|
Агрессия, причины, последствия Тема: Агрессия, причины, последствия.
( родительское собрание)
Цели: выявить причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми; выявить возможные пути преодоления агрессивности.
Подготовительная работа.
1.Беседа с учителями, работающими в классе.
Вопросы:
Какие особенности имеются у учащихся класса, связанных с поведением?
Какие учащиеся ведут себя агрессивно в отношении с другими учащимися или учителем на уроке?
В чём именно проявляется агрессия -в поведении, жестах ,словах, интонациях?
Какое отношение к этим учащимся доминирует со стороны других учащихся и учителей? Справедливо ли оно?
Какие пожелания родителям хотели бы высказать?
2. Диагностика учащихся «Методика по выявлению индивидуальной социальной ситуации развития ребёнка» (По И.А.Николаевой).
3.). Анкета для родителей : «Выявление агрессивности у подростков».
Присутствовали: классный руководитель, психолог, родители.
Ход собрания.
I .Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения.
Агрессия- это отражение внутренних проблем ребёнка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастности взрослых. В переводе с латинского «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт».
II.Выступление психолога о результатах анкетирования учащихся.
Психолог проводила анализ той части, которая касается третьего этапа, где подросток отмечает свое место «Я» и затем находит и отмечает место каждого персонажа, значимого в жизни. Анализ проводился с учётом возрастных особенностей учащихся.
Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии подростков является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных для них людей.
Родителям были предложены критерии, по которым можно определить агрессивность у подростков:
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих ( сверстников и взрослых).
III. Мнение учителей- предметников.
Классный руководитель знакомит родителей с мнениями учителей- предметников о классе.
IV. Обсуждение взглядов на некоторые факты и положения.
А) Причина проявления агрессии .
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм, ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства.
Б) Родительская власть , её виды и способы влияния на личность подростка.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено. В первую очередь , требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающееся ситуации.
Требовательность- это не тирания. Тирания порождает тиранию. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования , абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но не нужно издеваться над ребёнком и необдуманно его наказывать. Даже самое справедливое и несложное требование , если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызывает сопротивление любого ребёнка, в том числе самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок н очень покладистый – открыто. Требовать чего-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований.
В). Возможные способы преодоления агрессивности.
Обсуждение путей преодоления агрессивности.
Как эта проблема может разрешаться через семью?
Анкета для родителей: «Выявление агрессивности у подростка». Родителям необходимо ответить на вопросы анкеты, позволяющие выявить степень агрессивности у подростка.
№
| Утверждения
| Да
| Нет
| 1
| Временами кажется что в него( неё) вселяется злой дух
|
|
| 2
| Он( она) не может промолчать , когда чем-то недоволен (а)
|
|
| 3
| Когда кто-то причиняет ему( ей) зло, он(а) обязательно старается оплатить тем же.
|
|
| 4
| Иногда ему(ей) без всякой причины хочет выругаться
|
|
| 5
| Иногда он(а) так настаивает над чем-то, что окружающие теряют терпение
|
|
| 6
| Он(а)не прочь подразнить животных
|
|
| 7
| Переспорить его(её) трудно
|
|
| 8
| Очень сердится, когда ему( ей) кажется , что кто-то над ним( ней) подшучивает
|
|
| 9
| Иногда у него(неё0 вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих
|
|
| 10
| В ответ на обычны распоряжения стремится сделать всё наоборот
|
|
| 11
| Часто не по возрасту ворчлив(а)
|
|
| 12
| Бывает, что он(она) с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит
|
|
| 13
| Любит быть первым(ой), командовать, подчинять себе других
|
|
| 14
| Неудачи вызывают у него(неё) сильное раздражение, желание найти виноватых
|
|
| 15
| Легко ссориться, может вступать в драку
|
|
| 16
| У него (неё) нередки приступы мрачной раздражительности
|
|
| 17
| Не считается со сверстниками, не уступает, не делится
|
|
| 18
| Уверен(а), что любое задание выполнит лучше всех
|
|
| Обработка результатов: положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл, отрицательное 0 баллов. Подсчитайте результаты и оцените степень агрессивности вашего подростка.
Высокая степень агрессивности от 15 до 18 баллов
Средняя степень агрессивности от 7 до 14 баллов
Низкая степень агрессивности от 1 до 13 баллов
Выработка памятки для родителей по предупреждению детской агрессивности.
Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать самому.
Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
V. Итог собрания. |
|
|