Главная страница


Блок заданий для подготовки к егэ по биологии. Применение знаний в практических ситуациях



Скачать 451.6 Kb.
НазваниеБлок заданий для подготовки к егэ по биологии. Применение знаний в практических ситуациях
страница1/3
Дата07.04.2016
Размер451.6 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Блок заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии.
С1. Применение знаний в практических ситуациях

C1 № 10840. Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании? 

Пояснение.
1) Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы. 
2) Капуста — двулетнее растение. 


C1 № 10846. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Пояснение.
1) Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила. 
2) Восходящему току в растении способствует корневое давление,которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетке и окружающей среде. 


C1 № 10847. Какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

Пояснение.
1) При пикировке удаляется кончик главного корня, что приводит к росту боковых корней. 
2) В результате увеличивается площадь питания растений. 


C1 № 10848. Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?

Пояснение.
1) Цветок — генеративный орган, который служит для образования плодов и семян. 
2) Срывая цветки, мы препятствуем семенному размножению, а для некоторых растений это единственный способ размножения. 


C1 № 10849. С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев?

Пояснение.
1) Побелка защищает ствол от ожогов. 
2) Защищает от вредителей. 


C1 № 10850. Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

Пояснение.
1) Грибы необходимо срезать, не повреждая грибницу. 
2) На разрушенной грибнице не образуются плодовые тела. 


C1 № 10851. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

Пояснение.
1) Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы. 
2) Нарушается водное и воздушное питание корней, происходит угнетение растений. 


C1 № 10852. Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?

Пояснение.
1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. 
2) Нарушается связь между клетками и яблоки становятся рыхлыми. 


C1 № 10853. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

Пояснение.
1) В тундре вечная мерзлота. 
2) Холодная вода плохо всасывается корнями. 


C1 № 10854. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

Пояснение.
1) Деревья вступают в симбиоз с грибами. 
2) Мицелии грибов, оплетая корни растений, дают им воду и соли, что улучшает рост деревьев. 


C1 № 10855. Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?

Пояснение.
1) При замораживании вода расширяется и нарушает целостность клеток. 
2) При оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок,содержащий сахаристые вещества. 


C1 № 10856. Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

Пояснение.
1) Мелкие семена содержат мало питательных веществ. 
2) Веществ недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы. 


C1 № 10857. Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?

Пояснение.
1) При разрезании нарушается целостность клеток. 
2) Повреждаются вакуоли и из них вытекает клеточный сок. 


C1 № 10858. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

Пояснение.
1) Внесение избытка минеральных удобрений нарушает годичный ритм изменения кислотности почвы и количество доступных растениям веществ. 
2) Растворы минеральных солей угнетающе действуют на почвенные микроорганизмы и на червей, происходит загрязнение окружающей среды. 


C1 № 10859. В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

Пояснение.
1) При нарушении норм внесения удобрений. 
2) При нарушении сроков внесения удобрений. 


C1 № 10860. На спиле дерева видны годичные кольца. Объясните, почему они имеют разную ширину.

Пояснение.
1) Ширина годичного кольца зависит от условий внешней среды, которые менялись в разные годы жизни дерева. 
2) При благоприятных условиях ширина кольца больше, так как камбий делится более интенсивно. 


C1 № 10861. Дайте краткий ответ на вопрос:в чём проявляется симбиоз гриба и водоросли в лишайнике?

Пояснение.
1) Гифы гриба поглощают воду и минеральные вешества. 
2) Водоросль фотосинтезирует, образуя органические вещества. 


C1 № 10862. Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.

Пояснение.
1) На листьях оседают различные вредные вещества. 
2) У лиственных растений листья опадают ежегодно, а с ними удаляются вредные вещества, у хвойных растений листья живут 3—5 и более лет, поэтому вредные вещества не удаляются и ведут к отравлению организма. 


C1 № 10863. Каково значение различных цветков в соцветиях растений сем. Сложноцветные?

Пояснение.
1) Трубчатые и язычковые цветки служат для образования плодов и семян (располагаются в центре). 
2) Воронковидные и ложноязычковые — для привлечения насекомых — опылителей (располагаются по краям). 


C1 № 10864. Почему целесообразно выращивать сельскохозяйственные культуры на полях, где ранее произрастали бобовые растения?

Пояснение.
1) На корнях бобовых растений поселяются бактерии, фиксирующие азот из воздуха. 
2) После уборки бобовых культур подземная часть перегнивает и азот попадает в почву, обогащая ее. 


C1 № 10865. Чем можно объяснить, что корни некоторых растений, например, орхидей, могут зеленеть на свету?

Пояснение.
1) Орхидеи обитают в темных тропических лесах. 
2) Для увеличения интенсивности процесса фотосинтеза в клетках корней образуется хлорофилл и они начинают синтезировать органические вещества. 


C1 № 10866. Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?

Пояснение.
1) Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы. 
2) В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля. 


C1 № 10867. Почему корневой волосок нельзя считать тканью?

Пояснение.
1) Корневой волосок — это вырост клетки покровной ткани корня (эпиблемы), расположенный в зоне всасывания. 
2) Функция его — поглощение из почвы воды и минеральных веществ. 


C1 № 10868. Как используют знания о дыхании корней при выращивании растений?

Пояснение.
1) Корням для дыхания необходим кислород. 
2) Поэтому при выращивании растений проводят рыхление почвы, которое обогащает ее кислородом. 


C1 № 10869. Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?

Пояснение.
1) При варке разрушается межклеточное вещество. 
2) Связь между клетками нарушается, и клубни становятся рассыпчатыми. 


C1 № 10870. Какова функция хлорофилла в растительной клетке?

Пояснение.
1) Поглощает энергию света. 
2) Преобразуют ее в химическую энергию органических веществ. 


C1 № 10871. Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?

Пояснение.
1) Во время хранения живые клетки дышат. 
2) При дыхании расходуются органические вещества и испаряется вода. 


C1 № 10872. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. 

Пояснение.
1) Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), т. к. в них имеются хлоропласты. 
2) По мере созревания плодов хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит. 


C1 № 10873. Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.

Пояснение.
1) Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой. 
2) При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом, корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней). 


C1 № 10874. Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?

Пояснение.
1) По мере роста дерева корневая система разрастается. 
2) Корни поглощают вещества корневыми волосками, которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных кругов. 


C1 № 10875. Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

Пояснение.
1) Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке. 
2) Через мембрану путем осмоса. 


C1 № 10876. Почему бамбук в течение суток может вырасти на один метр?

Пояснение.
1) Он буйно растёт во всех междоузлиях за счёт вставочного роста и необычайно сильно удлиняется. 
2) Чем больше узлов и междоузлий, тем большей высоты достигает это растение. 


C1 № 10877. Определенные стадии развития насекомых, развивающихся с полным превращением, выполняют разные функции. Какие это стадии, и какие функции они выполняют?

Пояснение.
1) Представители этих насекомых проходят стадии яйцо — личинка — куколка — имаго.

2) Яйца содержат наследственную информацию и запас питательных, невходящих в состав веществ для развития организма, личинка накапливает массу, куколка — стадия перестройки организма, а имаго активно расселяется и размножается. 


C1 № 10878. Почему для удаления присосавшегося к телу человека клеща его надо смазать маслянистой жидкостью?

Пояснение.
1) Эта жидкость закрывает отверстия трахей. 

2) Клещи погибают от недостатка кислорода, и их легко можно удалить. 


C1 № 10879. Во Франции на фермах в корм для виноградных улиток добавляют мел. Объясните, с какой целью это делают.

Пояснение.
Виноградные улитки нуждаются в кальции, благодаря которому идет 
1) «строительство» раковины; 
2) формирование яиц в организме улитки. 


C1 № 10880. Какова роль условных рефлексов в жизни животных?

Пояснение.
1) Условные рефлексы формируются в течение жизни.
2) Они осуществляют приспособление к конкретным условиям обитания.


C1 № 10881. На какой стадии развития майский жук приносит вред растениям?

Пояснение.
1) На стадии личинки (повреждение корней растений). 
2) На стадии взрослого организма (повреждение листьев). 


C1 № 10882. Почему кровеносная система насекомых не выполняет функцию транспорта газов?

Пояснение.
1) Потому что их дыхательные органы — мельчайшие разветвленные трубочки — трахеи доставляют кислород непосредственно к клеткам, 
2) из клеток в трахеи поступает и удаляется углекислый газ. 


C1 № 10883. Кровеносная система насекомых не связана с транспортом газов. Как это можно объяснить?

Пояснение.
1) Потому что их дыхательные органы — мельчайшие разветвленные трубочки — трахеи доставляют кислород непосредственно к клеткам,
2) Из клеток в трахеи поступает и удаляется углекислый газ.


C1 № 10884. Яйцеклетка кролика в 3 000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

Пояснение.
1) Зародыш кролика развивается в матке. 
2) Снабжается питательными веществами из крови матери. 


C1 № 10885. Поясните, почему дождевые черви избегают переувлажненных участков почвы и выползают на ее поверхность.

Пояснение.
1) Дождевые черви дышат всей поверхностью тела. 
2) В переувлажненных участках почвы мало кислорода, поэтому черви выползают на поверхность. 


C1 № 10886. Почему черепахи с наступлением жаркого и сухого периода в пустыне впадают в спячку и в таком состоянии переносят неблагоприятные условия?

Пояснение.
1) С наступлением жары уменьшается количество растений. 
2) Из-за нехватки пищи черепахи впадают в спячку. 


C1 № 10887. Известно, что лягушки при низких температурах впадают в состояние сезонного оцепенения, а при повышении температуры вновь оживают. Объясните, какие физиологические особенности позволяют земноводным переживать холодное время года и понижение температуры ниже https://reshuege.ru/formula/25/25cc8b6a7432ffeabe9a2910884e04a6p.png.

Пояснение.
1) Жизненную активность при нулевой и отрицательной температуре им помогают сохранять замечательные добавки к крови на основе глюкозы. 
2) Все физиологические процессы организма этих земноводных «настроены» на полноценную жизнедеятельность особи в суровых условиях, включая размножение в прудах, частично покрытых льдом. Организм специально вырабатывает вещество в состав которого входит глицерин. Он позволяет амфибиям жить при температурах ниже нуля. 


C1 № 10888. Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде?

Пояснение.
1) Боковая линия (определяет направление течения воды). 
2) Глаза (определяют предметы на близком расстоянии). 
3) Органы обоняния — парные ноздри — позволяют воспринимать запахи растворенных веществ.


C1 № 10889. Какие функции в организме рыб может выполнять плавательный пузырь?

Пояснение.
1) Плавательный пузырь может выполнять гидростатические, дыхательные функции. 
2) Служит органом, воспринимающим изменения давления (барорецептором). У некоторых рыб он участвует в произведении и усилении звуков. 


C1 № 10890. Дайте краткий ответ на вопрос. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют «придонными фильтрами»?

Пояснение.
1) Беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками. 
2) Пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов. 


C1 № 10891. Дайте краткий ответ на вопрос. Как человек может заразиться печёночным сосальщиком? 

Пояснение.
1) Цисты печеночного сосальщика встречаются на растениях, растущих вблизи водоемов,на заливных лугах. 
2) Если человек возьмет в рот травинку, то циста может попасть в организм, человек заразится. 


C1 № 10892. Какое значение в жизни простейших имеют цисты?

Пояснение.
1) Цисты служат для перенесения неблагоприятных условий. 
2) Для распространения. 


C1 № 10893. Какие особенности строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии на передвижение в воде? 

Пояснение.
1) Обтекаемая форма тела, наличие чешуи и слизи, выделяемой кожными железами. 
2) Наличие плавников — органов передвижения. 


C1 № 10894. К каким последствиям может привести сужение отверстия трехстворчатого клапана сердца у человека? 

Пояснение.
1) к нарушению поступления крови из правого предсердия в правый желудочек; 
2) к застою крови в большом круге кровообращения. 


C1 № 10895. Почему пищу надо тщательно пережевывать?

Пояснение.
Хорошо пережеванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости(окутываясь слюнным мешком), пищеварительными соками в желудке и кишечнике, и поэтому легче и быстрее переваривается. 


C1 № 10896. В чем проявляется вредное влияние наркотиков на потомство человека?

Пояснение.
1) Они вызывают генные мутации. 
2) Они вызывают хромосомные мутации у потомства. 


C1 № 10897. Почему опасно повышение температуры тела свыше 40 градусов?

Пояснение.
1) Происходит денатурация белков крови. 
2) Нарушаются их функции. 


C1 № 10898. Какова причина рождения детей с синдромом Дауна?

Пояснение.
1) Геномная мутация. 
2) Появление лишней хромосомы в 21-ой паре из-за не расхождения в мейозе. 


C1 № 10899. В чем проявляется вредное влияние мутагенов на организм человека?

Пояснение.
1) В проявлении различных мутаций. 
2) Мутации вызывают наследственные болезни или приводят к летальному исходу (смертельны). 


C1 № 10900. Какой иммунитет вырабатывается при введении вакцины?

Пояснение.
1) Искусственный активный иммунитет. 
2) Организм сам вырабатывает антитела. 


C1 № 10901. Почему новорожденные меньше болеют, если сразу же после рождения получили молоко матери? 

Пояснение.
1) В молоке матери содержатся защитные белки — антитела. 
2) Антитела способствуют уничтожению чужеродных тел. 


C1 № 10902. Что такое малокровие (анемия)?

Пояснение.
1) Заболевание, связанное с низким содержанием гемоглобина в эритроцитах крови. 
2) Заболевание, связанное с низким содержанием эритроцитов в крови, характеризуется слабостью, бледностью кожи. 


C1 № 10903. Почему некоторыми болезнями человек болеет повторно?

Пояснение.
1) После некоторых заболеваний в организме человека образуются антитела, формируется иммунитет. 
2) Антитела против некоторых болезней со временем разрушаются, поэтому человек может болеть повторно. 


C1 № 10904. Для чего измеряют пульс у человека?

Пояснение.
1) Чтобы определить частоту. 
2) Чтобы определить силу сокращения сердца в минуту. 





C1 № 10906. Почему летом в жаркую погоду рекомендуется пить подсоленную воду?

Пояснение.
1) В жаркую погоду человек много потеет и теряет воду и минеральные соли. 
2) Для поддержания постоянного состава внутренней среды и водно-солевого баланса, необходимо восполнить эти потери. 


C1 № 10907. Почему людей разных рас относят к одному виду?

Пояснение.
1) Люди всех рас имеют сходное строение и процессы жизнедеятельности. 
2) Люди всех рас имеют одинаковый набор хромосом. 
3) От меж расовых браков рождается потомство, способное к размножению. 


C1 № 10908. Почему для человека важно разнообразное сбалансированное питание?

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

1) Разные продукты питания содержат разное количество питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т. д.), поэтому пища должна быть разнообразной. 
2) Потребность в белках, жирах, углеводах у человека зависит от возраста, пола, от энергозатрат и т. д. Например, детям для роста нужно больше белков, для пожилых людей — меньше. Для нормального обмена веществ необходимо, чтобы количество энергии, поступающей с пищей, было равно затратам энергии. Так как белки, жиры, углеводы содержат различное количество энергии, поэтому питание должно быть сбалансированным по содержанию этих веществ.




Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2
  1   2   3