|
Беседа для родителей. Влияние алкоголя на организм подростка Беседа для родителей.
Влияние алкоголя на организм подростка.
В настоящее время во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодежи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками. Много исследований, посвященных изучению этих вопросов, проведено в нашей стране. Основные мотивы, побуждающие подростков употреблять алкоголь, представлены в таблице. Как видно из таблицы, для подростков характерны три мотива:
а) нравится, приятно — 45,1 — 60,6%;
б) влияние подростковой группы — 11,2 — 22,5%;
в) снятие напряжения —- 12 — 15,4%.
Алкоголь влияет на подростков не так, как на взрослого человека.
Характерным для подросткового возраста является то, что молодой мозг в возрасте до 20 лет отличается от мозга взрослого человека реакцией на полученную информацию. Молодой мозг создан для того, чтобы учиться. Он находится в стадии установления настоящих связей между нервными клетками. Алкоголь нарушает эту функцию.
Еще тысячу лет назад выдающийся врач средневекового Востока Авиценна выступал ярым противником употребления алкогольных напитков детьми. Он образно говорил, что «питье вина детьми похоже на добавление огня к огню или добавление к огню сухих дров». Это предостережение ученого древности не утратило своей актуальности и в наши дни.
Действие алкоголя на подростка сильнее, чем на взрослого, и сказывается на работе мозга в будущем.
Учеными определенно установлено, что употребление спиртных напитков в возрасте до 20 лет приводит к алкоголизму почти в 80% случаев. Оказывается, развивающийся, молодой организм в 6—8 раз быстрее привыкает к хмельному, чем взрослый, а потому подросток и становится алкоголиком скорее. Так, дети, начавшие употреблять спиртное в школьные годы, уже в 20— 25 лет лечатся от хронического алкоголизма, причем отнюдь не всегда удачно. даже однократная и небольшая доза спиртного может нарушить химический механизм мозга, ответственный за обучение. Наступает задержка развития мышления, нарушается выработка нравственных и этических норм, могут угаснуть уже проявившиеся способности. Под действием алкоголя подросток буквально тупеет: и интеллектуально и эмоционально. А недостаточно зрелый мозг подростка быстрее формирует зависимость от алкоголя.
Печень подростка разрушается под действием алкоголя гораздо быстрее, чем у взрослого человека, ведь проницаемость сосудистых стенок у подростков выше, а механизмы работы ферментов в печени еще не сформированы окончательно. Алкоголь приводит к жировому перерождению клеток печени и нарушению синтеза витаминов, ферментов, белкового и углеводного обмена. Наблюдаются и сбои в работе желудочно-кишечного тракта — под действием алкоголя изменяются свойства и количество желудочного сока, нарушается работа поджелудочной железы, что может привести не только к панкреатиту, но и к диабету. Даже самое легкое пиво — сильное мочегонное средство. И, если его употреблять регулярно, из организма вымываются минеральные и питательные вещества, потеря которых для растущего организма подростка может оказаться невосполнимой
Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте легкие. Около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие. При этом алкоголь и продукты его распада оказывают непосредственное токсическое воздействие на нежный эпителий бронхов подростка и формирующиеся стенки альвеол легкого, одновременно нарушая как проницаемость, так и тонус его сосудов. Поражение эпителия, открывающего «ворота» для вторичной инфекции, и застойные явления в легком, обусловленные дисфункцией сосудов, могут привести к заболеваниям органов дыхания.
Очень чутко реагирует на присутствие алкоголя и сердце растущего человека. Неблагоприятно изменяются как ритм, так и частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. В настоящее время доказано прямое токсическое воздействие алкоголя на миокард путем глубокого нарушения обмена веществ в мышечных клетках сердца. Алкоголь заставляет мышцу сердца перейти на невыгодный для нее энергетический баланс. Естественно, что в таких условиях не может быть правильного и полноценного формирования как мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка, а это может болезненным эхом отозваться впоследствии.
Токсическое воздействие алкоголя сказывается и на самой крови. Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение для свертывания крови.
Под воздействием алкоголя наносится вред иммунной системе, в связи с чем пьющий подросток чаще других приобретает простудные заболевания инфекционного характера.
Таким образом, алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека в период отрочества. Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе гасит развитие некоторых функций (развитие высших форм самосознания, абстракции, эстетических понятий и этических категорий и т. д.).
Доказано, что чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими особенностями детского и подросткового возраста. В частности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем многие дополнительные вредности (внутренние и внешние), в том числе и алкоголь, могут привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса. Установлено, что у подростков употребление алкогольных напитков значительно быстрее, чем у взрослых, вызывает заболевание алкоголизмом, а его развитие отличается злокачественным течением.
Как же уберечь ребенка от того вреда, который наносит его организму алкоголь? Каждый случай индивидуален, и дать один простой совет для всех невозможно. В развитии болезни огромную роль играет личный пример родителей. Прежде всего, начинать надо с себя! Отношение ребенка к алкоголю во многом будет зависеть от того, как вы сами отмечаете дни рождения и праздники.
Были случаи, когда малолетние дети, просто из любопытства, допивали вредные для них алкогольные напитки за гостями прямо дома на кухне. Им любопытно, что там, в красивых бутылках, почему это нравится взрослым. Почему после нескольких выпитых рюмок взрослые становятся веселее, поют и танцуют. Почему ему не разрешается делать то же самое. И, в конце концов, ребенок начинает подражать старшим. Либо решает – подрасту и буду делать, так же как и они, пить и веселиться.
Необходимы правильные жизненные установки. У ребенка не должно быть убеждения, что алкоголь – это решение всех проблем. Что это совершенно безобидный и очень хороший способ для улучшения настроения. И что алкоголь неотъемлемая часть любого праздника.
Алкоголь опасен! И ребенку необходимо рассказать о том вреде, который он за собой несет. Подростки должны знать, что употребление алкоголя может вызвать головную боль, рвоту, расстройства желудка, ухудшить память и снизить внимание.
Им необходимо давать читать книги по физиологии. Необходимо, чтобы они знали, почему у мальчиков появляется пушок в этом возрасте, ломается голос. Объяснить, почему в период взросления меняются девочки, что происходит с обменом веществ, чтобы они понимали, что алкоголь нарушает все процессы в организме. Постарайтесь больше общаться со своими детьми. Обсуждайте вместе с ними их проблемы, выслушивайте их внимательно, интересуйтесь друзьями, спрашивайте, с кем они проводят время. Деликатный и ненавязчивый контроль над их поведением поможет заметить изменения в поведении. Доверительные отношения помогут узнать вовремя о том, что с ними происходит. Так же не забывайте рассказывать детям о вреде алкоголя и о последствиях частого его употребления.
Старайтесь увлечь их интересными занятиями. Например, танцами, плаванием, любым видом спорта. А чтобы развить у детей чувство ответственности, можно увлечь их домашними животными, заботой о них.
Если вы заметили, что с вашим ребенком творится что-то неладное, понаблюдайте за ним. Присмотритесь к нему, когда он приходит домой, в каком состоянии. Если он раздражителен или у него плохое настроение, если его одолевает тоска или тревога, потерян интерес к учебе или его преследует чувство неполноценности и вины, обратитесь к психиатру-наркологу или психологу. |
|
|