№
| № урока
| Тема урока
| план проведения урока
| факт проведения урока
| Содержание
| характеристика видов деятельности обучающихся
| повторение
| контроль
|
I семестр
|
Введение (2ч)
|
1
|
1
| Введение. Пространство и время в литературе
|
|
| Знакомство с организацией работы на уроках литературы, структурой учебника; вопросы художественного пространства и времени
| Анализируют структуру нового учебника. Повторяют понятия, литературные термины
| Время, художественное
пространство
| Конспект статьи
|
2
|
2
|
Роды и виды (жанры) литературы
|
|
| Обобщение знаний уч-ся о жанрах и родах художественных произведений
| Повторяют жанры и роды художественной литературы
| Эпос,
лирика,
драма
|
|
« Минувшее проходит предо мною…» (22ч)
|
3
|
3
| Перенесемся в XVI век. Строки истории. М.Ю.Лермонтов. О поэте. История создания «Песни про царя Ивана Васильевича…»
|
|
| Краткая характеристика времени Ивана Грозного; биографические сведения о поэте, история создания поэмы
| Знакомятся с историей создания поэмы; читают статью учебника «Строки истории», изучают поэму
| Факты биографии М.Ю. Лермонтова, творчество поэта
|
|
4
|
4
| Главные герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» Проблематика.
|
|
| Постановка проблемного вопроса поэмы, характеристика героев
| Выясняют проблематику «Песни…», дают характеристики образов главных героев
| Герои былин, сказок, песен
| Цитатный план, терминологический диктант
|
5
|
5
| Тема поэмы М.Ю.Лермонтова, идея автора. Особенности композиции.
|
|
| Навыки выразительного чтения, навыки анализа отрывка из поэтического текста
| Выразительно читают поэму, анализируют отрывок из поэмы, самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы
| Композиция, тема, основная мысль, идея
| Наизусть отрывок из поэмы
|
6
| 6
| Р.р. Поэма и устное народное творчество. Подготовка к сочинению по поэме «Песня…»
|
|
| Повторение и систематизация знаний по поэме М.Ю.Лермонтова, подготовка к сочинению; средства художественной выразительности в поэме, навыки рецензирования, анализа текста
| Готовятся к сочинению по поэме, находят сходство и различие между поэмой и произведениями устного народного творчества, находят средства художественной выразительности; развивают навыки монологической речи
| Эпитет, метафора, сравнение, былина, песня
| Сочинение
|
7
| 7
| А.К.Толстой. О поэте. Баллада «Василий Шибанов». Связь с историей. Главные герои баллады «Василий Шибанов». Смысл названия.
|
|
| Биографические сведения о поэте, изучение баллады, ее особенности, навыки рецензирования, анализа текста, монологической речи
| Находят связь баллады с историей; раскрывают тематику и нравственную проблематику баллады, цельность характера главного героя, образ Ивана Грозного
| Баллада, архаизмы, факты биографии А.К.Толстого
| Цитатный план
|
8
| 8
| Н.В.Гоголь. О писателе. История создания повести «Тарас Бульба. Эпоха и герои. «Это было трудное бранное время…»
|
|
| Факты биографии и творчества писателя; история образования Запорожской Сечи, историческая основа повести
| Знакомятся с историей создания повести, выразительно читают с комментариями, находят различие между исторической истиной и художественными задачами писателя
| «Вечера на хуторе близ Диканьки»
|
|
II семестр
|
9
| 9
| Величие и красота степи. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя. «Так вот она Сечь!...»
|
|
| Сочетание величия и красоты природы в повести. Изучение нравов и обычаев казаков в Запорожской Сечи. Товарищество и братство.
| Выявляют основную идею повести, ее патриотический пафос, уясняют межпредметные связи с историей, живописью, делают выводы самостоятельно
| Запорожская Сечь
| Отрывок наизусть «Степь»
|
10
| 10
| Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
|
|
| Художественное своеобразие повести, умение видеть особенности изображения человека и природы в повести
| Учатся анализировать отрывок из текста, выразительно читают, отвечают на вопросы, самостоятельно работают с текстом, выделяют главное
| повесть
|
|
11
| 11
| Образы Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
|
|
| Понятие о литературном герое; навыки сопоставительного анализа текста
| Учатся сравнивать героев повести, делают их характеристику, сопоставляют эпизоды, определять главный конфликт в повести; рассказывают наизусть
| Литературный герой
| Цитатный план,
|
12
| 12
| Тема Родины в повести «Тарас Бульба». Битва под Дубно.
|
|
| Детали в изображении внешности поляков, казаков, чувство патриотизма во время сражения под Дубно, анализ эпизодов
| Учатся делать сопоставительный анализ двух враждебных лагерей,
владеть различными видами пересказа, участвуют в диалоге по прочитанному тексту
|
| Тестовое задание
|
13
| 13
| Образ Тараса в повести Н.В.Гоголя.
|
|
| Нравственная проблематика повести; характеристика главного героя, детали в изображении внешности, характера, убеждений
| Учатся осмысливать героизм казаков и в частности главного героя, самостоятельно делают выводы, отвечают на вопросы, строят рассуждения на нравственно-этические темы
| Картина «Смерть Тараса» Е.Кибрика
| Подготовка к сочинению
|
14
| 14
| Р.р. Характеристика литературного героя. Подготовка к сочинению.
|
|
| Работа со статьей учебника; умение составить план сочинения, письмо сочинения на черновике
| Составляют план сочинения, формулируют идею, уясняют проблематику повести, пишут сочинение на черновике, редактируют написанное, подбирают цитаты
| Характеристика литературного героя
| Терминологический диктант
|
15
| 15
| Р.р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
|
|
| Систематизация сведений о повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
| Пишут сочинение- портретную характеристику героя
|
| Сочинение
|
16
| 16
| Внеклассное чтение повести Н.В.Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
|
|
| Знакомство с повестью Н.В.Гоголя, проблематика, идея автора, главные герои
| Знакомятся с повестью, уясняют проблематику , выразительно читают и анализируют эпизоды
| Повесть.
Проблематика, герои, идея
|
|
17
| 17
| А.С.Пушкин. О поэте. Поэма «Полтава». Связь с историей.
|
|
| Факты биографии и творчества А.С.Пушкина, связь поэмы с историей
| Выявляют основную идею автора, ее патриотический пафос, уясняют межпредметные связи с историей, живописью, делают выводы самостоятельно, выра
зительно читают
| История полтавской битвы, творчество поэта,
поэма
|
|
III семестр
|
18
| 18
| Композиция поэмы «Полтава». Жанровое своеобразие поэмы и ее герои.
|
|
| Жанровое своеобразие поэмы, особенности построения; высокая художественность и стилевое единство
| Выявляют жанровое своеобразие поэмы, ее особенности, анализируют текст; выразительно читают поэму с комментариями
| Композиция, жанровое своеобразие
| Цитатный план
|
19
| 19
| Герои и язык поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Проблематика поэмы.
|
|
| Проблематика поэмы «Полтава», герои, язык поэмы
| Уясняют проблематику поэмы, изучают язык поэмы, выразительно читают диалоги, анализируют эпизоды, читают наизусть
| Баллада, народная песня, сказания
| Наизусть отрывок
|
20
| 20
| Полтавский бой. Петр I и его недруги в поэме. Подготовка к сочинению по поэме «Полтава»
|
|
| Полтавский бой. Особенности поведения героев Петра I и Карла XII. Подготовка к сочинению.
| Выразительно читают строфы, посвященные Полтавскому бою, анализируют эпизоды, находят в тексте средства художественной выразительности
| Метафора, олицетворение, эпитет, сравнение
| Терминологический диктант
|
21
| 21
| Р.р. Сочинение по поэме А.С.Пушкина «Полтава»
|
|
| Систематизация и обобщение изученного по теме. Творческая работа на предлож
енную тему
| Учатся писать сочинение по поэтическому произведению, правильно подбирать цитаты, редактировать написанное
| Простой план, сложный план
| Сочинение
|
22
| 22
| Внеклассное чтение повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» или чтение романа «Арап Петра Великого»
|
|
| Знакомство с повестью, художественное своеобразие, главные герои, язык повести, особенности сюжета.
| Уясняют проблематику повести, дают характеристику главных героев, выявляют особенности изображения человека и природы в повести, выразительно читают и анализируют
| Творчество писателя, сюжет, композиция, язык повести
|
|
23
| 23
| Н.С.Лесков. О писателе.
История создания рассказа «Человек на часах».
|
|
| Биографические сведения о писателе. Темы, герои, язык его произведений. Связь рассказа с историей.
| Изучают статью о писателе, об истории создания рассказа, уясняют межпредметные связи с историей, выразительно читают рассказ, отвечают на вопросы, анализируют
| Тема, идея, язык,
|
|
24
| 24
| «Человек на часах». Проблематика рассказа.
|
|
| Беседа о проблематике рассказа. Композиция. Сопоставительный анализ характеристики героев.
| Выявляют проблематику рассказа, идею автора, находят в тексте детали изображения внешности героев, делают сопоставительный анализ характеристики героев, самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы
| Рассказ, композиция, характеристика героев
| Тестовое задание
|
25
| 25
| Внеклассное чтение рассказов Н.С.Лескова «Пугало», «Зверь», «Тупейный художник», «Левша», «Грабеж» (на выбор)
|
|
| Знакомство с творчеством писателя. Чтение рассказа.
| Обобщают представления о характерах персонажей Н.С.Лескова, об изображении писателем николаевской России, выразительно читают текст, строят рассуждения на нравственно-этические темы
|
| Письменный ответ на вопрос
|
«Художник- голос своей эпохи» (14 ч.)
|
26
| 26
| Писатели о своем времени. И.С.Никитин. Стихотворение «Русь». И.С.Тургенев. О писателе. История создания «Записок охотника». Рассказ «Бирюк».
|
|
| Знакомство с биографией и творчеством И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк» как высокохудожественное произведение, сочетающее глубину содержания с совершенством формы.
| Знакомятся с биографией писателя, историей создания «Записок охотника», выразительно читают рассказ «Бирюк» с комментариями
| Рассказ, стихотворения, проза
|
|
27
| 27
| И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Проблематика. Идея автора.
|
|
| Особенности рассказа «Бирюк». Представление о художественной детали.
| Делают характеристику персонажа; уясняют понятие художественной детали, выявляют роль психологической детали, авторскую позицию
| Художественная деталь
| тестовое задание
|
28
| 28
| Р.р. И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Главный герой рассказа. Подготовка к сочинению.
|
|
| Отражение существенных черт русского национального характера
| Выявляют противоречивость натуры Бирюка, драматизм его судьбы, уясняют содержание понятия «пейзаж»; самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы;
| Пейзаж
| Сочинение
|
29
| 29
| И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Щи», «Два богача», «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Русский язык».
|
|
| Знакомство с новым жанром. Стихотворения в прозе. Многообразие проблем. Особенности стихотворений в прозе.
| Выразительно читают стихотворения в прозе, определяют проблему, идею автора, выявляют особенности нового жанра; читают наизусть
| Стихотворения, проза
| Наизусть стихотворение в прозе на выбор
|
30
| 30
| Внеклассное чтение стихотворений в прозе И.С.Тургенева или рассказы якутских писателей о жизни и быте народов Севера.
|
|
| Систематизация сведений о творчестве И.С.Тургенева. Чтение стихотворений в прозе.
| Выразительно читают стихотворения в прозе, определяют проблему, идею автора, отвечают на вопросы
| Стихотворения, проза
|
|
IV семестр
|
31
| 31
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Композиция. Проблематика стихотворения.
|
|
| Биографические сведения о поэте. Особенности композиции и проблематики стихотворения.
| Изучают статью о писателе, об истории создания стихотворения «Железная дорога», выразительно читают стихотворение, выявляют особенности композиции и проблематики
| Творчество Н.А.Некрасова
| Отрывок наизусть
|
32
| 32
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Сюжет, герои стихотворения.
|
|
| Отражение существенных черт русского национального характера в стихотворении. Сюжет, герои стихотворения.
| Выразительно читают стихотворение, анализируют эпизоды, находят средства художественной выразительности, читают наизусть
| Метафора, олицетворение, эпитет, сравнение
| Цитатный план
|
33
| 33
| Н.А.Некрасов. «Долюшка женская» в лирике поэта. «Орина, мать солдатская», «Мороз, красный нос»
|
|
| Знакомство с лирикой Н.А.Некрасова. Особенности жанра, композиции поэмы, темы «женской долюшки» в лирике поэта
| Выразительно читают произведения Н.А.Некрасова, анализ эпизодов, проводят наблюдения над поэтической речью поэта, выявляют проблематику, идею автора
|
| Наизусть отрывок
|
34
| 34
| М.Е.Салтыков- Щедрин. О писателе. История создания сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил».
|
|
| Факты биографии и творчества писателя. Особенности жанра сказки в творчестве писателя
| Знакомятся с творчеством писателя, выразительно читают с комментариями, выявляют особенности жанра, сатирического повествования, уясняют новые понятия «аллегория» и «фантастика»
| Юмор,
сатира,
сарказм,
виды сказок
|
|
35
| 35
| М.Е.Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил». Проблематика сказки; Юмор и сатира. Идея автора.
|
|
| Иносказательный смысл произведения, его идея, проблематика
| Выявляют связь сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина с народной сказкой и сказками А.С.Пушкина, выразительно читают , анализируют эпизоды, отвечают на вопросы
| Иносказание, ирония, гипербола, гротеск
| Тестовое задание
|
36
| 36
| М.Е.Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков общества, сатира на барскую Русь.
|
|
| Социальная направленность сатиры Салтыкова –Щедрина, парадоксы в народной жизни, отражённые в сказках
| Читают выразительно с комментариями, составляют рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера, совершенствуют навыки анализа текста
| Сатира, юмор,
гипербола, иносказание
| Терминологический диктант
|
37
| 37
| А.П. Чехов. О писателе- сатирике. Рассказ «На мельнице». Проблематика рассказа.
|
|
| Изучение биографии и творчества А.П.Чехова. Проблематика рассказа. Отражение существенных черт русского национального характера в рассказе. Сильные и слабые стороны народного характера.
| Выразительно читают рассказ с комментариями, анализируют эпизоды, находят художественные детали, выявляют парадоксы в народной жизни, рассуждают о сильных и слабых сторонах народного характера
| Рассказ
|
|
38
| 38
| А.П.Чехов Рассказ «Хамелеон». Идея автора. Проблематика рассказа. Сатирический пафос произведения.
|
|
| Чтение рассказа «Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Сюжет и образная система рассказа.
| Выразительно читают с комментариями, анализируют эпизоды, выявляют проблематику рассказа, особенности сюжета и сатирический пафос, находят художественные детали, дают оценку героям.
| Художественные детали, пафос
|
|
39
| 39
| Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова
|
|
| Диагностика коммуникативных навыков учащихся, творческая работа на предложенную тему
| Составляют план к сочинению, формулируют идею, подбирают цитатный материал, редактируют написанное
|
| Сочинение
|
| Странички поэзии. Запечатленные мгновения (2 ч )
|
40
| 40
| Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…», А.А.Фет «Сосны», «Мотылек мальчику», «Осенняя роза». Я.П.Полонский. О поэте. Стихи «Дорога», «Зимний путь»
|
|
| Обзорное знакомство с творчеством поэтов XIX века. Высокое мастерство художественной формы в ее тесном единстве с лирическим содержанием стихотворений.
| Выразительно читают стихотворения, уясняют понятие «пейзаж», находят художественно-выразительные средства
| Ранее изученные стихи поэтов, метафора, эпитет, сравнение
| Наизусть стихотворение на выбор,
анализ понравившегося стихотворения
|
41
| 41
| Р.р. Анализ понравившегося стихотворения
|
|
| Анализ стихотворения
| Рассказывают стихотворение на выбор, анализируют понравившееся стихотворение
| метафора, эпитет, сравнение
| Сочинение-анализ стихотворения
|
«Человек и движение времени» (14ч)
|
42
| 42
| Л.Н.Толстой. О писателе. История создания трилогии «Детство» (Избранные главы). « «…Всё это я видел, слышал и чувствовал». Глава I «Карл Иванович»
|
|
| Факты биографии и творчества писателя. История создания трилогии «Детство».
| Изучают факты биографии и творчества писателя, историю создания трилогии «Детство», выразительно читают, анализируют эпизоды, владеют различными видами пересказа
| Трилогия, творчество писателя
|
|
V семестр
|
43
| 43
| «…Единственные тёмные пятна на страницах моих детских воспоминаний». Глава 7 «Охота», Глава 13 «Наталья Савишна», глава 15 «Детство», «Ивины».
|
|
| Изучение трилогии «Детство». Чтение глав повести. Обсуждение.
| Выразительно читают, анализируют эпизоды. Умеют самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера, владеть монологической и диалогической речью
|
| Составить план
|
44
| 44
| Л.Н. Толстой «Отрочество», глава II «Гроза», глава 3 «Новый взгляд»,глава 4 «В Москве», глава 5 «Старший брат», глава 19 «Отрочество».
|
|
| Изучение трилогии «Детство». Чтение глав повести. Точность и емкость толстовских описаний. Обсуждение
| Прослеживают за «моральным развитием» главного героя; совершенствуют навыки характеристики героев, уясняют значение и роль художественных приёмов; самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы
| Художественные приемы
| Подготовка к сочинению.
|
45
| 45
| Р.р. Сочинение по трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество»
|
|
| Диагностика коммуникативных навыков учащихся, творческая работа на заданную тему
| Составляют план к сочинению, формулируют идею, подбирают цитатный материал, редактируют сочинение
| План, цитаты
| Сочинение
|
46
| 46
| Ф.М.Достоевский. О писателе. Главы из романа «Братья Карамазовы» «Мальчики». «Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой».
|
|
| Факты биографии и творчества писателя. Художественный мир Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни; борьба добра и зла в душе человека, сострадание к другому человеку, милосердие как проявление человеческого в человеке
| Изучают факты биографии и творчества писателя, историю создания романа «Братья Карамазовы», выразительно читают с комментариями, анализируют эпизоды, владеют различными видами пересказа, самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы
| Проблемы нравственности
|
|
47
| 47
| «Слезы… сочувствия, сострадания, любви» Надрыв в избе. И на свежем воздухе.
|
|
| Изучение глав «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы». Психологизм писателя. Проблема нравственного выбора в повести.
| Уясняют ситуацию нравственного выбора, обогащаются опытом нравственных переживаний; обсуждают переживания и поступки героев в романе, обстановку в доме, художественные детали; рассуждают о нравственных проблемах
| Проблема нравственного выбора
| Тестовое задание
|
48
| 48
| «Дорогой для нас мальчик!..» (Илюша Снегирев) «Он был славный мальчик, добрый и храбрый мальчик, чувствовал честь и горькую обиду отцовскую, за которую восстал».
|
|
| Завершение изучения глав из романа «Братья Карамазовы».
Систематизация сведений о повести «Мальчики». Подготовка к сочинению.
| Готовятся к устному сочинению- характеристике Илюши; совершенствуют навыки анализа текста; совершенствуют навыки характеристики героев, уясняют значение и роль художественных приёмов; самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы
| Портрет героя, художественные приемы
| Устное сочинение- характеристика Илюши
|
49
| 49
| Р.р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Мальчики».
|
|
| Диагностика коммуникативных навыков учащихся, творческая работа на предложенную тему
| Составляют план к сочинению, формулируют идею, подбирают цитатный материал, редактируют сочинение на черновике
| План простой и сложный
| Сочинение
|
50
| 50
| М.Горький. О писателе. Повесть «Детство» (избранные главы из трилогии). «Ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». М. Горький (главы 1-3)
|
|
| Знакомство с фактами биографии и творчества М.Горького. Повесть «Детство». Главные герои.
| Изучают статью о творчестве писателя, читают главы из повести, совершенствуют навыки анализа эпизода; навыки характеристики героев, самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы, о роли внутреннего монолога
| Творчество М.Горького
| Рассказ «Портрет деда Каширина»
|
51
| 51
| М.Горький «Детство» « Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь». Он заразил меня своей горячей яростью» (главы 4 -6)
|
|
| Взаимоотношения героев, их переживания и поведение
| Выявляют психологические переживания, мысли и чувства автора, данные как непосредственно от лица рассказчика Алеши Пешкова, так и в сокровенных размышлениях самого писателя, вспоминающего о детстве; анализируют эпизоды; уясняют значение и роль художественных приёмов
| Художественные приемы, портретная характеристика
| Терминологический диктант
|
52
| 52
| М.Горький « Моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране- лучших людей ее…» (главы 7-8)
|
|
| Повесть М.Горького «Детство». Стилистический и композиционный анализ художественного текста.
| Читают по ролям. Самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы; развивают монологическую и диалогическую речь
| Художественные приемы, портретная характеристика
| Рассказ «Портрет Хорошего Дела»
|
53
| 53
| М.Горький «Детство» «Во мне сложилось и окрепло чувство уверенности в своих силах» (главы 12-13)
|
|
| Обобщение впечатлений от произведений, посвящённых детству. Проблематика, идея автора в повести.
| Составляют план повести, выразительно читают, анализируют эпизоды. Самостоятельно делают выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера, строят рассуждения на нравственно-этические темы
| Трилогия
|
|
54
| 54
| Р.р. Сочинение по повести М.Горького «Детство»
|
|
| Диагностика коммуникативных навыков учащихся, творческая работа по теме «Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни»?
| Составляют план к сочинению, формулируют идею, подбирают цитатный материал, редактируют сочинение на черновике
| План простой и сложный,
цитаты
| Сочинение устное «Мой любимый писатель»
|
VI семестр
|
«Содружество искусств» (3ч)
|
55
| 55
| Три «языка» искусства. Стихотворение С.П.Шевырева «Звуки» (К N.N.)
К.Г.Паустовский. О писателе. Рассказ «Корзина с еловыми шишками».
|
|
| Факты биографии и творчества писателя. Рассказ «Корзина с еловыми шишками». Тема, идея автора, проблематика, герои.
| Читают статью о писателе, выясняют, в чем состоит своеобразие музыки и живописи в сравнении с художественной литературой, уясняют, как запечатлевается пространство и время в этих видах искусства
| Творчество писателя
|
|
56
| 56
| К.Г.Паустовский. Очерк «Исаак Левитан».
|
|
| Знакомство с очерком К.Г.Паустовского «Исаак Левитан». Проблематика. Связь видов искусства. Художественные приемы в рассказе.
| Выразительно читают текст, выявляют гибкость и всеохватность слова писателя, способного глубоко постичь образную сущность других видов искусства; совершенствуют навыки анализа текста; совершенствуют навыки характеристики героев, выявляют значение и роль художественных приемов
| Очерк, картины Левитана, живопись, пейзаж
| Письменный ответ на вопрос
|
57
| 57
| Языком поэзии. А.А.Блок «Я никогда не понимал», К.Д.Бальмонт «Грусть», К.М.Фофанов «Художник».
|
|
| Знакомство с лирикой русских поэтов А.Блока, К.Д. Бальмонта, К.М. Фофанова. Красота и совершенство выражения поэтической мысли в лирике поэтов.
| Выразительно читают стихотворение, анализируют, уясняют на примере творчества поэтов, как поэтическое слово взаимодействует с музыкой и живописью
| Лирика, выразительные средства
| Наизусть стихотворение на выбор
|
Перекличка эпох. Зарубежная литература (4ч)
|
58
| 58
| Зарубежная литература. Ж.Б.Мольер. О писателе. «Мещанин во дворянстве». Главные герои, идея автора.
|
|
| Факты биографии и творчества французского писателя-драматурга, актера и создателя театра Ж.Б.Мольера
| Читают выразительно главы из комедии по ролям с комментариями, выявляют идею автора, проблематику, особенности сатирического повествования
| Театр, пьеса, комедия,
юмор, сатира
| Терминологический диктант
|
59
| 59
| Ж.Б.Мольер. О писателе. «Мещанин во дворянстве». Жанровые особенности комедии.
|
|
| Жанровое своеобразие комедии. Комментированное чтение избранных глав.
| Читают выразительно главы из комедии по ролям с комментариями, выявляют особенности жанра, особенности сатирического повествования
| Жанр,
юмор,
сатира
| тест
|
60
| 60
| И.А.Крылов. О драматурге и писателе. Комедия «Урок дочкам» «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
|
|
| Знакомство с фактами биографии и творчества И.А.Крылова- драматурга и баснописца. Комедия «Урок дочкам». Жанровое своеобразие комедии. Чтение по ролям.
| Читают выразительно главы из комедии по ролям с комментариями, выявляют идею автора, проблематику, особенности сатирического повествования
| Басни,
комедия,
юмор, сатира
|
|
61
| 61
| И.А.Крылов. Комедия «Урок дочкам».
«…С нашим вкусом, с нашим дарованием- зарыть нас живых в деревне!»
|
|
| Комедия И.А.Крылова «Урок дочкам». Жанровое своеобразие комедии. Чтение по ролям.
| Читают выразительно главы из комедии по ролям с комментариями, дают речевую характеристику героев, развивают диалогическую и монологическую речь
|
| Самостоятельная работа
|
В мире фантастики и приключений (7ч)
|
62
| 62
| В. Рождественский «Над книгой».
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» «Откуда я? Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны».
|
|
| Знакомство с фактами биографии французского писателя А.Сент-Экзюпери. Мотивы путешествий, приключений, фантастики в сказке «Маленький принц».
| Читают главы из сказки «Маленький принц» выразительно с комментариями, анализируют эпизоды, дают характеристику героям произведения, находят в тексте художественные приемы
| Научная фантастика, приключения
| .
|
63
| 63
| Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»
« …Надо же найти себе занятие да и поучиться чему-нибудь.»
|
|
| Сказка как лирико-философское фантастическое произведение о любви, о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях.
| Читают сказку, определяют сюжет, проблематику произведения, самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы; развивают монологическую и диалогическую речь
| Сказка, фантастика
| Тестовое задание
|
64
| 64
| Рей Брэдбери «Каникулы»
«А нам не будет одиноко?»
|
|
| Знакомство с творчеством американского писателя Рея Брэдбери. Рассказ «Каникулы». Особенности авторской позиции в рассказе.
| Читают выразительно рассказ, выявляют сюжет и образную систему рассказа; дают оценку действиям и поступкам героев
| фантастика
|
|
65
| 65
| Рей Брэдбери «Земляничное окошко»
«…Чего нам больше всего недостает?»
|
|
| Р.Брэдбери. Рассказ «Земляничное окошко». Сюжет, герои, проблематика, идея автора.
| Выразительно читают рассказ с комментариями, анализируют текст, выявляют идею автора, домысливают, сочиняют продолжение эпизодов разбираемого рассказа
|
| Самостоятельная работа
|
66,
67
| 66,
67
| А.Беляев. «Человек- амфибия»
|
|
| Знакомство с писателем – фантастом А.Беляевым и его творчеством. «Человек- амфибия». Сюжет. Главные герои.
| Читают выразительно главы из романа; самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы; выявляют сюжет, главных героев, проблематику; смотрят отрывки из художественного фильма и анализируют
| фантастика
| Тестовое задание
|
68
| 68
| Итоговый урок по литературе. Список литературы на 8 класс
|
|
| Систематизация сведений по литературе за 7 класс, подведение итогов
| Знакомятся со списком литературы на лето и за 8 класс, подводят итоги учебного года, систематизируют знания по литературе
|
|
|
69,
70
| 69,
70
| Резервные уроки
|
|
|
|
|
|
|