|
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса Программа
элективного курса по математике
для учащихся 10-го класса
"Практикум по математике»
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Разработана на основе примерной программы по математике для 10 – 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике, а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов Ш.А. Алимова и Л.С Атанасяна.
Данная программа по математике в 10 классе по теме "Практикум по математике» представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Цель курса: на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование поисково-исследовательского метода.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом: Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся.
Нетрадиционные формы изучения материала.
Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает изучение и углубление следующих разделов математики:
Уравнения и неравенства.
Формулы тригонометрии.
Тригонометрические функции и их графики.
Тригонометрические уравнения и неравенства.
Степень с рациональным показателем.
Степенная функция.
Показательная функция.
Логарифмическая функция.
Текстовые задачи.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых работ. В конце каждой темы учащиеся сдают зачет.
Содержание курса
№ п/п
| Тема
| Количество
часов
| 1
| Уравнения и неравенства.
| 3
| 2
| Текстовые задачи.
| 4
| 3
| Формулы тригонометрии.
| 3
| 4
| Тригонометрические функции и их графики.
| 2
| 5
| Тригонометрические уравнения и неравенства.
| 4
| 6
| Степенная функция.
| 5
| 7
| Показательная функция.
| 4
| 8
| Логарифмическая функция.
| 5
| 9
| Задачи с геометрическим содержанием.
| 4
|
| Всего:
| 34
| Учебно-тематический план
Тема 1. Уравнения. Неравенства.
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.
Тема 2. Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Тема 3. Формулы тригонометрии.
Формулы приведения, сложения, двойных углов и их применение. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
Тема 4. Тригонометрические функции и их графики.
Обобщить понятие тригонометрических функций; свойства функций и умение строить графики.
Тема 5. Тригонометрические уравнения.
Сформировать умения решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Тема 6. Степенная функция.
Обобщить понятие степенной функцией с действительным показателем, ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения иррациональных уравнений; обобщение понятия степени числа и корня n-й степени.
Тема 7. Показательная функция.
Систематизировать понятие показательной функции; ее свойств и умение строить ее график; познакомиться со способами решения показательных уравнений и неравенств.
Тема 8. Логарифмическая функция.
Обобщить понятие логарифмической функции; ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения логарифмических уравнений и неравенств.
Тема 9. Задачи с геометрическим содержанием.
Действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
Список литературы
1) «Алгебра и начала анализа 10 – 11». Автор Ш. А. Алимов. Москва «Просвещение», 2007 г.
2) «Геометрия 10 – 11». Автор Л. С. Атанасян. Москва «Просвещение», 2009 г.
3) Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах.
Авторы: С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2004.
4) Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов. Авторы: М.И.Шабунин, М.В.Ткачева и другие. М: Мнемозина, 2006.
5) Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Самостоятельные и контрольные работы.
Авторы: А.П.Ершова, В.В.Голобородько. М: Илекса, 2005.
6) Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно – методические материалы по математике. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
7) Колесникова С. И. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена. – М.: Айрис-пресс, 2005.
8) Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2011. 10-11 классы/ Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
9) Тестовые контрольные задания по алгебре и началам анализа./ Под редакцией Е. А. Семенко. – Краснодар: «Просвещение – Юг», 2005.
№
п/п
| Содержание
(разделы, темы)
| Кол-во
часов
| Даты проведения
(неделя)
|
| Оборудование урока
|
|
|
| план
| факт
|
|
| 1. Уравнения и неравенства
| 3
|
|
|
| 1
| Способы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений.
|
| 05.09-09.09
|
|
| 2
| Способы решения линейных, квадратных неравенств. Метод интервалов.
|
| 12.09-16.09
|
|
| 3
| Способы решения систем уравнений и неравенств.
|
| 19.09-23.09
|
|
|
| 2. Текстовые задачи
| 4
|
|
|
| 4
| Решение задач на проценты, на «концентрацию», на «смеси и сплавы».
|
| 26.09-30.09
|
|
| 5
| Задачи на «движение», на «работу».
|
| 03.10-07.10
|
|
| 6
| Решение комбинаторных задач.
|
| 10.10-14.10
|
|
| 7
| Зачет №1 по теме «Решение тексто-вых задач и уравнений».
|
| 17.10-21.10
|
|
|
| 3. Формулы тригонометрии
| 3
|
|
|
| 8
| Основные тригонометрические формулы и их применение.
|
| 24.10-28.10
|
|
| 9
| Преобразование выражений с помощью формул тригонометрии.
|
| 07.11-11.11
|
|
| 10
| Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
|
| 14.11-18.11
|
|
|
| 4. Тригонометрические функции и их графики
| 2
|
|
|
| 11
| Построение графиков тригонометричес-ких функций.
|
| 21.11-25.11
|
|
| 12
| Исследование тригонометрических функций.
|
| 28.11-02.12
|
|
|
| 5. Тригонометрические уравнения
| 4
|
|
|
| 13
| Решение простейших тригонометричес-ких уравнений.
|
| 05.12-09.12
|
|
| 14
| Решение однородных тригонометрических уравнений.
|
| 12.12-16.12
|
|
| 15
| Способы решения тригонометрических уравнений
|
| 19.12-23.12
|
|
| 16
| Зачет №2 по теме «Исследование тригонометрических функции и решение тригонометрических уравнений».
|
| 26.12-28.12
|
|
|
| 6. Степенная функция
| 5
|
|
|
| 17
| Степенная функция, ее свойства и график.
|
| 16.01-20.01
|
|
| 18
| Преобразование степенных и иррациональных выражений.
|
| 23.01-27.01
|
|
| 19
| Решение иррациональных уравнений.
|
| 30.01-03.02
|
|
| 20
| Способы решения иррациональных уравнений.
|
| 06.02-10.02
|
|
| 21
| Зачет №3 по теме «Степенная функция».
|
| 13.02-17.02
|
|
|
| 7. Показательная функция
| 4
|
|
|
| 22
| Показательная функция, ее свойства и график.
|
| 20.02-24.02
|
|
| 23
| Способы решения показательных уравнений.
|
| 27.02-02.03
|
|
| 24
| Решение показательных неравенств.
|
| 05.03-09.03
|
|
| 25
| Зачет №4 по теме «Показательная функция».
|
| 12.03-16.03
|
|
|
| 8. Логарифмическая функция
| 5
|
|
|
| 26
| Применение свойств логарифмов в преобразованиях выражений.
|
| 19.03-23.03
|
|
| 27
| Логарифмическая функция, ее свойства и график.
|
| 02.04-06.04
|
|
| 28
| Способы решения логарифмических уравнений.
|
| 09.04-13.04
|
|
| 29
| Решение логарифмических неравенств.
|
| 16.04-20.04
|
|
| 30
| Зачет №5 по теме «Логарифмическая функция».
|
| 23.04-27.04
|
|
|
| 9. Задачи с геометрическим содержанием
| 4
|
|
|
| 31
| Действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
|
| 30.04-04.05
|
|
| 32
| Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
|
| 07.05-11.05
|
|
| 33
| Зачет №6 по теме «Геометрические задачи».
|
| 14.05-18.05
|
|
| 34
| Простейшие стереометрические задачи на нахождение площадей поверхностей многогранников.
|
| 21.05-25.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 34
| зач-6
|
|
| |
|
|