Главная страница

«Если в семье не один ребенок»



Название«Если в семье не один ребенок»
Дата14.04.2016
Размер36.7 Kb.
ТипДокументы



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 31 «Жемчужинка»

Елабужского муниципального района

Республики Татарстан

Консультация для родителей на тему:
«Если в семье не один ребенок»

Составила и провела: воспитатель

Ахмедзянова Гульнар Раифовна

Если в семье не один ребёнок

Для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы близкий взрослый играл и общался с ним, подстраиваясь под ёго возрастные возможности и стимулируя продвижение вперёд, шаг за шагом. Это осуществимо, если в семье один ребёнок. Что делать, если их двое?

Пока малыш был в семье один, он был центром внимания мамы и папы. Вот у него появился братик, родители очень заняты – пелёнки, бутылочки и т. п. Со старшим теперь играют гораздо меньше.

И ребёнок может застрять в том, что уже умеет.

Малыш подрастает, ему уже два года, а старшему - пять. И здесь родители часто ошибаются, их игра с детьми во всём направлена на младшего – соответствует его возможностям. Для старшего, думают уже родители, нужны другие занятия. Мама читает ему книжки, соответствующие возрасту, учит читать и считать. Папа направлен на включение ребёнка в продуктивные, полезные занятия, озабочен физическим развитием мальчика. Ребёнок вроде бы не обделен вниманием взрослых, скоро сам научится читать, а игра его так и осталось на уровне простых действий с игрушками.

Но игровые интересы пятилетнего ребёнка пока ещё сильнее интереса к другим занятиям, а без надлежащей игры со взрослым его самостоятельная деятельность воспроизводит образцы игры для маленького.

В самом деле, когда мама играет с малышом, старший ребёнок тоже подключается к их игре. А поскольку мама старается, чтобы её действия были понятны малышу, её игра проста.

Старший ребёнок либо воспроизводит образцы маминых действий, либо, стараясь обратить внимание на себя, неосознанно имитирует действия младшего. В результате играют оба ребёнка почти одинаково. Естественно такая ситуация вряд ли скажется положительно на развитии пятилетнего ребёнка.

В первую очередь надо подумать о возможностях организации игрового взаимодействия, общения старшего ребёнка со сверстниками, приглашать на игры соседских детей того же возраста, что и ваш. Нельзя допускать, чтобы он замыкался только на игре с младшим.

А как должны вести себя родители, играя с детьми? Они должны строить игру так, чтобы оснащать старшего ребёнка игровыми умениями, соответствующими его возрасту и возможностям.

Это можно делать индивидуально, чтобы малыш не являлся помехой. Ведь бывают моменты, когда мама одна со старшим ребёнком.

Мама может организовать и совместную игру детей, участвуя в ней как равный партнер со старшим ребёнком, ориентируясь больше на его возможности, чем на возможности малыша. Но для этого она должна хорошо представлять себе, как играют друг с другом дети пяти-шести лет, какие у них могут быть сложности в совместной игре, какими умениями должен обладать ребёнок, чтобы с ними справиться.

Хорошо играющие старшие дети подключают малыша к второстепенной роли, поясняют ему в ходе игры, как надо вести себя в соответствии с ролью, поясняют значение предметов-заместителей, чтобы он вёл себя соответственно смыслу игры, а при возможности подключают его на игру с сюжетными игрушками, чтобы он был занят. Такая игра устраивает всех. Малыш никому не мешает, но и не чувствует себя ущемлённым.

Так же должна поступать и мама, играя одновременно со старшим и младшим ребёнком. Основное внимание её должно быть направлено на старшего ребёнка, с которым она взаимодействует как равный партнер, а младшему мама может предложить делать то же самое, что и она. Пусть младший пока побудет не активным участником игры, а соучастником.

Из своей роли мама активизирует действия старшего ребёнка, вносит в игру более сложное содержание. Младший ребёнок усваивает из взаимодействия мамы и старшего брата то, что может – условное использование предметов в игре, соотнесение определенных действий с игровым называнием себя. В такой игре развиваются оба ребёнка.

После игры важно поощрить старшего ребёнка. Если мама поощряет все время только поведение малыша, старший ребёнок может соскальзывать на более примитивные способы игры, ведь ему тоже хочется похвалы.

Если возрастной разрыв между детьми очень велик, разумеется общую игру не построишь. Но можно попросить старшего ребёнка присмотреть за младшим, но не стоит злоупотреблять этим, превращая старшего ребенка в няньку. У него должно быть время и для собственной игры, других занятий.

Отношение родителей к старшим детям как к нянькам часто передается малышу, который начинает вести себя просто как маленький тиран, не оставляя старшего брата или сестру ни на минуту в покое. Надо приучать малыша уважать самостоятельные занятия старшего ребенка.

Уважаемые родители, воспитание двоих разновозрастных детей – это очень ответственно. Будьте внимательны, не допускайте ошибок! Мы надеемся, что данная информация хоть немножко поможет вам усовершенствоваться. Желаем Вам удачи во всем!