|
Урок физики в 8 классе «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МКОУ Манушкинская СОШ
Урок физики в 8 классе
«Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок решения задач УЧИТЕЛЬ: Степура Ирина Алексеевна
г.Чехов - 2012
Цели:
проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы;
Цели урока:
Образовательные:
Продолжить формирование общеучебных умений и навыков обучающихся:
интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать учебный материал
самостоятельности в мышлении и учебной деятельности
работы во времени.
Продолжить формирование специальных умений:
представления о силе тока, напряжении и сопротивлении проводников, как о физических величинах; видах соединения проводников, как одной из основных характеристик электрической цепи
умение применять закон Ома для различных видов соединения проводников
решения качественных, экспериментальных и расчетных задач с применением изученных формул и законов;
Развивающие:
показать значение различных видов соединения проводников в быту и технике
обосновать необходимость применения различных видов соединения проводников
развивать интерес к изучению физики
способствовать расширению кругозора учащихся.
Воспитательные:
обеспечение мотивации изучения физики
умения добывать интересные сведения
развитие умений работать в коллективе, сотрудничества
Оздоровительные:
создание комфортных условий деятельности на уроке
сохранность здоровья обучающихся
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация к уроку
физические приборы: источники питания, соединительные провода, лампы на подставке, ключ
измерительные приборы: амперметр, вольтметр
Структура урока:
I. Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока.
II. Проверка знаний фактического материала:
а) Фронтальный опрос по вопросам учителя. б) Проверка домашнего задания. Работа с единицами измерения физических величин.
III. Проверка знания понятий, законов и умение объяснить их сущность. Опрос проводится в форме индивидуальных ответов с мест и у доски, опережающие задания.
IV. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и умений (решение качественных, экспериментальных и расчетных задач).
V. Проверка усвоения ЗУН
VI. Итоги урока, домашнее задание.
Ход урока: I этап: Организация начала урока ТДЗ: Организация начала урока Обеспечение мотивации деятельности обучающихся на уроке
СУМ:
Рапорт дежурного
Сообщение темы и цели урока
Сообщение домашнего задания и краткая инструкция к нему
Проверка готовности обучающихся к деятельности на уроке, наличия учебно-письменных принадлежностей
Закону Ома в подтверждение
По всевозможным проводам,
С увеличеньем напряжения
Заряд несется: тут и там! Через определенное сечение
Он протекает вопреки сопротивлению,
И сила тока в это же мгновение
Вдруг увеличится в проводнике!
И, если присмотреться нам внимательно,
В пересеченье разных проводов,
Заметим мы закон соединения:
Последовательность схем, проводников! Заметим параллельное течение
Зарядов-электронов, как в реке!
Изучим с вами все соединения,
Чтобы не плавать «двойкам» в дневнике! Поставим пред собою цель,
Чтоб после этого урока
Мог каждый другу рассказать:
Как вычислить сопротивленье, силу тока.
И получить при этом «пять»! А с целью воспитания учащихся,
Мне хочется вам каждому сказать:
«Учись работать, думать, и
Самостоятельно решать!» Сегодня на уроке мы с вами постараемся повторить, обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников». II этап: Проверка знаний фактического материала(домашнего задания) ТДЗ: Актуализация опорных ЗУН и активизация мыслительной деятельности обучающихся Подготовка и обеспечение мотивации деятельности учащихся на основном этапе уроке СУМ: Фронтальный опрос по вопросам учителя:
сформулируйте закон Ома
предложите математическую запись закона Ома (формулу для расчета силы тока)
объясните каждую величину, входящую в эту формулу
назовите единицу измерения силы тока в системе СИ
от каких физических величин зависит сила тока?
запишите формулу для определения напряжения
назовите единицу измерения напряжения в системе СИ
как рассчитать общее сопротивление в цепи согласно закона Ома?
назовите единицу измерения сопротивления в системе СИ
Назовите виды соединения проводников
Заполните таблицу на доске (законы последовательного и параллельного соединения проводников)
-
Соединение проводников
| I
| U
| R
| Последовательное
| I1=I2=Iобщ=const
| Uобщ=∑U
| Rобщ=∑R
| Параллельное
| Iобщ=∑I
| U1=U2=Uобщ=const
| Rобщ= R1∙R2
R1+R2
| Работа с единицами измерения физических величин: перевод в систему СИ (индивидуальная работа в тетрадях и у доски):
Закончите схему: (последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников)
III-IV этап: Систематизация, обобщение, закрепление и проверка глубины осмысления знаний обучающимися: ТДЗ: 1.Систематизация, обобщение и комплексное применение опорных ЗУН обучающихся по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников» 2. Реализация внутри и межпредметных связей с историей, информатикой, математикой и технологией 3. Развитие интереса учащихся к изучению предмета, расширение их кругозора на примере жизни выдающихся ученых. МО и ФОПД: Индивидуальные ответы с места и у доски, работа в парах и группах, фронтальная беседа, работа с учебником и приборами, карточками индивидуальных заданий, презентацией СУМ: Краткие биографические справки об ученых
Учитель: Отдавая дань величайшим открытиям основоположников такого важнейшего раздела физики как «Электрические явления» вы получили в качестве домашнего опережающее задание – подготовить сообщения с поддержкой презентации. Итак: Анри Ампер, Алессандро Вольта и Георг Ом и их вклад в развитие физики. (3 слайда компьютерной презентации, подготовленные обучающимися с краткой биографической справкой и сведениями об их вкладе в историю изучения электрических явлений). решение качественных, экспериментальных и расчетных задач:
Экспериментальное задание № 1 (работа в парах). Тема: “Расчет сопротивления участка цепи из двух электрических ламп, соединенных: а) последовательно, б) параллельно”. Цель: Рассчитать сопротивление проводников при последовательном и параллельном соединении проводников Оборудование: источник питания, ключ, соединительные провода
амперметр
вольтметр.
Расчетные формулы: R 1+R 2Ход работы 1) Соберите электрическую цепь последовательного соединения, подсоединив амперметр последовательно, а вольтметр - параллельно к каждой лампе. А). Запишите результат: I = …. А U 1 = … В U 2 = … В Б) Рассчитайте сопротивление каждого проводника: R 1 = …. Ом R 2 = …. Ом В)Рассчитайте общее сопротивление участка цепи: R общ = …. Ом 2) Соберите электрическую цепь параллельного соединения, подсоединив амперметр (последовательно), а вольтметр - параллельно. Измерьте силу тока и напряжение на приборах. Рассчитайте общее сопротивление участка цепи. Экспериментальное задание № 2(работа в группе) Тема: “Расчет сопротивления проводников при различных видах соединения”. Цель: Рассчитать сопротивление трех резисторов по 6 кОм при различных видах соединения проводников Оборудование: линейка,
карандаш
данные задачи.
Расчетные формулы: R1+R2Возможные варианты решения задачи: 1)Для параллельного соединения трех проводников решение приведено на доске: Rобщ=2Ом2)Для последовательного соединения трех проводников - устно Rобщ=∑R = 18 кОм3)Остальные варианты – самостоятельная работа в группе: Решение расчетной задачи № 1383 с. 171:Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении? Дано:
U=120В
R1=R2=240 Ом
| Решение:
Последовательное соединение: I1=I2=Iобщ=const= U/ R1+R2=0,25А
Параллельное соединение: U1=U2=Uобщ=const=120В, I= U∙Rобщ=1А
I1=I2=Iобщ/2=1А
| I1= ? I2= ?
| Ответ: Iпаралл ≠ Iпослед
| V этап: Проверка усвоения ЗУН (беседа). ТДЗ: практическое применение опорных ЗУН учащихся по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников» при ответах на вопросы
МО и ФОПД: индивидуальные ответы с места СУМ:1. Вопросы к беседе: Общая сила тока в проводниках, соединенных последовательно остается….(постоянной)
Общая сила тока на участке параллельного соединения трех проводников по 1А равна..(3А)
Общее напряжение на участке параллельного соединения проводников остается... (постоянным)
Общее сопротивление двух проводников сопротивлением по 1 Ом при последовательном соединении равно….(2 Ом), при параллельном ….(0,5 Ом)
В законе Ома под символами I, U, R понимают какие значения силы тока, напряжения и сопротивления проводников?...(общие)
VI этап: Итоги урока, домашнее задание.ТДЗ: Подведение итогов
Выставление оценок в дневники, комментарий работы учеников на уроке
Инструктаж по выполнению домашней работы
СУМ: Домашнее задание – повторить записи в тетради, подготовиться к тематической контрольной работе по теме «Закон Ома. Виды соединения проводников» |
|
|