|
Программа по направлению «Технология. 9 класс» под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2006) МБОУ «Шубанская основная общеобразовательная школа»
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано Утверждаю
Руководитель МО: Заместитель директора по УР: Директор школы:
______/Сабитова Ф.З./ _______/Гильмутдинова Л.Н./ ________ /Рахимзянов Х.Г./ Протокол №___ от Приказ №________
«___»_________2013г. «___»__________2013г. «___»__________2013г.
Рабочая программа
элективного курса для 9-х классов
Профессиональное само определение. Рамазанова Ленара Мубаракзяновича
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_______
от «___»__________2013г.
2013 год.
Пояснительная записка
Программа элективного курса по направлению « Технология» для учащихся 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089).
Данная программа разработана в соответствии с:
Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312).
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2010-2011учебный год (Приказ МО РФ от 09.12.2008г. №379).
Примерной программой основного общего образования по технологии (Сборник нормативных документов. Технология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплекс: авторская общеобразовательная программа по направлению «Технология. 9 класс» под редакцией В.Д. Симоненко (М., 2006);
учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В.Д. Симоненко, А.Н. Богатырев, О.П. Очинин и др. под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана- Граф, 2007. - 288 с.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования выделено из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю, всего 17 часа. Основная цель изучения данного раздела – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
подготовить учащихся в процессе выполнения творческих проектов определять потребности и возможности рынка;
научить честно, производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты;
воспитывать уважение к рабочему человеку.
Меж предметные связи.
В процессе обучения осуществляются меж предметные связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, биологией, химией, физикой, с историей и искусством – при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Тематическое планирование
№ п/п
| Тема
| Кол-во учебных часов
| 1.
| Внутренний мир человека и система представлений о себе
| 2
| 2.
| Профессиональные интересы и склонности
| 2
| 3.
| Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональной деятельности
| 2
| 4.
| Профессиональные и жизненные планы
| 1
| 5.
| Профессиональная пригодность
| 1
| 6.
| Здоровье и выбор профессии
| 2
| 7.
| Отрасли общественного производства
| 1
| 8.
| Профессии, специальности, должности
| 1
| 9.
| Виды проектов. Выбор и обоснования темы проекта
| 1
| 10.
| Этапы проектирования. Творческий проект “Мое собственное дело”
| 1
| 11.
| Моделирование работы предприятия.
| 1
| 12.
| Практическая работа. Проведение эксперимента по изучению спроса
| 1
| 13.
| Составление бизнес-плана
| 1
|
| Итого:
|
17
|
Календарно – тематическое планирование
№
|
Тема
| Коли-чество часов
| Дата
|
Примечание
| План
| Факт
| 1
| Внутренний мир человека и система представлений о себе
| 2
| 3.09
10.09
| 3.09
10.09
|
|
| 2
| Профессиональные интересы и склонности
| 2
| 17.09
24.09
| 17.09
24.09
|
|
| 3
| Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональной деятельности
| 2
| 1.10
8.10
| 1.10
8.10
|
|
| 4
| Профессиональные и жизненные планы
| 1
| 22.10
| 22.10
|
|
| 5
| Профессиональная пригодность
| 1
| 29.10
| 29.10
|
|
| 6
| Здоровье и выбор профессии
| 2
| 12.11
19.11
| 12.11
19.11
|
|
| 7
| Отрасли общественного производства
| 1
| 26.11
| 26.11
|
|
| 8
| Профессии, специальности, должности
| 1
| 3.12
| 3.12
|
|
| 9
| Виды проектов. Выбор и обоснования темы проекта
| 1
| 10.12
| 10.12
|
|
| 10
| Этапы проектирования. Творческий проект “Мое собственное дело”
| 1
| 17.12
| 17.12
|
|
| 11
| Моделирование работы предприятия.
| 1
|
|
|
| 12
| Практическая работа. Проведение эксперимента по изучению спроса
| 1
|
|
|
| 13
| Составление бизнес-плана
| 1
|
|
|
| Всего 17 часов
|
Основное содержание курса. Внутренний мир человека и система представлений о себе (2ч)
Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки. Профессиональные интересы и склонности (2ч)
Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «дифференциально-диагностический вопросник (ДДО) коммуникативных, организаторских склонностей (КОС-1).
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2)
Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Профессиональные и жизненные планы (1ч)
Профессиональная пригодность (1ч)
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.
Здоровье и выбор профессии (2ч)
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой).
Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии.
Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.
Отрасли общественного производства.(1ч)
Профессии, специальности, должности(1ч)
Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Перерабатывающие отрасли промышленности. Легкая промышленность.
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям труда и условиям производства. Формула профессии. Профессиограмма и психограмма. Занятость и самозанятость. Вопросник профессиональной готовности (ОПГ).
Виды проектов. Выбор и обоснования темы проекта(1ч)
Этапы проектирования. Творческий проект “Мое собственное дело”(1ч)
Выбор и обоснование темы проекта. Формулировка идеи проекта. Проектирование изделия или услуги.
Методы поиска новых технических решений. Выбор рациональной конструкции.
Технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательской способностью населения.
Выбор путей продвижения продукта труда на рынке.
Моделирование работы предприятия (1ч)
Практическая работа. Проведение эксперимента по изучению спроса (1ч)
Элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), моделированию и конструированию. Текущий контроль и корректировка деятельности.
Составление бизнес-плана (1ч)
Составление бизнес-плана. Элементы экономического и экологического обоснования, выводы по итогам работы, письменный отчет по проекту.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
Выпускник должен:
знать/понимать
сферы современного производства;
принципы разделения труда на производстве;
сведения о специальности и квалификации работника;
факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
пути получения профессионального образования;
необходимость учета качеств личности при выборе профессии;
уметь
находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, о путях его получения и трудоустройстве;
сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования и трудоустройства.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих занятий, проведение экскурсий на предприятия, оформление результатов информационного поиска, презентации, выполнение мини-проектов.
Формы и виды контроля.
Оценка теоретических знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы по основным проблемам курса. Во время изучения курса проводится индивидуальный письменный опрос, фронтальный устный опрос, самостоятельная работа, выполнение практических заданий, решение ситуационных задач, собеседование.
Литература.
Для учителя:
1.Бондарев, В. П. Выбор профессии: из опыта работы центра профориентации молодежи Ленинградского района Москвы / В. П. Бондарев. – М.: Просвещение, 1988.
2.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.
3.Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии: 8-11 классы / Е.Н. Прошицкая. – М.: Просвещение, 1995.
4.Райзберг, Б.А. Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие для общеобразовательных школ. Лицеев / Б. А Райзберг. – М., 1992.
Для учащихся:
1.Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: учеб. пособие для учащихся 8-9 классов средней школы / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1988.
2.Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О. П. Очинин и др. / под. Ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2007. – 288 с. |
|
|