Главная страница

Доклад для публикации в материалах научно-практической конференции «Качество образовательных услуг учреждений дополнительного образования детей: проблемы, поиски, находки.



Скачать 82.31 Kb.
НазваниеДоклад для публикации в материалах научно-практической конференции «Качество образовательных услуг учреждений дополнительного образования детей: проблемы, поиски, находки.
Дата18.04.2016
Размер82.31 Kb.
ТипДоклад

Доклад

для публикации в материалах научно-практической конференции

«Качество образовательных услуг учреждений дополнительного образования детей: проблемы, поиски, находки.»

Тема доклада: Миссия МОУ ДОД ЦДОдД «Юность» как открытой социально-педагогической системы с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства.

Балдина И.В., заместитель директора УВР МОУ ДОД ЦДОдД «Юность»;

Лотарева О.В., заведующая отделом МОУ ДОД ЦДОдД «Юность».

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей «Юность» (далее Центр) является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей. В Центре 17 структурных подразделений, в которых обучающиеся и воспитанники занимаются различными видами творческой деятельности по 7 направленностям. Из них 16 – подростковые клубы по месту жительства, где помимо образовательных программ реализуются проекты, социально значимые акции, проводится воспитательная работа с детьми, свободно посещающими клуб, а также филиал «Надежда», являющийся основной базой реализации программ эколого-биологической направленности. Помимо этого, на договорной основе педагогами Центра реализуются образовательные программы на базе общеобразовательных учреждений города. На сегодняшний день в Центре занимается 5000 воспитанников в 342 учебных группах возрасте от 6 до 18 лет.

Определяя стратегию развития Центра, мы исходим из понимания современного образовательного учреждения как важнейшего общественного института воспитания, социализации подрастающего поколения. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Несмотря на провозглашение приоритетности воспитания в процессе образования, декларирование ценностей социальной активности, реальная педагогическая практика отстаёт от запросов и проблем сегодняшнего дня. По-прежнему преобладают формы педагогической работы с детьми, основанные на механической передаче знаний и умений от воспитателя воспитаннику. Это отставание становится критическим в свете нарастания проблем, с которыми ребенок сталкивается в современной жизни.

Процесс социально-политических трансформаций обострил проблему социальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни. С одной стороны, резко обострилось социальное расслоение, что привело к появлению большого количества дезадаптированных детей. Им необходимы образовательные услуги, направленные на успешную социализацию. С другой стороны, новые образовательные запросы появились и у категории социально благополучных детей. Они нуждаются в освоении новых, современных навыков, умений, социальных технологий, которые позволят им стать успешными гражданами правового демократического общества и активными субъектами социально-экономических отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задача системы дополнительного образования может быть сформулирована предельно лаконично: научить детей быть гражданами современного общества. Именно система дополнительного образования детей обладает всеми необходимыми возможностями, чтобы предложить детям новый тип образовательных услуг, который поможет им сформировать ключевой набор компетентностей современного гражданина.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических систем, наиболее полноценно и эффективно реализующих социально-педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками.

Анализ внешней среды характеризуется общими для учреждений дополнительного образования проблемами, в их числе:

  • Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития альтернативных привлекательных возможностей досуга. Дети, в отличие от периода 15-летней давности, имеют широкие возможности выбора развлечений и других форм времяпрепровождения, не требующих серьезных усилий. Система дополнительного образования рискует не выдержать эту конкурентную борьбу и потерять своих традиционных клиентов;

  • Традиционная форма получения услуг дополнительного образования, при которой ребенок добровольно и регулярно приходит на занятия, перестает срабатывать. Многие педагоги дополнительного образования сталкиваются с серьезной проблемой сохранности контингента обучающихся. По всей видимости, причину нужно искать не только в области качества предлагаемых программ дополнительного образования, но и в наличии более глубокой проблемы: современных детей перестаёт устраивать такая форма обучения, как регулярные обязательные занятия. Становится актуальным вопрос о разработке и внедрении в практику новых форматов предоставления образовательных услуг;

  • У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учреждений дополнительного образования уже сегодня являются более гибкими, чем традиционные программы муниципальных учреждений. Такие программы за короткое время решают локальные проблемы в образовании ребенка: подготовка к школе или к поступлению в вуз, обучение работе на компьютере и иным актуальным навыкам и умениям и пр. Эти программы дают ответ на проблемы, остро стоящие перед родителями, и поэтому родители согласны их оплачивать.

  • Нестабильность социальной ситуации потребует переориентации на осуществление социально-реабилитационных программ. Дополнительное образование привыкло работать с благополучными детьми, которые имеют минимально необходимый стартовый потенциал для самореализации в творческой деятельности. Таких детей становится всё меньше, но учреждения дополнительного образования продолжают конкурировать друг с другом на всё том же сужающемся поле внешкольной работы с благополучными детьми. В результате одни и те же дети посещают по три-четыре кружка, а трудные подростки не получают услуг дополнительного образования в достаточной мере и, следовательно, лишаются существенных возможностей для позитивной самореализации. Необходимо активно работать с этим контингентом подростков, - разработать и предложить такие программы, которые будут ими востребованы и внесут вклад в формирование их социальной компетентности.

В этой связи деятельность Центра осуществляется с учетом запросов и потребностей получателей услуг, основывается на изучении спроса детей и родителей на программы дополнительного образования детей. Методом анкетирования было опрошено около 100 респондентов в возрасте 14-16 лет (р-он Харьковской горы). В результате исследования получены данные о структуре занятости подростков в свободное время, об уровне популярности объединений Центра в подростковой среде, о запросе подростков на услуги дополнительного образования.

Основными выводами по итогам исследования являются:

  • В структуре свободного времени подростков преобладает времяпрепровождение на улице (57%), за компьютером (28%), дома (27%), во дворе (23%).

  • Если суммировать процент ответов, которые свидетельствуют об участии подростков в организованных формах досуга (кружки, библиотеки, клубы, секции и т.п.), то величина равняется 43%. Эти данные существенно отличаются от информации, предоставленной школами города, в соответствии с которой процент занятости детей в кружках составляет от 54 до 83%. По всей видимости, разницу данных школ и ответов самих детей можно объяснить тем, что ряд кружков, факультативов и других объединений дополнительного образования встроен в школьное расписание и воспринимается детьми как часть школьной программы. Это говорит о необходимости развивать предложение услуг дополнительного образования для подростков на добровольной основе в свободное от учебы время.

  • Наибольшей востребованностью у подростков пользуются приключенческие программы (20%), и этот спрос удовлетворен недостаточно (5%). Следующими по популярности являются программы обучения информационным технологиям, занятие неформальной музыкой и спортом (16-17%), однако удовлетворенность этими услугами уже достаточно велика (11-13%). Примерно та же картина – с программами художественного творчества (15% / 8%). Следовательно, в первую очередь необходимо развивать программы приключенческого характера (туризм, экстремальный спорт, испытания).

  • Лишь 40% подростков позитивно оценивают возможность своих семей оплачивать услуги дополнительного образования, при этом 100 рублей в месяц является максимальной суммой для всех опрошенных. С одной стороны, это свидетельствует о том, что спрос на платные услуги дополнительного образования детей пока довольно ограничен. С другой стороны, возможности софинансирования образовательных программ со стороны значительной части родителей все-таки имеются. Использование этих возможностей становится важной задачей на ближайшую перспективу.

В результате анализа опыта работы, запросов образовательной среды и конкурентных преимуществ Центра, выработана следующая формулировка миссии ЦДОдД «Юность»: ответственность за воспитание.

Для организации эффективной работы в воспитательном пространстве Центр развивает следующие виды деятельности:

1. Проектная деятельность.

  • разработка социально-педагогических проектов Центра;

  • проведение социально-значимых проектов;

  • разработка экологических проектов;

2. Учебная деятельность.

  • эффективное использование муниципального ресурса в виде учебной нагрузки;

  • контроль соответствия государственным требованиям;

  • отслеживание итогов выполнения образовательных программ.

3. Социальная деятельность.

  • организаторская деятельность в воспитательном пространстве;

4. Маркетинг.

  • исследование запроса на образовательные программы;

  • мониторинг воспитательного пространства;

  • отслеживание результативности выполнения миссии Центра;

  • имидж, PR.

5. Финансово-хозяйственная деятельность.

  • развитие материальной базы Центра.

6. Информационно-методическая деятельность.

  • повышение результативности образовательных программ;

  • отслеживание эффективности деятельности объединений Центра;

  • методическая поддержка воспитательной деятельности субъектов образовательного пространства.

Накопленный опыт позволяет выделить следующие конкурентные преимущества Центра в городском образовательном пространстве:

  1. Центр – лидер в сфере социальной адаптации трудных подростков.

  2. Центр – лидер по участию в реализации молодёжной политики.

Приоритетными направлениями деятельности Центра на ближайшие годы станут:

  1. Развитие эффективных программ противодействия антисоциальным явлениям в детской и молодежной среде. Развитие детских общественных инициатив в масштабах города;

  2. Предоставление востребованных услуг дополнительного образования Выделение указанных приоритетов позволит учреждению осознанно подходить к формированию набора образовательных программ, предлагаемых детям. Центр будет постепенно отказываться от программ, не являющихся приоритетными по социальному запросу. Наряду с активной социальной деятельностью, Центр должен развернуть платные услуги в сфере дополнительного образования детей.



  1. В сотрудничестве с общественными организациями, будет разработана и реализована серия новых проектов в сфере развития детской общественной активности и социальной адаптации трудных подростков. Внедрение новых технологий позволит усилить результативность социально-педагогической деятельности Центра;

Литература


  1. Акентьева Л. Р., Золотарева А. В., Кисина Т. С. Педагогический контроль в дополнительном образовании, – Ярославль: 1997

  2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М.: 1987

  3. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог, - СПб: 1996

  4. Караковский В. А. Стать человеком, - М.: 1993

  5. Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. М. Е. Щурковой, - М.: 1997

  6. Левина О. Г. Сборник социально-педагогических задач–проб для учащихся средней школы, - Ярославль: 1998

  7. Маленкова Л. И. Право и подростков, - М.: 1996

  8. Резакина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков, - М.: 2000