Главная страница

Элективный курс в 11 классе «Способы решения расчетных задач по химии»



Скачать 54.58 Kb.
НазваниеЭлективный курс в 11 классе «Способы решения расчетных задач по химии»
Дата18.04.2016
Размер54.58 Kb.
ТипЭлективный курс

Элективный курс в 11 классе

«Способы решения расчетных задач по химии»
Постникова Л.Н., г. Екатеринбург, Свердловская область,

МБОУ СОШ № 27 г. Екатеринбург

e-mail: [email protected],

Согласно исследованию уровня естественнонаучных знаний, проведенных за последнее время по международным программам, российские школьники, превосходя зарубежных по уровню усвоения учебного материала, уступают им в умении применять свои знания на практике. «Для российских учащихся 8 класса наиболее высокие результаты отмечаются для заданий на воспроизведение фактических знаний и их применение в типовых учебных ситуациях («Знание»). Самые низкие результаты для заданий на объяснения, обоснования и решение проблем («Рассуждение»)» [1, стр. 6].

Данный образовательный курс расширяет и углубляет компонент химического образования. Представленная программа включает новые знания для учащихся, не содержащиеся в базовых программах. Эти знания вызывают познавательный интерес учащихся и представляют ценность для их личностного развития, самоопределения и социализации в дальнейшей жизни. Данный курс обеспечивает интеграцию информации химического, биологического, экологического характера. Он позволяет полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся, получить более высокие результаты.

Общие принципы отбора содержания материала: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность, практическая направленность.

Элективный курс «Способы решения расчетных задач по химии» направлен на выполнение задач профилизации обучения, повышение мотивации к изучению химии и смежных дисциплин, развитию информационной компетенции, профориентации школьников.

«Решение задач занимает важное место в обучении химии, использование расчетов помогает глубокому освоению теоретических знаний, учит творчески применять их в новой ситуации, расширяет кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими предметами, изучаемыми в школе, способствует развитию самостоятельности в работе» [2, стр. 7].
Пояснительная записка
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 11 классов. Его программа рассчитана на 17 часов. В курсе по выбору представлены типы расчетных задач, которые не рассматриваются в базовом курсе химии.

Курс «Способы решения расчетных задач по химии» разделен на 6 блоков: расчеты по химическим формулам, задачи с использованием газовых законов, вывод формул химических соединений различными способами, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям. Каждый блок начинается с теоретического введения, учитель показывает учащимся разные способы решения задач. В дальнейшем учащиеся самостоятельно определяют способ решения задач – главное, что бы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение задач – интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление творческих знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.

Задачи курса:

  1. Углубить знания учащихся по химии, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.

  2. Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.

  3. Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии.

  4. Создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ.

В курсе предполагается использовать следующие методы: фронтальный разбор способов решения задач, групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач, коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач, решение расчетно-практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами.

По окончанию курса учащиеся должны уметь:

  • производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси;

  • производить вычисления состава растворов, с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;

  • производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Формами отчетности по изучению данного курса:

  • конкурс (количественный) числа решенных задач;

  • составление сборников авторских задач учащихся по разделу, теме (с решениями);

  • составление творческих расчетных задач по различным темам (например, «Медицина», «Экология» и т.д.)

  • зачет по решению задач.

Достижения учащихся, успешность решения ими задач фиксируется по каждому блоку, по окончании курса планируется защита учащимися разработанных проектов.

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи из сборников задач [см. список литературы 3-9] на базе знаний выпускника средней школы.
Учебно-тематический план элективного курса

«Способы решения расчетных задач по химии»

Всего 17 часов




Название темы

Количество часов

Виды деятельности

1

2

3

4

1

Основные типы расчетных задач по химии

Основные физические и химические величины

2

Лекция

Входной контроль

2

Задачи с использованием газовых законов

Закон Авогадро, законы Гей-Люссака и Бойля Мариотта. Закон кратных отношений

3-4

Решение задач

3

Вывод формул химических соединений различными способами

3-4

Решение задач

4

Способы выражения концентрации растворов

Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрация. Задачи на смешивание растворов. Объемная доля растворенного вещества

3

Лекция

Опорный конспект

Алгоритмы

5

Вычисление по химическим уравнениям

2

Решение задач

6

Итоговое занятие

2







Итого:

17





Литература


  1. Центр оценки качества образования https://centeroko.ru/download/Recom_TIMSS_2011.pdf - рекомендации по использованию результатов международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS – 2011

  2. Усиченко М.А. Технология обучения решению химических задач с учетом психологических особенностей развития мышления обучающихся «Химия. Все для учителя» № 10/2014

  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1997

  4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая Волна, 2002

  5. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002

  6. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1994

  7. Решение задач по химии алгебраическим способом. М., 1992

  8. Химия. 1C репетитор

  9. Сайт www.newwave.msk.ru