Главная страница

Доклад по теме «Понятие «метапредметности»



НазваниеДоклад по теме «Понятие «метапредметности»
страница3/3
Соснова Оксана Алексеевна
Дата18.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипДоклад
1   2   3



Приложение 3

Метапредметный урок литературы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 6-й класс

однакнопка Тема урока: Что с нами происходит? 6-й класс

Метапредметная категория: семья ( родители и дети).


Цели:

1.Образовательная:

  • сопоставить евангельское решение темы “блудного сына” и пушкинского переосмысления этой тематики.

  • совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную “ткань” произведений.

2. Метапредметная:

  • формирование понятий «ошибка», «раскаяние», способности признания своих ошибок; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы говорим о повести Пушкина «Станционный смотритель», главными героями которой являются сын и дочь, Самсон Вырин и Дуня.

Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители.

Чему они стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто?
Итак, на примере повести «Станционный смотритель» мы поговорим о взаимоотношениях родителей и детей.

Слайд №1

Давайте обратимся к тексту.
- Кто такой станционный смотритель?
-Как относились к ним проезжающие? Почему?

-Как называют таких людей в литературе?

Слайд №2 «Маленький человек» - это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Слайд №3

Только представьте, дом смотрителя, стоящий у дороги, с покривившимся плетнём, убогими воротами, и вокруг — пустота, ни души, ни избы. Только открытый со всех сторон горизонт и небо. Уставшие лица путников, каждый из которых считает своим долгом выместить раздражение.

- Итак, именно на этой станции оказался рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица и ведется повествование. Его взгляд сразу же падает на Дуню, дочку смотрителя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка?

- В каких словах выражается это отношение?

- Почему гостю так понравились смотритель и его дочка?

- Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на умиляющую обстановку комнаты, где живут эти добрые люди. Найдите это описание в тексте.

.
На востоке в древности возник жанр притчи. Что же такое притча?

Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.
Слайд №4

Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ)
- Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.


- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.

- Так почему притча получила такое название? В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках.

- Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

- Для чего тогда картинки на стене комнаты?

- В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене; стол и кровать стояли на прежних местах. Смотритель переписывает подорожную приезжего в свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?

- Как изменился сам смотритель?

Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще одной деталью.
Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную... продолжал пошептом читать...» На что обращает внимание эта деталь?

Перед нами — горькая история угасания одной разбитой жизни... А что же Дуня?

Расскажите о первом появлении на станции гусара Минского. - Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела сильное впечатление на Минского?

- Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне?
Слайд №5

- Самсон Вырин — добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядочности
Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, когда гусар предложил довезти ее до церкви: «Чего же ты боишься?., ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест». Передайте состояние бедного смотрителя после отъезда Дуни с гусаром.

- С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?

- Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам глубже понять душу несчастного отца?

- Что же происходит в Петербурге?

- Вырин в третий раз осмеливается потребовать у Минского свою дочь. Что испытывает герой готовясь к последней встрече с Дуней?

Чтение последней встречи Минского, Вырина и Дуни.

- В какой обстановке живет Дуня?

- Какой увидел отец свою дочь?

Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Рассказчик вновь подтверждает живучесть «общеудобия» «чин чина почитай»: бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.

- А третий и последний раз рассказчик приезжает на станцию осенью, «на закате». Понаблюдайте за деталями этого осеннего пейзажа. Прочитаем этот отрывок.

- Что подчеркивает этот пейзаж?

Что о судьбе смотрителя и Дуни узнает в свой третий приезд Белкин?

- Рассказчик на могиле смотрителя. Какое впечатление производит на него кладбище?

- Почему ясно, что эта прекрасная барышня – Дуня?

- Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу?
Давайте сопоставим историю блудного сына и историю Дуни, опираясь на примерные вопросы.

Слайд №6

Как герой (героиня) покидает родительский дом?

Ищут ли его (её)?

Как живет он (она) вдали от дома?

Происходит ли возвращение домой?

Произошло ли раскаяние?
Слайд №7
- Похожи ли эти истории?

И да, и нет! Обратите внимание, жизнь Выриных – это зеркальное, перевёрнутое изображение евангельского сюжета.

Эпизод фильма. Приезд Дуни.

- Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?
Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека очень популярна и в нынешнее время для любого возраста.


Выразительное чтение. Послушайте стихотворение украинской поэтессы Полины Довженко, написанной по сюжету притчи о блудном сыне.

Напомню притчу вам о блудном сыне,
Она заставит призадуматься всерьёз
Всех тех, кто не лишён соблазнов в этом мире
И не познал ещё, как любит нас Христос.
У человека было два любимых сына:
Один из них – послушен, кроток, мил,
А меньший был – так, скажем, нерадивый,
Отец же равно ими дорожил.
Вот просит младший сын родителя:
“Отец, дай часть имения ты мне,
Хочу я сам прославить своё имя
В далёкой незнакомой стороне.
Отец не стал перечить понапрасну,
Дал сыну сделать выбор самому,
Чтоб через лишения, невзгоды и ненастья
Сын смог найти пути, ведущие к добру.
Оставил отчий дом сей отрок – блудник,
И в дальней стороне от дома пребывал,
Ел, пил, гулял, кутил “герой” - распутник,
Отца и брата никогда не вспоминал.
Когда же промотал всё до единого гроша,
Настал великий голод в той стране,
Отвержен всеми, всеми позаброшен,
Он, наконец, подумал об отце.
О, сколько слёз он пролил безутешно,
Мечтая в мыслях только об одном:
Раскаяться, припав к груди отца, как в детстве,
Молить его лишь о прощении своём.
И вот однажды, выйдя на дорогу,
Старик почувствовал, как чей-то взгляд пронзил его,
И сжалось сердце в нём от боли и тревоги -
Он в страннике узнал родного сына своего.
И бросились отец и сын в объятья,
От слёз комок стал в горле у двоих:
“Отец, я не достоин твоим сыном называться,
Прими в число наёмников твоих!”
Отцова ж милость, доброта верны, как прежде,
Наказ был слугам дан, чтоб усмотреть
Для сына наилучшие одежды
И лучший перстень на руку надеть.
И заколоть откормленного теленка,
Пир закатить, на сколько хватит сил –
Ведь блудный сын дороже злата, царства,
Когда – то был он мёртв и, наконец, он ожил.
Вот также и Господь нам все грехи прощает,
За каждым блудным сыном Он следит,
И тех, кто оступился – поднимает,
Спасает, бережёт, животворит.

- Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям?

Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Слайд №8

Вывод. Что же с нами происходит, с обществом? Почему так часто старики остаются в одиночестве?

Слайд № 9 (одинокие старики) обратите внимание на грустные, печальные лица одиноких стариков.
- Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения. И тогда в будущем лица ваших родителей никогда не попадут в презентацию на урок об одиноких людях, об одиночестве.
Подведение итогов.

Домашнее задание: написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни (девочки), от лица Минского (мальчики).


1   2   3