|
Реализация модели подготовки детей к школе в условиях доу комбинированного вида Статья на тему: «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида».
В соответствии со спецификой ДОУ, основными характеристиками контингента детей можно определить модель подготовки детей к школе. Она представлена следующими направлениями:
- физическое развитие; - интеллектуальное развитие; - познавательное развитие; - развитие речи; - социально-личностное развитие; - эстетическое развитие; - развитие психических процессов; - формирование мотивационной готовности к школе.
Модель подготовки детей к школе в ДОУ реализуется посредством обеспечения следующих условий: одно из них – это наличие нормативно-правовых документов Федерального, регионального и локального уровней.
Следующим условием реализации модели является организация рациональной предметной и развивающей среды, которая позволяет стимулировать физическое и психическое развитие детей. В нашем детском саду она включает в себя следующее: функционируют музыкальный зал и физкультурный зал со стандартным и нестандартным оборудованием, медицинский кабинет с медицинским оборудованием, логопедический кабинет, кабинет психологической разгрузки, мини-галерея, мини-стадион со спортивным оборудованием, огород. В групповых организованы физкультурные уголки, уголки уединения, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, мини-лаболатория, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.
Третье условие – это внедрение технологий здоровьесберегающей среды, которые в условиях нашего ДОУ включают в себя:
– Соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности.
Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в детском саду, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
– Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня.
При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В детском саду поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.
– Лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, включают в себя проведение массажа и занятий лечебной физкультурой с детьми ортопедических групп, включение коррекционных упражнений в комплексы утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп, фито-, витамино-, ионо-, фитонцидотерапия, песочная терапия, принятие гидромассажных и солнечных ванн.
– Оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
В детском саду разработана модель двигательного режима детей, обеспечивающая не только удовлетворение биологической потребности детей в движении, но и предусмотрено рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий.
– Включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, общедвигательного развития, психоэмоциональной сферы, добиваясь положительной динамики.
– Организация активной цветовой среды. Для детей характерна незрелость эмоциональной сферы, поэтому возникает особая потребность в стимуляции сенсорных систем. Цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека. Для воспитания эмпатии, развития воображения, творчества на занятиях эстетического цикла и в свободной деятельности используем метод цветового моделирования. Сочетание цветов дает возможность педагогу интерпретировать психическое состояние ребенка и вовремя отреагировать на ситуацию дискомфорта.
Следующее условие реализации модели – создание комфортной психологической обстановки, которая обеспечивает благоприятное функционирование состояния нервной системы дошкольника.
В детском саду такая атмосфера создана. В связи с этим в ДОУ разработана система мер по охране психоневрологической сферы детей, которая пронизывает все виды детской деятельности и отдыха в течение дня, которая характеризуется:
– наличием действующей адаптивной модели организации образовательного процесса, учитывающей состояние здоровья ребенка и его индивидуально – личностные особенности; – органичным сочетанием физических упражнений, закаливающими процедурами (физические упражнения после дневного сна), оздоровительные процедуры в водной среде (посещение бассейна 2 раза в неделю, где инструктор обучает детей плаванию, которое способствует развитию мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма ребенка и его опорно-двигательного аппарата).
Одним из важных условий реализации модели является кадровое обеспечение.
В ДОУ работают высококвалифицированные специалисты.
Особое внимание уделяем постоянному совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к всестороннему развитию детей.
Следующее условие реализации модели – это организация службы сопровождения, которая предназначена квалифицированно выстраивать помощь ребенку.
Медицинский работник, педагоги, психолог обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка и гарантируют сохранение и укрепление его физического и психического здоровья. Такое триединство необходимо в связи с тем, что дети, имеющие нарушения в развитии, как правило, имеют отклонения со стороны нервно-психической сферы (повышенную нервно-рефлекторную возбудимость, отставание в психомоторном развитии и др.), что требует не только медицинской, но и психологической коррекции.
Система функций медицинского сопровождения определяется требованиями социального института здравоохранения. Эта система находится под государственным контролем и пользуется всеми основными способами регулирования на уровне нормативных актов.
Психологическая служба органично включена в деятельность социально-педагогической системы и обслуживает всех субъектов образовательного процесса.
Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, которое включает в себя:
– определение уровня тревожности у детей; – изучение поведения детей в ситуации стресса; – выявление поведенческих отклонений; – диагностика эмоционального состояния у ребенка в семье и детском саду; – определение типа нервной системы; – определение уровня развития психических процессов у детей; – определение уровня готовности к школьному обучению.
Педагогическое сопровождение предусматривает систему мер подгрупповой и индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с имеющимися отклонениями в развитии.
Логопедическая служба использует комплекс специальных программ, позволяющих индивидуализировать работу с детьми по устранению логопедических дефектов и развитию культуры речи. Учитель-логопед работает в тесном контакте с музыкальным руководителем по формированию у детей речевого дыхания, правильной артикуляции и интонационно-выразительной речи. С целью развития умения детей соотнести речь с движением применяется логоритмика.
С инструктором по физической культуре учитель-логопед работает по автоматизации поставленных у детей звуков, закреплению лексико-грамматических средств языка. Выполнение заданий, движений по образцу, а также наглядный показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания, развитие пространственно-временной организации движения.
Кроме того, логопедическая служба включает в себя не только работу с детьми, но и работу с педагогами по обучению приемам и методам коррекционной работы, и работу с родителями.
Таким образом, служба сопровождения представляет собой емкий системный блок, связанный многочисленными взаимозависимостями с другими блоками.
Следующим условием реализации модели является сотрудничество ДОУ с семьей, основанное на следующих принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику:
– единство целей и задач воспитания ребенка; – систематичность и последовательность работы; – индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье; – взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Следующее условие – это взаимодействие ДОУ с социальными институтами: музыкальной школой, детской библиотекой, домом культуры, домом спорта. Дети посещают эти учреждения. Занятия в них способствуют всестороннему развитию ребенка и его социализации.
Одним из основных условий реализации модели является установление преемственности в работе детского сада и школы.
Таким образом, модель подготовки детей к школе в нашем ДОУ реализуется посредством обеспечения следующих условий:
– наличие нормативно-правовых документов Федерального, регионального и локального уровней; – организация рациональной предметной и развивающей среды; – внедрение здоровьесберегающих технологий; – создание комфортной психологической обстановки; – кадровое обеспечение; – организация службы сопровождения ребенка; – сотрудничество с семьей; – взаимодействие с социумом; – преемственность в работе со школой.
Обеспечивая конституционное право ребенка на доступность образования предоставлением мест в ДОУ в группах полного дня пребывания, создавая необходимые условия для полноценной подготовки детей к школе и переходу на следующую ступень образования, имея определенные результаты работы нашего ДОУ, нельзя не сказать о существовании проблем, таких как:
Повышение педагогической культуры родителей.
Родители в большинстве своем имеют неправильное представление о подготовке детей к школе. Они считают, что в первую очередь должны формироваться учебные умения и навыки, такие как умение считать, читать и писать.
Отсутствие преемственности программ ДОУ и школы, что ведет к определенным трудностям при переходе ребенка в школу.
Отсутствие единых требований воспитания детей.
Школа делает больший акцент на процесс образования, нежели воспитания. |
|
|