|
Протокол № от 2013 г. Согласовано заместитель директора школы по увр Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яковлевская средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО _____Головкова Т.И.
Протокол № ___ от
«____»______2013 г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
школы по УВР
_______Гайкова С.А. «____»_______2013 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Яковлевская СОШ»
__________ Ермолаева И.В. Приказ №_от «___»__2013 г.
|
Рабочая программа педагога
Ермолаевой Инны Витальевны
по учебному курсу
«Информатика и ИКТ»
7 класс
базовый курс
2013-2014 учебный год
2.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и ИКТ» в 7 классе составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. ,изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений:Информатика.2-11 классы/составитель М.Н.Бородин.-6-е издание.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2009г» в соответствии с: - Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067).
Цели программы:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных , интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Задачи курса:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора , хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Изменения в рабочей программе
В связи с тем, что в программе 7 класса предусматривается 2-х часовой резерв времени, а в материалах государственной итоговой аттестации увеличивается с каждым годом количество заданий на программирование , часы из резерва передаются для выполнения практической работы в среде программирования Робот.
Номер урока
| По программе
| Фактически
| 33
| Резерв
| Практическая работа №11 «Исполнитель Робот»
| 34
| Резерв
| Практическая работа №12 «Исполнитель Робот»
| Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Название
| Класс
| ФИО автора
| Издательство
| Год издания
| Информатика и Икт: Учебник для 5 класса-2-е изд.
| 7
| Л.Л.Босова
| БИНОМ.
Лаборатория знаний
| 2010
| Информатика и Икт: Рабочая тетрадь для 5 класса-2-е изд.
| 7
| ЛЛ.Босова
| БИНОМ. Лаборатория знаний
| 2010
| Набор цифровых образовательных ресурсов на диске « Информатика 5-7»
| 7
| Л.Л.Босова
| БИНОМ. Лаборатория знаний
| 2010
| Программа рассчитана на 35 часов учебного времени ( 1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
практических работ-12;
контрольных практических работ-2;
контрольных работ-2;
творческих работ-1.
На основании программы мониторинга качества знаний обучающихся школы в 7 классе проводится входной, промежуточный и итоговый контроль по предмету, т.о. добавляются 3 контрольные работы продолжительностью 20-25 минут.
Формами учебного организации процесса являются:
-урок, на котором сочетается групповая, коллективная, индивидуальная форма работы. Преобладающей формой текущего контроля является опрос учащихся в сочетании с проверочными работами учащихся, тестами, практическими работами.
На основании положения о промежуточной аттестации обучающихся школы плановой формой контроля по информатике и ИКТ в 7 классе является четвертная промежуточная оценка и годовая аттестация, которой предшествует итоговая контрольная работа.
Формы текущего контроля знаний, умений,навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
3. Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ:
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки-свойства, действия, поведение, состояние;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку –основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход»,»системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов»модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать»(получать информацию)информационные модели разных видов :таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять операции с основными объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
4.Календарно-тематический план 7 класс
№ п/п
| Название раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Фактически
| 1.Объекты и их системы.6 часов
| 1.
| Техника безопасности и организации я рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Основные объекты ОС Windows»
| 1
|
|
| 2.
| Отношения объектов .Разновидности объектов и их классификация. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы»
| 1
|
|
| 3.
| Входная контрольная работа. Состав объектов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов».(Задания 1-3).
| 1
|
|
| 4.
| Системы объектов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов». (Задания 4-6).
| 1
|
|
| 5.
| Система и окружающая среда. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов». (Задания 7-9).
| 1
|
|
| 6.
| Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 «Объекты и системы».
| 1
|
|
| 2.Информационное моделирование -20 часов
7.
| Модели объектов и их назначение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4
«Создание словесных моделей». Задания 1-3.
| 1
|
|
| 8.
| Информационные модели. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №11 «Графические модели»
| 1
|
|
| 9.
| Словесные информационные модели. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4
«Создание словесных моделей» (задания 4-5).
| 1
|
|
| 10.
| Словесные информационные модели. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4. «Создание словесных моделей»(Задания 6-7)
| 1
|
|
| 11.
| Словесные информационные модели. Инструктаж по ТБ . Практическая работа №4 «Создание словесных моделей»(задания 8-9)
| 1
|
|
| 12.
| Многоуровневые списки. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»
| 1
|
|
| 13.
| Контрольная практическая работа №1 «Словесные информационные модели». Математические модели.
| 1
|
|
| 14.
| Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей».(задания 1-2)
| 1
|
|
| 15.
| Простые таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (задания 3-4).
| 1
|
|
| 16.
| Сложные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей»(задания 5-6).
| 1
|
|
| 17.
| Табличное решение логических задач. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей»(задание 7).
| 1
|
|
| 18.
| Вычислительные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №7
«Создание вычислительных таблиц в Word».
| 1
|
|
| 19.
| Электронные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами в Excel».(задания 1-3)
| 1
|
|
| 20.
| Электронные таблицы. Инструктаж по Тб. Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами в Excell»
| 1
|
|
| 21.
| Графики и диаграммы. Наглядное изменения процессов изменения величин. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков»(задание 5-7).
| 1
|
|
| 22.
| Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков»(задание 1-3)
| 1
|
|
| 23.
| Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.Контрольная практическая работа №2 «Создание диаграмм и графиков».
| 1
|
|
| 24.
| Многообразие схем. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
| 1
|
|
| 25.
| Информационные модели на графах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10. «Схемы, графы и деревья».(задания 3-5)
| 1
|
|
| 26.
| Деревья. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10.»Схемы, графы и деревья»(задания 6-7).
Контрольная работа №2 «Информационное моделирование».
| 1
|
|
|
Алгоритмика-9 часов.
27.
| Алгоритм-модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика».
| 1
|
|
| 28.
| Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика».
| 1
|
|
| 29.
| Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде «Алгоритмика».
| 1
|
|
| 30.
| Исполнитель Робот. Управление роботом. Работа в среде Алгоритмика.
| 1
|
|
| 31.
| Исполнитель Робот. Цикл «Пока». Работа в среде «Алгоритмика».
| 1
|
|
| 32.
| Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».
| 1
|
|
| 33.
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №11. «Исполнитель Робот».
| 1
|
|
| 34.
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12
« Исполнитель Робот».
| 1
|
|
| 35.
| Итоговая контрольная работа
| 1
|
|
|
5. Содержание курса.
Содержание курса информатики и ИКТ в 7 классе представлено изучением теоретического материала по следующим темам:
Объекты и системы( 6 часов).
Учащиеся должны знать, уметь:
называть объекты в окне Мой компьютер и понимать их назначение;
просматривать содержимое дискеты и жесткого диска;
создавать новый файл(новую папку);
переименовывать файл(папку);
перемещать файл(папку);
копировать файл(папку);
удалять файл(папку) в Корзину;
упорядочивать файлы и папки;
уметь правильно организовывать свое рабочее место;
применять правила техники безопасности при работе на компьютере;
1.Практическая работа №1 «Основные объекты OC Windows»
2.Практическая работа №2 « Работа с объектами файловой системы»
3.Практическая работа №3 « Создание текстовых объектов»
1.Контрольная работа №1 «Объекты и системы»
|
|
|