Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы моей группы. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
v создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
v развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
v развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
v создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность я распределила по направлениям:
v живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
v неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
v человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Разработала модель обучения детей организации экспериментирования.
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения
| Приемы
| Навыки исследовательской деятельности
| Мотивация деятельности
| - создание развивающей среды;
- проблемные ситуации;
| Устойчивый интерес
| - интрига и сюрпризные моменты
| Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога
| 1 этап
| Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы
| - наводящие вопросы;
- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;
| - предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве.
| Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов.
| 2 этап
| Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент.
| - проблемные вопросы;
- пополнение уголка новыми материалами и предметами;
| - приемы межличностного общения и сотрудничества
| Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия
| - работа воспитателя по указанию целей;
- допущение неточности в действиях воспитателя;
| 3 этап
| Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно
| - изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;
| - разработка совместно с детьми условных графических обозначений
| Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Разработала перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:
v экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
v познавательное занятии с элементами экспериментирования;
v демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
v долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия реализуются как в рамках образовательной «От рождения до школы», так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.
Для реализации всего объема работы мною была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе у нас оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:
v приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
v разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
v природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
v утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
v технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
v разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
v красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
v медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
v прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
v безопасность для жизни и здоровья детей;
v достаточность;
v доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Огромную помощь в оборудовании экологической лаборатории оказали родители. По результатам анкетирования данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Лесовичок, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.
Фиксация результатов опытов и наблюдений. Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.
Классификация способов фиксации:
vКалендарь погоды.
vКалендарь природы.
vДневник наблюдений.
vСоставление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
vСравнение с уже известными детям объектами.
vИзучение взаимообратных процессов.
vВключение в сюжетно-ролевые игры.
vКартинки, фотографии, схематические зарисовки.
vОбъемные изображения или игрушки.
vОтдельные буквы и слова.
vНатуральные объекты.
vЦиферблаты.
vЗаписи звуков.
vЗарисовывание объекта.
vСхематическое зарисовывание.
vИспользование условных знаков.
vОбведение объектов.
vПланы-схемы.
vПодсчет количества объектов.
vРисунки-прогнозы.
vФотографирование.
vЗапись воспитателя.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
vнаблюдение на прогулке, за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?» «Откуда ветер дует?»
vдля закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
vчтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» решение экологических задач и т.д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке». На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей.
Направления экспериментальной деятельности
| № п\п
| Тема
| Задачи
| Экспериментирование с песком, глиной
| 1
| Песок, глина – наши помощники.
| Уточнить представления о свойствах песка и глины.
| 2
| Песчаный конус.
| Помочь определить, может ли песок двигаться.
| Экспериментирование с водой.
| 1
| У воды нет запаха.
| Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.
| 2
| С водой и без воды.
| Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
| Экспериментирование с воздухом.
| 1
| Этот удивительный воздух.
| Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
| 2
| Парусные гонки.
| Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
| 3
| Вдох – выдох.
| Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
| 4
| Сухой из воды.
| Помочь определить, что воздух занимает место.
| Наблюдение за жизнью растений
| 1
| Нужен ли корешкам воздух?
| Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
| 2
| Земля – наша кормилица.
| Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомит с составом почвы.
| 3
| Земля – наша кормилица.
| Закрепить представления о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.
| 4
| Что выделяет растение?
| Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
| 5
| Есть ли у растения органы дыхания?
| Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
| 6
| Почему цветы осенью вянут?
| Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
| Наблюдение за жизнью животных.
| 1
| Могут ли животные жить в земле?
| Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
|
| 1
| Проверим слух.
| Показать, как человек слышит звук.
| 2
| Наши помощники – глаза.
| Познакомить со строением глаза, функцией его частей.
|
Человек
| 3
| Как устроена дыхательная система человека?
| Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
| 4
| Зачем человеку глаза?
| Помочь определить, зачем человеку нужны глаза.
| 5
| Есть ли у глаз помощники?
| Помочь определить помощников глаз.
| 6
| Что я вижу одним глазом?
| Помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.
| 7
| Взаимосвязь органов вкуса и запаха.
| Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
| 8
| Определение пищи на вкус.
| Развивать способность определять пищу на вкус (не глядя на нее).
| 9
| Большой – маленький.
| Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.
| Экспериментирование с предметами
| 1
| Как действуют магниты на предметы.
| Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
| 2
| Мир бумаги.
| Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.
| 3
| Мир ткани.
| Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
| 4
| Наряды куклы Тани.
| Познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использование тканей и временем года.
| 5
| Легкая пластмасса.
| Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.
| 6
| Как достать скрепку из воды, не замочив рук.
| Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
| 7
| Представления о полюсах магнита.
| Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.
| 8
| Путешествие в мир стеклянных вещей.
| Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
| 9
| Меня зовут Стеклянчик.
| Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
|
| 10
| Термометр.
| Реализовать представления. Сформированные
в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой, клеем.
| 11
| Опыт с металлом и пластмассой.
| Сравнивать способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.
| 12
| Как поднять единицу?
| Познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики.
| 13
| Испытание магнита.
| Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.
| 14
| Разные отражения.
| Помочь понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете.
| 15
| Удивительные плоды.
| Закрепить навыки работы с бумагой, клеем; формировать умение доводить работу до логического конца; развивать фантазию.
|
Литература.
1. Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
2. В.В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
3. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005
5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»
6. А.И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008 |