Главная страница


Гершановская Евгения Владимировна Учитель химии гбоу сош №880 г. Москвы Глаза учеников



Скачать 48.71 Kb.
НазваниеГершановская Евгения Владимировна Учитель химии гбоу сош №880 г. Москвы Глаза учеников
Дата18.04.2016
Размер48.71 Kb.
ТипДокументы

Гершановская Евгения Владимировна

Учитель химии ГБОУ СОШ № 880 г. Москвы

Глаза учеников

Глаза учеников всегда так близко,

И смотрят пристально, о многом говорят,

Они смеются, они грустят,

Порой неверие и злобу они таят…
Но стоит в них нам заглянуть,

Понять, подумать, не оттолкнуть…

Они заблещут пониманием

И отзовутся своим старанием….
Порой мы бьемся безнадежно,

Порой мы очень осторожны,

Порой мы сердимся, ворчим,

Чего добиться мы хотим???
В глаза ребят вы загляните,

Все популярно им объясните,

Задания разные им предложите,

Их эрудицией вы покорите!!!
Глаза, конечно, зеркало души,

А детские глаза не врут,

Всегда надежду нам несут,

А после объяснения верного -

Они нас обязательно поймут…

ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ ХИМИИ

Все мы понимаем, что школьное обучение для ребенка – это, естественно, процесс восприятия и усвоения предложенной им информации.

Не секрет, что в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации всех людей, и, в частности, учеников условно можно разделить на четыре категории, но как известно, одна из них самая многочисленная это – визуалы.

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, т.е. с помощью глаз.

И нам – учителям, разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке".

С визуалом при работе мы используем слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; а на уроках выделяем цветом, подчеркиванием различные пункты, формулировки, аспекты содержания; записываем материал, используя опорные обобщающие схемы или таблицы.

Жизнь доказывает, что визуалы – это 80-85% людей, живущих на нашей планете, а в школе, особенно среди учащихся старших классов, их оказывается большинство. Мной это замечено за много лет преподавания в школе.

ПОЭТОМУ: наглядное представление материала в виде различных малых и больших схем – это то, что для них актуально, необходимо, комфортно, это то, что содержит необходимую для долговременного запоминания учебную информацию. Я считаю, что такие схемы помогают работать и аудиалам. Услышав однажды, но посмотрев неединожды, они подойдут к определенному результату. Мне давно понятно, если дети успешно сами воспроизводят данную схему и объясняют по ней материал, то значит итог достигнут.

Использование мной опорных схем на уроках химии позволяет нам с учениками повторять и закреплять изученный материал, систематизировать и обобщать учебный материал с целью углубления и даже опережения обучения.

Цель использования различных обучающих и контролирующих схем – оставить наглядный след как при первом объяснении материала, так и при его повторении.

Хочу привести лишь некоторые примеры схем, которые я успешно использую на своих уроках уже давно.

Считаю целесообразным и достаточным (думаю, что многие со мной согласятся) на первоначальном этапе 8 класса использовать вот такую небольшую схему классификации неорганических веществ:



А уже позже ее необходимо расширить и углубить, добавив в нее дополнительную информацию.

Например, вот так:



Согласитесь, что по такой схеме удобно готовиться к ГИА в 9 классе и к ЕГЭ в 11 классе.

Естественно, что размеры схем должны быть такими, чтобы учащиеся их хорошо видели с последней парты.

В современных условиях для этих целей целесообразно и удобно во всех отношениях использовать проектор, так как основные схемы темы должны постоянно быть перед глазами учащихся.

Я, имея мультимедийную систему в кабинете, использую постоянно проектор, так как к маленьким и большим схемам, составленным мной по различным темам курса, мы возвращаемся по несколько раз на разных этапах урока.

Уже проверено, что это удобно, наглядно, служит верно на любом этапе урока: для изучения нового материала, для повторения, для закрепления и особенно для обобщения и подготовки к любому виду мониторинга.

Предлагаю используемую мной схему по теме «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ», которая мне успешно служит ни один год:



Можно полностью уроки выстраивать с использованием маленьких и очень крупных схем, при этом вести постоянное обсуждение и давать определенный комментарий по каждому элементу схемы.

Например, по теме «АМИНЫ» в 10 классе, на первоначальном этапе объяснения материала и знакомстве с данными органическими веществами предлагаю небольшую схему их классификации:



Или, при изучении темы: «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ» в блоке «Типы реакций» мной предлагается маленькая, но очень естественная схема. Используя ее, мы для каждого предложенного типа приводим с ребятами соответствующие примеры:



Далее при изучении, а затем уже при закреплении темы «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ» схема значительно расширяется и дополняется новой информацией, становясь вот такой:



Работа по опорным схемам, комментированное управление помогают учащимся осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать, так как схема – опора мысли ученика, опора его деятельности.

Бесспорно то, что опорная схема подкрепляет словесную форму изложения материала наглядно-образным его видением.

Данные схемы обеспечивают привлечение внимания даже слабых учащихся, высокую работоспособность, энергичный темп урока.

Вся: и простая, и тем более сложная, но необходимая информация «читается» по схемам.

Схемы различного вида позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.

Вот по такой схеме я начинаю изучение нового материала по теме: «АЗОТ» в 9 классе, а затем по ней же провожу урок повторения.

Разбираю каждый элемент, появляющийся постепенно на экране:



Итак: использование опорных схем на уроке позволяет мне сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, для самостоятельной работы, для выполнения упражнений, для развития навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ.

Но главное то, что такие схемы не следует “зазубривать”, их надо понимать, с ними надо работать.

Ну и, наконец, самое важное – задача учителя научить объяснять все, что изображено на схеме – учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (толковать) информацию при выполнении самостоятельных упражнений и заданий.

Абсолютно уверена, если на уроках постоянно обращаться к одним и тем же схемам, то учащиеся рано или поздно их запомнят.

Мое мнение: метод опорных схем – это верный способ получения глубоких знаний.

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Ученья корень горек, да плод сладок».

(Леонардо да Винчи)