|
Формы государственности
Формы государственности
I. Форма правления -это порядок формирования и организации высших органов государственной власти
|
| Монархия
| Республика
| 1.Дословный перевод
| “власть одного” или “единовластие”
| “общественное дело”
| 2.Определение
| это ф. пр., при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству
| это ф. пр., при которой власть осуществляется выборными органами
| 3.Основные принципы
| единоличность правления; наследственность и несменяемость; бессрочность; юридическая безответственность; связь с религией
| коллегиальность правления; выборность и сменяемость должностных лиц; юридическая ответственность должностных лиц
| 4. Глава государства
| Монарх
(монархические титулы: король, князь, герцог, шах, султан, фараон, царь, император и т.д.)
| Президент
| 5. Источник власти
| Монарх
| Народ
|
Ветви власти
|
|
| Законодательная
| Исполнительная
| Судебная
|
| Собирательное название высшего органа
| Парламент
(бывает однопалатный и двухпалатный)
| Правительство
| Суды
|
| Собирательное название его главы и членов
| Спикер
депутаты
| Премьер-министр
Министры
| Председатель суда
Судьи
|
| Главная функция
| Издание законов
| Исполнение законов
| Вынесение судебных решений
|
| Статус членов
| Представители народа, его избранники
| Чиновники высшего уровня
| -
|
| Если это прописано в Конституции, то может быть
| распущен
| отправлено в отставку
| -
(независимость суда)
|
| Называется в разных странах
| в РФ – Федеральное собрание,
в США – Конгресс,
во Франции – Национальное собрание,
в Германии – Бундестаг
в Польше — Сейм,
на Украине — Верховная Рада,
в Израиле — Кнессет
| Может называться:
Совет министров,
Кабинет министров и т. д.
| Суд он и в Африке суд!
|
| Смысл разделения властей в том, чтобы ветви власти сдерживали и контролировали друг друга («система сдержек и противовесов»).
|
| Форма правления: монархия
| Разновидности
| Абсолютная
ф. пр., при кот. власть монарха не ограничена
| Ограниченная (Конституционная)
| Определение
| ф. пр., при которой власть монарха ограничена конституцией
| Подвиды
| Дуалистическая
| Парламентская
| законодательная власть
| Є монарху, при кот. могут существовать законосовещательные органы (Госсоветы и т.д.)
| поделена между монархом и парламентом
(действует так называемая система “двух ключей”)
| Є парламенту
| Исполнительная власть принадлежит
| Монарху, который назначает министров
| монарху, который формирует правительство
| правительству, кот .формируется на основе принципа парламентского большинства
| Формула
| “Государство — это я”
(Людовик XIV)
| -
| “Король царствует, но не правит”
(О. Бисмарк)
| Права и положение монарха
| Может все, т.к. выше закона
| обладает правом:
1) абсолютного вето;
2) роспуска парламента;
3)издания указов, равносильных законам, в перерывах между сессиями парламента
| исполняет представительные или церемониальные функции: он символ гос-ва, но никакой реальной властью не обладает.
В некоторых парламентарных монархиях у монарха есть т. н. “спящие прерогативы”, (например, право ввести чрезвычайное положение в случае угрозы существующему строю).
| Историческая справка и примеры государств
| Первые абсолютные монархии возникли в Европе в Новое время (16 — 17 вв.).
В современном мире их практически не осталось, разве что на Ближнем Востоке: Оман, Катар, Саудовская Аравия.
| Дуалистической монархией были:
Германия с 1871 по 1918 гг.;
Россия с 1906 по 1917 гг.;
В современном мире — это Иордания, Марокко.
| Подавляющее большинство современных монархий, включая 11 стран Европы:
Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония и др.
|
Принцип парламентского большинства — политический принцип, в соответствии с которым партия, победившая на выборах в парламент и получившая таким образом большинство мест в нем, получает право сформировать правительство: лидер партии, как правило, становится премьер-министром (действует в парламентарной монархии и парламентарной республике). Система “двух ключей” – принцип, по которому ни один законопроект не может стать законом без согласия и монарха, и парламента.
Основные конституционные механизмы воздействия одной ветви власти на другую
| Вето — это запрет, который глава гос-ва может наложить на закон, принятый парламентом.
Бывает отлагательное (может быть преодолено парламентом) и абсолютное (не может быть преодолено).
| Вотум — решение, принимаемое путем голосования. Может быть вынесен парламентом правительству.
Бывает двух видов: вотум доверия и вотум недоверия.
| Импичмент — особый суд над президентом; процедура отстранения президента от должности.
Процедура импичмента может быть запущена парламентом.
| Обратите внимание: выражения “распустить парламент” и “отправить в отставку правительство” носят устойчивый характер и могут использоваться так и только так (!), ибо парламент — это представители народа (его нельзя отправить в отставку); правительство — это чиновники (его нельзя распустить). Выражение “распустить парламент” и “разогнать парламент” — это вещи принципиально разные: в первом случае имеет место процедура, предусмотренная конституцией; во втором — антиконституционный акт или фактически революция.
Форма правления: республика
| Парламентская
| Смешанная
| Президентская
| Для того, чтобы определить тип республики нужно знать, как формируется правительство и перед кем оно ответственно.
| Правительство формируется
| парламентом на основе принципа парламентского большинства
| президентом с согласия парламента
| и возглавляется президентом
(должности премьер-министра нет)
| Правительство ответственно
| перед парламентом
| и перед президентом, и перед парламентом
| перед президентом
| Президент
| выполняет лишь представительные или церемониальные функции; избирается, как правило, парламентом
| обладает значительными полномочиями
избирается, как правило, всенародным голосованием
| обладает огромными полномочиями: он не только глава гос-ва, но и глава правительства, верховный главнокомандующий и т.д.;
избирается, как правило, всенародным голосованием
| Связь законодательной и исполнительной ветвей власти
| Парламент может вынести вотум недоверия правительству, которое в этом случае уходит в отставку;
Президент с подачи правительства может распустить парламент
| Парламент может: 1) вынести вотум недоверия правительству, но решение об отставке остается за президентом, который либо распускает парламент, либо отправляет в отставку правительство;
2) запустить процедуру импичмента
| Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но обладает правом импичмента;
Президент не может распустить парламент, но обладает правом вето
| Примеры стран
| ФРГ, Италия, Индия, Финляндия
| Франция, Португалия
| США, многие страны Латинской Америки
|
| II. Форма государственного устройства – способ административно-территориального устройства гос-ва
(показывает, как государство устроено территориально)
|
|
| 1.Унитарное
| 2.Федеративное
|
| тип гос-ва
| простое
| сложное, союзное
|
| как действует власть
| одинаково на всей территории страны: административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью
| неодинаково на всей территории страны: субъекты федерации обладают политической самостоятельностью, но не независимостью (не являются субъектами международного права, не имеют своей валюты и вооруженных сил)
|
| гражданство
| единое
| двойное: каждый гражданин является одновременно гражданином страны и гражданином своего субъекта федерации (например, гражданин СПб)
|
| правовая и судебная системы
| единые
| двойные: субъекты федерации имеют собственные документы конституционного характера (устав) и законы, которые не должны противоречить федеральным
|
| налоговая система
| одноканальная
| двухканальная: часть налогов идет в федеральный бюджет, часть — в бюджет субъекта федерации
|
| Главный принцип
| принцип политического единства
| принцип федерализма, в соответствии с которым полномочия федеральных властей и органов власти субъектов федерации четко разграничены
|
| Дополнение
| Наличие автономий (самоуправляющихся районов страны) не противоречит главному принципу унитарного гос-ва
| В разных странах субъекты федерации называются по-разному: в США, Мексике, Индии — штаты; в ФРГ — федеральные земли; в Канаде — провинции; в Швейцарии — кантоны; в РФ — республики, края, области, автоном. область, автоном. округа, города федерального значения.
Типы федераций (по способу ее формирования): 1) территориальная (США); 2) Национальная (бывшие СССР, Чехословакия); 3) Смешанная (РФ).
|
| В настоящее время большинство современных гос-в являются унитарными, в т. ч. Великобритания, Франция, Италия, Испания, Швеция и т.д.
| 3. Конфедерация (от лат. сообщество, объединение)— не форма государственного устройства в чистом виде (хотя и относится к таковым), постоянный союз нескольких независимых гос-в, созданный для достижения каких-либо общих целей. Так как субъекты конфедерации обладают политической независимостью, то в конфедерации нет конфедеративного гражданства, отсутствуют общая правовая, судебная и налоговая системы. Решения конфедерации подлежат ратификации парламентами стран-членов конфедерации и могут быть нуллифицированы (т.е. отменены на территории той или иной страны); бюджет — формируется из добровольных взносов гос-в, входящих в конфедерацию. Таким образом, если формулой федерации может быть фраза “Целое определяет части” (каков федеральный центр, такова и федерация), то формулой конфедерации — фраза “Части определяют целое” (суть сформулируй сам!).
Исторические примеры конфедераций, которые со временем преобразовались в федерации: США в 1776 — 1787 гг., Германский Союз в 1815 — 1867 гг., Швейцария с 1291 по сер. XIX в. (последняя сохраняет в названии слово “конфедерация”, хотя фактически является федерацией). В современном мире — это ЕС (отчасти, Британское содружество наций и СНГ). |
|
|