Тема 1. «Выбираем школу»
«Право на школу!»
«Готов ли ребенок к школе?»
«Какие бывают школы?» «Критерии выбора школы»
«Сколько стоит собрать ребенка в школу?» Тема 2. «Как общаться с ребенком»
«Права ребенка»
«Кризис 7 лет», «Адаптация ребенка к школе»
«Наша дружная семья», «Семейное чтение»
«Мама не ругайся…» Тема 3. «Здоровье наших детей»
«Здоровый ребенок – здоровое общество»
«Семья – зона психологического комфорта»
«Как воспитать здорового ребенка»
«Если хочешь быть здоров…» Тема 4. «Безопасность наших детей»
«Закон на страже детей»
«Как подготовить ребенка к опасности»
«Соблюдаем безопасность»
«Как обеспечить безопасность своему ребенку» Информационное сопровождение родителей имеет одну цель – помочь родителям принять адекватное ситуации решение, которое сделает счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Рекомендации по отбору информации (Автор Хоменко И.А.)
Информация имеет несколько качественных свойств: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.
Раскроем основные из них.
Объективность. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Например, сообщение в дневнике «Вася вел себя плохо» несет субъективную информацию, а сообщение «Вася разбил стекло в столовой» - объективную. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
• преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
• искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации. («О том, что Вася вел себя плохо, мне рассказала уборщица»).
Полнота. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Точность определяется степенью близости информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Актуальность - важность информации для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
Полезность (ценность) информации может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью. Существует много способов передачи информации и ее видов, которые можно классифицировать по разным основаниям:
• по времени: ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;
• функциям управления: аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;
• целевому назначению: директивная, ознакомительная, уведомительная; рекомендательная;
• способу передачи: устная, письменная, дистанционная;
• типу представления: текстовая, графическая;
• объему: краткая, подробная;
• количеству реципиентов: массовая, групповая, индивидуальная;
• типу влияния на реципиента: побуждающая к определенным действиям; нейтральная; успокаивающая; мотивирующая;
• месту представления: стендовая, раздаточная, информация- объявление;
• виду носителя: бумажные, электронные;
• типу восприятия: зрительная, аудиальная, комбинированная;
• целевой группе: для семьи в целом, отдельных членов семьи, педагогов, учащихся и т.д.
Список сайтов.
https://consultant.ru/ на данном сайте предоставлена большая база законов РФ и нормативно-правовых актов.
https://gov.spb.ru/gov/admin/terr/reg_viborg/raiontoday/obrazovan/school - сайт отдела образования Выборгского района, с полным перечнем школ района, их адресами, сайтами и т.д.
https://adalin.mospsy.ru - сайт психологического центр "Адалин", где команда профессиональных детских психологов, психотерапевтов и педагогов по работе с детьми-дошкольниками. На сайте разнообразные статьи по вопросам детско - родительских и семейных отношений, развивающие занятия с детьми дошкольного возраста (диагностика и развитие мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей), подготовка ребенка к школе. Коррекционные занятия: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские страхи, неврозы у детей, задержка психического развития. Психологическая помощь on - line. Психологическая консультация, психологические тесты, коррекционные и развивающие методики, статьи и публикации по психологии, советы психологов.
https://logoped.ru - электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых.
https://igraemsa.ru - на данном детском портале представлены обучающие игры разной степени сложности.
https://logozavr.ru/ - Обучающие и развивающие компьютерные игры и флеш-игры для дошкольников и младших школьников, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – все то, что способствует успешному обучению ребенка в школе.
https://solnet.ee/ - ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Публикация обучающих компьютерных игр; виртуальных уроков для малышей по географии, химии, физике, экономике, иностранным языкам; оригинальных макетов развивающих и праздничных стенгазет; сценариев детских праздников; статей о развитии и обучении детей. Проведение викторин и конкурсов рисунков, поделок, фотографий, стихов, рассказов и др.
https://shkola7gnomov.ru - на портале «Школа Семи Гномов» вы найдете: каждую неделю – новое развивающее занятие для вашего ребенка, новые статьи от специалистов дошкольного образования и опытных мам, интернет-магазин, консультации специалистов.
https://rybkovskaya.ru/ - на сайте можно найти материал на следующие тематики: здоровье ребенка, воспитание ребенка, психология ребенка, развитие ребенка, отношение ребенка с родителями, питание и многое другое.
https://vk.com/club5608057 - занимательная и познавательная группа «Вконтакте» для родителей и педагогов. Основные направления дискуссий: дети, семья, работа; детский сад, школа, воспитание, учеба и др. В группе есть развивающие и обучающие фильмы, мультфильмы, аудиозаписи для детей. Консультации on – line: детского врача и педиатра, психолога, дефектолога и др.
https://forum.godrebenka.ru - подбор разнообразных тестов (внимание, память, мышление и др.)
https://uchit.rastu.ru/ - на данном портале разнообразные материал на следующие тематики: рождение, развлечение, лечение, обучение, помощь. Большой выбор разнообразных статей и разной направленности.
https://logoped.ru на сайте информация для детей с логопедическими проблемами.
https://igraemsa.ru - На нашем детском портале представлены обучающие игры разной степени сложности. И если у малыша что-то не получается, поддержите его и помогите, но ни в коем случае не ругайте. Мы надеемся, что совместно выполняя задания, вы лучше узнаете своего ребёнка, поможете ему развить свои способности и просто хорошо проведёте время, общаясь вместе.
https://logozavr.ru/ - обучающие и развивающие компьютерные игры и флеш-игры для дошкольников и младших школьников, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – все то, что способствует успешному обучению ребенка в школе. Заключение:
В результате использования программы информационного сопровождения, системы передачи информации через буклет, сайт, форум и индивидуальные беседы родители получили разноплановую информацию, позволяющую им совершать адекватный выбор по различным вопросам, связанным с подготовкой к школе детей. Родители с удовольствием используют, полученную информацию, активно участвуют в обсуждениях на сайте, выдвигают просьбы о создании новых тем для информирования. Таким образом, можно отметить, что планомерная организация информационного сопровождения родителей при подготовке к школьному обучению детей положительно сказывается на обогащении представлений родителей и возможности осуществления ими адекватного выбора.
Литература
Андриеш В.А. и др. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе./ Андриеш В.А., Бубнова С.Ю., Зайцева И.А., Козлова Л.С., Кондратьева Л.М., Кузяева Д.А., Логвинова Н.В., Попова И.Е., Суворова О.П., Суханова А.А., Тимофеева М.М. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 112 с.
Бережнова О.В. Работа с семьей при подготовке детей к школе. Лекторий для родителей будущих первоклассников (Серия «Методический кабинет»). – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011 – 160 с.
Википедия [Электронный ресурс] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%E1-%F4%EE%F0%F3%EC (последняя дата обращения 15.12.2011)
Генварева Ю.А. Взаимодействие семьи и школы в изменившейся социокультурной ситуации // Образование и семья: проблемы сопровождения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. /Под ред. Хоменко И.А. – СПб, 2008 – 216 с.
Давыдова О. Инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. 2011. №5.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002 – 120 с.
Зверева О.Л., Короткова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2009 – 80 с.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – Псков: Издательство Скрипторий 2003, 2008 – 73 с.
Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 - 176 с.
Сергиенко Т.Е. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников. Автореферат дисс. канд. пед. наук. СПб., 2007.
Хоменко И.А. Детская или родительская: чья готовность к школе важнее? // Народное образование. 2010. №6 [Электронный ресурс]. URL: https://inter-pedagogika.ru/zip/2010_PodS.pdf (последняя дата обращения 15.11.2011)
Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Книга 1. Информирование. - М.: Сентябрь, 2009 – 160 с.
Шипицына Л.М. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Шипицына Л.М., Хилько А.А, Шипицина Г. М., Галямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной - СПб.: «Речь», 2005 – 240 с.
Приложение №1 АНКЕТА
для родителей Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании Ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании Ваших детей.
Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.
Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
Из каких источников вы пользуетесь информацией о воспитании ребенка?
СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы)
Специальные книги по вопросам воспитания ребенка
Беседы с друзьями и знакомыми
Беседы с педагогами
_________________________________________________________________
С какими проблемами вы столкнулись при подготовке ребенка к школе?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Какую информацию о подготовке ребенка к школе Вы бы хотели получать от педагогов?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Отметьте наиболее удобный вид информирования Вас в устной форме:
Беседа;
Консультация;
Лекция;
Семинар;
Родительское собрание;
Другое ________________________________________________________
Отметьте наиболее удобное место предоставления письменной информации для Вас:
Стендовая (т.е. расположена на стенде);
Раздаточная (т.е. информация будет предоставлена в виде памяток, информационных листках, буклетах, газете и т.д.).
Информация – объявление (т.е. информация будет предоставлена в виде объявления).
Интернет-рассылка
Как часто Вы бы хотели получать интересующую Вас информацию:
1 раз в месяц;
1 раз в неделю;
постоянно (систематически).
Вам было бы удобнее, если бы получаемая информация по объему была бы:
Пожалуйста, укажите группу, которую посещает Ваш ребенок:______ Возраст Вашего ребенка _________________________ Ваш возраст ______лет
Ваше образование _______________________________ Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2 Опросник «Готовность родителей к обучению детей» (ГРОД)
(Автор И.А.Хоменко) Уважаемый родитель! Просим Вас искренне ответить на наши вопросы. Это поможет нам выявить трудности, которые могут возникнуть у Вас в процессе обучения Вашего ребенка в школе.
В каждой строчке Вам необходимо отметить баллы, которые в наибольшей степени соответствуют развитию у Вас того или иного умения.
(1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально) Подсчитывать баллы НЕ НУЖНО А-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
№№
| Критерий
| Баллы
|
| Скажите пожалуйста, насколько хорошо Вы:
|
|
| Знаете психологические законы обучения и развития человека (особенности адаптации)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Знаете свои психологические особенности (тип темперамента, уровень тревожности, уровень саморегуляции, комплексы, установки, амбиции и т.д.)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Знаете стиль общения со своим ребенком
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Знаете психологические особенности своего ребенка
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Умеете определить наличие психологической проблемы у своего ребенка
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Насколько хорошо Вы владеете:
|
|
| Методами релаксации и саморегуляции
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Способами установления контакта с ребенком
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Способами мотивации ребенка к обучению
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Методами решения конфликтных ситуаций с ребенком и учителем
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Методами самообразования
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Б-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
| Насколько хорошо Вы знаете:
|
|
| В чем заключается Ваша роль в образовании и развитии ребенка
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Свои ожидания от ребенка и системы образования
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Свои жизненные ценности и приоритеты
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Образовательные цели своего ребенка
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Критерии поиска и выбора школы (или центра развития ребенка) и учителя (педагога, репетитора)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Специфику разных образовательных программ и педагогических систем (Занков; Эльконин-Давыдов т.д.)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Требования школы (учебные материалы и инструменты, режим, внешний вид ребенка и т.д.)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Критерии готовности ребенка к систематическому обучению
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Уровень готовности других членов семьи к обучению вашего ребенка в школе
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Насколько хорошо Вы умеете:
|
|
| Самостоятельно подготовить ребенка к обучению в школе
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Организовать процесс обучения ребенка (режим, питание и т.д.)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Развивать самостоятельность и ответственность ребенка
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Организовать (перестроить) свой образ жизни после того как Ваш ребенок пойдет в школу
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Подобрать литературу, учебные пособия и школьные принадлежности для обучения ребенка
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Помочь ребенку в выполнении домашних заданий
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Оценить результаты обучения ребенка
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Организовать досуг ребенка (устроить праздник, провести экскурсию, отобрать фильмы, ТВ-передачи и т.д.)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Обучить ребенка этике деловых отношений в школе (использование моб.связи, общение с одноклассниками и персоналом школы и т.д.)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Обучить ребенка безопасному поведению дома, в школе и на улице
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Согласовывать свои требования к ребенку с другими членами семьи
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Итого по уровням
|
|
|
|
| Итого баллов
|
|
С-СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
№
| Насколько хорошо Вы знаете:
|
|
| Основные законы, касающиеся здоровья, обучения и соблюдения прав ребенка - Закон РФ «Об образовании»
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Семейный кодекс РФ
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Гражданский кодекс РФ
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Конвенция о правах ребенка
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Закон РФ «О здравоохранении»
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| «Закон РФ о защите прав потребителей»
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Организации, помогающие семье и ребенку в разных сферах (психологические центры, медицинские и юридические консультации, центры досуга и т.д.)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Информационные источники (Интернет-сайты, периодическая печать и т.д.) по образованию и воспитанию
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Насколько хорошо Вы владеете:
|
|
| Навыками поиска необходимой информации
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Навыками по отстаиванию своих прав и прав ребенка в образовании, здравоохранении, торговле и т.д.
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Итого по уровням
|
|
|
|
| Итого баллов
|
|
Д-МАТЕРИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
| Насколько хорошо Вы знаете:
|
|
| Свои реальные материальные возможности и ресурсы
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Основные материальные потребности ребенка-первоклассника
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Уровень первичных финансовых затрат за обучение первоклассника (сколько стоит собрать ребенка в школу)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Требования к безопасности детских товаров
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Насколько хорошо Вы продумали систему финансовых взаимоотношений с ребенком (карманные деньги, расходы на завтраки, транспорт и т.д.)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Насколько хорошо Вы умеете:
|
|
| Ориентироваться в современных товарах и услугах для детей
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Создать образовательное пространство для обучения ребенка (дизайн комнаты/уголка; мебель; технические средства; школьные принадлежности и т.д.)
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Приобретать по оптимальной цене необходимые товары для ребенка-школьника
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Распоряжаться бюджетом и планировать финансовые перспективы образования своего ребенка
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Организовать быт ребенка-ученика
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
| Итого по уровням
|
|
|
|
| Итого баллов
|
|
| ВСЕГО по уровням
|
|
|
|
| ВСЕГО баллов
|
|
В каждом вопросе родителям предлагается отметить количество баллов, которое в наибольшей степени соответствовало развитию у них того или иного умения, где 1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально. Затем подсчитывается общее количество баллов и по каждому виду готовности, что и являлось критерием для оценки готовности родителей к школьному обучению детей. На основе данных критериев выделены следующие уровни:
Высокий – 80-100 баллов (160-200 - для педагогической готовности).
Средний – 40-79 баллов (80-159 - для педагогической готовности).
Низкий – 0-39 баллов (0-79 - для педагогической готовности).
Приложение №3
Циклограмма информационного сопровождения родителей, дети которых посещают подготовительную к школе группу.
№ п\п
| Формы информационного сопровождения
| Содержание
| Периодичность
| 1
| Информационный стенд
| Перечень тем предоставленных на сайте и форуме, дата проведения индивидуальных консультаций
| 1 раз в неделю
| 2
| Буклеты
| Краткая информация, систематизированная по теме и направлению
| 2-3 раза в неделю
| 3
| Форум
| Ответы на вопросы родителей
| По запросу родителей
| 4
| Сайт
| Полная информация, предоставленная по запросу родителей, тематики буклетов.
| Дополнение информации 1 раз в неделю
| 5
| Индивидуальные беседы
| Информация о достижениях ребенка, ответы на вопросы родителей.
| По запросу родителей
| Приложение №4
|