Главная страница


«Дизайн -как средство развития творческих способностей дошкольников»



Скачать 103.27 Kb.
Название«Дизайн -как средство развития творческих способностей дошкольников»
Дата14.04.2016
Размер103.27 Kb.
ТипДокументы

Опыт работы

Тема : «Дизайн –как средство развития творческих способностей дошкольников»

Воспитатель:

первой категории

Калашникова.О.В

Ст. Стародеревянковская 2013 г.

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что

в течении дошкольного детства им удалось создать

несколько действительно художественных образов.

Но в развитии их личности это оставляет глубокий след,

так как они приобретают опыт настоящего творчества,

который в дальнейшем приложат к любой области труда.»

Н.П. Сакулина.

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изо творчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребёнка, так и развитию личности ребёнка в целом.

Центральным моментом моей работы по развитию творческих способностей является развитие у детей «детского дизайна».

Что такое детский дизайн? И может ли ребёнок быть дизайнером в полном смысли слова? Для того, чтобы разобраться в этом, вспомним, что само слово «дизайн» подразумевает: «замысел», «задумку», «композицию». А задумать, составить план, сконструировать можно всё что угодно.

Говоря о ребёнке – дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребёнка – ху-дожника. На самом деле дизайн – это необычный взгляд на обычные вещи. Дизайн это красота.

Значит, главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребёнок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.

Поощрение детей к дизайну, благородное, но трудное и длительное дело.

Занятие детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общение способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать своё соавторство, авторскую компетентность, участие в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду. Чтобы приобщать эффективнее ребёнка к дизайну,

я с родителями посещаю выставки, музеи и празднества. На прогулах по станице показываю детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращаю на внешний облик людей, их гардероб.

Детский дизайн ориентирован на выполнение задач в области художественно – эстетического образования дошкольников. Потребность ребёнка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном.

Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально – экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребёнка.

Сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Всё это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет её сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему так актуальны занятия дизайн – деятельностью старших дошкольников. У детей развиваются художественно – творческие способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:

* развивается наглядно–образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;

* развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;

* повышается этетическая культура детей;

* развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;

* получение навыков работы с различными материалами;

* формирование проектной культуры у детей и воспитание грамотного потребителя.

Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, ощущение радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов составляющих среду ребёнка. Элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определённый результат. Ребёнок знакомится с разными художественными приёмами и поделочными материалами с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.

Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребёнка, в том числе и развитию художественного творчества.

Первый этап.

Чтобы привить любовь ребят к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начинала я с младшего дошкольного возраст, используя в своей работе нетрадиционные техники изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественное творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно ввожу элементы дизайна, которые в работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности.

Я знакомила родителей с достижениями детей, каждого в отдельности. Из этого общения я узнала, насколько родители заинтересованы жизнью детей в детском саду. В процессе работы с воспитанниками я почувствовала стремление родителей к собственному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформление выставок, посещать занятия, т.к. увидели, что дети посещают их с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства. Приносили совместно созданные поделки, композиции.

Это позволило составить план работы с родителями по теме: «Детский дизайн как, средство развития творческих способностей дошкольников». План прилагается (клуб «Рукодельница»). Провела для родителей мастер-класс по теме: «Театр ложек своими руками» (материал прилагается).

Второй этап:

Познакомила ребят с такой художественно-творческой деятельностью как, декорирование. Оно включает в себя несколько направлений : мозаику из различных бросовых материалов, лоскутную аппликацию, бумагопластику , декупаж. Значение понятия «декорировать» - придавать чему-либо красивый вид, художественное оформление. Занятия декорированием с детьми старшего возраста дают возможность научиться работать с разнообразным материалом, фантазировать, делать своими руками симпатичные поделки, благоприятны для развития социальных взаимоотношений.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребёнок познаёт азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, необходимо определить, какой вид деятельности и какое содержание занятий позволяют объединить дошкольников в небольшие группы, каждая из которых выполняет общее задание.

Организация занятий по декорированию более эффективна на этапе закрепления имеющихся у дошкольников навыков, когда ребята не нуждаются в дополнительном разъяснении приёмов работы, их внимание можно сосредоточить на других задачах. Получаемые изделия –это различные панно, игрушки, предметы быта (фоторамки и рамки для любимых открыток, шкатулки, салфетки)

В процессе декорирования ребята выкладывают изображение на фоне разного цвета. Материал и цвет для фона может быть различным (гобелен. мешковина, цветной картон) .Тематика таких работ разнообразна. Наиболее яркими получаются пейзажи и праздничные сюжеты: «Заячья полянка», «Новогодний фейерверк», «День рожденье лесной феи». При декорировании соблюдается определённая последовательность: от больших деталей панно- к малым, от более прочных – к хрупким. Поначалу элементы композиции выбирались произвольно, но постепенно дети переходили к осознанному выбору, используя разнообразные по фактуре материалы для достижения большей выразительности. Во время занятий декорированием для каждой группы подбирала определённый набор материалов. Можно использовать разнообразный материал: кружево, ткань, цветные нити, гофрированный картон, бисер. Так же можно применять природный материал – кора деревьев, речные камешки, ракушки; для флористических композиций используют сухоцветы, элементы искусственной зелени. Выбор материала зависит от тематики занятий. Так, например, в цикле занятий «Оформляем рамки для коллажа» применялась техника бумагопластики в сочетании с декорированием этих рамок природными материалом (скорлупа лесных орехов, семена растений).

Развитие навыков сотрудничества на занятиях декорированием требует серьёзных педагогических усилий взрослого и должно осуществляться поэтапно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы разъяснять детям, как следует договариваться, учитывать желания друг друга, предлагать свои варианты; избегая конфликтов, справедливо распределять задания между собой; учить слышать других.

Для формирования и развития социальных отношений на занятиях декорированием педагогу необходимо учитывать ряд факторов:

  • Положительная направленность на взаимодействие со сверстниками не только как друга, но и как партнёра по совместной деятельности;

  • Мотивационный компонент при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку)

  • Знание детьми правил, моделей сотрудничества и эффективных вариантов проведения в процессе взаимодействия;

  • Обеспечение успешности ребёнка дошкольного возраста (если этот фактор не учитывается, то снижается самооценка ребёнка, затрудняется общение);

  • Формирование способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (например умение выслушивать и считаться с мнением других).

Опыт моей работы показал, что такой вид художественно-творческой деятельности, как декорирование, не только позволяет получить качественный, привлекательный, а следовательно, ценный в глазах ребёнка и окружающих «продукт», но и способствует развитию социальных отношений: умение ориентироваться в окружающей обстановке, повышению уровня самосознания, формированию положительных взаимоотношений.

Если взрослый не поощряет творчество ребёнка, не верит в его фантазии, не знает особенностей мышления , он мешает ему открывать мир. Изобразительная деятельность, как известно, развивает у ребёнка чувство цвета, формы, композиции, способствует переносу усвоенных приёмов работы в свободную деятельность. Если ребёнка на занятии научат рисовать красиво дерево, он с удовольствием не раз будет изображать его в свободное время, но как это бывает, деревья будут всегда одинаковыми. Поэтому важно не просто вооружить детей знаниями, умениями, навыками, но и максимально раскрыть их творческий потенциал, научить видеть волшебное в самом обыденном.

Во всём многообразии мне хотелось найти материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. И я нашла! Соль, рисование солью. Сколько сладких мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания шедевра!

«Сладкие солёные мгновения» - который, наряду с развитием художественно- творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колосальный арттерапевтический эффект.

*Выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего мира (снег может быть розовым, а небо жёлтым), в передаче формы, образа («оживить» неживое и придумать не существующее) способствует максимальному развитию воображения и фантазии.

*В одном произведении соединяются разные техники скульптуры, графики, живописи. Рисование может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер-линии при работе с солью своеобразны по ширине, глубине, форме.

*Осуществляется межсенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения- можно рисовать запах, звук, вкус…

*Достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить свою работу, нет страха перед ошибкой.

Работа выстроена поэтапно: каждый этап состоит из четырёх-шести занятий. На каждом необходимо проводить пальчиковые игры, растяжение или сжатие мышц кисти. Для работы с солью необходимы дощечки для каждого ребёнка с бортиками из прозрачного оргстекла размером А4, А3. Этапы прилагаются.

Работа по всем этапам занимает шесть-семь месяцев. Рисование солью уже с первых занятий дает большие возможности для самовыражения. Дети учатся различать реальный мир, составлять разные композиции, подбирать красивые, гармоничные цветосочетания, различать цветовые контрасты и нюансы. Рисование солью можно использовать и на любых программных занятиях – это занимает немного времени (минуты три) и приобретает характер дидактических игр с художественным содержанием. Выставки наших «солёных фантазий» с нетерпением ждут и родители и дети. Многие рисуют по соли и дома, привлекая родителей. По моим наблюдениям , детям занимающимся в кружке, стало легче и интереснее создавать и придумывать что-то новое, своё и на занятиях, ив жизни.

Во время работы с солью изменилась психоэмоциональное состояние детей: обычно замкнутые «пробудились», а непоседы занимаются, затаив дыхание. Они стали отзывчивыми ив то же время сдержанными в критических оценках друг друга- каждый рисунок индивидуален и неповторим.

Фантазия, воображение-это основа, на которой формируются творческие способности и в итоге незаурядный характер ребёнка в будущем.

Мир, в котором живёт малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети фантазируют, потому что хотят побыть в роли волшебников.

Нужно немного помочь ребёнку, и придуманные им чудеса станут реальностью!

Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширять возможности в изобразительной деятельности.

Деятельность с детьми целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).