Главная страница


Блок заданий для подготовки к егэ по биологии. Применение знаний в практических ситуациях



Скачать 451.6 Kb.
НазваниеБлок заданий для подготовки к егэ по биологии. Применение знаний в практических ситуациях
страница2/3
Дата07.04.2016
Размер451.6 Kb.
ТипДокументы
1   2   3




C1 № 10909. Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему? 

Пояснение.
1) На большой высоте мало кислорода. 
2) Потребность в нем восполняется за счет увеличения количества эритроцитов. 


C1 № 10911. Почему важно употреблять пищу в одни и те же часы?

Пояснение.
1) При употреблении пищи в одни и те же часы в организме происходит образование условных сокоотделительных рефлексов на время. 
2) Пища быстрее и лучше усваивается. 


C1 № 10912. Почему опасно употреблять в пищу грибы, собранные возле шоссе?

Пояснение.
1) В грибах накапливаются ядовитые вещества — соли тяжелых металлов (свинца, кадмия и др.), которые выделяются выхлопными газами автомобилей. 
2) Они могут вызвать тяжелые отравления и даже смерть. 


C1 № 10913. Объясните причину скопления гноя при воспалительных процессах в тканях. 

Пояснение.
1) Гной образуется в результате деятельности лейкоцитов крови, 
2) путем фагоцитоза лейкоциты пожирают бактерии, инородные тела и погибают. Образуется гной. 


C1 № 10914. В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины? Чем это объясняется? 

Пояснение.
1) Витамины нужны для нормального обмена веществ. Большинство витаминов входят в состав ферментов (являются коферментами). 
2) В организме человека витамины практически не образуются. Поэтому они должны поступать с пищей (растительного и животного происхождения). 


C1 № 10915. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? 

Пояснение.
1) Быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше. 
2) Глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде. 


C1 № 10916. Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте. 

Пояснение.
1) Концентрация веществ в эритроцитах выше, чем в воде. 
2) Из-за разности концентрации вода поступает в эритроциты, объем эритроцитов увеличивается, вследствие чего они разрушаются. 


C1 № 10917. Чем артериальное кровотечение отличается от венозного?

Пояснение.
1) При артериальном кровотечении кровь алого цвета бьёт из раны фонтаном. 
2) При венозном кровотечении кровь темного цвета, течет струей. 


C1 № 10918. В чем отличие прививки от введения лечебной сыворотки?

Пояснение.
1) При прививке в организм вводят вакцину (убитых или ослабленных возбудителе болезни, их яды), организм сам вырабатывает защитные антитела. 
2) Лечебная сыворотка содержит готовые антитела. 


C1 № 10919. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз? 

Пояснение.
1) В привычной обстановке условный рефлекс постоянно поддерживает. 
2) В непривычной обстановке условный рефлекс угасает. 


C1 № 10920. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором поваренной соли). Поясните, почему. 

Пояснение.
1) Внутренняя среда организма характеризуется постоянством состава минеральных солей. 
2) Введение лекарственных препаратов в большом количестве может изменить состав внутренней среды, поэтому их разбавляют физиологическим раствором. 


C1 № 10921. Почему надо удалять ушную серу из наружного слухового прохода?

Пояснение.
1) В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества. 
2) Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода, снижению эластичности барабанной перепонки и ухудшению слуха. 


C1 № 10922. Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду? 

Пояснение.
1) У человека в горячих цехах нарушается водно-солевой баланс в связи с потерей вместе с потом воды и минеральных солей. 
2) Подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма. 


C1 № 10923. Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте. 

Пояснение.
1) Концентрация веществ в клетке выше, чем в окружающей её воде. 
2) Вода поступает в клетку, объем которой увеличивается. 
3) Под давлением воды плазматическая мембрана разрывается, клетка погибает. 


C1 № 10924. К каким последствиям может привести нарушение деятельности почек?

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

1) Изменится химический состава внутренней среды (повысится концентрация солей ). 
2) Может произойти отравление организма продуктами белкового обмена. 




Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2




C1 № 10925. В чём заключается последовательность доврачебной помощи человеку при открытом переломе костей предплечья? 

Пояснение.
1) Остановить кровотечение. 
2) Обездвижить конечность, наложив шину для фиксации двух ближайших суставов. Обратиться к врачу. 


C1 № 10926. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва? 

Пояснение.
1) Различение зрительных раздражений происходит в затылочной зоне коры больших полушарий. 
2) При нарушении функций зрительного нерва нервные импульсы не могут достигнуть зрительных центров затылочной зоны коры больших полушарий. 


C1 № 10927. Пепсин — фермент, расщепляющий белки в кислой среде желудка. Объясните, почему при попадании в двенадцатиперстную кишку он теряет свою активность. 

Пояснение.
1) Пепсин активен в кислой среде. 
2) В щелочной среде двенадцатиперстной кишки он теряет свою активность. 


C1 № 10928. Почему температура выше 40 °C опасна для жизни?

Пояснение.
1) Многие белки выполняют в клетках роль катализаторов — ферментов. Действуют ферменты только при определенной температуре (оптимально 38 °C) и рН среды. 
2) Длительное повышение температуры выше 38 °C вызывает изменение в структуре молекулы фермента (денатурацию): ее активность снижается, а затем прекращается. Это приводит к нарушению всего обмена веществ. 


C1 № 10929. Для сохранения клеток эпителиальной ткани их поместили в стерильную дистиллированную воду. Однако через некоторое время все клетки разрушились. Объясните, почему? 

Пояснение.
1) Концентрация веществ в клетке выше, чем в окружающей её воде. 
2) Вода поступает в клетку, объем которой увеличивается. 
3) Под давлением воды плазматическая мембрана разрывается, клетка погибает. 


C1 № 10930. Что является причиной отторжения пересаженных органов и тканей?

Пояснение.
Причиной отторжения пересаженных органов и тканей является иммунная реакция организма на чужеродные клетки и белки. 


C1 № 10931. Какую доврачебную помощь следует оказать человеку при закрытом переломе конечностей? 

Пояснение.
1) Наложить шину для фиксации двух ближайших суставов. 
2) Доставить больного к врачу. 


C1 № 10932. Укажите органы, выполняющие в организме человека выделительную функцию, и вещества, которые через них удаляются. 

Пояснение.
1) Через легкие из организма человека выводятся углекислый газ, пары воды. 
2) Через потовые железы удаляются вода, небольшое количество мочевины, солей. 
3) Через почки происходит удаление конечных продуктов азотного обмена, солей, воды. 


C1 № 10933. Если бы вы прочитали в газете сообщение о том, что профессор Андреев создал лекарство от обычной простуды и был награжден государственной премией, то были бы вы уверены в том, что это достоверный научный факт? Приведите аргументы в пользу своего ответа.

Пояснение.
1) Это сообщение не может быть достоверным научным фактом. 
2) Обычная простуда может быть вызвана разными факторами или их комбинациями. 
3) Лечение простуды может требовать разных, иногда взаимоисключающих или вызывающих разные последствия лекарств. 


C1 № 10934. Какие виды торможения условных рефлексов существуют, и в каких случаях они проявляются?

Пояснение.
1) Внешнее торможение — возникает в результате действия сильного постороннего раздражителя. 
2) Внутреннее торможение — возникает при отсутствии подкрепления условного рефлекса. 


C1 № 10935. Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ?

Пояснение.
1) Ферментативную (каталитическую). 
2) Транспортную.

C1 № 10936. Какие функции присущи только белкам?

Пояснение.
1) Каталитическая. 
2) Двигательная. 


C1 № 10937. Как называются мономеры молекулы белка?

Пояснение.
1) Белки-полимеры. 
2) Мономерами белков являются аминокислоты. 


C1 № 10938. Как называются мономеры молекул нуклеиновых кислот?

Пояснение.
1) Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК-полимеры. 
2) Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды. 


C1 № 10939. Какова роль ДНК в биосинтезе белка?

Пояснение.
1) ДНК содержит информацию о первичной структуре белка. 
2) ДНК способна к самовоспроизведению, а следовательно копированию информации и ее передаче, является матрицей для его синтеза. 


C1 № 10940. Какую функцию выполняют липиды в клеточных мембранах?

Пояснение.
1) Строительную, являются основой клеточной мембраны. 
2) Отграничивают внутреннее содержимое. 
3) Обеспечивают избирательное поступление веществ в клетку. 


C1 № 10941. Чем эукариоты отличаются от прокариот?

Пояснение.
1) Эукариоты имеют ядро. 
2) Клетки эукариот имеют митохондрии,комплекс Гольджи и ЭПС. 
3) Эукариоты имеют половое размножение, а прокариоты не имеют подлинного полового размножения. 


C1 № 10942. Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.

Пояснение.
1) Клетка является системой, т. к. состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих частей — органоидов и др. структур. 
2) Система является открытой, т. к. в нее поступают из окружающей среды вещества и энергия, в ней осуществляется обмен веществ. 
3) В клетке поддерживается относительно постоянный состав благодаря саморегуляции, осуществляемой на генетическом уровне. Клетка способна реагировать на раздражители. 


C1 № 10943. Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации, в которых они применяются.

Пояснение.
1) Метод исследования — это способ научного познания действительности. 
2) Различают биологические методы исследования: описание, наблюдение, сравнение, эксперимент, микроскопия, центрифугирование, гибридологический, близнецовый метод, биохимический метод и др. 
3) Методы исследования применяются только в определенных случаях и для достижения определенных целей. Например, гибридологический — для изучения наследственности применяется в животноводстве и растениеводстве, но не применяется для человека. Центрифугирование позволяет выделять органоиды клетки для их изучения. 


C1 № 10944. Какова роль ядра в клетке?

Пояснение.
1) Ядро клетки содержит хромосомы, несущие наследственную информацию. 
2) Контролирует процессы обмена веществ. 
3) Контролирует процессы размножения клетки. 


C1 № 10945. Как в настоящее время формулируется клеточная теория?

Пояснение.
1) Клетка является элементарной структурной, функциональной и генетической единицей живого. 
2) Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям. 
3) Новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток. 
4) Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, ткани образуют органы. 


C1 № 10946. Какие свойства ДНК подтверждают, что она является носителем генетической информации?

Пояснение.
1) Комплементарность двух цепей. 
2) Способность к репликации (самоудвоению). 
3) Способность к транскрипции. 


C1 № 10947. Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток. 

Пояснение.
1) Плазматическая мембрана образована двумя слоями липидов. 
2) Молекулы белков могут пронизывать плазматическую мембрану или располагаться на ее внешней или внутренней поверхности. 
3) Снаружи к белкам могут присоединяться углеводы, образуя гликокалис. 


C1 № 10948. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы? 

Пояснение.
1) Признаки живого: обмен веществ и превращение энергии. 
2) Наследственность и изменчивость. 
3) Адаптация к условиям среды, раздражимость. 
4) Размножение, рост и развитие,саморегуляция и т. д. 


C1 № 10949. Какие признаки характерны для вирусов?

Пояснение.
1) Не имеют клеточного строения. 
2) Внутриклеточные паразиты, не способны к обмену веществ (росту, питанию и т. д). 
3) Имеют одну молекулу ДНК или РНК, заключенную в белковую оболочку (капсид). 


C1 № 10950. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории? 

Пояснение.
1) Клеточная теория обосновала родство живых организмов, их общность происхождения. 
2) Установила структурную и функциональную единицу живого. 
3) Установила единицу размножения и развития живого. 


C1 № 10951. Чем молекула ДНК отличается от и-РНК?

Пояснение.
1) ДНК имеет структуру в виде двойной спирали, а РНК — одинарную цепь нуклеотидов. 
2) ДНК имеет в составе сахар дезоксорибозу а РНК — сахар рибозу. 
3) ДНК имеет в составе нуклеотиды с азотистым основанием тимин, а РНК — нуклеотиды с азотистым основанием урацил. 


C1 № 10952. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Пояснение.
1) Они не имеют обособленного от цитоплазмы ядра, митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС. 
2) Для них не характерен митоз и мейоз, оплодотворение. 
3) Наследственная информация в виде кольцевой молекулы ДНК. 


C1 № 10953. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном? 

Пояснение.
1) Обобщены знания о клетке как о единице строения всех организмов. 
2) Обоснованно родство живых организмов. 
3) Обоснованна общность происхождения организмов. 


C1 № 10954. Каково строение и функции оболочки ядра?

Пояснение.
1) Отграничивает содержимое ядра от цитоплазмы. 
2) Состоит из наружной и внутренней мембран, сходных по строению с плазматической мембраной. 
3) Имеет многочисленные поры, через которые происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой. 


C1 № 10955. Какова роль биологических мембран в клетке?

Пояснение.
1) Защита. 
2) Обеспечивает избирательную проницаемость веществ. 


C1 № 10956. Как используется аккумулированная в АТФ энергия?

Пояснение.
1) АТФ является универсальным источником энергии в клетках всех живых организмов. 
2) Энергия АТФ тратится на синтез и транспорт веществ. 
3) На размножение клетки, на сокращение мышц, на проведение импульсов, т. е. на жизнедеятельность клеток, тканей, органов и всего организма. 


C1 № 10957. В каких реакциях обмена исходным веществом для синтеза углеводов является вода?

Пояснение.
1) В реакциях фотосинтеза. 
2) В световой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды. 


C1 № 10958. В каких реакциях обмена у растений углекислый газ является исходным веществом для синтеза углеводов?

Пояснение.
1) В реакциях фотосинтеза. 
2) В темновой фазе фотосинтеза в ходе ряда последовательных ферментативных реакций из углекислого газа и воды образуется глюкоза, служащая исходным материалом для биосинтеза других органических веществ растений. 


C1 № 10959. Энергию какого типа потребляют гетеротрофные живые организмы?

Пояснение.
1) При окислении органических веществ освобождается энергия. 
2) Эта энергия используется для жизнедеятельности клетки. 


C1 № 10960. Энергию какого типа потребляют автотрофные организмы?

Пояснение.
1) Фототрофы — энергию света. 
2) Хемотрофы — энергию окисления неорганических веществ. 


C1 № 10961. В какую фазу фотосинтеза происходит синтез АТФ?

Пояснение.
1) В световой фазе происходит поглощение фотосинтетическими пигментами энергии квантов света. 
2) И преобразование поглощенной энергии в энергию химических связей высокоэнергетического соединения АТФ. 


C1 № 10962. Какое вещество служит источником кислорода во время фотосинтеза?

Пояснение.
1) Вода. 
2) В результате фотолиза — распада под действием света в световой фазе, происходит выделение кислорода. 


C1 № 10963. Почему гетеротрофные организмы сами не могут создавать органические вещества? 

Пояснение.
1) В их клетках нет хлоропластов. 
2) В их клетках нет хлорофилла, способного поглощать энергию солнечного света. 


C1 № 10964. Почему жиры являются наиболее энергетическими веществами?

Пояснение.
1) Жиры — сложные органические вещества. 
2) При их окислении выделяется два раза больше энергии, чем при окислении углеводов и белков. 


C1 № 10965. Что служит матрицей для синтеза и-РНК?

Пояснение.
1) Матрица, это объект, с которого снимается копия. 
2) Участок молекулы ДНК является матрицей для синтеза и-РНК. 


C1 № 10966. В каких реакциях обмена веществ вода является конечным продуктом?

Пояснение.
1) В процессе энергетического обмена. 
2) В реакциях окисления органических веществ. 


C1 № 10967. В каких реакциях обмена веществ осуществляется связь между ядром, ЭПС, рибосомами, митохондриями? 

Пояснение.
1) В реакциях биосинтеза белка. 
2) В процессе биосинтеза белка наследственная информация, находящаяся в ядре клетки с помощью и-РНК (транскрипция) переносится к рибосомам, где реализуется в последовательность аминокислот белка (трансляция). Рибосомы располагаются как в цитоплазме, так и на мембранах ЭПС, по которой образовавшиеся белковые молекулы транспортируются по клетке. Все реакции протекают с использованием энергии молекул АТФ, образованных в митохондриях. 

1   2   3