|
Элективный курс по литературе «серебряный век русской поэзии» в старших классах Утверждаю Согласовано
Директор школы Руководитель МО _________
__________________ « _____ » _________________ 201 г.
Приказ № ___ от « __» _________201 г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ
(Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса) Объем -34 часа Выполнена
учителем первой категории
Зиновой Ольгой Георгиевной
С.Тогур
2015 г
РЕЦЕНЗИЯ
на программу элективного курса
«Серебряный век русской поэзии» в старших классах
учителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ»
Ольги Георгиевны Зиновой.
Элективный курс «Серебряный век русской поэзии» предназначен для учащихся 10- 11 х классов образовательной школы.
Программа курса содержит: пояснительную записку, содержание программы, календарно-тематическое планирование, материально – техническое обеспечение, список используемой литературы.
В пояснительной записке показаны цель и задачи курса, способствующие реализации поставленной цели, формы проведения занятий и контроля, методы, средства, ожидаемые результаты и их оценка. В содержании даны общие рекомендации к проведению курса, указано количество часов, на которое рассчитан данный курс.
Календарно-тематический план содержит нумерацию занятий, название разделов и тем занятий, в том числе и проведение теоретических и практических занятий.
Данный курс направлен на расширение базовых знаний курса литературы по сравнению с Примерной программой среднего (полного) образования и демонстрирует логические связи литературы с такими предметами учебного плана, как история, МХК.
В ходе изучения курса учащимся кроме расширения знаний базового курса представлена возможность проявить свои творческие способности при разработке и защите проектов, развития умения и навыков работы с научной литературой, самостоятельной работы с высокохудожественными текстами, использование ИКТ.
Освоение данного элективного курса позволит учащимся убедиться в практической значимости данного материала, подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена по литературе и русскому языку. Элективный курс «Серебряный век русской поэзии» способствует профессиональной ориентации учащихся.
Данная программа соответствует современным требованиям и может быть рекомендована для работы учителям - словесникам общеобразовательных учреждений.
Рецензент – учитель высшей квалификационной категории
Руководитель РМО учителей русского языка и литературы
Колпашевского района _______________________/И.В. Зиновьева/ «01» сентября 2014 г.
Пояснительная записка. «Серебряный век» – один из ярких и блистательных периодов в истории развития русской литературы. Но рассматривать его без учета тысячелетней истории России, ее национальной культуры, религии - нельзя. Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников слова, а также невозможно не учитывать того, что русский ренессанс «произрастал» из «большого», европейского, Ренессанса.
Все выше перечисленные «составляющие» являются истоками рождения «новой поэзии» 1900 – 1920 годов. В современных УМК по литературе этот культурный пласт очерчен нечетко, фрагментарно. Желание глубже, подробнее познакомить учащихся с этим удивительным феноменом отечественной литературы послужило причиной создания собственной программы элективного курса «Серебряный век» русской поэзии».
Учащиеся должны воспитываться на лучших образцах отечественной культуры: музыки, литературы, изобразительного искусства, народного творчества. В Федеральной Программе развития образования записано: «Важнейшая проблема – восстановление единства систем обучения и воспитания. Судьба подрастающего поколения в значительной степени зависит от устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающие прочную духовную основу на подлинные жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм».
Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по предыдущим темам элективного курса или знаниями базового уровня по литературе, по русскому языку, по смежным дисциплинам основывается на методах и формах активного обучения, способствует эмоциональному, интеллектуальному и творческому развитию учащихся, что полностью соответствует современным целям и задачам российского образования, главной цели моей педагогической деятельности.
Программа может подойти к любому УМК, а также быть реализована как в профильном, так и в общеобразовательном классах.
Результатом работы на занятиях элективного курса должен стать духовный рост ученика, его общее интеллектуальное развитие, успешная сдача итоговой аттестации. Цель программы элективного курса - дать учащимся целостное представление о периоде, именуемом в литературе «Серебряный век русской поэзии».
Программа осуществляет следующие задачи:
- способствовать созданию положительной мотивации обучения на профильном курсе;
- помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- заложить фундамент для формирования личного мировоззрения у каждого учащегося, помочь ученику осуществить осознанный выбор профильного обучения.
Данная программа предполагает использование следующих методов работы: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский и др.
Курс предусматривает объяснение и закрепление материала, опрос учащихся, использование музыкальных и художественных иллюстраций, фотографий, мультимедийного проектора, ноутбука (компьютера). Виды деятельности: урок – презентация, урок-концерт, музыкальная лекция, круглый стол, лекции, семинар, виртуальные экскурсии, урок-конференция, творческие работы детей, проектно - исследовательская деятельность.
Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, исследовательские и проектные работы, буклеты, презентации, творческие задания.
Основная функция курса: развитие и углубление знаний учащихся.
Формы контроля: тестирование, зачёт, защита проекта. Предполагаемые результаты. 1.Формирование культурно–познавательной компетентности обучающихся:
-способность использовать разные информационные источники;
-критически анализировать полученную информацию;
-проектировать собственную траекторию решения познавательных задач;
-реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики исторического явления;
-создавать собственную версию культурных процессов.
2.Формирование информационно-коммуникативной компетентности:
-владение навыками поиска и систематизации информации;
-участие в обсуждении проблем культуры, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам.
3.Социально-мировоззренческая компетентность:
-определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
4.Формирование гармоничной, нравственно-совершенной, социально-активной и саморазвивающейся личности.
5.Воспитание любви к Родине, уважения культурных традиций своего народа. Формы подведения итогов реализации Программы.
1.Мониторинг образовательной деятельности учащихся.
2.Выступление на школьной научно-практической конференции.
3. Публикации в СМИ.
По окончании курса учащиеся должны знать/понимать:
- причины, истоки рождения «новой поэзии», иметь целостное представление о феноменальном явлении в отечественной литературе, именуемом «Серебряный век русской поэзии»;
- основные этапы жизни, творчества, особенности «словесной походки» представителей поэтического творчества периода 1900-1921 г.г.;
- знать основные труды поэтов (как поэтические, так и монографические), термины и понятия, сопряженные с той или иной темой занятия;
- понимать роль и значение «новой поэзии» в развитии отечественной лирики, литературы последующих десятилетий.
Уметь:
- определять принадлежность произведений тому или иному автору по стилю, языку, смысловой особенности;
- выполнять различные виды анализа поэтического текста (на материале произведений представителей Серебряного века);
- применять знания, полученные на занятиях элективного курса, в нестандартных условиях;
- выполнять посильную творческую и исследовательскую работу;
- грамотно строить свои высказывания в различных формах и жанрах.
На изучение элективного курса отводится 34 часа.
Новизна курса. В процессе занятий используются современные педагогические технологии: коллективные способы обучения, информационные, развивающие и проектно – исследовательские технологии и др. Осуществляются различные типы проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных и т. п.
Отличительной особенностью курса является применение в процессе обучения информационных технологий. Календарно-тематическое планирование
№ занятия
|
Темы занятий
| 1
| Теоретический блок.
Символизм.
Русский символизм.
| 2
| «Старшие» символисты.
Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1990) - «духовный отец» русского символизма.
Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и поэта.
| 3
| Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников) (1863-1927).
| 4
| Дмитрий Сергеевич Мережковский (1861-1941) –
философ, поэт, писатель, литературовед.
| 5
| Зинаида Николаевна Гиппиус
(1869-1945) - поэт, прозаик, критик, видный деятель первой волны символистов.
| 6
| Константин Дмитриевич Бальмонт
(1867 – 1942) – солнечный поэт России.
| 7
| Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924) – крупнейший организатор символистского движения 1904 -1909 г.г.
| 8
| Иннокентий Федорович Анненский
(1855 -1909).
| 9
| Практический блок.
Подготовка проектов по теме «Старшие» символисты.
( работа в 3 группах)
| 10
| Защита проектов по группам.
| 11
| Теоретический блок.
Младосимволисты
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900).
Роль его учения в становлении эстетики младосимволистов.
| 12
| Вячеслав Иванович Иванов
(1866 - 1949) – философ, поэт, драматург, переводчик, «ловец человеческих душ».
| 13
| Андрей Николаевич Белый (Бугаев)
(1880 - 1934) – теоретик символизма, поэт, прозаик, критик.
| 14
| Александр Александрович Блок
(1880-1921). Поэт, его время, творчество.
| 15
| Практический блок.
Подготовка проектов по теме «Младосимволисты»
(работа в 3 группах)
| 16
| Защита проектов по группам.
| 17
| Теоретический блок.
Акмеизм. Русский неоромантизм.
Понятие неоромантизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма.
| 18
| Н. Гумилев (1886-1921).
Судьба Н. С. Гумилева - преломление светлой и трагической судьбы русской интеллигенции.
| 19
| Анна Ахматова (Горенко)
(1889-1966). Жизнь, судьба, творчество в переломную эпоху.
Раннее творчество поэтессы.
| 20
| Осип Мандельштам
(1891-1938).Судьба поэта. Его противостояние «веку-волкодаву».
| 21
| Футуризм. Кубофутуризм.
Понятие «футуризма». Место и назначение в русской поэзии.
Футуристы. Кубофутуристы.
| 22
| В. В. Маяковский (1893-1930).
| 23
| Эгофутуризм. Его место и значение рубежа веков.
Манифест эгофутуризма.
| 24
| И.Северянин (Лотарев)
(1887-1941) «Остропережитые темы поэта».
| 25
| VI. Имажинизм. Понятие об имажинизме.
Роль течения в развитии литературы ХХ века.
| 26
| С. Есенин (1895-1925)
и имажинизм.
| 27
| VII. Вне групп.
М.Цветаева (1892-1941). Судьба, жизнь, раннее творчество.
| 28
| В.Ходасевич (1886-1939)
Автобиографичность его произведений.
| 29
| Б.Л.Пастернак (1890-1960)
«Я весь мир заставил плакать над красотой земли моей…».
| 30-31
| Практический блок.
Подготовка проектов по теме «Акмеизм», «Кубофутуризм», «Эгофутуризм», «Имажинизм».
( работа в 3 группах)
| 32-34
| Итоговое занятие.
Защита проектов по группам.
|
Содержание программы
ТЕМА №1. Обзорная лекция с элементами беседы (с опорой на уже известное). Символизм. Русский символизм. История символизма. Категории музыки и символа. Символизм, символ, ассоциативное значение «развоплощение слова», старославянская лексика, словесно-музыкальное построение, «сокровенное отдельного звука», реальное и мистическое, «внутренние» символы.
«Старшие» символисты. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1990) -«духовный отец» русского символизма. Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и поэта. Основные мотивы его творчества. Обоснование символизма. Художественное и историческое в прозе Мережковского. Жизнь и творчество в эмиграции. Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников) (1863-1927). Темы и мотивы ранней лирики. Главные книги стихов. Драматургическая и переводческая деятельность Ф.Сологуба.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1861-1941) –философ, поэт, писатель, литературовед. Основные мотивы его творчества. Обоснование символизма. Д.Мережковский и В. Соловьев о Лермонтове и о Пушкине.
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) - поэт, прозаик, критик, видный деятель первой волны символистов. «Вечные темы» в творчестве поэтессы. З.Гиппиус и религиозно-философские собрания. Журнал «Новый путь». Влияние первой русской революции на ее творчество. Литературно-критическая деятельность (обоснование символизма как художественного мировоззрения «нового времени»). Эмигрантское творчество.
Константин Дмитриевич Бальмонт(1867 – 1942) – солнечный поэт России. Мотив печали, одиночества, усталости… в раннем поэтическом творчестве поэта. Эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта. Изысканная образность, музыкальность, противоречивость – как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая деятельность поэта.
Валерий Яковлевич Брюсов(1873 – 1924) – крупнейший организатор символистского движения 1904 -1909 г.г.Жизнь и творчество. Лучшие книги поэта. В.Брюсов – поэт, прозаик, историк, беллетрист, переводчик, драматург.
Иннокентий Федорович Анненский (1855 -1909). Жизнь и творчество. Этическое и эстетическое в его творчестве. Глубокий философский смысл поэзии И. Анненского. Влияние античности на творчество поэта. Внутренняя близость его поэзии символистам. Особенности «символа» в его творчестве. Переводческая и литературно-критическая деятельность И.Анненского.
ТЕМА №2. Младосимволисты. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900).Роль его учения в становлении эстетики младосимволистов. Сложность, противоречивость, художественно-эстетическое своеобразие творчества В. Соловьева.Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949) – философ, поэт, драматург, переводчик, «ловец человеческих душ». В. И. Иванов – неиссякаемый источник изощренных теорий. «Среды» на «башне». Первые сборники стихов. Обоснование Ивановым эстетической теории русского символизма.
Андрей Николаевич Белый (Бугаев) (1880 - 1934) – теоретик символизма, поэт, прозаик, критик. Статьи А. Белого «Почему я стал символистом».Увлечение философией Канта, Спенсера, Ницше, В.Соловьева, Шопенгауера. Утверждение музыки как господствующего вида в искусстве. «Симфонии» А. Белого. Система образов, язык, стиль. «Народничество» А.Белого.
Александр Александрович Блок(1880-1921).Поэт, его время, творчество. «Дневник» Блока -«исповедь правдивой души».Ст. «Интеллигенция и революция» и «Народ и интеллигенция» (1908г.).Символика поэта. Духовное завещание Блока потомкам (Ст. «О назначении поэта»). Блок в воспоминаниях современников.
ТЕМА №3. Акмеизм. Русский неоромантизм. Понятие неоромантизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Создание «Цеха поэтов» (1911-1914г.г.). «Манифест» школы акмеистов. Журнал «Гиперборей».
Н. Гумилев (1886-1921). Судьба Н. С. Гумилева - преломление светлой и трагической судьбы русской интеллигенции. Экзотическая и африканская тема в творчестве поэта. «Риторическая» стилистика Гумилева. «Костер» - самая русская книга поэта. Дипломатическая и переводческая деятельность Н. Гумилева.
Анна Ахматова (Горенко) (1889-1966). Жизнь, судьба, творчество в переломную эпоху. Раннее творчество поэтессы. Новаторство художественной формы поэтессы. Связь поэзии Ахматовой с поэзией Античности, Средневековья, Возрождения.
Осип Мандельштам (1891-1938). Судьба поэта. Его противостояние «веку-волкодаву». «Мышление культурой» как главная особенность нравственной поэзии О. Мандельштама. «Пора вам знать: Я тоже современник…»Воронежский цикл стихов поэта.
Футуризм. Кубофутуризм. Понятие «футуризма». Место и назначение в русской поэзии. Манифест русского футуризма «Пощечина общественному вкусу» (1912г.).
В. В. Маяковский (1893-1930). Автобиографическая книга «Я - сам».Маяковский-человек и Маяковский-поэт. Отказ поэта от принципов «Манифеста». «Я хочу быть понят моей страной…». Поэты содружества «Центрифуга».
Эгофутуризм. Его место и значение рубежа веков. Манифест эгофутуризма. И.Северянин (Лотарев)(1887-1941) «Остропережитые темы поэта». Своеобразный характер поэзии. Эмигрантский период в его творчестве. Тема России в творчестве И.Северянина.
Имажинизм. Понятие об имажинизме. Роль течения в развитии литературы ХХ века.
С. Есенин (1895-1925) и имажинизм. Поэты есенинского круга: Н. Клюев, П. Орешин,С. Клычков. Трактат «Ключи Марии». Связь поэзии С. Есенина с японскими хокку (хайку).
Вне групп. М.Цветаева(1892-1941).Судьба, жизнь, раннее творчество. Поэзия М.Цветаевой - «своеобразное синтетическое проявление русского модернизма». Драматургия поэтессы.
В.Ходасевич(1886-1939)Автобиографичность его произведений. «Вечные темы» в творчестве поэта.
Б.Л.Пастернак (1890-1960) «Я весь мир заставил плакать над красотой земли моей…». Раннее творчество поэта. «Кружок для исследования проблем эстетической культуры и символизма в искусстве». Доклад «Символизм и бессмертие». Группа «Лирика». Пастернак и группа «Центрифуга». Причины размежевания Б.Пастернака с символистами и футуристами.
Итоговое занятие. Развитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века. Влияние «новой поэзии» на литературу последующих десятилетий, на русскую литературу в целом.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
ЛИТЕРАТУРА
Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. – М.: Детская литература, 1979.
Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
Баранников А.В. Русская литература ХХ в. Хрестоматия для 11 класса. – М.: Просвещение, 1993.
Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М.: 1994.
Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. – Париж, 1949.
Богданов В.А. Самокритики символизма. – М.: Просвещение, 1986.
Бутромиев В. Великие и знаменитые. Средние века и эпоха Возрождения. – М.: Деконт-Алкиона, 1995.
Волков Г.Н. А.Блок. Дневник. – М.: Советская Россия, 1989.
Вольпе Ц. О поэзии А.Белого // Белый А.Стихотворения. – Л.: 1940.
Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч. 1. – М.: Мнемозина, 1996.
Журавлева В.П. Литература в 11 классе. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997.
Енишерлова В.П. Я лучшей доли не искал. – М.: Правда, 1988.
Комаров Н. Александр Блок. Методические рекомендации в помощь учителю. – Казань, 1971.
Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии эстетики русского символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-начала ХХ в.в. – М.: 1975.
Крук Т.И. Русская литература ХХ в. Дооктябрьский период. – Л.: Просвещение, 1991.
Лукашов Л.М. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
Лысый Ю.И. Русская литература ХХ в. Учебник-практикум. – М.: Мнемозина, 1998.
Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1996.
Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.
Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. Т. 1-2. – М.: Просвещение, 1990.
Одоевцева И. На берегах Сены. – М.: Художественная литература, 1989.
Розов В. Религия и культура. Полное собрание сочинений. – М.: 1990.
Соловьев В. Кризис западной философии. Против позитивистов (научная диссертация).
Федоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. - Л.: 1984.
Шапиро Ю.Г. 50 кратких биографий мастеров западно-европейского искусства ХУ1-Х1Х в.в. – Л.: Советский художник, 1968.
Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М.: Детская литература, 1966.
Иллюстрированный Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
Энциклопедия живописи. - СПб: Аст, 1997.
СЭС. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
Список литературы, используемой для составления программы. 1. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс, 1999.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Самара: Учебная литература», 2006 г.
3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
4. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000. - №4.
5. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. М.: Сентябрь, 2006.
6. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
7. Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2002. - №1.
8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
9. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007. |
|
|