Главная страница


Доклад по теме «Понятие «метапредметности»



НазваниеДоклад по теме «Понятие «метапредметности»
страница2/3
Соснова Оксана Алексеевна
Дата18.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипДоклад
1   2   3

Ход урока

1. Сила противодействия.


  • Прочитайте запись на слайде. Не напоминает ли вам что-либо эта формулировка? (третий закон Ньютона)

  • Какое отношение имеет данный физический закон к теме урока литературы «Бородинское сражение: сила характера и сила духа».

Попробуем рассмотреть Бородинское сражения с точки зрения понятия силы.

2. Сила армий.


  • Что, по-вашему, значит сила армий?

(численность русской и французской армий, расстановка сил на поле боя, боевой порядок)

  • Прочитайте цитаты из романа на слайде 4 и ответьте на вопросы:

Каким было соотношение сил на Бородинском поле?

Что имел в виду Л.Н.Толстой, подробно рассказывая о выборе диспозиций русской и французской армиями?

(Русские сражались, почти не имея укреплений и выгодных положений.

Русские не отыскивали лучшей позиции...”

Бородинское сражение….принято было русскими…. в таких условиях, в которых … немыслимо было драться…”)

Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции” (А.Болконский)

Диспозиция эта (французская) весьма неясно и спутано написанная….”

Таким образом, “Бородинское сражение ни для французов, ни для русских не имело ни малейшего смысла...”

И все-таки битва произошла.

  • Посмотрите фрагмент из кинофильма С.Бондарчука “Война и мир”, обратите внимание на то, какими показаны русская и французская армии, какая музыка сопровождает эпизод? (слайд 5)

(В кинофрагменте показана сила, превосходство, мощь французской армии; решительно, твердо, уверенно, дерзко “солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию”

О русской армии: “Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Всё это было оживлённо, величественно и неожиданно…”, ибо русские твердо, мужественно, бесстрашно, героически в Бородинской битве сражались с врагом, пришедшим на их родную землю, и становились настоящими богатырями.

3. Сила личности.


  • Какого человека можно назвать богатырем?

(Физически сильного; значение слова богатырь ( тюрк.) – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин)

  • Какими внешне показал Толстой в романе главнокомандующих армиями Кутузова и Наполеона? Похожи ли они на героев картин А. Шепелюка “Кутузов во время Бородинской битвы” и неизвестного художника “Портрет императора Наполеона”? Чем? (слайд 6)

(Во внешнем облике Кутузова автор отмечает тучность, грузность, старческую слабость, но в то же время он мудр, прозорлив, силен духовно.

Внешний облик Наполеона: маленький человечек с притворной улыбкой, круглым животом, жирными ляжками, бесцветными глазами, но с огромной жаждой господства над миром.)

Значит, дело не столько в силе телесной, сколько в силе личности.

Чтобы понять, в чем заключается сила Кутузова и сила Наполеона, сравним их, отвечая на следующие вопросы. (Слайд 7)

Проверить правильность своих ответов можно со слайда 8.

Вывод: хотя Толстой отрицал роль личности в истории, но нельзя говорить о полном отрицании, ибо отрицать можно произвол личности, властолюбие, нежелание считаться с волей народа.

4. Сила народа.


  • Прочитайте цитаты из романа на слайде 9, посмотрите слайды 10-15-фрагменты из кинофильма С.Бондарчука, всмотритесь в лица солдат, обратите внимание на их взгляд и ответьте на вопрос: “В чем особенность русского характера и силы духа солдат, сражавшихся на Бородинском поле?” (слайд 16)

(“Мысль народная” в изображении героизма и патриотизма солдат и офицеров. “Главный герой романа – народ … , поднявшийся на защиту родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию,… народ, объединенный великой целью – “очистить свою землю от нашествия”)

5. Итог Бородинской битвы.


По мнению Толстого, в Бородинской битве нет победителей и нет побежденных. (Слайд 17)

Почему после Бородинского сражения Наполеон вынужден был признаться: “ Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми”?

(При оценке Бородинского сражения следует подчеркнуть, по крайней мере, три главных результата:

1) наполеоновской армии не удалось сломить сопротивление русских, разгромить их и открыть себе свободный путь к Москве.

2) русская армия вывела у противника из строя почти половину его войск.

3) на Бородинском поле французская армия понесла невосполнимый моральный ущерб, в то время как у русских войск возросла уверенность в победе над противником).

6. Сила – слово многозначное.


В.И.Даль дает такие значения этого слова (слайд 18)

Подходят ли данные значения к теме нашего урока?

(Идеальная, гармоничная личность соединяет в себе силу характера и силу духа, которые не должны направляться против человека, разрушать, а, напротив, должны созидать, служить во имя человека).

Спасибо Л.Н.Толстому за силу его писательского слова, за его произведения, являющиеся воплощением правды, ибо “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.

7. Рефлексия.


Закончите предложение: На уроке мне было……, т.к. ….

Приложение 2

Формирование фундаментальных понятий метапредметности «Простое и сложное» (11 класс)

Тема урока: «М. Цветаева. «Август - астры». Путь от слова к смыслу».

Имя урока: «Всё так просто, но сложно...» (А. Де Сент - Экзюпери)

Тип урока: Анализ художественного текста.

Фундаментальные понятия: Простое и сложное.

Форма реализации учебной деятельности: совместная деятельность с учителем и сверстниками

Познавательные универсальные действия:

  • построение логической цепи рассуждений

  • умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами

Коммуникативные действия:

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Технологии, методики, подходы, ориентированные на развитие метазнаний:

Метаумения:

  • умение видеть невысказанные позиции.

  • Умение сворачивать информацию и представлять её в новом виде.

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного текста;

  • определить, как с помощью языковых средств раскрывается мысль писателя в художественном тексте;

  • исследовать внутренние ресурсы слова;

  • совершенствовать такие коммуникативные умения и навыки, как организация и произнесение монологической речи, ведение дискуссии.

Развивающие:

  • развивать образное мышление, речь, логику;

  • развивать умение сопоставлять, сравнивать,

  • развивать интерес к родному слову, к русской литературе;

  • совершенствовать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой.

Воспитательные:

  • показать, что нравственные ценности русского слова, русской классической литературы не имеют ни временных, ни возрастных ограничений;

  • воспитывать толерантность.

Оборудование к уроку: раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока

I фаза урока: ВЫЗОВ

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.

Деятельность учителя:

  • Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация учащихся.

  • Мотивация для дальнейшей работы.

Приёмы и методы:

  • проблемный вопрос, сформулированная проблема.

  • Запись темы урока: «М.Цветаева. «Август- астры» . Путь от слова к смыслу»

Работа с эпиграфом: «Всё так просто, но сложно … (для взрослых...)» |из А. Де Сент- Экзюпери|

- Знакомо ли вам это высказывание?

- О чём мог говорить Маленький принц?

- Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?

- Не задумывались ли вы над тем, что, разбирая произведения от простых вопросов к итоговым обобщениям, в конце пути мы приходим совсем к другому произведению, о котором сам автор никогда не помышлял. Иными словами, иногда литературный текст следует воспринимать сразу не как нечто простое и упорядоченное, которое возможно понять постепенно, поэтапно, а как бесконечно сложное, многослойное явление, требующее одномоментного понимания.

- Всегда ли это возможно?

- Что нужно для такого понимания?

Проблема: даже простой, на первый взгляд, текст – бесконечно сложное, многослойное явление.

- "...вы должны удерживать в памяти целый воз фактов – не в компьютере, а в голове! – чтобы вас вдруг осенила интересная идея", - говорил Д.Уотсон

- Так ли это? Убедимся сами.

II фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) 

Непосредственный контакт с новой информацией.

Деятельность учителя:

  • Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

  • Постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.

Приёмы и методы: составление кластера.


Август - астры,
Август - звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август! 

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце! 

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август!- Месяц
Ливней звездных!



- О чём стихотворение?

- Слово в цветаевском тексте «живет» в неразрывном смысловом единстве с другими словами, «обрастая» новыми смыслами, обусловленными поэтическим мировосприятием автора. Эти смыслы проявляются не только в ближайшем словесном окружении, но и в контексте всего произведения — и шире — всего творчества М. И. Цветаевой, поскольку слово «концентрирует в себе личностные ценности, становится символом мировосприятия автора»

Составление кластера.

(выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди).

- Найдите ключевое слово. (Август)

- Что скрывается за словом август? (Это название последнего, самого щедрого, плодородного месяца года – лета. И так звали знаменитого римского императора?)

Что говорится об августе? («Август – астры»)

- Где растут эти цветы? Когда расцветают?

-С чем ассоциируется слово «астра»? От земли взгляд скользит к небу. А на небе – звёзды. «Август – звёзды».

-Каково пространство стихотворения? (Всеохватность пространства) Мы идём от простого – к сложному.



Читаем третью строчку. Что ещё говорится об августе? Выписываем это слово. Составляем кластер.

-Каков виноград на вкус? (сладкий)

– Какова на вкус рябина? (горькая)

- Только ли вкусовые ощущения стоят за словами «горькая», «сладкий»? (фразеологизмы «Жизнь горька», «Не жизнь – а сахар»)

- За этими эпитетами открывается многосложное восприятие жизни. От простого мы пришли к сложному. В стихотворении говорится о всеохватности человеческих чувств, переживаний.



От простого – к сложному.

Что скрывается за словом «яблоко»? Вспомним литературные произведения, где оно нам встречалось. ( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о молодильных яблоках» и другие, мифы Древней Греции (яблоки Гесперид), фразеологизмы).

- Лексема яблоко (лексема- слово во всей совокупности его лексических значений) содержит в себе множество смыслов и сакральных значений. Оно может означать знание, мудрость; может быть символом плодородия, любви, радости,  может означать обожествление и роскошь, но, вместе с тем - обманчивость и смерть.

- Какие эпитеты подобрала Марина Цветаева к этому слову? Составляем кластер.


- Что скрывается за каждым эпитетом? Идёт работа в микрогруппах. Ребята высказывают сои предположения,обсуждают их, делают записи. Затем озвучивают свои предполоржения. В результате приходим к общему выводу, что яблоко, ка жизнь может быть полновесным,благосклонным, но и очень неверным. Об этом говорит эпитет «имперским», подкреплённый сравнительным оборотом «как дитя играешь…» Вновь возникает реминисценция с императором августом и капризным непостоянством жизни. Стихотворение дополняется новыми смыслами.

- Какой эпитет подобран к слову рябина? («ржавая)

- Почему ? (Обсуждение в микрогруппах, записи в тетради. Озвучивание своих предположений)

- Ржавая – значит ещё не спелая, расцвет – зрелость ещё впереди.



- Есть ли в стихотворении лирический герой?

-Каков, по-вашему, возраст героини стихотворения?

-От жизни природы мы незаметно перешли к человеку, к его чувствам, и к самому сложному – к сердечным переживаниям. «Август – сердце».

-Эту нашу догадку подтверждает эпитет «поздние». Составим кластер.



- Август – месяц звёздных ливней. Что такое «звёздные ливни»? Какие приметы связаны с прохождением нашей планеты через метеоритный поток?

- Зачем автор употребляет лексический повтор «звёздные ливни»? Какую мысль он подчёркивает? В чем хочет убедить себя и читателя? (Обсуждение в микрогруппах, затем – общее)


III фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ

  • Анализ собственной деятельности, её самооценка и оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

Деятельность учителя:

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Выход на рефлексию и на конечный “продукт”, оценивание собственной деятельности и её результата:

Приёмы и методы:

  • Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания

- Обратимся к проблеме, сформулированной в начале урока:          

«Даже простой, на первый взгляд, текст – бесконечно сложное, многослойное явление».

-  Удалось ли нам доказать данное утверждение?

- Является ли тема «Простое – сложное» общей или это частная тема?

Домашнее задание: Собственная интерпретация стихотворения.

Это всё легко и просто. Быть ВСЕМ СРАЗУ – вот, что сложно.
Ты представь, что ты – ВСЁ СРАЗУ:
Ты плохой и ты хороший.
Ты собака, ты машина, кошка, папа...
Ты – ВЕСЬ МИР.

1   2   3