Главная страница

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"



Скачать 99.78 Kb.
НазваниеРабочая программа кружка "Юный исследователь"
Дата18.04.2016
Размер99.78 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Программа предполагает обучение в 4 классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Основные принципы реализации программы :

  • научность,

  • доступность,

  • добровольность,

  • субъектность,

  • деятельностный и личностный подходы,

  • преемственность,

  • результативность,

  • партнерство,

  • творчество и успех.


Цель программы:

создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.


Формы и методы проведения занятий:

  • беседа,

  • игра,

  • практическая работа,

  • эксперимент,

  • наблюдение,

  • экспресс-исследование,

  • коллективные и индивидуальные исследования,

  • самостоятельная работа,

  • защита исследовательских работ,

  • консультация.


Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  • владеть планированием и постановкой эксперимента.


Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

  • преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)

  • стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром

  • получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований

  • свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.



Содержание
Содержание программы рассчитано на 34 часов (1 раз в неделю) для обучающихся 4-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Программное содержание ( 34 ч.)


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.


1.

Что такое исследование?

1 ч


Знать:

- исследовательские способности, пути их развития.

Уметь:

- находить значимые личностные качества исследователя.


2.

Определение темы, предмета, объекта исследования

3 ч


Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать:

- как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь:

- выбирать тему, предмет, объект исследования,

- обосновывать актуальность темы.

3.

Цели и задачи исследования

2 ч

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать:

- ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь:

- ставить цели и задачи исследования.

4.

Учимся выдвигать гипотезы

2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др.

Знать:

- как создаются гипотезы.

Уметь:

- создавать и строить гипотезы,

- различать провокационную идею от гипотезы.

5.

Организация исследования

8 ч


Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:

– подумать самостоятельно;

– посмотреть книги о том, что исследуешь;

– спросить у других людей;

– познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;

– обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

– понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:

- методы исследования,

Уметь:

- использовать методы исследования при решении задач исследования,

- задавать вопросы,

- составлять план работы,

- находить информацию.

6.

Наблюдение и наблюдательность.

2 ч


Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать:

- метод исследования – наблюдение

Уметь:

- проводить наблюдения над объектом и т.д.

7.

Коллекционирование.

2 ч


Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:

- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:

- выбирать тему для коллекционирования

- собирать материал

8.

Что такое эксперимент.

2 ч


Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:

- понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь:

- планировать эксперимент

- находить новое с помощью эксперимента

9.

Сбор материала для исследования.

3 ч


Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать:

- правила и способы сбора материала

Уметь:

- находить и собирать материал по теме исследования

- пользоваться способами фиксации материала

10.

Обобщение полученных данных.


2 ч


Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать:

- способы обобщения материала

Уметь:

- обобщать материал

- пользоваться приёмами обобщения

- находить главное

11.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите

Как подготовить сообщение

Подготовка к защите

Индивидуальные консультации

Подведение итогов работы




1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать:

- правила подготовки сообщения

Уметь:

- планировать свою работу

“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Защита.

Знать и уметь:

Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.


Литература
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3. Газета «Начальная школа» за 2008-2009 года.№14,№13,№9,№5. Издательский дом «Первое сентября».
В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Интернет - ресурсы:

https://zavuch.info

,

https://nachalka.com,/

https://festival.1september,
Для обучающихся
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.