|
Проблемный педагогический совет по воспитательной работе
Разработка проблемного педагогического совета по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» для педагогов и родителей
Педсовет по воспитательной работе для педагогов и родителей, проводится в интерактивной форме Проблемный педагогический совет по воспитательной работе
«Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме
1 часть Присутствуют учителя и родители. Разыгрывается сценка. Учитель: - Дорогие товарищи, родители. Мы пригласили вас сегодня затем, чтобы сообщить вам о новых безобразиях учиненных вашими детьми.
Родитель: - Дорогие товарищи учителя, наши дома стоят рядом со школой, и мы своими глазами видим, что позволяют себе ваши ученики.
Учитель: - Ваши дети!
Родитель: - Ваши ученики!
Учитель: - Интересно, а кто это приносит из дома мобильные телефоны и устраивает большой симфонический оркестр на уроках?
Родитель: - А кто заставляет детей пилить ножки стульев, якобы выполняя домашнее задание по труду?
Учитель: - А вы видели, что ваши дети делали со стенами школы?
Родитель: - Правильно, а кто их писать научил?
Учитель: - Не мешало бы оказать помощь школе в благоустройстве территории.
Родитель: - Правильно, правильно, а то приезжаешь за ребенком – машину поставить негде, что за дела? Давно пора стоянку организовать.
Учитель: - Вот и сделайте – ваши дети.
Родитель: - Нет уж. Ваши ученики…
Учитель: - Ваши дети!
Родитель: - Ваши ученики!
Учитель: - Ваши дети!
Родитель: - Ваши ученики!
Ведущий: Стоп, ничья!!!
Ведущий: - Добрый день уважаемые педагоги и родители. Вот таким необычным юмористическим образом мы решили сегодня начать наш педсовет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи». Необычным будет и сам педсовет… т.к. в нашем зале присутствуют не только педагоги, но и представители родительской общественности. И мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь места. А я позволю себе еще одно отступление. В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал указ «Об экономии воды». Указ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали указ. В тот же день с наступлением сумерек напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что воды в пересыхающем озере осталось совсем мало. Владыка сильно разгневался и приказал организовать слежку за нарушителями указа, арестовать и казнить их. В течение следующей ночи несколько человек были арестованы и утром при большом стечении народа обезглавлены на городской площади. Ночью горожане опять вышли на поливку, но при этом выставили дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля, город был обречен на вымирание. В другой восточной стране также случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Он сообщил об истощении запасов воды в озере и предложил вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочасовых споров, крика и легкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили: «Ограничить полив личных участков двумя днями в неделю». Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желаемые плоды: люди ограничили полив и действовали так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал. - Почему я зачитала вам эту притчу?
- Сегодня перед нами стоит важная задача – и я надеюсь, что коллегиально принятые решения будут охотнее выполняться, чем спущенные сверху директивы. Итак, как влияет взаимодействие семьи и школы на развитие школьника? «Все мы вышли из детства» - знаменитое изречение Антуан де Сент – Экзюпери четко отражает закономерность первичного влияния семьи на становление личности.
Очень важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.
Первый опыт социальных отношений и связей приобретает ребенок в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.
Педагог в качестве профессионала не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, нельзя сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения.
Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.
Семья передает эстафету воспитания школе. И продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания - это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие семьи и школы осуществляется по основным принципам:
Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.
Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми. Взаимная договоренность - залог успешности педагогического альянса (объединение, союз) Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей.
В то же время педагоги могут использовать и специальные средства:
- организацию психолого – педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
- привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, его будущего и, соответственно, к разработке программы действий, обеспечивающей достижение намеченных перспектив;
- участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
- поощрение, поддержку, пропаганду успехов и достижений родителей в воспитании детей.
Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе. Почему? Причины привлечения родителей к организации УВП
Знание условий обучения и воспитания ребенка
Помощь классному руководителю в развитии интересов и способностей учеников
Чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития. Как же привлечь родителей к организации работы в классе?
В начале года организуется целеполагание и планирование работы. В процессе коллективного планирования выявляются проблемы, способы их решения, конкретные дела. Затем дети и родители определяют дела, в которых они могли быть организаторами.
На родительском собрании классный руководитель объясняет важность сотрудничества, предлагает перечень дел, видов работы, которые могут организовать родители. Работая в микрогруппах и заполняя лист с перечнем дел, родители помогают друг другу найти конкретную работу в классе.
При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.
Педагоги, администрация школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.
Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.
В результате сложилась сложная модель работы школы и семьей.
Как же классные руководители на разных ступенях обучения развивают личность ребенка через взаимодействие семьи и школы? (Обсуждение вопроса учителями, обмен опытом) Не случайно, сегодня в нашем педагогическом совете по воспитательной работе присутствуют родители из разных параллелей и звеньев (начальное, среднее, старшее звено).
Сегодня я предлагаю Вам принять участие в совместной работе - учителя и родители. Проблема: Как воспитать личность ребенка на разных ступенях обучения, которая будет востребована обществом через взаимодействие семьи и школы? Основная цель – объединить все усилия для расширения и углубления связей школы и семьи в развитии личности школьника. Далее работа строится по схеме: ПРОБЛЕМА – ЦЕЛЬ – ЗАДАЧИ – МЕТОДЫ – ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ – ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Участникам педсовета предлагают разделиться на 4 группы
(1 – 4кл, 5 – 8кл, 9 -11кл, родители). Выбрать руководителей группы. Чтобы решить эту проблему, я предлагаю поработать в группах, используя интерактивную форму. Но прежде, чем мы начнем работать, обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать:
(на стенде)
Равенство всех участников – имя как форма общения
Активность участников (круглый стол не лекция, а общая работа)
Право каждого участника на собственное мнение по любому вопросу
Право поднятой руки (говорить кратко, поочередно, по одному, по теме)
Добровольность
Чувство юмора
Умение слушать и слышать других
Не критиковать
Регламент (не более 10 мин на презентацию)
В случае нарушения правил воспользоваться жестом открытых ладоней. Упражнение: ОЖИДАНИЕ
Цель: определить ожидания участвующих от работы в группах.
Звучит спокойная музыка Участники педсовета должны написать свои ожидания от работы в группе на цветных листочках и затем прикрепить на лист бумаги. Например,
Педсовет подскажет, как удержать ребенка от дурного влияния
Расширение знаний по данной проблеме
Преодоление трудностей, как действовать сообща
Взаимосвязь (родитель + учитель + ученик)
Умение ориентироваться в современном обществе
Терпимость к окружающим
Сотрудничество
Педсовет подскажет нам, как правильно организовывать помощь семье
Повышение своих психолого – педагогический знаний для воспитания собственного ребенка
Как воспитать ребенка, чтобы он понимал слово
Доверие
Взаимопонимание
Педсовет должен помочь организовать помощь семье в воспитании подростков
Возможность узнать путем решения проблем личности школьного подросткового возраста и его взаимоотношений с учителем, одноклассниками и родителями
Услышать ответы на вопросы, которые не задашь вслух
Услышать новые формы сотрудничества: классный руководитель – семья
Трудность в убеждении родителей
Терпение и труд, все перетрут
Не будет решена эта проблема
Рекомендации по организации работы с детьми и родителями на основе опыта педагогов
РАБОТА В ГРУППАХ Работа рассчитана на 30 минут. Ваша задача: постараться решить проблему: Как воспитать личность ребенка на разных ступенях обучения, через взаимодействие семьи и школы, которая будет востребована обществом? Через 30 минут начнется презентация работы групп. Упражнение: МОЙ ВКЛАД
Цель: Закрепить эмоциональным подъемом работу в группах
Участники педсовета должны написать свой вклад в работу группы на белых листочках прямоугольной формы (кирпичики) и затем прикрепить на листы бумаги. В результате на листах бумаги должны получиться картинки: ДОМ и ДЕРЕВО.
Итогом вашей работы стали эти замечательная картина, вы построили свой ДОМ, над вами будет всегда светить солнце и будет голубое небо.
«И даже если мы не достигли СОЛНЦА, но уже оторвались от ЗЕМЛИ».
Большое спасибо Вам за работу и до новых встреч!!! 2 часть Я напоминаю, что тема нашего педагогического совета по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи».
Мы говорили, что когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.
Семья передает эстафету воспитания школе. И продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания - это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом. Представление программ:
Программа реализации 1-4кл.
Наполни смыслом каждое мгновенье …
Часов и дней неумолимый бег.
Проблема:
Как воспитать личность ребенка
Цель:
Создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственной личности.
Задачи:
Повышение педагогической культуры учителя и родителя
Подходы к обучению
Материальная база
Шефство над неблагополучными семьями
План реализации:
Индивидуальные консультации
Родительские собрания
Психолого – педагогическое просвещение родителей
Вовлечение родителей в школьное самоуправление
Воспитатель должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника
Совместные творческие дела
Программа реализации (5-8 класс)
Цель: Воспитание гармонично развитой личности, социально адаптированной в современных условиях.
Задачи:
Воспитание толерантности у подростков
Осуществление взаимодействия семьи и школы – основополагающий принцип.
Воспитание ценностных ориентаций у подростка
Методы: (по способу организации)
Массовые (конференции, лектории, кинолектории)
Групповые (круглый стол, информационные встречи (со специалистами), родительские собрания)
Индивидуальные (посещение семей, анкетирование, индивидуальные беседы)
Ожидаемый результат:
Подготовка подростка к обучению в старших классах в условиях профильной школы с учетом реалий современного общества, социальным заказом государства и семьи Программа реализации 9-11кл Проблема: Выработка жизненной твердой позиции.
Цель: Воспитание личности, востребованной обществом.
Методы:
1.Индивидуальные («Человечность в человеке» - беседы, диспуты, личный пример; «Принятие решений и умение нести за них ответственность» - общественные поручения, отношение к учебе, товарищами, старшим, самоуправление, участие в решении проблем семьи; «Здоровый образ жизни» - личный пример, традиции школы и семьи, вовлечение в спортивно – массовую работу, связь со специалистами).
2. Групповые (реализация программ «Образование и здоровье», «Я гражданин новой России». «Семья», «Профориентация»)
Ожидаемый результат:
Самоопределение ребенка. Доверие, взаимопонимание, сотрудничество, толерантность, умение ориентироваться в окружающем мире, ребенок определился в обществе, нашел свое место. Программа реализации группы родителей Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек!!!
Проблема:
Воспитание гибкой личности, способной к реализации поставленных целей, способами не противоречащими моральным устоям
Задачи
Научить сохранять собственное «Я», при этом уважая мнение окружающих.
Воспитать личность независимую от социальных проблем
Воспитание высоконравственной личности
План реализации:
Совместные внеклассные мероприятия
Изучение личности ребенка
Совместная работа семьи и школы по решению проблем связанных с возрастом полового созревания, интеллектуального развития самодостаточной личности
Совместная работа семьи и школы по сплочению коллектива
Профессиональная ориентация (посещение различных учебных заведений, предприятий; изучение особенностей н/д детей)
Работа родительского комитета по организации совместной деятельности школа – семья.
(Обмен опытом учителей и родителей).
Проект решения педагогического совета Заслушав и обсудив ряд проблем, стоящих перед семьей, школой и в целом перед обществом, педагогический совет (в рамках следующего учебного года) постановил:
Продолжить знакомство с существующими в сегодняшней педагогике подходами и концепциями воспитания, определяющими взаимодействие семьи и школы, через семинары, МО кл. руководителей, круглые столы, консультации, конференции, открытые уроки и т.д.
Организовать выпуск общешкольной газеты «Семья и школа» 1 раз в четверть. Назначить ответственными заместителя директора по воспитательной работе, школьного психолога, социального педагога, представителей РК.
Вести педагогический лекторий для родителей, создав рабочие группы.
С целью более тесного взаимодействия школы и семьи вести открытые уроки для родителей 1 раз в год (день открытых дверей).
Определить 1 раз в четверть единый день проведения классных родительских собраний.
Стремясь к предупреждению и решению проблем в воспитании и обучении учащихся, составить план воспитательной работы школы на следующий учебный год, учитывая предложения учителей и родителей, учащихся школы. Ответственный: заместитель директора по воспитательной работе.
Активизировать работу родительских комитетов по работе с неуспевающими.
Проект выносится на голосование. Использованная литература: 1.Учение с увлечением. Сборник практических материалов по использованию интерактивных методик в учебно – воспитательном процессе –Хабаровск, офис программы «Путь к успеху!», 2005г. – с.207 |
|
|