№ п\п
| Тема урока
| Учебно-познавательная компетенция
| Лабораторные, практические работы
| Д/з
|
Контроль
Измерители
|
1
| Предмет и задачи общей биологии.
| |
| С.7-9
Выписать науки и типы тканей
| Проверка письм. д/з
|
2
| Понятие жизни и уровни её организации
| Выделить признаки и свойства человека на различных уровнях
|
| Конспект, 1.1
| Устные ответы
|
3
4
| Критерии живых систем
| Сравнить свойства живой и неживой природы
|
| Конспект, знать определения, 1.2
| Устные ответы
|
5
| Вводный контроль
|
|
|
| Тестирование
|
6
| История представлений о возникновении жизни
| Изучить представления древних людей о возникновении жизни
|
| 2.1.1
| Устные ответы
|
7
| Работы Пастера
| Изучить процесс самозарождения
|
| 2.1.2
| Устные ответы
|
8
| Теории вечности жизни
| Теория панспермии-
Г. Рихтер
|
| 2.1.3
| Устные ответы
|
9
| Материалистические теории происхождения жизни
| Изучить понятие живого, теория Пфлюгера
| Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»
| 2.1.4
| Письменная проверка
|
10
| Эволюция химических элементов в космическом пространстве
| Сформировать представление о существовании во Вселенной химических элементов
|
| 2.2.1
| Устные ответы
|
11
| Химические предпосылки возникновения жизни
| Показать, что материя находится в непрерывном движении и развитии
|
| 2.2.2
| Устные ответы
|
12
| Источники энергии и возраст Земли
| Изучить возможные источники энергии для первичной химической жизни
|
| 2.2.3, 2.2.4
| Устные ответы
|
13
| Условия среды на древней Земле
| Изучить исследования молекулярной эволюции и происхождения жизни –опыты Миллера и Юри
|
| 2.2.5
| Устные ответы
|
14
| Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле»
| Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в обсуждении
|
| Повт. Раздел .2.2
| Презентации
|
15
| Теории происхождения протобиополимеров
| Рассмотреть теории возникновения полимерных структур на планете
|
| 2.3., с.66 термины
| Устные ответы
|
16
| Эволюция протобионтов
| Эволюция метаболизма
|
| 2.4
| Устные ответы
|
17
| Начальные этапы биологической эволюции
| Гипотеза симбиогенеза и фогоцителлы
|
| 2.5
| Устные ответы
|
18
| Семинар по теме «Теории происхож-тинг 20 .)дения протобиополимеров »
| Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в обсуждении
|
| с.78 термины
| Устные ответы
|
19
| Зачет №1.
|
|
|
| Тестирование
|
20
| Введение в цитологию
| Изучить историю возникновения клеточной теории
| Лаб.работа №1. «Наблюдение клеток растений , животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание»
| История цитологии
| Письменная проверка
|
21
| Неорганические в-ва, входящие в состав клетки
| Выяснить, какие химические элементы входят в состав клетки
|
| 3.1., с.85
| Устные ответы
|
22
23
| Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры-белки
| Сформировать представление о белках как биополимеры
|
| Конспект Функции белков
| Устные ответы
|
24
| Органические вещества. Углеводы.
| Изучить типы и функции углеводов
|
| 3.2.1
| Устные ответы
|
25
| Органические вещества – жиры и липиды
| Показать, что фосфолипиды являются основой биологических мембран
|
| 3.2.2, 3.2.3
| Устные ответы
|
26
| Семинар по теме «Химическая организация клетки»
|
| Лаб. работа №2 «Опыты по определ. каталитической активности ферментов»
| 3.1 – 3.2
| Письменная проверка
|
27
| Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.
| Показать значение нуклеиновых кислот в клетке, особенности их химического строения и 2 типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК
|
| 3.2.4
| Устные ответы
|
28
| Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код
| Изучить виды РНК в клетке, участие РНК в реализации генетической информации
|
| 3.2.4
| Устные ответы
|
29
| Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты»
|
| Практическая работа №2 «Решение задач по молекулярной биологии»
| С.104-105
| Письменная проверка
|
30
| Зачет №2
|
|
|
| Тестирование
|
31
| Анаболизм
| Рассмотреть сущность анаболизма
|
| 4.1
| Устные ответы
|
32
| Решение задач по теме «Биосинтез белка»
| Презентация
|
| 4.1.Задачи
| Письменная проверка
|
33
34
| Энергетический обмен веществ
| Изучить процесс диссимиляции -катаболизм в клетке
|
| 4.2
| Устные ответы
|
35
| Автотрофный тип обмена веществ
| Рассмотреть схему процесса фотосинтеза и организмы, осуществляющие питание - автотрофы
|
| 4.3
| Устные ответы
|
36
| Хемосинтез
| Рассмотреть схему процесса хемосинтеза – С.Н. Виноградский
| Практическая работа № 3 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»
| 4.3
| Письменная проверка
|
37
| Семинар по теме «Метаболизм-основа существования живых организмов»
|
|
| С.132-133
| Оценка докладов
|
38
| Зачет №3
|
|
|
| Тестирование
|
39
| Прокариотическая клетка
| Показать значение прокариот в биоценозах
|
| 5.1 рисунки
| Устные ответы
|
40
| Эукариотическая клетка. Цитоплазматическая мембрана. Органоиды эукариотической клетки
| Выявить черты строения эукариотической клетки
|
| 5.2.1 Заполнить таблицу
| Оценка таблицы
|
41
42
| Лабораторная работа № 3 «Строение растительной и животной клеток»
| ЦОР
| Лабораторная работа № 3 «Строение растительной и животной клеток»
|
| Письменная проверка
|
43
| Клеточное ядро. Строение и функции хромосом
| Показать, что ядро клетки является центром управления ее жизнедеятельности
| Лабораторная работа № 4 «Изучение хромосом на готовых препаратах»
| 5.2.2
| Письменная проверка
|
44
| Лаб. работа №5 Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»;
Лаб.работа №6 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»
| Презентация
| Лаб. работа №5 Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»; Лаб.работа №6 «Изучение клеток дрожжей под микроск»
| 5.2. Оформление работ
| Письменная проверка
|
45
| Особенности строения растительной клетки
|
| Лабораторная работа № 7 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
| 5.4
| Письменная проверка
|
46
| Семинар по теме
«Строение и функции клеток»
| ЦОР
| Практическая работа № 4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
| с.165-166
| Письменная проверка
|
47
| Зачет №4.
|
|
|
| Тестирование
|
48
| Жизненный цикл клеток
| Сформировать понятие жизненного цикла клетки
|
| 5.3
| Устные ответы
|
49
| Митоз
| Описать стадии митоза и сформулировать биологическое значение митоза
| Лабораторная работа № 8 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»
| 5.3 Оформление работы
| Письменная проверка
|
50
| Клеточная теория строения организмов
| Раскрыть историю открытия клетки и изложить основные положения клеточной теории
|
| 5.5
| Устные ответы
|
51
52
| Неклеточные формы жизни. Вирусы
| Показать как устроены вирусы
|
| 5.6 с.187-188 термины
| Устные ответы
|
53
| Бесполое размножение
| Раскрыть формы бесполого размножения организмов
|
| 6.1
| Устные ответы
|
54
| Вегетативное размножение
| Раскрыть сущность вегетативного размножения
|
| Презентация
| Оценка презентаций
|
55
| Половое размножение
| Показать преимущество полового размножения перед половым
| Практическая работа № 5 «Сравнение процессов бесполого и полового размножен»
| 6.2 Оформление работы
| Письменная проверка
|
56
| Развитие половых клеток
| Схема гаметогенеза
| Практическая работа № 6 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных»
| 6.2
| Письменная проверка
|
57
| Мейоз
| Раскрыть сущность мейоза, процесс конъюгации и кроссинговера
|
| 6.2
| Устные ответы
|
58
| Семинар по теме «Размножение организмов»
| ЦОР
| Практич. работа № 7 «Сравнение процессов митоза и мейоза»
| с. 211-213
| Письменная проверка
|
59
| Зачёт №5
|
|
|
| Тестирование
|
60
| Краткие исторические сведения
| Основатель современной эмбриологии – К.Бэр
|
| 7.1
| Устные ответы
|
61
| Эмбриональный период развития
| Стадия дробления
|
| 7.2.1
| Устные ответы
|
62
63
| Эмбриогенез: гаструляция и органогенез
| Гаструляция и органогенез
|
| 7.2.2, 7.2.3
| Устные ответы
|
64
| Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных»
|
|
| с. 226-227
| Устные ответы
|
65
66
| Постэмбриональный период развития
| Метаморфоз, смена обитания и перемена образа жизни
|
| 7.3
| Устные ответы
|
67
| Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей.
|
|
| Конспект, схема
| Устные ответы
|
68
| Жизненный цикл и чередование поколений у споровых растений
| ЦОР
|
| конспект
| Устные ответы
|
69
| Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных
| ЦОР
|
| конспект
| Устные ответы
|
70
| Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений
| ЦОР
|
| конспект
| Устные ответы
|
71
| Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков
| Биогенетический закон К.Бэра
|
| 7.4
| Устные ответы
|
72
73
| Развитие организмов и окружающая среда
| Раскрыть факторы внешней среды, влияющие на развитие зародышей
|
| 7.5
| Устные ответы
|
74
| Зачёт № 6.
|
|
| с. 247-248
| Тестирование
|
75
| Основные понятия генетики
| Изучить генетическую терминологию
|
| Гл. 8 с.257
| Устные ответы
|
76
| Современные представления о структуре гена
| Ген – участок молекулы ДНК
|
| конспект
| Устные ответы
|
77
| Гибридологический метод изучения наследования признаков
| Раскрыть законы наследования признаков
| Прак. работа № 8 «Составление схем скрещивания»
| 9.1
| Письменная проверка
|
78
| Первый закон Менделя-закон единообразия первого поколения
| Моногибридное скрещивание
|
| 9.2.1
| Устные ответы
|
79
| Неполное доминирование. Множественный аллелизм
|
| Прак. работа № 9 «Решение генетических задач на неполное доминирование»
| 9.2.1.
| Письменная проверка
|
80
| Второй закон Менделя - закон расщепления
| Сформулировать второй закон Менделя
|
| 9.2.2
| Устные ответы
|
81
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя-закон независимого комбинирования
| Обосновать основные положения третьего закона Менделя
| Практ. работа №10
«Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание»
| 9.2.3, 9.2.4
| Письменная проверка
|
82
| Анализирующее скрещивание
| Гетерозиготный организм
|
| 9.2.4
| Устные ответы
|
83
| Хромосомная теория наследственности
| Закон Моргана
|
| 9.3
| Устные ответы
|
84
| Сцеплённое наследование генов
| Группа сцепления
| Практ. работа № 11
« Решение генетических задач на сцепленное наследование»
| 9.3
| Письменная проверка
|
85
| Генетика пола.
| Наследование признаков у человека
|
| 9.4
| Устные ответы
|
86
| Наследование признаков, сцепленных с полом
|
| Практ. работа № 12
« Решение генетических задач на наследование сцепленных с полом»
| 9.4
| Письменная проверка
|
87
| Генотип как целостная система. Взаимодействие генов
| Ген – структурная и функциональная единица наследственности
|
| 9.5
| Устный опрос
|
88
| Практическая работа № 13 «Решение генетических задач на взаимодействие генов
| ЦОР
| Практ. работа № 13 Решение генетических задач на взаимо-действие генов»
| 9.5
| Письменная проверка
|
89
90
| Семинар по теме « Закономерности наследования признаков»
|
|
| с. 295-296
| Защита проектов
|
91
| Наследственная (генотипическая) изменчивость
| Изучить наследственные изменения генетического материала
|
| 10.1
| Устный опрос
|
92
| Мутации
| Раскрыть классификацию мутаций по характеру проявления и по уровню их возникновения
| Практ. работа № 14
«Выявление мутагенов в окружающей среде»
|
| Письменная проверка
|
93
| Зависимость проявления генов от условий внешней среды
| Фенотипическая изменчивость
| Лабораторная работа № 9 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
| 10.2
| Письменная проверка
|
94
| Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
|
| Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
|
| Письменная проверка
|
95
| Семинар по теме «Закономерности изменчивости»
|
|
| С. 315
| Защита презентаций
|
96
| Зачет №7
|
|
|
| Тестирование
|
97
| Методы изучения генетики человека
| Презентации
|
| Конспект
| Устный опрос
|
98
| Наследственные заболевания и их предупреждение
| Интернет
|
| Конспект
| Устный опрос
|
99
| Семинар по теме «генетика человека»
| Интернет
| Уметь выделять и классифицировать
| Конспект
| Устный опрос
|
100
| Создание пород животных и сортов растений
| Сформировать понятие селекции как науки
| Практ. работа №15 «Сравнение процессов оплодотворения у цв. растений и позвоночных животных
| 11.1
| Письменная проверка
|
101
| Методы селекции растений и животных
| Изучить методы селекции, работы Н.И.Вавилова
| Практ. работа № 16
«Сравнительная характеристика пород (сортов)»
| 11.2
| Письменная проверка
|
102
| Селекция микроорганизмов.
| Показать значение генетической инженерии
| Практ. работа №17 «Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
| 11.3
| Письменная проверка
|
103
| Достижения современной селекции
| Рассмотреть достижения и основные направления современной селекции. Селекционная работа И.В. Мичурина
|
| 11.4
|
|
104
| Резервные уроки: Введение.
|
|
|
| Устные ответы
|
105
| Белки: актуализация знаний по теме (белки - полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке. Решение задач по теме «Белки»
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
| Устные ответы
|
106
| Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК)
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
| Устные ответы
|
107
| Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты»
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
108
| Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка)
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
| Устные ответы
|
109
| Решение задач по теме «Биосинтез белков»
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
110
| Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена:)
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
| Устные ответы
|
111
| Решение задач по теме «Энергетический обмен»
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
112
| Рубежная диагностика: контрольная работа
|
|
| Решение задач и тестов
| Контрольная работа
|
113
| Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
114
| Генетические символы и термины. Составление презентации.
| Презентация
|
| Решение задач и тестов
|
|
115
| Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании).
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
|
|
116
| Решение задач повышенной сложности на моно – и дигибридное скрещивание.
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
117
| Тестовый контроль умения решать задачи на законы Г. Менделя.
|
|
| Решение задач и тестов
| Тестирование
|
118
| Неполное доминирование: актуализация знаний по теме.
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
| Устные ответы
|
119
| Решение задач повышенной сложности на неполное доминирование.
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
120
| Наследование групп крови: актуализация знаний по теме
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
| Устные ответы
|
121
| Решение задач по теме «Группы крови человека»
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
122
| Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач повышенной сложности на сцепленное с полом наследование.
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
|
|
123
| Практическая работа: «Составление родословных»
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
124
| Решение комбинированных задач
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
125
| Решение комбинированных задач
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
126
| Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов)
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
|
|
127
| Решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию.
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
128
| Рубежная диагностика: игра «Бег с барьерами»
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
129
| Работа над ошибками
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
130
| Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?)
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
|
|
131
| Решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт.
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
132
| Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом»
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
|
|
133
| Решение задач по генетике популяций.
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
134
| Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы.
| ЦОР
|
| Решение задач и тестов
|
|
135
| Решение задач по теме «Генетика человека»
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
136
| Обобщение полученных знаний. Защита проектов
|
|
| Решение задач и тестов
|
|
137
| Итоговая диагностика: решение занимательных задач.
| Презентации
|
| Решение задач и тестов
|
|
138
| Итоговая диагностика: решение занимательных задач.
| Презентации
|
| Решение задач и тестов
|
|
139
| Итоговая контрольная работа
|
|
| Решение задач и тестов
| Контрольная работа
|
140
| Заключительный урок обобщения по курсу 10 класса
|
|
| Решение задач и тестов
| Итоговый рейтинг
|