Главная страница

Формы государственности



Скачать 100.76 Kb.
НазваниеФормы государственности
Дата07.04.2016
Размер100.76 Kb.
ТипДокументы




Формы государственности


I. Форма правления -это порядок формирования и организации высших органов государственной власти




Монархия

Республика

1.Дословный перевод

“власть одного” или “единовластие”

“общественное дело”

2.Определение

это ф. пр., при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству

это ф. пр., при которой власть осуществляется выборными органами

3.Основные принципы

единоличность правления; наследственность и несменяемость; бессрочность; юридическая безответственность; связь с религией

коллегиальность правления; выборность и сменяемость должностных лиц; юридическая ответственность должностных лиц

4. Глава государства

Монарх

(монархические титулы: король, князь, герцог, шах, султан, фараон, царь, император и т.д.)

Президент

5. Источник власти

Монарх

Народ




Ветви власти







Законодательная

Исполнительная

Судебная




Собирательное название высшего органа

Парламент

(бывает однопалатный и двухпалатный)

Правительство

Суды




Собирательное название его главы и членов

Спикер

депутаты

Премьер-министр

Министры

Председатель суда

Судьи




Главная функция

Издание законов

Исполнение законов

Вынесение судебных решений




Статус членов

Представители народа, его избранники

Чиновники высшего уровня

-




Если это прописано в Конституции, то может быть

распущен

отправлено в отставку

-

(независимость суда)




Называется в разных странах

в РФ – Федеральное собрание,

в США – Конгресс,

во Франции – Национальное собрание,

в Германии – Бундестаг

в Польше — Сейм,

на Украине — Верховная Рада,

в Израиле — Кнессет

Может называться:

Совет министров,

Кабинет министров и т. д.

Суд он и в Африке суд!




Смысл разделения властей в том, чтобы ветви власти сдерживали и контролировали друг друга («система сдержек и противовесов»).




Форма правления: монархия

Разновидности

Абсолютная

ф. пр., при кот. власть монарха не ограничена

Ограниченная (Конституционная)

Определение

ф. пр., при которой власть монарха ограничена конституцией

Подвиды

Дуалистическая

Парламентская

законодательная власть

Є монарху, при кот. могут существовать законосовещательные органы (Госсоветы и т.д.)

поделена между монархом и парламентом

(действует так называемая система “двух ключей”)

Є парламенту

Исполнительная власть принадлежит

Монарху, который назначает министров

монарху, который формирует правительство

правительству, кот .формируется на основе принципа парламентского большинства

Формула

“Государство — это я”

(Людовик XIV)

-

“Король царствует, но не правит”

(О. Бисмарк)

Права и положение монарха

Может все, т.к. выше закона

обладает правом:

1) абсолютного вето;

2) роспуска парламента;

3)издания указов, равносильных законам, в перерывах между сессиями парламента

исполняет представительные или церемониальные функции: он символ гос-ва, но никакой реальной властью не обладает.

В некоторых парламентарных монархиях у монарха есть т. н. “спящие прерогативы”, (например, право ввести чрезвычайное положение в случае угрозы существующему строю).

Историческая справка и примеры государств

Первые абсолютные монархии возникли в Европе в Новое время (16 — 17 вв.).

В современном мире их практически не осталось, разве что на Ближнем Востоке: Оман, Катар, Саудовская Аравия.

Дуалистической монархией были:

Германия с 1871 по 1918 гг.;

Россия с 1906 по 1917 гг.;

В современном мире — это Иордания, Марокко.

Подавляющее большинство современных монархий, включая 11 стран Европы:

Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония и др.



Принцип парламентского большинства — политический принцип, в соответствии с которым партия, победившая на выборах в парламент и получившая таким образом большинство мест в нем, получает право сформировать правительство: лидер партии, как правило, становится премьер-министром (действует в парламентарной монархии и парламентарной республике).
Система “двух ключей” – принцип, по которому ни один законопроект не может стать законом без согласия и монарха, и парламента.

Основные конституционные механизмы воздействия одной ветви власти на другую

Вето — это запрет, который глава гос-ва может наложить на закон, принятый парламентом.

Бывает отлагательное (может быть преодолено парламентом) и абсолютное (не может быть преодолено).

Вотум — решение, принимаемое путем голосования. Может быть вынесен парламентом правительству.

Бывает двух видов: вотум доверия и вотум недоверия.


Импичмент — особый суд над президентом; процедура отстранения президента от должности.

Процедура импичмента может быть запущена парламентом.


Обратите внимание: выражения “распустить парламент” и “отправить в отставку правительство” носят устойчивый характер и могут использоваться так и только так (!), ибо парламент — это представители народа (его нельзя отправить в отставку); правительство — это чиновники (его нельзя распустить). Выражение “распустить парламент” и “разогнать парламент” — это вещи принципиально разные: в первом случае имеет место процедура, предусмотренная конституцией; во втором — антиконституционный акт или фактически революция.


Форма правления: республика

Парламентская

Смешанная

Президентская

Для того, чтобы определить тип республики нужно знать, как формируется правительство и перед кем оно ответственно.

Правительство формируется

парламентом на основе принципа парламентского большинства

президентом с согласия парламента

и возглавляется президентом

(должности премьер-министра нет)

Правительство ответственно

перед парламентом

и перед президентом, и перед парламентом

перед президентом

Президент

выполняет лишь представительные или церемониальные функции;
избирается, как правило, парламентом

обладает значительными полномочиями

избирается, как правило, всенародным голосованием

обладает огромными полномочиями: он не только глава гос-ва, но и глава правительства, верховный главнокомандующий и т.д.;

избирается, как правило, всенародным голосованием

Связь законодательной и исполнительной ветвей власти

Парламент может вынести вотум недоверия правительству, которое в этом случае уходит в отставку;

Президент с подачи правительства может распустить парламент

Парламент может: 1) вынести вотум недоверия правительству, но решение об отставке остается за президентом, который либо распускает парламент, либо отправляет в отставку правительство;

2) запустить процедуру импичмента

Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но обладает правом импичмента;

Президент не может распустить парламент, но обладает правом вето

Примеры стран

ФРГ, Италия, Индия, Финляндия

Франция, Португалия

США, многие страны Латинской Америки




II. Форма государственного устройства – способ административно-территориального устройства гос-ва

(показывает, как государство устроено территориально)







1.Унитарное

2.Федеративное




тип гос-ва

простое

сложное, союзное




как действует власть

одинаково на всей территории страны: административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью

неодинаково на всей территории страны: субъекты федерации обладают политической самостоятельностью, но не независимостью (не являются субъектами международного права, не имеют своей валюты и вооруженных сил)




гражданство

единое

двойное: каждый гражданин является одновременно гражданином страны и гражданином своего субъекта федерации (например, гражданин СПб)




правовая и судебная системы

единые

двойные: субъекты федерации имеют собственные документы конституционного характера (устав) и законы, которые не должны противоречить федеральным




налоговая система

одноканальная

двухканальная: часть налогов идет в федеральный бюджет, часть — в бюджет субъекта федерации




Главный принцип

принцип политического единства

принцип федерализма, в соответствии с которым полномочия федеральных властей и органов власти субъектов федерации четко разграничены




Дополнение

Наличие автономий (самоуправляющихся районов страны) не противоречит главному принципу унитарного гос-ва

В разных странах субъекты федерации называются по-разному: в США, Мексике, Индии — штаты; в ФРГ — федеральные земли; в Канаде — провинции; в Швейцарии — кантоны; в РФ — республики, края, области, автоном. область, автоном. округа, города федерального значения.

Типы федераций (по способу ее формирования): 1) территориальная (США); 2) Национальная (бывшие СССР, Чехословакия); 3) Смешанная (РФ).




В настоящее время большинство современных гос-в являются унитарными, в т. ч. Великобритания, Франция, Италия, Испания, Швеция и т.д.

3. Конфедерация (от лат. сообщество, объединение)— не форма государственного устройства в чистом виде (хотя и относится к таковым), постоянный союз нескольких независимых гос-в, созданный для достижения каких-либо общих целей. Так как субъекты конфедерации обладают политической независимостью, то в конфедерации нет конфедеративного гражданства, отсутствуют общая правовая, судебная и налоговая системы. Решения конфедерации подлежат ратификации парламентами стран-членов конфедерации и могут быть нуллифицированы (т.е. отменены на территории той или иной страны); бюджет — формируется из добровольных взносов гос-в, входящих в конфедерацию. Таким образом, если формулой федерации может быть фраза “Целое определяет части” (каков федеральный центр, такова и федерация), то формулой конфедерации — фраза “Части определяют целое” (суть сформулируй сам!).

Исторические примеры конфедераций, которые со временем преобразовались в федерации: США в 1776 — 1787 гг., Германский Союз в 1815 — 1867 гг., Швейцария с 1291 по сер. XIX в. (последняя сохраняет в названии слово “конфедерация”, хотя фактически является федерацией). В современном мире — это ЕС (отчасти, Британское содружество наций и СНГ).