Главная страница


Анкета для родителей Приложение №2. Опросник «Готовность родителей к обучению детей»



Скачать 463.68 Kb.
НазваниеАнкета для родителей Приложение №2. Опросник «Готовность родителей к обучению детей»
страница1/3
Дата14.04.2016
Размер463.68 Kb.
ТипАнкета
  1   2   3

ГБДОУ детский сад № 119 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Выборгского района Санкт - Петербурга

ПРОГРАММА

ИнформационноГО сопровождениЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.

НА БАЗЕ дошкольного образовательного учреждения
Из опыта работы

воспитателя

Быстровой Анной Владимировной

Санкт – Петербург

2012

содержание


Введение ……………………………………………….………………

3

Основные методы информационного сопровождения семьи на этапе подготовки ребенка к школе


5

Программа информационного сопровождения родителей ДОУ…………………………………………………………………...…


7

Методические рекомендации для специалистов по информационному сопровождению родителей в процессе подготовки детей к школе……….………………………….………….



11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….......

17

ЛИТЕРАТУРА ……………………...………………..……………… ...

18

ПРИЛОЖЕНИЕ




Приложение №1. Анкета для родителей…………………..…….……

19

Приложение №2. Опросник «Готовность родителей к обучению детей» (ГРОД)………………………………….……………………….


21

Приложение №3. Циклограмма информационного сопровождения родителей, дети которых посещают подготовительную к школе группу ………………………………………………………………….



24

Приложение №4. Тематический план информационного сопровождения родителей при подготовке детей к школе …….…...


25

Приложение №5. Пример буклетов ………………………………….

29

Приложение №6. Примерная тематика сайта………………………..

39

ВВЕДЕНИЕ

Тема подготовки ребенка к школе остается популярной в науке и практике вот уже много лет. Исследователи изучают теоретические аспекты проблемы (cм. например, работы Р.И.Айзмана, Л.И.Божович, Л.А.Венгера, Б.С.Волкова, Н.И.Гуткиной, Д.Б.Эльконина и др.), ученые-практики разрабатывают технологии сопровождения образовательного процесса в школе (М.Р.Битянова, И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова), предприниматели создают центры раннего развития детей, книжные полки магазинов пестрят небывалым разнообразием пособий для специалистов и родителей.

Вся эта деятельность уже давно стала практически самостоятельной областью современного образования, со своими научными разработками, методическим обеспечением и экспериментальными площадками.

В некоторых городах даже появились Центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, призванные помогать ученику в освоении индивидуального образовательного маршрута.

По мнению Хоменко И.А., момент поступления ребенка в школу оформлен в современной педагогической науке и практике как особое инициальное событие, к которому нужно готовиться специально.

Примечательно, что приоритетным объектом такой подготовки является ребенок, в то время как семья, которая выбирает школу, образовательную программу, учителя и, в конце концов, несет материальное бремя образовательного процесса, остается вне зоны внимания педагогики.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Педагогам приходится иметь дело с взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка, готовящегося вступить на школьный порог. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать со специа­листами учреждения.

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в 1 класс, надеет­ся, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.

По мнению Бережновой О.В., проблема готовности, а скорее неготовности к школьному обучению актуальна не только для учителей, принимающих детей в первый класс, и педагогов, на которых непосредственно лежит нагрузка предшкольной подготовки, но и для родителей, которые хотят видеть своих детей успешными в школе. Именно поэтому образовательные учреждения в своей деятельности призваны помочь родителям приобрести необхо­димые педагогические знания, узнать особенности физического и психического развития ребенка предшкольного возраста, познакомить их с практическими методами работы по подготовке детей к школе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, дли­тельное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нель­зя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Известно, что компетентная поддержка со стороны родителей значительно облегчает выполнение педагогами своей задачи, сохраняет всем физические и психологические ресурсы. Однако чтобы получить такую поддержку, образовательному учреждению необходимо приложить некоторые усилия и для помощи самим родителям. Образовательный уровень современных родителей достаточно высок, они охотно учатся и переучиваются, многие осваивают новые профессии или постоянно повышают свою квалификацию. Очень часто взрослые не в состоянии помочь своему ребенку не из-за лени, а из - за плохой информированности о том, что и как конкретно требуется сделать и какую пользу принесет то или иное мероприятие.

Информирование является той базой, на которой строится общее ценностно-смысловое пространство для потенциального сотрудничества, так как невозможно что-то делать, если неизвестно, что и как можно сделать; что и где происходит или будет происходить. У информированного человека шире спектр возможностей для сотрудничества.

Как отмечает Ю.А. Генварева, информирование дает возможность родителям и педагогам понимать друг друга устанавливать реальные взаимные действия при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и результате.

По мысли И.А. Хоменко, сегодня родители оказались под своеобразной «информационной лавиной», и им необходим доброжелательный и компетентный проводник в мире образования и воспитания. Это поможет каждой семье выстроить свою педагогическую стратегию. Системное информирование создает для этого необходимые условия и дает родителям почувствовать, что образовательное учреждение заинтересовано в сотрудничестве с ними.

В практике работы образовательных учреждений хорошо зарекомендовала себя система работы с семьей, включающая шесть основных направлений.

• Изучение (100% родителей)

• Информирование (100% родителей)

• Просвещение (?%)

• Консультирование (?%)

• Обучение (?%)

• Совместная деятельность (?%)

Предполагается, что процесс изучения и информирования должен охватывать всех родителей (100%), а контингент следующих направлений определяется на основе изучения запросов родителей. Информирование наряду с изучением, является особенно важным компонентом в создаваемой системе взаимодействия, так как дает возможность запустить механизм привлечения родителей к совместной деятельности.

Информирование способствует обеспечению родителей информацией различного содержания:

- о ходе образовательного процесса (результаты диагностики, динамика изменений, проблемы общего характера)

- о проводимых и перспективных мероприятиях,

- справочной информацией для конкретной целевой группы,

- просветительской информацией по актуальным вопросам,

- благодарственной информацией (поздравления, благодарственные письма, сообщения о достижениях и т.д.).

Итак, информирование – это первый шаг в создании эффективной системы работы с семьей, реализация которого предоставляет родителям разноплановую информацию о подготовке детей к школе, дающую им возможность стать активными участниками образовательного процесса и узнать много полезной информации о своем ребенке, жизни дошкольного образовательного учреждения и установить взаимоотношения продуктивного сотрудничества с педагогами и администрацией.
Основные методы информационного сопровождения семьи на этапе подготовки ребенка к школе

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребен­ком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образова­тельных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Установление доверительных контактов между семьей и детским садом, в ходе которых корректируются воспитательные позиции родителей и педагогов, особенно значимо на этапе подготовки детей к обучению в школе, поскольку родители, как правило, узко трактуют понятие «готовность к обучению в школе», акцентируя внимание на вопросах специальной подготовки к школьному обучению в ущерб формированию общей готовности.

Специфическая особенность очной формы взаимодействия ДОУ и семьи - установление тесного контакта с родителями, которое обеспечивают активные формы работы: встречи в «Школе для родителей», семинары-практикумы, совместные мероприятия с участием детей и родителей, педагогические гостиные и пр. Очная форма организации взаимодействия позволяет не только повысить уровень педагогической культуры родителей, но и сформировать у них активную позицию в процессе подготовки детей к обучению в школе, сделать их полноправными участниками образовательного процесса.

Очно-заочная форма сотрудничества ДОУ и семьи предус­матривает установление такого взаимодействия педагогов и родителей, которое характеризуется ограниченностью кон­тактного общения его участников и преобладанием дистанционных форм работы (информационные листы, тематические буклеты, газеты, памятки, видеотека и т. д.). При этом разного рода памятки и рекомендации, предлагаемые родителям, не подменяют содержательного общения с педагогами, а допол­няют его. К преимуществам данной формы сотрудничества с родителями относятся: минимальные затраты времени, наличие у взрослых возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение возможных ситуаций неконструктивного общения участников взаимодействия. Очно-за­очная форма может быть успешно применена в различных организационных моделях подготовки детей к школьному обу­чению. В педагогической литературе взаимодействие семьи и педагогов определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошколь­ном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его ус­пешного развития.

Изучая литературу, можно сделать вывод, что формы работы с семьей могут быть разнообразными. Эти формы мы поделим на три основных группы по способу представления информации: устно, в наглядно-текстовой форме и дистанционно.

К устным формам мы отнесем родительское собрание, индивидуальную и групповую консультацию, беседа, телефон доверия.

К наглядно-текстовым формам информирования родителей мы относим газеты и журналы, брошюры, буклеты, листовки, записки, библиотека, информационный стенд.

К дистанционным формам информирования родителей относится web-сайт и страница в социальной сети.

Более подробно каждую форму работы с семьей мы рассмотрим в методических рекомендациях.
пРогРАММА информционноГО сопровождениЯ родителей при подготовке детей к школе
Данная программа была разработана с целью:

Развить мотивацию родителей на самопознание и самообучение в процессе подготовки их детей к школе.

Задачи:

  1. Пропаганда психологических, социально-юридических, педагогических и экономических знаний, способствующих формированию готовности родителей к школьному обучению их детей.

  2. Ориентировать родителей на взаимосвязь индивидуальных особенностей ребенка и детско-родительских отношений.

  3. Предоставить родителям разноплановую информацию о подготовке детей к школе, позволяющую родителям сознательно и самостоятельно осуществлять адекватный выбор, действовать сообразно ситуации этого выбора.

Данная программа разработана с учетом основной тематики запроса родителей на информирование и включает в себя пять тем, которые рассматриваются в четырех основных направлениях: социально-юридическая, психологическая, педагогическая и материальная готовность родителей к школьному обучению детей.

Первое направления, включает в себя информирование родителей о психологических особенностях детей данного возраста.

Второе направление, включает в себя информирование родителей, связанного с их педагогической готовностью к школьному обучению ребенка.

Третье направление, включает в себя информирование родителей о социально-юридических правах и обязанностях родителей при подготовке детей к школе.

Четвертое направление, включает в себя информирование о материальной готовности родителей при подготовке детей к школе.
Программа состоит из III этапов:

I этап - подготовительный.

Цель: определить и систематизировать запрос родителей на тематику и виды информирования.

На этом этапе проводилось:

  1. Анкетирование родителей (Приложение 1). Перед нами стоит цель выяснить, с какими проблемами сталкиваются родители при подготовке детей к школе, а так же в какой форме предоставлять родителям интересующую их информацию.

Анкета состоит из 8 вопросов, где родителям предлагается обвести предложенный вариант ответа или дописать свой.

В течение недели, в вечерний отрезок времени, когда родители забирают детей домой, воспитатель группы предлагает им заполнить анкету.

  1. Диагностика родителей по методике «Готовность родителей к обучению детей» «ГРОД» (Автор Хоменко И.А., приложение 2). Цель методики (ГРОД): выявить проблемы, с которыми сталкиваются родители, развить мотивацию родителей на самопознание и самообучение в процессе подготовки их детей к школе.

Сам опрос состоит из 50 вопросов, которые разделены на несколько позиций готовности родителей:

1) Психологическая готовность – 10 вопросов.

2) Педагогическая готовность – 20 вопросов.

3) Социально-юридическая готовность – 10 вопросов.

4) Материальная готовность родителей – 10 вопросов.

В каждом вопросе родителям предлагается отметить количество баллов, которое в наибольшей степени соответствовало развитию у них того или иного умения, где 1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально. Затем подсчитывается общее количество баллов и по каждому виду готовности, что и является критерием для оценки готовности родителей к школьному обучению детей. На основе данных критериев выделены следующие уровни:

Высокий – 80-100 баллов (160-200 - для педагогической готовности).

Средний – 40-79 баллов (80-159 - для педагогической готовности).

Низкий – 0-39 баллов (0-79 - для педагогической готовности).

  1. Контент-анализ для определения тематики информирования, на основе запроса родителей определяется наиболее удобные формы информирования.

II этап – основной.

Цель: разработать систему последовательного информирования родителей по темам и методические рекомендации для педагогов.

На данном этапе была разработана циклограмма процесса информирования (Приложение №3), разрабатывается последовательность и форма подачи информации для родителей, отбирается содержание информации и систематизируется по направлениям (Приложение №4); разрабатываются методические рекомендации по использованию программы для педагогов.

III этап - заключительный

Цель: анализ проведенной работы.

На этом этапе проводится повторная диагностика по методике «ГРОД», и анализируются результаты.
Затраты на реализацию программы включают в себя:

  • Распечатку и ксерокопирование буклетов – покупка бумаги, картриджа, время затрачивается минимум.

  • Создание сайта – оплата интернет связи, сайта, большие затраты времени.

  • Поддержание сайта - оплата интернет связи, сайта, затраты времени.

Данная программа информационного сопровождения родителей по нашему мнению будет способствовать предоставлению родителям разноплановой информации о подготовке детей к школе, позволяющей родителям сознательно и самостоятельно осуществлять адекватный выбор, действовать сообразно ситуации этого выбора.
На первом этапе реализации программы проводится диагностика родителей, которая позволит определить тематику и формы информационного сопровождения родителей при подготовке детей к школе.

Необходимо отметить, что каждая тема рассматривается в четырех, выделенных нами, направлениях (социально-юридическому, психологическому, педагогическому и материальные затраты).

На втором этапе реализации программы разрабатывается методические рекомендации для педагогов, циклограмма форм информационного сопровождения родителей, по каждой теме изготавливается серия буклетов для родителей, разрабатывается страница на сайте, специально созданном в рамках работы по данной программе, подготавливается материал для индивидуальной беседы, выделена отдельная тема на форуме.

В рамках информирования родителей по выбранной теме разрабатывается углубленная информация по данному вопросу, которая будет представлена на сайте. На сайте предоставляются ссылки на самостоятельное диагностирование ребенка (различные тесты по готовности ребенка к школе) и перечень организаций, предоставляющих услуги по диагностированию ребенка на предмет готовности к школе (платные и бесплатные), описание близлижайших школ, подробное описание различных видов готовности ребенка к школьному обучению и т.д.

Также на форуме выделяется тема «Выбираем школу», в которой родители могут задать вопросы, интересующих их.

Для обеспечения возможности адекватного выбора родителям образовательного учреждения в соответствии с возможностями ребенка проводится ряд индивидуальных консультаций, в рамках которых родители знакомятся с результатами диагностики по готовности ребенка к школьному обучению.

Таким образом, данная система работы, позволит предоставить родителям информацию о выборе школы по четырем направлениям: социально-юридическому, психологическому, педагогическому и материальному. Данная информация поможет родителям осуществить адекватный выбор образовательного учреждения для своего ребенка.

Такая работа проводится по всем темам, заявленным в программе.

Тематика буклетов, страниц сайта и форума, а также индивидуальных консультаций представлена в тематическом плане программы. (Приложение №3, №4, №5)

На третьем этапе проводится повторная диагностика родителей, позволяющая определить эффективность проведённой работы. Повторная диагностика проводится по методике ГРОД, с целью выявления изменений в уровне готовности родителей к школьному обучению ребенка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По использованию программы Информационного сопровождения родителей при подготовке детей к школе.

В настоящее время существует огромное количество информации об образовании детей, в которой не так-то просто разобраться родителям. Актуальность данного вопроса обусловлена еще и тем, что в скором будущем выпускнику детского сада придется сменить образовательное учреждение, статус дошкольника на статус ученика. Опасения родителей возрастают. Необходимо отделить «ненужную», «неправильную» информацию, соотнести её с имеющимися вопросами, изучить и «расшифровать». Все это занимает огромное количество времени. Отсутствие же или плохое информирование приводит к тому, что родители не могут совершать выбор адекватно ситуации, а значит сами того не подозревая могут нанести непоправимый «вред» своему ребенку.

Только хорошо продуманная программа информационного сопровождения родителей, когда образовательное учреждение выступает руководителем, своеобразным «путеводителем» в «море» информации позволит родителям совершать выбор и решать вопросы адекватно сложившейся ситуации.
Организация работы с родителями по информационному сопровождению:

  • Изучение запроса родителей на информацию:

Диагностирование родителей (использование методики ГРОД для определения уровня готовности родителей к школьному обучению детей и запроса на тематику информирования)

Анкетирование родителей (изучения запроса тематики и форм информирования)

Индивидуальные беседы (изучение тематики информирования)

  • Выделение тематики, определение форм и содержания информации по направлениям.

  • Создание информационного материала для родителей в соответствии с тематикой запроса.

Направления содержательной информации при работе по информационному сопровождению родителей:

Социально-юридическая готовность: информирование родителей о социально-юридических правах и обязанностях при подготовке детей к школе.

Психологическая готовность: информирование родителей о психологических особенностях детей данного возраста.

Педагогическая готовность: информирование родителей, связанное с их педагогической готовностью к школьному обучению ребенка.

Материальная готовность: информирование о материальной готовности родителей при подготовке детей к школе.
Планирование работы

Эффективнее всего информировать родителей по темам, которые определил запрос. Тематически разбить на информацию по представленным направлениям и использовать дистанционные формы информирования.
Формы информирования

Газета – это и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Газету можешь читать, можешь просмотреть, можешь просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

Брошюры – непериодическое книжное издание малого объема (свыше 4, но не более 48 страниц, соединенных между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой) в мягкой обложке.

Буклеты - непериодическое сфальцованное (сложенное параллельными сгибами в один или несколько раз), многокрасочное, иллюстрированное издание, имеющее единую композиционную основу. 

Листовки - малоформатное, относительно недорогое печатное издание без фальцовки (сгибов), одностороннее или двустороннее, с иллюстрациями или без них, черно - белое или цветное. Удобно использовать в работе с родителями, когда у группы родителей конкретный запрос на какую – либо информацию.

Записка - коротенькое письмо, извещение о чем - либо. Сжатое изложение существа какого - либо дела, вопроса. Удобно использовать в работе с родителями, когда у родителя конкретный запрос на какую – либо информацию.

Библиотека для родителей при дошкольном учреждении. В чем их цель? Усилить информационное воздействие ДОУ. Как правило услугами библиотек могут пользоваться родители детей, не посещающие дошкольное учреждение. В то же время в рамках инновационного подхода библиотеки могут создавать сами родители и самостоятельно курировать ее комплектацию.

Информационные стенды - наглядная информация для родителей может быть вывешена на них.

Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика.

Основные заголовки должны быть даны крупно и ярко с тем, чтобы они сразу привлекали внимание.

Стенды не должны быть перегружены материалами. При их оформлении не следует злоупотреблять декоративными элементами, наивным изображением матрешек, шариков, игрушек и т.п. Повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать родителей и вызывать у них недоверие к предлагаемому содержанию.

Иллюстративный материал стендов не должен быть мелким. Хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий крупный фотомонтаж.

Страница в социальной сети (например, «В контакте», «Facebook») может быть удобным средством дистанционного информирования родителей, но требует наличия у всех родителей страниц в этой сети.

Сайт для родителей имеет больше возможностей с точки зрения выбора стиля оформления, объема и форм предоставляемой информации, способа интерактивного взаимодействия и открытости для разных целевых групп. К тому же, на сайте может быть ссылка на электронный дневник или группу в социальной сети.

Взаимное понимание и сотрудничество строятся именно на информированности партнеров.

Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.
Дополнительные формы информирования

Индивидуальные беседы – проводятся с целью ответа на индивидуальные вопросы родителей, донесения до родителей информации о развитии ребенка.
Рекомендации по созданию буклетов

  • Буклет должен просвещать родителей по какой-либо теме, а не отвечать на все запросы родителей одновременно

  • Информация должна быть краткой и в доступной форме

  • Буклет должен иметь ссылки на источники получения более углубленной информации

Примерная тематика буклетов:

  1   2   3