2.6. Цель и смысл жизни человека
Первая и главная потребность человека - потребность жить. Перед этой потребностью все остальные потребности отступают на второй план, подчиняясь главной потребности - жить. Но и на этот, казалось бы, совершенно понятный вопрос, нет однозначного ответа. Возникают вопросы: зачем жить, во имя чего жить, как жить? Это вопрос о смысле жизни. Французский философ Альбер Камю дал оригинальный ответ на этот вопрос: Основной вопрос философии, - писал он, - заключается в том, "стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой". Если этот вопрос разрешен, все остальное чепуха. Откровенно пессимистически судил о ценности жизни немецкий философ-нигилист Ф. Ницше: "О жизни мудрейшие люди всех времен судили одинаково: она не стоит ничего".
Так же как гамлетовский вопрос: быть или не быть -вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы ее жить - возникает перед человеком всегда, когда он находится в пограничной ситуации между жизнью и смертью, когда он поражен неизлечимым недугом, когда он встал перед фактом предательства своих близких, когда здоровый отец не может спасти детей от голодной смерти в условиях безработицы.
Вопрос о смысле жизни возникает в кризисных ситуациях в жизни общества и его членов, но он всегда индивидуально окрашен оптимистически или пессимистически. "Жизнь человеку дается только один раз, - говорил устами своего героя П. Корчагина Н. Островский, - и надо ее прожить так, чтобы не было больно, мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Это оптимистический вариант смысла жизни в условиях полного энтузиазма советских людей в эпоху строительства социализма.
Испанский философ Ортега-и-Гассет видел смысл жизни в том, чтобы жить. Тело человека, его разум, его душа рассматриваются лишь в качестве средства - с которыми исходное "я" человека встречается и которыми оно располагает для осуществления основной задачи жить. Тело человека, его разум, душа - это не он сам. Кто же он сам? А он тот, кто со всем этим должен жить.
Но ведь живет не только человек. Живут все виды животных, живут растения. Ортега не отвечает на вопрос: в чем же смысл человеческой жизни в отличие от жизни вообще.
Подлинный смысл жизни состоит в том, чтобы реализовать свои способности, трудовые и творческие задатки, в избранной сфере жизнедеятельности и оставить в обществе след, по которому бы шли следующие поколения. Построить дом, воспитать сына, посадить дерево.
Определить смысл жизни - это, значит, выбрать свой жизненный путь, в основе которого должны быть значимые социальные ценности: семья, профессия, общественный и политический идеал, который надо реализовать в индивидуальной жизни, мировоззрение и духовные ориентиры своей жизни.
Люди издревле задумывались о том, от чего зависит их жизнь. Сами они определяют свои действия, или же существуют некие высшие силы, которые руководят человеком, управляют им, словно марионеткой на веревочке. Для обозначения этих сил древние придумали слова: «карма», «ананке», «фатум», «судьба», «рок».
Как бы ни стремился человек уйти от того, что предначертано ему судьбой, ничего не получится, все произойдет именно так, как должно произойти. Подобные взгляды получили широкое распространение в Древней Греции и Древнем Риме. Так, например, знаменитый римский оратор Цицерон говорил: «Жизнью управляет не мудрость, а судьба». В древнегреческой мифологии существовали три богини судьбы — мойры: Клото, Лахезис и Атропос. Они были слепы и сматывали в клубок нити человеческих жизней. Время от времени нить обрывалась, и тогда они протягивали новую. Подобные взгляды получили название фатализм. Фаталисты убеждены, что человек не властен изменить свою жизнь. Эта позиция в определенной степени удобна: если человек ничего не может сделать против судьбы он ни за что не отвечает, его нельзя судить за его поступки, потому что так было предначертано. Персидский поэт Омар Хайям писал: «Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?» Однако многие, верящие в судьбу, не отрицали и самостоятельной деятельности людей. Наличие судьбы не означает, что человек должен опустить руки и, ничего не делая, обреченно дожидаться своего конца. В рамках предопределенности человек обладает свободой воли и может действовать самостоятельно.
В древности же появилась еще одна точка зрения на жизнь людей, весьма мрачная и безысходная. Ее сторонники — пессимисты — убеждены в том, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится. Все идет к худшему, кроме печалей, скорби и страданий, жребий человеческий ничего не включает в себя. Будущее мрачно и беспросветно. Сегодня хуже, чем вчера, а завтра будет хуже, чем сегодня. От жизни, от людей, которые нас окружают, следует ожидать одних только гадостей. Примером такого взгляда может служить другое высказывание Омара Хайяма: «Мы пришли в этот мир лишь на краткий миг и обрели в нем лишь горе и скорбь. Уйдя в иной мир, мы унесем все это с собой».
Интересные взгляды на отношения человека и мира сложились у скептиков. Скептицизм тоже возник в Древнем мире, и главный его вывод можно сформулировать так: разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на Земле. Все наши познания относительны, во всем нужно сомневаться. Крайний скептицизм может привести к тому, что человек вообще разуверится во всем и будет подвергать сомнению даже устоявшиеся моральные нормы и принципы, словно Фома Неверующий (названный так, поскольку не верил в воскресение Христа, пока тот не явился к нему лично и не сказал: «Веруй, Фома!»). Но, видимо, умеренный, здоровый скептицизм людям необходим. Не нужно моментально принимать чужие точки зрения, какими бы авторитетными ни были люди, сформулировавшие их. Все нужно подтверждать своим опытом, как говорится, «доверяй, но проверяй».
Очень тяжело и неприятно общаться с циниками — людьми, совершенно отрицающими любые моральные устои и нормы. Циники даже гордятся своим пренебрежением к общепринятым правилам. «Нам закон не писан, — говорят они, — ничего святого вообще нет. Делай так, чтобы тебе самому было хорошо». Значит, можно врать, обманывать, исподтишка делать гадости людям.
Но существует огромное множество людей, которые, напротив, верят в лучшее, в то, что прекрасен и сам человек, и его жизнь. Таких людей называют оптимистами. Они убеждены, что наш мир — лучший из всех миров. Трудно быть оптимистом в наше время, когда вокруг столько страданий и горя, бездомных и нищих, когда переживаешь за каждую беду, происходящую в стране. Но верить в лучшее будущее, в добро, в его победу над разрушительными силами зла все равно нужно. Наверное, многие из вас назовут безудержных оптимистов просто-напросто чудаками или дураками. А вот осторожный, деятельный оптимизм, с опорой на собственные силы — совсем другое дело, он отличает мужественных и сильных людей, не привыкших пасовать перед неприятностями. «Прорвемся!» — говорят они. Именно благодаря таким людям и происходят изменения к лучшему. Весьма оптимистичны, к примеру, следующие строки Л. Н. Толстого: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем».
Некоторые люди видят смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях. Благом для человека они считают то, что приносит ему наслаждение, в этом и есть смысл человеческого бытия. Но не надо думать, что наслаждение — это праздная жизнь, пьянство, обжорство, гулянки. Удовольствие люди могут получать и от любимой работы, от общения друг с другом, от прочтения интересной книги.
Мы видим, что существует огромное разнообразие во взглядах людей на смысл своего бытия, своей деятельности, на отношение к миру. Невозможно сказать, кто хороший или плохой, только по его взглядам. Среди ваших друзей могут быть пессимисты и оптимисты, скептики и фаталисты. Наверное, трудно дружить с циниками, уж очень негативно они относятся ко всему, во что верит большинство людей. Но ведь этот цинизм может быть показной, наигранный, обусловленный малым опытом жизни. Да и сами мы можем меняться. В какие-то моменты жизни мы — оптимисты, и жизнь представляется прекрасной поляной, освещенной солнцем. В другие же дни мы — пессимисты: все валится из рук, все плохо, и мы успокаиваем себя тем, что «нет такой ситуации, которая не могла бы измениться к худшему», и то, что с нами происходит, — далеко не самое плохое.
Важной проблемой при разговоре о смысле жизни является проблема смерти. Размышляя о своей жизни, человек знает, что она конечна, но не может себе представить этого. Знание о том, что он смертен, существенно отличает человека от зверя. Вот почему человек спешит жить, осознавая конечность своей жизни, стремится оставить свой след, продолжить себя, свое существование в своих детях. Он страшится смерти, как всякого неизвестного. Поэтому и утешают себя верующие представлениями о другой жизни — загробной, о царстве небесном, о перевоплощениях. «Какой это ужас, что человек (вечный филолог) нашел слово для этого — «смерть». Разве ЭТО возможно как-нибудь назвать? Разве ОНО имеет имя? Имя — уже определение, уже «что-то знаем». Но ведь мы же об этом НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ», — писал русский философ В. В. Розанов. Смерть — это то, с чем человек, по сути своей, никогда не смирится. Он помнит об ушедших близких, и память делает их живыми.
Как вы думаете, может ли один и тот же человек быть в отдельные моменты своей жизни пессимистом, оптимистом, скептиком, фаталистом и так далее? Когда вы смотрите в будущее с оптимизмом, а когда все кажется вам черным и мрачным?
Люди по-разному относятся к жизни и своему месту в ней. Кто-то полагает, что достаточно быть просто наблюдателем, следить за тем, что происходит, подстраиваться под ход событий или под действия других людей. Такую жизненную позицию можно назвать пассивной. Другие, напротив, отводят себе роль активного участника всех событий, их вдохновителя и конструктора. Они живут не вне ситуации, а внутри ее, влияют на ее развитие, меняют что-то в своих целях и интересах. Такая позиция называется активной. Ее выражением, например, могут служить слова И. Гете: «Быть человеком — значит быть борцом».
Ученые используют для определения позиции людей и другие термины. Вы наверняка слышали слово конформизм. Оно обозначает позицию человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам. Конформисты никогда не отстаивают своих принципов, не заявляют о своей точке зрения. Они, как флюгеры, крутятся в ту сторону, откуда «дует ветер». Они всегда лебезят перед начальством, учителями, классным руководителем, их невозможно представить спорящими. Быть конформистом иногда очень удобно, но это недостойно, ибо граничит с беспринципностью, трусостью, соглашательством. Для подобных людей представления о добре и зле во многом являются стертыми, размытыми. И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Можно изменить многому, но только не самому себе, своим принципам, своей совести. Другой мыслитель, тоже немец, Ю. Рупп, высказался так: «Тот, кто не следует истине, которую признает сам, становится злейшим врагом истины». Так что в конечном счете конформиста перестают уважать и общаться с ним.
И, напротив, есть люди, которые не подстраиваются под других, у них существует своя жизненная позиция, и они не боятся отстаивать ее. Их можно назвать нонконформистами. В подобных людях много хорошего: это способность высказать и защитить свое мнение, самостоятельность в действиях. Они не боятся взять на себя ответственность за принятое решение, никогда не станут перекладывать вину за неудачу на других. Но есть и недостатки. К примеру, для некоторых из них главное — отличаться и всегда предлагать что-то свое, даже если это не всегда уместно. Про одного из известных российских революционеров Л. Д. Троцкого его противники говорили, что этот человек всегда приходит со своим стулом. Люди такого склада — очень неудобные партнеры и собеседники, потому что видят только себя, для них важно не дело сделать, а себя показать.
Наиболее продуктивно общение с людьми, способными к компромиссу. Под компромиссом понимается умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия. Компромиссы напоминают дорогу с двусторонним движением: каждый из партнеров в чем-то уступает другому, они идут навстречу, проходят свою половину дороги и протягивают друг другу руки. Главное при достижении компромисса — стремление сторон во что бы то ни стало решить проблему, проанализировать ситуацию со всех сторон, достичь цели. Когда вы сталкиваетесь с каким-то конфликтом, непониманием, ссорой, подумайте, в чем ее причина. Не лучше ли уступить во имя сохранения мира? Но компромисс не всегда уместен. Если предполагаемая уступка затрагивает ваши существенные принципы и моральные установки, никакой компромисс невозможен. И тогда похвалой будет звучать: «Этот человек принципиальный, бескомпромиссный».
Существуют ситуации, когда необходимо обеспечить полное согласие, единый подход по какому-либо вопросу. Такое согласие называется консенсус. Его можно достичь в том случае, если вопрос особенно важен и значим для людей.
Как сформировать активную жизненную позицию, научиться отстаивать свою точку зрения? Кто из ребят вашего класса предпочитает активную роль участника событий, а кто — роль зрителя, наблюдателя, подстрекателя? Как вы ведете себя в сложных ситуациях?
Говоря о смысле человеческой жизни и жизненной позиции людей при достижении своих целей, мы не упомянули об одном очень важном понятии — о счастье. Действительно, каждый человек, кто явно, кто скрытно, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного это получение большого богатства. Для другого — успешная карьера, достижение высоких постов и должностей, обретение власти. Для третьего счастье — это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга. Счастье — чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми. «Счастье — это когда тебя понимают», — написал в сочинении один из героев популярного кинофильма о школе «Доживем до понедельника». И это не единственная формула счастья. У каждого человека она своя.
Познакомьтесь с некоторыми определениями счастья, высказанными известными людьми.
«Счастье — это когда человек хорошо выдумал себя и любит выдумку о себе…» (М. Горький).
«Все без исключения стремятся к счастью. Это — мотив всех действий людей, даже тех, которые намерены повеситься» (Б. Паскаль).
«Для счастья нужна и полнота добродетели, и полнота жизни» (Аристотель).
«Счастье надо уважать и почитать хотя бы из-за двух его дочерей — уверенности и репутации. Ведь обе они порождают удовлетворение: первая — в самом человеке, вторая — в других по отношению к нему» (Ф. Бэкон).
2.7. Самореализация Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Человеку важно не только хорошо узнать себя, свои способности, интересы, профессиональные склонности. Важно все это проявить в конкретной деятельности. Что ч того, что ты осознаешь в себе талант художника, важно реализовать его в созданный тобой и получивших общественное признание полотнах. Самореализация - в иерархии потребностей А.Маслоу - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов.
Причем, степень самореализации может быть разной. Например, удалившись от государственной деятельности, российский ученый и общественный деятель В.Н. Татищев, проживая в селе Болдино, увлекся историей и создал исторический труд, проследив основные вехи истории России с древнейших времен до конца XVI века. Татищев впервые ввел в научный оборот «Русскую правду», средневековые уставные грамоты и Судебники. Однако, его труд остался неизвестным современникам и был опубликован спустя много лет после смерти создателя. Безусловно, Татищев реализовал себя как историк, но его деятельность не была оценена обществом, не получила признание со стороны образованной общественности.
Существенный вклад в проблему самореализации личности внес итальянский психолог Роберто Ассаджиоли (1888-1974). Ученый уточняет понятие "самореализации", поскольку этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее описывает А. Маслоу.
С другой стороны - самореализация означает самопостижение, т. е. постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном "я", которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, а о "сверхсознательном Я", представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным "я" (или эго). Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного:
1. Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; "комплексы", сновидения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания) и т. д.
2. Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.
3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические "императивы", стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, просветления, таланта. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.
4. В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг - поле сознания, обозначающее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.
5. В центре поля сознания находится точка сознательного "Я", которое представляет собой чистое самоосознание, погруженное в поток содержаний сознания.
6. На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится Высшее "Я", которое не следует смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями "я". Высшее или истинное "Я" представляет собой постоянный центр, из которого "я" возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т. п.).
7. Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая среда или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение, наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный психический обмен между данной личностью и окружающей психической средой.
Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по мнению ученого, полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от "внутреннего раскола", непонимания себя и других людей, неумения управлять собой.
Чтобы освободиться от вращения в кругу своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное "Я", вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели, для чего необходимо:
1) Глубокое познание своей личности.
2) Контроль над различными ее элементами.
3) Постижение своего истинного "Я" - выявление или создание объединяющего центра.
4) Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
Самореализация личности неразрывно связана с процессом саморазвития. Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.
2.8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида
Каждый крупный ученый - философ формулирует свою теорию о сущности человека, но все они сходятся в одном - человек сложен и противоречив. Сложность человеческой природы, ее элементов, заставила ученых ввести несколько терминов для обозначения человека – индивид, индивидуальность, личность. Что включается в эти понятия?
Человек – это представитель вида «гомосапиенс»(человек разумный), результат длительной эволюции, существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности к труду, производству орудий труда, обладающее речью, мышлением и сознанием, нравственными качествами, представлениями о добре и зле. Человек – это единение телесного и духовного начал. Все мы - люди, все мы – человеки, как говорится. Произнося слово «человек», мы не говорим об особенностях отдельных людей, худые они или толстые, черные или белые, грустные или веселые.
Индивид – это уже единичный, отдельный представитель человеческого рода, безотносительно к его реальным особенностям. Родившийся ребенок – уже индивид, он обладает всеми задатками человека. Но пока еще, он не является индивидуальностью. Под индивидуальностью ученые понимают не просто «единицу» человеческого рода, а неповторимое своеобразное сочетание природных задатков, поведения, образа жизни каждого из нас. Чтобы вы стали индивидуальностью, необходимо приобрести определенный жизненный опыт труда, общения, развить свои природные качества.
И, наконец, чаще всего мы будем использовать в книге понятие личность.
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности. Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.
Формирование человеческой личности происходит только в процессе общения с другими людьми, под влиянием общества, то есть в процессе социализации индивида.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. Институтами социализации, то есть включения индивида в мир социальных взаимодействий, помимо семьи, выступают школа (система образования), прохождение службы в армии, ближайшее окружение, работа, дружеский круг, спорт и т.д. В широком смысле слова институтом социализации выступает культура.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Социализируется, то есть преобразуется под влиянием общества, и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д. Более того, сама физиологическая потребность в еде трансформируется в высокое гастрономическое искусство, традиции национальной кухни и т.д.
Личностные качества - такие в нас, которые позволяют быть нам членами общества. Личность общественна по своей природе. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, природные задатки, определяющими являются иные факторы – социальные – это взгляды, убеждения, ценности и идеалы, интересы, потребности, представления о добре и зле, слагаемые духовного мира человека. Это целый комплекс умственных, морально-волевых, культурных, коммуникативных качеств человека. На формирование подобных качеств оказывают ведущее влияние два процесса – образование и воспитание. Посредством их человек усваивает знания, теории, нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные предыдущими поколениями. Эти процессы социально значимы, так как и от образования и от воспитания зависит, какую личность, какого человека получит общество, будет ли он оказывать положительное влияние на окружающих или же напротив, займет позицию разрушительную, отрицательную.
Личность реализует себя в обществе и через общественные отношения. Ученые спорят о том, кого можно назвать личностью, все ли людей или только тех, кто действует конструктивно, имеет положительные цели, стремится делать добро? Некоторые считают, что можно говорить и о личности асоциального, антиобщественного типа, о личности отрицательной по своей сути.
Споры ведутся также и о том, с какого именно возраста человек становится личностью. Большинство ученых полагает, что только тогда, когда человек начинает осознавать и контролировать свое поведение, мотивы своей деятельности. Личность формируется годами. Идет постоянная, невидимая постороннему глазу, работа внутри нас. Впитывая внешние воздействия, влияние других людей, мы меняемся, набираем опыт, учимся подавлять свои порывы, закаляем свою волю, познаем себя и мир. Ведущими процессами в этой внутричеловеческой деятельности являются самообразование и самовоспитание.
Познакомимся с теорией личности, сформулированной современным ученым Дж. Уиггинсом.
Дж. Уиггинс выделяет четыре основных подхода в изучении личности: биологический, экспериментальный, социальный и психометрический. Приведем их определения:
1. Биологический подход. Изучение личности осуществляется с точки зрения раннего приобретенного опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития. Взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы — предмет особого внимания биологического подхода.
2. Экспериментальный подход. Основой изучения личности является изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности. Понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.
3. Социальный подход. Изучается социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом.
4. Психометрический подход. Изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности. Измерение личностных свойств и их различий базируется на наблюдениях за поведением индивида, на самоотчетах, на непрямой оценке характеристик.
Хотя большинство психологов, вероятно, согласится с тем, что различные подходы полезны для идеального широкого определения понятия личности, рабочие определения, применяемые ими на практике, могут не включать один или более из приведенных выше аспектов. Задача ученых — не дать исчерпывающее идеальное определение, а представить адекватный инструментарий, необходимый для плодотворной дискуссии. Таким образом, итоговый вывод заключается в том, что личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.
Научное определение личности включает индивидуальные особенности, способности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации. Оно включает и то, что обычно называется темпераментом — типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека — так же, как и то, что в несколько устаревшей терминологии называлось характером (нравственные принципы и социальное поведение индивида). Однако определение должно включать еще многое другое. Общая схема должна давать возможность исследовать многие различные факторы, влияющие на развитие личности. Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредствованным и трудно прослеживаемым. Различия в стиле питания, перенесенные болезни и даже климатические условия могут, через воздействие на телесные функции, влиять на поведение и таким образом на личность. Культурные различия, начиная от национальных и кончая присущими ближайшему окружению, придают поведению человека свои специфические оттенки. Наибольшее значение при этом имеет культурная атмосфера семьи, особенно если мы исследуем личностные вариации в пределах данной культуры в более широком социальном контексте. Наконец, нельзя не учитывать поворотные моменты в жизни человека — несчастный случай, приводящий к инвалидности, смерть близкого человека, переживание ужаса или невероятного везения. Определение личности должно быть достаточно широко, чтобы вместить все эти аспекты.
|