейзажа, смысл бытописания.
| Подготовить рассказ о биографии и творческом пути И.С. Тургенева.
|
|
23.
| Детство и юность И.С.Тургенева. В творческой лаборатории писателя. «Вся моя биография в моих сочинениях...». История создания сборника И.С.Тургенева «Записки охотника».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биографию, текст, смысл заглавия, художественные особенности.
Уметь: Видеть мастерство художника, особенности бытописания сочувственное отношение к бесправным и обездоленным.
| Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Бирюк».
|
|
24.
| Чтение и анализ рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
| 1
| Учебник литературы, иллюстрации художников П. Соколова и П. Коверзнева.
| Знать: Биографию писателя, тексты, отражение в произведениях исторических реалий бытия различных социальных слоев (народ, интеллигенция), понятия: «бытописание», «рассказ», «сюжет»
Понятия: «портрет», «пейзаж»;
Уметь: Видеть мастерство в изображении жизни народа, быта крестьян, сочувственное отношение к бесправным, обездоленным
| Вопросы и задания на стр. 223 – 224.
|
|
25.
| Стихотворения в прозе И.С.Тургенева («Русский язык» «Близнецы», «Два богача»).
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Понятия: «Стихотворения в прозе»; стихотворения в прозе Тургенева, знать их художественное своеобразие
Уметь: Вид. богатство и красоту рус. яз., родной язык как духовная опору человека, нравственное во взаимоотношениях.
| Выучить наизусть одно из предложенных в учебнике стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
|
|
26.
| Детство и юность Н.А.Некрасова. Знакомство с отдельными стихотворениями поэта: «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя, иллюстрация художника А. Лебедева.
| Знать: Стихотворение, тематику, проблематику, основная мысль
Уметь: Видеть боль поэта за судьбу народа, видение Некрасовым назначения поэзии.
| Выучить наизусть отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
|
|
27.
| История создания поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины». Комментированное чтение 1 части поэмы.
| 1
| Учебник литературы, репродукция портрета княгини Е.И.Трубецкой (художник Н. Бестужев), иллюстрация Д. Шмаринова к поэме «Русские женщины».
| Знать: Биография, произведения, понятия: «поэма», историческую основу поэмы, характеристику героинь, авторское отношение
Уметь: Видеть величие духа русских женщин, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь
| Прочитать до конца поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины». Вопросы и задания на стр. 244 – 245.
|
|
28.
| Образ княгини Трубецкой в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Анализ диалога между княгиней и губернатором в поэме.
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Биографию, произведения, понятия: «поэма», историческую основу поэмы, характеристику героинь, авторское отношение.
Уметь: Видеть величие духа рус. женщин, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь
| Прочитать и подготовить на пересказ материал по биографии А.К. Толстого на стр. 251 – 252.
|
|
29.
| Творческий путь А.К.Толстого. Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биографию, произведения, понятия: «поэма», историческую основу баллады.
Уметь: Видеть особенности художественного мастерства А. К. Толстого.
| Вопросы и задания на стр. 260.
|
|
30.
| Детство и юность М.Е.Салтыкова-Щедрина. Понятие о сатире и юморе в художественной литературе.
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биография, тексты, понятия: «сатира», «гротеск», «сатира», «юмор»; соц.устройство общества, характеристику героев, авторскую позицию
Уметь: Вид. худ. мастерство в обличении социальных пороков общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, осуждение покорности мужика, сатиру и юмор, гротеск;
| Прочитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
|
|
31.
| «Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Комментированное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирические приемы в сказке.
| 1
| Учебник литературы, иллюстрация художников М. Черемных и Н. Муратова.
| Знать: Биографию, тексты, понятия: «сатира», «гротеск», «сатира», «юмор»; соц.устройство общества, характеристику героев, авторскую позицию
Уметь: Видеть худ. мастерство в обличении социальных пороков общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, осуждение покорности мужика, сатиру и юмор, гротеск;
| Вопросы и задания на стр. 273 – 274, прочитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
|
|
32.
| Внеклассное чтение.
Обличение социальных пороков в сказке в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
| 1
| Текст произведения «Дикий помещик», иллюстрации к сказке.
| Знать: Биографию, тексты, понятия: «сатира», «гротеск», «сатира», «юмор»; соц. устройство общества, характеристику героев, авторскую позицию
Уметь: Видеть худ. мастерство в обличении социальных пороков общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, осуждение покорности мужика, сатиру и юмор, гротеск;
| Подготовить на пересказ материал по биографии и творчеству Л. Н. Толстого, прочитать главы «Maman» и «Что за человек был мой отец?» из повести «Детство».
|
|
33.
| Л.Н.Толстой. Биография и творческий путь. Комментированное чтение повести Л.Н.Толстого «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых (анализ глав «Maman» и «Что за человек был мой отец?»).
| 1
| Учебник литературы, иллюстрация художника А. Вестфалена.
| Знать: Биографию, текст, художественное своеобразие произведения, характеристику героев.
Уметь: Вид. проблему « отцов и детей», проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков
| Прочитать главы «Классы», «Наталья Савишна», «Детство» из повести Л.Н.Толстого «Детство». Вопросы и задания на стр. 294 – 295.
|
|
34.
| Анализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство» из повести Л.Н.Толстого «Детство». Образы Карла Ивановича и Натальи Савишны.
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Биографию, текст, художественное своеобразие произведения, характеристику героев
Уметь: Видеть проблему « отцов и детей», проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков
| Подготовить на пересказ материал по биографии А. П. Чехова (стр. 297 – 301), прочитать рассказ «Хамелеон».
|
|
35.
| Детство и юность А.П.Чехова. «Хамелеон»: картина нравов рассказе. Средства юмористической характеристики.
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биографию, тексты, способы создания смешного, понятия: «говорящие фамилии», «юмор», средство юмористической характеристики – «говорящие фамилии», знать смысл заглавия.
Уметь: Вид. способы создания смешного, живую картину нравов, осмеяние трусости и угодничества
| Прочитать рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник».
|
|
36.
| Юмористические приемы в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».
| 1
| Учебник литературы, иллюстрация к рассказу В. Пономарева.
| Знать: Тест, художественные особенности, характеристику героев.
Уметь: Видеть многогранность комического в рассказах.
| Вопросы и задания на стр. 310 – 311.
|
|
37.
| Произведения русской поэзии XIX века о родной природе. Анализ лирических стихотворений В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
| 1
| Учебник литературы, репродукция картины А. Саврасова «У ворот монастыря».
| Знать: Стихотворений, образ родной природы в ст., понятия: «пейзаж», «пейзажная лирика»
Уметь: Вид. поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания
| Выучить наизусть одно из стихотворений В.А. Жуковского, А. К. Толстого или И.А. Бунина.
|
|
38.
| Детство и юность И.А.Бунина. Комментированное чтение рассказа И.А. Бунина «Цифры».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя, иллюстрация к рассказу «Цифры» художника И. Пчелко.
| Знать: Биографию, произведения, художественное особенности произведения, характеристику героев, проблематику
Уметь: Видеть проблему «отцов и детей» в произведении, воспитания детей в семье, художественное своеобразие произведений.
| Вопросы и задания на стр. 18. Прочитать рассказ И. А. Бунина «Лапти».
|
|
39.
| Внеклассное чтение. Комментированное чтение рассказа И.А. Бунина «Лапти».
| 1
| Текст рассказа И.А. Бунина «Лапти», иллюстрации к нему.
| Знать: Биографию, произведения, художественное особенности произведения.
Уметь: Пересказывать текст, выделять основную идею и тему.
| Подготовить на пересказ материал по биографии М. Горького (стр. 19 – 20), а также главы 1 - 4 из повести «Детство».
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
|
40.
| Детские и отроческие годы М.Горького. История создания повести М.Горького «Детство». Комментированное чтение глав повести.
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биографию, текст, автобиографический характер произведения, систему персонажей характеристику героев, понятия: «бытописание», «идея»; определять идею произведения. Уметь: Видеть противопоставление: изображение «свинцовых мерзостей жизни» и «яркое, здоровое, творческое в рус. жизни »; давать характеристику героев на основе анализа текста, роль бытописания
| Подготовить на пересказ главы 5 – 8, 12 из повести М. Горького «Детство». Вопросы и задания на стр. 83.
|
|
41.
| Семья Кашириных. Образ бабушки и деда. Образ главного героя повести М.Горького «Детство» - Алёши. Художественные особенности повести.
| 1
| Учебник литературы, иллюстрации художника Б. Дехтерева.
| Знать: Биографию, текст, автобиографический характер произведения, систему персонажей, характеристику героев, понятия: «бытописание», «идея»; определить идею произведения. Уметь: Вид. противопоставление: изображение «свинцовых мерзостей жизни» и «яркое, здоровое, творческое в рус. жизни »; давать характеристику героев на основе анализа текста, роль бытописания
| Повторить записи в тетрадях по изученным произведениям Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького для подготовки к классному сочинению на тему «Золотая пора детства».
|
|
42.
| Урок развития речи. Сочинение «Золотая пора детства» (по прочитанным произведениям Л.Н.Толстого, И.А. Бунина, М.Горького).
| 1
| Записи в тетрадях, учебник литературы.
| Знать: Биографию, текст, автобиографический характер произведения, систему персонажей, характеристику героев, понятия: «бытописание», «идея»; определить идею произведения.
Уметь: Сравнивать произведения автобиографического характера.
| Прочитать «Легенду о Данко» М. Горького.
|
|
43.
| Идейный смысл «Легенды о Данко». (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»).
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Систему персонажей, характеристику героев.
Уметь: анализировать идейное содержание произведения.
| Выучить наизусть фрагмент «Легенды о Данко».
|
|
44.
| Знакомство с личностью Л.Н. Андреева. Анализ статьи учебника «Люди и книги».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биографию, текст.
Уметь: конспектировать статью из учебника.
| Прочитать рассказ Л.Н. Андреева «Кусака».
|
|
45.
| Комментированное чтение рассказа Л.Н. Андреева «Кусака».
| 1
| Учебник литературы, иллюстрация к рассказу.
| Знать: Биографию, текст, смысл заглавия, осн. мысль, характеры героев.
Уметь: Видеть бессердечие героев, воспитывать сострадание к братьям нашим меньшим
| Вопросы и задания на стр. 99.
|
|
46.
| Знакомство с личностью В.В.Маяковского. Анализ статьи учебника «В творческой лаборатории В.Маяковского» (Из воспоминаний).
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биографию, тексты, понятия: «лирический герой»; тему, идею, понятия: «ритм», «неологизм»; словотворчество автора, ритмику ст., художественное своеобразие.
Уметь: Определить тематику, идею, художественное своеобразие; видеть два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя стихотворения.
| Прочитать стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».
|
|
47.
| Анализ стихотворений В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».
| 1
| Учебник литературы, иллюстрации Д. Бурлюка, В. Маяковского.
| Знать: «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Уметь: анализировать стихотворное произведение.
| Прочитать рассказ П.П. Платонова «Юшка».
|
|
48.
| Знакомство с личностью А.П. Платонова. Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя, иллюстрация к рассказу «Юшка».
| Знать: Биографию, тексты, основную мысль произведений, нравственную красоту героев.
Уметь: Осознавать необходимость сострадания и уважения к человеку, видеть неповторимость героев; чувствовать прекрасное.
| Вопросы и задания на стр. 123, прочитать рассказ А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
|
|
49.
| Комментированное чтение рассказа А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Биографию, тексты, основную мысль произведений, нравственную красоту героев.
Уметь: Осознавать необходимость сострадания и уважения к человеку, видеть неповторимость героев; чувствовать прекрасное.
| Вопросы и задания на стр. 137 – 138.
|
|
50.
| Биография и творческий путь Б.Л.Пастернака. Анализ лирических стихотворений поэта «Никого не будет в доме…», «Июль».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биографию, тексты, основную мысль произведений.
Уметь: анализировать текст лирического произведения.
| Выучить наизусть одно из изученных стихотворений Б. Л. Пастернака.
|
|
51.
| Знакомство с личностью и творчеством А.Т. Твардовского. Чтение статьи учебника «Из воспоминаний о Твардовском». Анализ стихотворений А.Т. Твардовского «Братья», «Снега потемнеют синие…», «На дне моей жизни…».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя,
| Знать: Стихотворения, имена поэтов-участников войны.
Уметь: Видеть героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях.
| Выучить наизусть одно из изученных стихотворений А. Т. Твардовского или одно стихотворение по выбору учащегося.
|
|
52.
| Час мужества. Комментированное чтение интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии.
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Стихотворения, имена поэтов-участников войны.
Уметь: Видеть героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях.
| Подготовить выразительное чтение одного стихотворения о Великой Отечественной войне.
|
|
53.
| Поэзия и проза о Великой Отечественной войне.
| 1
| Сборники стихов о Великой Отечественной войне.
| Знать: Стихотворения и прозу, имена поэтов-участников войны
Уметь: Видеть героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях.
| Индивидуальное задание: подготовить небольшой доклад по биографии и творчеству Ф.А. Абрамова.
|
|
54.
| Знакомство с личностью Ф.А. Абрамова. Комментированное чтение рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Биографию, текст, проблематику пр., понятия: «литературные традиции»; традиции и новаторство
Уметь: Видеть эстетические, нравственно-экологические проблемы.
| Прочитать до конца рассказ Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».
|
|
55.
| Эстетические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади».
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Биографию, текст, проблематику пр., понятия: «литературные традиции»; традиции и новаторство
Уметь: Вид. эстетические, нравственно-экологические проблемы
| Вопросы и задания на стр. 167.
|
|
56.
| Биография и творческий путь Е.И. Носова. Комментированное чтение рассказа «Кукла».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя, иллюстрация к рассказу.
| Знать: Биографию, текст, проблематику, характеристику героев, худ. особенности, роль прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Уметь: Вид. силу внутренней, духовной красоты человека, протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе, взаимосвязь природы и человека.
| Вопросы и задания на стр. 176.
|
|
57.
| Рассказ Е.И. Носова «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: Биографию, текст, проблематику, характеристику героев, худ. особенности, роль прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Уметь: Вид. силу внутренней, духовной красоты человека, протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе, взаимосвязь природы и человека.
| Вопросы и задания на стр. 179.
|
|
58.
| Знакомство с личностью Ю.П. Казакова. Комментированное чтение рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро». Анализ образов героев и проблематика рассказа.
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя, иллюстрация к рассказу.
| Знать: Биографию, текст, знач. взаимопомощи, взаимовыручки, особенности характеров городского и сельского мальчиков
Уметь: Вид. характер взаимоотношений героев, понимание окружающей природы, подвиг и радость от собственного доброго поступка.
| Вопросы и задания на стр. 195.
|
|
59.
| Д.С.Лихачев. Чтение и анализ отрывков из книги «Земля родная».
| 1
| Учебник литературы, портрет ученого.
| Знать: Текст, осн. мысль, понятия: «напутствие», «публицистика», «воспоминания», «мемуары» Уметь: Вид. особенности публицистического стиля, воспитательное значение произведения
| Вопросы на стр. 204.
|
|
60.
| Знакомство с личностью М.М.Зощенко. Комментированное чтение рассказа «Беда».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя,
| Знать: Смешное и грустное в рассказах Уметь: Вид. особенности юмористического стиля, воспитательное значение произведения
| Вопросы и задания на стр. 211.
|
|
61.
| Стихотворения русских поэтов ХХ века о родной природе. Знакомство с творчеством В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.А.Заболоцкого, Н.М.Рубцова.
| 1
| Учебник литературы, портреты писателей, иллюстрации к стихотворениям.
| Знать: Стихотворения, тематику, худ. особенности, понятия: «пейзаж», «пейзажная лирика».
Уметь: Вид. выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.
| Выучить наизусть одно стихотворение В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова.
|
|
62.
| Песни на стихи русских поэтов ХХ века. Знакомство с творчеством И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджавы, А.Н. Вертинского.
| 1
| Учебник литературы, портреты поэтов.
| Знать: Стихотворения, тематику, худ. особенности.
Уметь: анализировать лирические произведения.
| Выучить наизусть одну песню И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджавы, А.Н. Вертинского.
|
|
63.
| Знакомство с личностью и творчеством Р. Гамзатова.
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Особенности художественной образности дагенстанского поэта.
Уметь: анализировать лирические произведения.
| Вопросы и задания на стр. 227.
|
|
64.
| Знакомство со стихотворением шотландского поэта Р.Бёрнса «Честная бедность».
| 1
| Учебник литературы, портрет поэта.
| Знать: Текст, особенности творчества Бернса, данного произведения.
Уметь: Вид. народное представление о справедливости и честности.
| Вопросы и задания на стр. 232.
|
|
65.
| Знакомство со стихотворением английского поэта Д.Г. Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!..».
| 1
| Учебник литературы, портрет поэта.
| Знать: Произведение, худ. особенности, характеристику героя.
Уметь: Воспринимать произведение как гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
| Задание № 2 на стр. 234.
|
|
66.
| Знакомство с японскими трехстишиями (хокку). Творчество Мацуо Басё и Кобаяси Исса.
| 1
| Учебник литературы, иллюстрации к стихотворениям.
| Знать: особенности японских трехстиший.
Уметь: выделять основную идею трехстиший.
| Задание № 1 на стр. 240.
|
|
67.
| Знакомство с рассказом американского писателя О.Генри «Дары волхвов».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя, иллюстрация к рассказу.
| Знать: Текст, худ. особенности.
Уметь: Вид. силу любви и преданности, жертвенность во имя любви
| Вопросы и задания на стр. 242.
|
|
68.
| Рэй Дуглас Брэдбери. Биография и творческий путь. Анализ статьи учебника «Радость писать». Чтение и комментирование рассказа Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы».
| 1
| Учебник литературы, портрет писателя.
| Знать: Текст, проблематику, характеристику героев, фантастику в рассказе.
Уметь: Видеть проблематику пр., характеризовать героев через их отношение к добру
| Вопросы и задания на стр. 262.
|
|
69.
| Работа со справочным разделом «Литературные места России».
| 1
| Учебник литературы.
| Знать: литературные места родной страны.
Уметь: работать со справочными материалами.
| Без домашнего задания.
|
|
70.
| Подведение итогов. Задание на лето.
| 1
| Учебник литературы.
|
| Список чтения на лето.
|
|