Главная страница


Консультация для воспитателей Особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста образовательной области «Коммуникация»



Скачать 48.55 Kb.
НазваниеКонсультация для воспитателей Особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста образовательной области «Коммуникация»
Дата14.04.2016
Размер48.55 Kb.
ТипДокументы

Консультация для воспитателей

Особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста образовательной области «Коммуникация»

Младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития речи ребёнка Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка. Ведущей задачей является развитие разговорной речи детей.

Речь начинает играть важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ребёнок начинает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познавательными объектами, что проявляется в поведении и речи ребёнка. Поэтому, педагогу нужно уделять особое внимание становлению у малышей инициативной связной разговорной речи, как средства общения и познания окружающего мира.

Решая эти задачи, воспитатель организует частое индивидуальное общение с ребёнком на основе совместной деятельности с игрушками и предметами, создаёт игровые ситуации. При общении с детьми педагог стимулирует детей к правильному и чёткому называнию предметов, его частей, признаков, действий с ними. При этом следует стремиться к чётким, грамматически простым формулировкам без лишних слов и дополнительных объяснений.

Для развития речи взрослым должны быть созданы условия:

1.Для перехода ребёнка от однословной, фразовой речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.

2.Для развития инициативной разговорной речи ребёнка.

При этом взрослый должен помнить, что решение этих задач должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребёнку преодолеть трудности.

Первая трудность связана с преодолением противоречия между навыками психических возможностей ребёнка и сложившимся стереотипом деятельности и речи. Как правило, маленький ребёнок ещё имеет жёсткую ориентировку на предметный мир, что проявляется в ограниченности его общения со взрослым. Часто в общении со взрослым, ребёнок только получают от него словесные обозначения незнакомого предмета или находит и приносит предмет по слову взрослого. Появление психических новообразований даёт ребёнку возможность для освоения более сложных речевых форм. Поэтому взрослому важно усилить коммуникативную функцию речи ребёнка, переводя акцент его внимания от предмета к общению со взрослым по поводу предмета.

Для этого важно:

-Не оставлять ребёнка долго одного без внимания взрослого.

-Не стремиться окружить ребёнка множеством новых разнообразных игрушек

-Обыгрывать каждую появляющуюся в окружении ребёнка игрушку

-Предметные действия делать целенаправленными (не просто катать машинку, а перевести в ней кубик и т.д.)

-Играть с ребёнком в игры, в которые нельзя играть одному.

Вторая трудность этого периода связана со сменой основного механизма развития речи ребёнка: на смену механизма подражания приходит усиление механизма самостоятельного конструирования ребёнком речевых форм. Пока этот механизм недостаточно освоен, в речи детей наблюдаются многочисленные ошибки. Поэтому требуются постоянные упражнения ребёнка в конструировании речевых форм, помощь и контроль со стороны взрослого.

Методика работы

Основной формой работы по развитию речи и коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста является образовательная ситуация –специально практикуемая воспитателем часть образовательного процесса, направленная на решение новой познавательно –речевой задачи. В процессе образовательной ситуации ребёнок осваивает новое содержание, а значит, обогащается его словарный запас. Накопленные в процессе образовательной ситуации познавательный опыт и соответствующий ему словарный запас. должны найти применение в более сложных формах связно речи детей. Поэтому, каждая образовательная ситуация повторяется, но с решением более сложной задачи –развитие форм связной речи. Образовательные ситуации предполагают подгрупповую форму организации детей.

Продолжением работы над данным содержанием становится организация ситуации общения. Ситуация общения –это специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно часть образовательного процесса, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. В отличие от образовательной ситуации общение может планироваться воспитателем , а может возникнуть стихийно. Например, приход в группу нового ребёнка провоцирует появление ситуаций общения, направленных на активизацию речи детей на разные темы («Давайте познакомимся», «Расскажем о нашей группе» и т.д.) Воспитатель должен видеть возможности той или иной ситуации и преобразовывать её в ситуацию общения с целью активизации речи детей. Ситуация общения предполагает свободную организацию детей; она может быть индивидуальной; подгрупповой; коллективной.

Планирование

В работе с детьми рациональнее использовать комплексно –тематическое планирование. Принципы планирования:

1.Взаимосвязь познавательного и речевого развития детей. Эта взаимосвязь проявляется в этапах освоения слова:

-слуховое восприятие слова в единстве со зрительным восприятием предмета (показ предмета и название)

-познавательная деятельность ребёнка с предметом (обследование), сопровождаемая речью взрослого

-активизация слова в речи ребёнка, сопровождаемая действиями взрослого с предметом.

2.Организация деятельности как основа развития речи детей

В деятельности осуществляются: накопление содержания для речи ребёнка, активизация речи, упражнение детей в использовании речевых форм. Каждая предложенная тема должна найти отражение в разных видах деятельности ребёнка.

3.Организация активной речевой практики ребёнка

Реализация этого принципа предполагает использование разнообразных форм работы с детьми.

При планировании тем и последовательной их реализации, необходимо ориентироваться на следующие положения:

А) Учёт возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Особенности возраста определяют необходимость выбора небольшого количества тем для освоения ребёнком и их повторяемость в течении года.

Б) Учёт логики познавательно –речевого развития ребёнка младшего дошкольного возраста. Реализацию каждой темы необходимо начинать с демонстрации наглядности и разговора с детьми с целью актуализации их личного опыта (Кто знает, что это? Как с ним играют? И т.д.) Следующим этапом работы является обучение детей использованию накопленного словаря по теме при освоении форм связной речи: предложений разной степени сложности, совместного с воспитателем рассказа о предмете. Реализация данного принципа предполагает соответствующую логику использования средств наглядности в работе по связной речи: от наблюдения реальных предметов –к восприятию их образов, отражённых сначала в игрушке, затем в картинке, далее к речи без наглядной основы, к восприятию текстов.

В) Учёт значимости периода адаптации в ДОУ. В первые недели и месяцы пребывания ребёнка в ДОУ выбираются темы, помогающие ввести малыша в новые общественно –бытовые условия детского сада. Поэтому, первые темы могут быть посвящены знакомству детей с воспитателями и детьми, с игрушками и условиями групповой комнаты.

Г) Учёт сезонности при планировании работы

Д) Учёт местных региональных условий и материальной базы ДОУ