Главная страница

План-конспект выступления на педагогическом совете школы тема выступление: «Создание ситуации успеха на уроке»



Скачать 59.88 Kb.
НазваниеПлан-конспект выступления на педагогическом совете школы тема выступление: «Создание ситуации успеха на уроке»
Дата16.04.2016
Размер59.88 Kb.
ТипПлан-конспект

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ

Тема выступление: «Создание ситуации успеха на уроке».

Цель выступления: Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся. Систематизация приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха.

Задачи выступления:

  1. Знакомство с научно-методическими и психологическими подходами к принципу воспитания и обучения успехом.

  2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных условий ситуации успеха.

  3. Проектирование позитивных программ  для создания ситуаций успеха на уроках.


Содержание выступления:

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Он является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей.

Необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.

УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями и надеждами, либо превзошел их.

В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности и поверить в себя.

Как создать на уроке ситуацию успеха?

Основная парадигма в работе учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя». Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте истории его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив.

Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент.

Часто в работе используется прием - «выделение персональной исключительности».

Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка.

Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала.

Необходимым приемом деятельности является высокая оценка детали - самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли оценить все дети класса. Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательности.

При этом учитель придумывает методические приемы, обеспечивающие:

• снятие тревожности,

• высокую мотивацию,

• авансирование достоинств ученика

• поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,

• объективность и доброжелательность педагогического внушения

• а также высокую оценку успешно выполненной деятельности школьника.

В работе учителя главное осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, как оценка.

Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.

Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

• эмоциональной уравновешенности учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;

• доброжелательного тона в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);

• перевеса положительной оценки над отрицательной;

• понимания душевного состояния ребенка;

• не наказание оценкой, а побуждение к действию;

Предварительный мониторинг уровня обучаемости учащихся дает возможность строить опрос таким образом, что учащиеся со слабой подготовкой получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку.

Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание.

Для любого творческого задания дается четкая инструкция, а иногда и образец выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении задания.

Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Чтобы это подтвердить, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Робертом Розенталем.

Состоял он в следующем: психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе.

А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.

Результаты эксперимента свидетельствуют:

Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка;

От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения;

Установка, данная учителям, передалась детям по нескольким направлениям:

1 направление

Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным;

Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку;

Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы.

2 направление

Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного.

Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности.

Этот феномен получил название “эффект Пигмалиона”.

Он формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Проецируя на Я– концепцию ребёнка, получаем следующее:

Мы относимся к ребёнку как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять.

Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился.

В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону.

Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

Учитель, в процессе педагогического общения осуществляет в прямой, или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.

От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.