Главная страница


Урок физики в 8 классе «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»



Скачать 78.32 Kb.
НазваниеУрок физики в 8 классе «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»
Дата18.04.2016
Размер78.32 Kb.
ТипУрок



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МКОУ Манушкинская СОШ


Урок физики в 8 классе

«Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок решения задач
УЧИТЕЛЬ: Степура Ирина Алексеевна

г.Чехов - 2012

Цели:

  • проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы;

Цели урока:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков обучающихся:

    • интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать учебный материал

    • самостоятельности в мышлении и учебной деятельности

    • работы во времени.




  1. Продолжить формирование специальных умений:

  • представления о силе тока, напряжении и сопротивлении проводников, как о физических величинах; видах соединения проводников, как одной из основных характеристик электрической цепи

  • умение применять закон Ома для различных видов соединения проводников

  • решения качественных, экспериментальных и расчетных задач с применением изученных формул и законов;

Развивающие:

  • показать значение различных видов соединения проводников в быту и технике

  • обосновать необходимость применения различных видов соединения проводников

  • развивать интерес к изучению физики

  • способствовать расширению кругозора учащихся.


Воспитательные:

  • обеспечение мотивации изучения физики

  • умения добывать интересные сведения

  • развитие умений работать в коллективе, сотрудничества


Оздоровительные:

  • создание комфортных условий деятельности на уроке

  • сохранность здоровья обучающихся


Оборудование:

  • мультимедийный проектор, презентация к уроку

  • физические приборы: источники питания, соединительные провода, лампы на подставке, ключ

  • измерительные приборы: амперметр, вольтметр

Структура урока:

I. Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока.

II. Проверка знаний фактического материала:

а) Фронтальный опрос по вопросам учителя.
б) Проверка домашнего задания. Работа с единицами измерения физических величин.

III. Проверка знания понятий, законов и умение объяснить их сущность. Опрос проводится в форме индивидуальных ответов с мест и у доски, опережающие задания.

IV. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и умений (решение качественных, экспериментальных и расчетных задач).

V. Проверка усвоения ЗУН

VI. Итоги урока, домашнее задание.

Ход урока:

I этап: Организация начала урока

ТДЗ:

  1. Организация начала урока

  2. Обеспечение мотивации деятельности обучающихся на уроке



СУМ:

  1. Рапорт дежурного

  2. Сообщение темы и цели урока

  3. Сообщение домашнего задания и краткая инструкция к нему

  4. Проверка готовности обучающихся к деятельности на уроке, наличия учебно-письменных принадлежностей



Закону Ома в подтверждение

По всевозможным проводам,

С увеличеньем напряжения

Заряд несется: тут и там!
Через определенное сечение

Он протекает вопреки сопротивлению,

И сила тока в это же мгновение

Вдруг увеличится в проводнике!

И, если присмотреться нам внимательно,

В пересеченье разных проводов,

Заметим мы закон соединения:

Последовательность схем, проводников!
Заметим параллельное течение

Зарядов-электронов, как в реке!

Изучим с вами все соединения,

Чтобы не плавать «двойкам» в дневнике!
Поставим пред собою цель,

Чтоб после этого урока

Мог каждый другу рассказать:

Как вычислить сопротивленье, силу тока.

И получить при этом «пять»!
А с целью воспитания учащихся,

Мне хочется вам каждому сказать:

«Учись работать, думать, и

Самостоятельно решать!»


Сегодня на уроке мы с вами постараемся повторить, обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников».

II этап: Проверка знаний фактического материала(домашнего задания)

ТДЗ:

  1. Актуализация опорных ЗУН и активизация мыслительной деятельности обучающихся

  2. Подготовка и обеспечение мотивации деятельности учащихся на основном этапе уроке



СУМ:

  1. Фронтальный опрос по вопросам учителя:

    • сформулируйте закон Ома

    • предложите математическую запись закона Ома (формулу для расчета силы тока)

    • объясните каждую величину, входящую в эту формулу

    • назовите единицу измерения силы тока в системе СИ

    • от каких физических величин зависит сила тока?

    • запишите формулу для определения напряжения

    • назовите единицу измерения напряжения в системе СИ

    • как рассчитать общее сопротивление в цепи согласно закона Ома?

    • назовите единицу измерения сопротивления в системе СИ

    • Назовите виды соединения проводников

    • Заполните таблицу на доске (законы последовательного и параллельного соединения проводников)

Соединение проводников

I

U

R

Последовательное

I1=I2=Iобщ=const

Uобщ=∑U

Rобщ=∑R

Параллельное

Iобщ=∑I

U1=U2=Uобщ=const

Rобщ= R1∙R2

R1+R2




  1. Работа с единицами измерения физических величин: перевод в систему СИ (индивидуальная работа в тетрадях и у доски):



  • 50 мА

  • 1.7 кОм

  • 10 кВ

  1. Закончите схему: (последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников)



III-IV этап: Систематизация, обобщение, закрепление и проверка глубины осмысления знаний обучающимися:

ТДЗ:

1.Систематизация, обобщение и комплексное применение опорных ЗУН обучающихся по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»

2. Реализация внутри и межпредметных связей с историей, информатикой, математикой и технологией

3. Развитие интереса учащихся к изучению предмета, расширение их кругозора на примере жизни выдающихся ученых.

4. Формирование общеучебных и специальных умений: работа с приборами, применение различных видов соединения проводников

МО и ФОПД: Индивидуальные ответы с места и у доски, работа в парах и группах, фронтальная беседа, работа с учебником и приборами, карточками индивидуальных заданий, презентацией


СУМ:

  1. Краткие биографические справки об ученых

Учитель:

Отдавая дань величайшим открытиям основоположников такого важнейшего раздела физики как «Электрические явления» вы получили в качестве домашнего опережающее задание – подготовить сообщения с поддержкой презентации. Итак: Анри Ампер, Алессандро Вольта и Георг Ом и их вклад в развитие физики.

(3 слайда компьютерной презентации, подготовленные обучающимися с краткой биографической справкой и сведениями об их вкладе в историю изучения электрических явлений).


  1. решение качественных, экспериментальных и расчетных задач:

Экспериментальное задание № 1 (работа в парах).

Тема: “Расчет сопротивления участка цепи из двух электрических ламп, соединенных:

а) последовательно, б) параллельно”.

Цель: Рассчитать сопротивление проводников при последовательном и параллельном соединении проводников

Оборудование:

  • источник питания, ключ, соединительные провода

  • амперметр

  • вольтметр.

Расчетные формулы:

  • Rобщ=∑R

  • Rобщ= R1∙R2

R1+R2

Ход работы

1) Соберите электрическую цепь последовательного соединения, подсоединив амперметр последовательно, а вольтметр - параллельно к каждой лампе.

А). Запишите результат:

I = …. А
U1 = … В

U2 = … В

Б) Рассчитайте сопротивление каждого проводника:

R1 = …. Ом

R2 = …. Ом

В)Рассчитайте общее сопротивление участка цепи:

Rобщ = …. Ом
2) Соберите электрическую цепь параллельного соединения, подсоединив амперметр (последовательно), а вольтметр - параллельно. Измерьте силу тока и напряжение на приборах. Рассчитайте общее сопротивление участка цепи.

Экспериментальное задание № 2(работа в группе)

Тема: “Расчет сопротивления проводников при различных видах соединения”.

Цель: Рассчитать сопротивление трех резисторов по 6 кОм при различных видах соединения проводников

Оборудование:

  • линейка,

  • карандаш

  • данные задачи.

Расчетные формулы:

  • Rобщ=R

  • Rобщ= R1∙R2

R1+R2

Возможные варианты решения задачи:

1)Для параллельного соединения трех проводников решение приведено на доске: Rобщ=2Ом


2)Для последовательного соединения трех проводников - устно Rобщ=∑R = 18 кОм
3)Остальные варианты – самостоятельная работа в группе:

Решение расчетной задачи № 1383 с. 171:

Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении?

Дано:

U=120В

R1=R2=240 Ом

Решение:

Последовательное соединение: I1=I2=Iобщ=const= U/ R1+R2=0,25А

Параллельное соединение: U1=U2=Uобщ=const=120В, I= U∙Rобщ=1А

I1=I2=Iобщ/2=1А

I1= ? I2= ?

Ответ: Iпаралл ≠ Iпослед

V этап: Проверка усвоения ЗУН (беседа).

ТДЗ:

  • практическое применение опорных ЗУН учащихся по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников» при ответах на вопросы

МО и ФОПД: индивидуальные ответы с места

СУМ:

1. Вопросы к беседе:

  • Общая сила тока в проводниках, соединенных последовательно остается….(постоянной)

  • Общая сила тока на участке параллельного соединения трех проводников по 1А равна..(3А)

  • Общее напряжение на участке параллельного соединения проводников остается... (постоянным)

  • Общее сопротивление двух проводников сопротивлением по 1 Ом при последовательном соединении равно….(2 Ом), при параллельном ….(0,5 Ом)

  • В законе Ома под символами I, U, R понимают какие значения силы тока, напряжения и сопротивления проводников?...(общие)


VI этап: Итоги урока, домашнее задание.

ТДЗ:

  • Подведение итогов

  • Выставление оценок в дневники, комментарий работы учеников на уроке

  • Инструктаж по выполнению домашней работы

СУМ: Домашнее задание – повторить записи в тетради, подготовиться к тематической контрольной работе по теме «Закон Ома. Виды соединения проводников»