Главная страница


Содержание: Введение с. 3 Глава I. Участие химической науки в процессе совершенствования музыкального искусства с. 5 Глава II. Роль музыкального искусства в развитии химичес – кой науки с. 8 Заключение с. 14 Список литературы с. 17 Введение



Скачать 187.78 Kb.
НазваниеСодержание: Введение с. 3 Глава I. Участие химической науки в процессе совершенствования музыкального искусства с. 5 Глава II. Роль музыкального искусства в развитии химичес – кой науки с. 8 Заключение с. 14 Список литературы с. 17 Введение
Дата23.02.2016
Размер187.78 Kb.
ТипРеферат


СОДЕРЖАНИЕ:
Введение …….…………………………………………………с. 3
Глава I. Участие химической науки в процессе совершенствования музыкального искусства …………….…………………с. 5
Глава II. Роль музыкального искусства в развитии химичес –

кой науки ………………………………………………………..с. 8
Заключение …………….………………………………………с. 14
Список литературы ……..……….……………………………с. 17

ВВЕДЕНИЕ
Ежедневно, обогащая и улучшая нашу жизнь, человечество привносит все новые открытия, которые становятся основами важнейших наук. Спектр научных областей многочислен, но жизнь меняющаяся каждый день, переполненная новыми целями и задачами стоящими перед обществом, требует зарождения все новых и новых научных открытий и изысканий.

В далеком прошлом общество выражало свои стремления, находки, открытия через элементы художественного творчества: литературу, скульптуру, живопись и т.д., а также через художественную деятельность: музыку, танец, театр. Умельцы-ремесленники производили на свет чудо инструменты, сплавы, разного рода технические приспособления, добиваясь всего опытным путем. Художник средневековья был и живописцем и создателем красок удивительных оттенков, которых не встретишь в природе в чистом виде. Ювелиры, создавая свои шедевры методом проб, добивались создать такой сплав, сияние которого украсит шею, руки любой красавицы. И лишь позднее человечество стало обособлять искусство от теоретических знаний, которыми овладел человек, занимаясь тем или иным видом искусства.

В результате обособления теоретических знаний от практики, человечество получило возможность расширить свои познания действительности. Среди некогда народных умельцев выделились такие, которые посвятили свою жизнь не столько созданию предметов искусства, как добыче новых познаний в данной области искусства.

Глубокое изучение действительности – научное, имеет целью описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, на основе открываемых законов. Зародившись из любительских занятий искусством в прошлом, наука в связи с потребностями общественной практики, начала складываться в 16-17 веках (в России при Петре Великом – конец 17 –начале 18 вв.) и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный инструмент, оказывающий значительное влияние на все сферы общества.

Исходя из выше сказанного, становится ясно, что наука - порождение искусства.

В каком сейчас соответствии находятся данные сферы деятельности общества, взаимодействуют ли они?

Данная работа направлена на изучение сторон соприкосновения науки и искусства.

Для ответа на данный вопрос возьмем, казалось бы, на первый взгляд совсем несовместимые вид искусства и науку, такие как музыка и химия.

Химия – наука, изучающая превращение веществ, сопровождающиеся изменением их состава, иногда строения. Химические процессы использовались человечеством уже на заре его культурной жизни. В 3-4 вв. зародилась алхимия, задачей которой было превращение неблагородных металлов в благородные. С эпохи Возрождения химические исследования все больше использовались для практических целей (металлургия, стеклоделие, производство керамики и красок). Во второй половине XVII века Роберт Бойль дал первое научное определение понятия «химический элемент». Период превращения химии в подлинную науку завершился во второй половине XVIII века, когда был сформулирован закон сохранения массы при химических реакциях.

В современной химии образовались целые области такие как: неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, аналитическая химия, химия полимеров. Они стали в значительной степени самостоятельными науками. На стыке химии и других областей знания возникли направления биохимия, геохимия и агрохимия.

Музыка вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей. Без глубокого анализа данных областей деятельности мы уже можем отметить их сходность:

  1. обе эти науки берут свое начало несколько тысяч лет назад;

  1. обе влияют на нашу жизнь, меняя ее в лучшую сторону.



ГЛАВА I
Участие химической науки в процессе совершенствования музыкального искусства.

В данной главе мы исследуем вопрос влияния науки химии на развитие музыкального искусства. Сделаем попытку не голословно доказать, что данная наука и данный вид искусства имеют стороны соприкосновения.

Оказывается, многие музыкальные инструменты имеют уникальное звучание благодаря участию в их рождении химических соединений.

В 1644 году в итальянском городе-Керона, родился мастер Антонио Страдивари.

Перебрав много профессий, он всюду испытал неудачу. Хотел стать ваятелем, подобно Микеланджело, линии его статуй были изеащны, но лица были не выразительны. Он бросил это ремесло, зарабатывал свой хлеб резьбой по дереву, изготовлял деревянные украшения для богатой мебели, пристрастился к рисованию; с величайшим старанием изучал он орнаментику дверей и стены живописей соборов и рисунки великих мастеров. Потом его привлекла музыка, и он задумал стать музыкантом. Упорно учился скрипичной игре; но пальцам не хватало беглости и легкости, а звук скрипки был глух и резок. О нем говорили; «Ухо музыканта, руки резчика». И он бросил ремесло музыканта. Но, забросив, не забыл его. Он был упрям. Часами смотрел на скрипку. Скрипка была дурной работы. Он разобрал ее, изучил и – выбросил. А купить хорошую скрипку, у него не хватало средств. Тогда же, будучи восемнадцатилетним юношей, он поступил учеником к знаменитому скрипичному мастеру Николо Амати.

Здесь Антонио научился понимать, как важен выбор дерева, как добиться того, чтобы оно звучало и пело. Он увидел, какое значение имеет сотая доля в распределении толщины дек, понял назначение пружины внутри скрипки. Теперь ему открылась, необходимость соответствия отдельных частей между собой. Этому правилу следовал он затем всю жизнь. И, наконец, оценил важность того, что обычные ремесленники считали украшением, это важность лака, которым покрывают инструмент.

Чтобы лак не слишком глубоко проникал в дерево, скрипку сначала покрывают специальным составом – грунтом, затем наносят от 8 до 12 слоев лака, и каждый из них сохнет около 2 недель. А склеивают детали животным клеем, который легко растворяется в воде. Это нужно для того, чтобы при ремонте инструмент можно было разобрать.

Кремонские мастера готовили свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Точный состав тех лаков не установлен и по сей день– даже самый подробный химический анализ, оказался бессилен.

Джозеф Нагивара из Тихасского университета, посвятивший всю свою жизнь разгадке тайны творца из Кремоны, пришел к выводу о том, что особое звучание стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца. Он выяснил, что во времена создания мастером скрипок, деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем. Бура- вот к чему прибегал Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты.

Бура- это соль тетраборной кислоты. В природе - минерал класса боратов, химический осадок усыхающих бороносных соляных озер. В то время мастер скрипичных дел использовал буру лишь для борьбы с древоточцем, а в настоящее время научное изучение данной соли, привело к ее применению в очистке поверхности при сварке, резке, пайке. Данную соль используют в производстве стекольной и керамической промышленности, в медицине.

Музыкальный мастер из Трансильвании Клаудио Палл также утверждает, что он раскрыл секрет знаменитых скрипок Страдивари.

Среди данных химического анализа исходных материалов он обнаружил присутвие редкой разновидности древесного грибка, развивающегося в горных реках с особым составам воды.

Результаты многочисленных исследований оказались удивительными: скрипка, сделанная из материала, которому специально прививалась грибковая культура, имела замечательный резонанс и неповторимое звучание.

Кем же был мастер Страдивари, создававший свои шедевры? Ответ следующий: столяр, плотник, живописец, музыкант, химик и биохимик.

Неудачная попытка стать скрипачом, дала миру мастера скрипичных дел - Страдивари. При получении лака, Страдивари использовал знания, получаемые им путем лабораторных опытов, которые проводил в собственной мастерской. Химический состав лака был секретом тогда, он остается секретом и в настоящее время. Мастер утверждал, что, и сам в точности не знает секрет производства своего лака, так как каждый раз по своему свойству лак получался разным и скрипки звучали по-разному. Кроме применения знаний химических соединений и их результатов при изготовлении лака, мы можем сказать, что Страдивари был и биохимиком, так как при выборе материала для изготовления скрипок, тщательно изучал состав, и строение волокна дерева, из которого рождался шедевр.

Поиск химических соединений - одна из главных задач, поставленных перед мастером, будущей уникально-звучащей скрипки.

Данный исторический факт ярко рисует, каким образом химия влияла и продолжает влиять на развитие, совершенствование музыкального искусства.

ГЛАВА II
Роль музыкального искусства в развитии химической науки
Как всякое искусство, музыка отображает жизнь в художественных образах.

Она может в человеке пробудить мысль о величии и красоте природы, о жизненных бурях и трагедиях. Она воспевает волю и мужество героя, вступающего в борьбу со стихиями, заставляет слушателя оплакивать его гибель или ликовать по случаю победы. Музыка способна раскрывать самые сокровенные порывы души, чувства и настроения человека.

Благотворное влияние музыки на человека всем хорошо известно. Музыка – это не только разрядка эмоций, она пробуждает добрые чувства и “высекает огонь из сердца”, снимает вялость, усталость, просветляет гнетущую печаль, активно способствует нормализации всех физиологических функций.

В первой главе мы рассмотрели, какую важную роль в совершенствовании музыкального искусства играет наука химия. Теперь давайте найдем стороны соприкосновения и степень влияние музыки на развитие химической науки.

Вышеописанное воздействие музыки на человека дает нам большой спектр взаимодействия данного искусства на науку, а точнее на людей, занимающихся данной наукой. Ведь двигатель науки - люди.

Люди, занимающиеся наукой, изучают массу информации, проводят исследования, делают открытия, которые способны изменить жизнь всего человечества. Их ум проделывает титанический труд. Цепь их умозаключений не прекращается ни на минуту, даже во сне идет поиск решения задачи, которую человек поставил перед собой, решение этой задачи не знает никто. Кто или что победит в этой схватке: человеческий разум или неизвестность.

Напряжение ума, сопровождаемое деятельность людей науки, должно иметь способы “выхода”, человек должен знать, какая деятельность может дать его мозгу минуты отдыха, а может быть эта деятельность наоборот поможет человеку сосредоточиться.

Около 90% людей средством достижения умственного отдыха, выбрали музыку. Они предпочитают свой отдых оформлять музыкальным сопровождением или даже музицировать сами.

Не исключением стали и великие ученые – химики.

Дмитрий Иванович Менделеев проводил много времени слушая музыку, при этом его мозг мог, как отдыхать, так и активно строить сложную цепь умозаключений. Его размышления, о каком либо научном предположении под музыкальное оформление могли превратиться в доказательную логическую нить, в которой существовала гармония разума, подобно гармонии звуков, последовательное звучание которых становится музыкой. Он открыл периодический закон химических элементов – один из основных законов естествознания. Оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические “Основы химии” – первое стройное изложение неорганической химии. Дмитрий Иванович Менделеев - автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению.

Фридрих Август Кекуле – немецкий химик – органик, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук, написал труды по теории строению органических соединений. Показал, что углерод четырехвалентен и его атомы могут соединяться друг с другом в цепи. Он предложил циклическую форму бензола.

Его музыкальное образование продвинулось дальше, чем только прослушивание произведений, он и сам любил музицировать на фортепиано.

Роберт Вильгельм Бунзен – немецкий физик прекрасно играл на скрипке. По вечерам, когда выдавалась свободная минутка, давал семейные концерты, от которых большое удовлетворение получали все домочадцы. Гармоничное сосуществование науки и музыки делало его счастливым человеком, что благотворно сказалось на его научной деятельности.

Он первым получил мышьякорганическое соединение. Положил начало спектральному анализу, открыл цезий, рубидий.

Пьер Эжен Марселен Бертло – французский химик, виртуозно играл на органе. Столь сильное, могучее звучание инструмента давало ему веру в силу человеческого разума. Звучание, уносившееся ввысь, к господу, укрепляло и его дух, веру в самого себя.… С этой силой и верой он отдавал себя науке. Результатом стало сокрушительное поражение представлениям о “жизненной силе”, которого он добился, синтезируя органические соединения различных классов.

Роберт Бойль - истинный ценитель оперы, английский химик и физик, один из учредителей Лондонского королевского общества. Сформулировал первое научное определение химического элемента, ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химическому анализу, способствовал становлению химии как самостоятельной науки.

Данный список великих ученых – химиков, которые увидели и ощутили на себе силу музыкального искусства, помогающую жить, творить можно продолжать до бесконечности. Но хочется привести еще один яркий пример того, как музыкальный творец и научный светила, оказались составляющими одного тела. Один человек и две профессии.

О нем говорили: "Первоклассный химик, которому многим обязана наука, принес бы еще больше пользы, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии", - писал о Бородине создатель таблицы химических элементов Дмитрий Менделеев.

"Равно могуч и талантлив как в симфонии, так в опере и романсе. Но, к несчастью, академическая служба и химическая лаборатория страшно отвлекают Бородина от великого дела - музыки", - так высказывался о композиторе музыкальный критик Владимир Стасов.

Физиолог Иван Петрович Павлов выделял 2 человеческих типа: "умственный" и "художественный". В Александре Порфирьевиче Бородине эти два типа сочетались удивительно гармонично. Он самый талантливый музыкант из химиков и самый талантливый химик из музыкантов. Страсть к химии и страсть к музыке сочетались в Бородине с детства. Но если увлечение музыкой было довольно безобидным, так как не требовало от родных никаких жертв, кроме выслушивания бесконечных гамм и пассажей, то никак нельзя сказать того же об увлечении химией. Потому что не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли склянки с разнообразными кристаллическими растворами. Не мог он посвятить свою жизнь ни только химии, ни только музыке, которая его влекла и тянула к себе. Он умел играть на фортепиано, флейте и виолончели. Наука, как ей и положено затрагивала его ум, а музыка – чувства.

Два увлечения - две профессии: химия и музыка. А если быть точнее то можно выделить в деятельности Бородина три параллельных направления: научное, общественно-педагогическое и музыкальное.

В 1856 г. Александр Порфирьевич окончил Петербургскую Медико-Хирургическую академию, в 1858 г. – получил степень доктора медицины. Специализировался по химии.

Он с большой самоотдачей занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. Был профессором Медико-хирургической академии, академиком, известным в Европе ученым экспериментатором, автором более 40 научных трудов.

Работая под руководством знаменитого Н. Н. Зинина, Бородин хотел всецело отдаться занятиям химией, но не мог, потому что состоял ассистентом при кафедре общей патологии и терапии, что отрывало его от занятий химией.

Бородин напечатал 21 химическое исследование. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение — фтористый бензоин (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Бородин сделал несколько важных открытий, которые поставили его в один ряд с такими светилами русской науки, как Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, С. П. Боткин. Менделеев, кстати говоря, был иногда очень недоволен Александром Порфирьевичем. А всё потому, что, работая в лаборатории, профессор химии никогда не забывал о музыке. Он постоянно что-либо про себя мурлыкал или распевал.

Бородин был авторитетным педагогом и практикующим врачом, организатором первых в России женских врачебных курсов. Более горячего и деятельного поборника женского образования трудно было найти. Для него это дело было таким, ради защиты которого он готов был жертвовать всем. В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно бесспорно занимать одно из первых мест. Недаром же на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: "Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин врачей десяти курсов 1872 - 1887".

Столь одаренная и состоявшаяся в науке личность столь же успешно себя нашла в музыкальном искусстве.

Осенью 1862 г. Бородин познакомился с М.А. Балакиревым и стал членом "Могучей кучки".

Наиболее значительное произведение Бородина - опера "Князь Игорь" являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор соединил в ней драматические черты эпическими, выдвинув на первый план защиту Руси от завоевателей. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет и не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита.

Бородин - один из создателей русской классической симфонии. Его 2-я симфония получила название "Богатырская" (1876) и стала вершиной русского эпического симфонизма.

Известностью пользуются 2 квартета Бородина, его фортепианные миниатюры и романсы.

Для стиля Бородина характерна эпичность. Его музыка подобна неторопливой летописи, где чередой предстают события и люди. Основной принцип музыкальной драматургии Бородина - сопоставление контрастных образов. Мелодии льются спокойно и плавно, родственны русским крестьянским песням.

Бородин нигде не цитирует народные мелодии, он создает собственные музыкальные образы, используя самые характерные особенности фольклора.

Еще при жизни Бородина его произведения были известны и пользовались успехом в России и за рубежом.

Химия - как наука благодаря своим находкам, открытиям создала такие материалы и сплавы, которые, став основой материала музыкального инструмента, заставили его звучать божественными переливами. И зазвучавшая музыка не осталась в долгу перед своим создателем.

Она, благодаря людям, стала обладать удивительной силой, которая может дать отдых, когда время на него нет, она может лечить, лечить как душу, так и тело, она дает возможность иметь то, что человек никогда не сможет приобрести за деньги, не сможет создать искусственным способом – радость жизни, уверенность в свои силы, дарит счастливые минуты бытия, чувство солидарности со всем миром.

Весь спектр даров музыкального искусства имеет положительный, созидательный потенциал. Музыка несет нам добро, добро в наши души, в наши дела, в нашу жизнь. А значит не зря на заре человечества появились предпосылки зарождения химической науки.

В нашей современной жизни много негативного, причем не последнее место в создание зла (оружие) занимает химическая наука, но словно провидением стало создание человеком самому себе лекаря, целителя жизни – музыку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена поиску сторон соприкосновения науки и искусства. Для исследования были взяты: наука химия и музыкальное искусство.

Химия (наука о веществах, из которых состоит материальный мир) восходит к древней алхимии. Алхимики искали способ превращения неблагородных металлов в благородные. Кроме занятий магией и заклинаниями, алхимики ставили и подлинно научные эксперименты. Их труды легли в основу многих современных наук, в том числе химии и минералогии.

Алхимия, тесно связанная с магией и колдовством, не была наукой в подлинном смысле этого слова. Истоки химии коренятся в производственных процессах обработки металлов и приготовлении лекарства, получении красок и лаков.

В давние времена практически каждый ремесленный мастер был, своего рода, научным деятелем, так как его деятельность, направленная на обслуживание общества с его постоянными запросами, ставила перед ним новые и новые задачи, на которые ему самому приходилось находить ответ. Он мастерил рабочие инструменты, искал способы получения более прочных сплавов, ярких красок и д. т.

Помимо занятий связанных с материальным обеспечением себя и своей семьи, люди занимались деятельностью, дающей пищу душе: музыкой, живописью, танцами и т.д. Данная деятельность также нуждается в развитии и не стоит на месте: художник искал опытным путем новые оттенки, добивался яркости и прочности красок путем смешения разных веществ, музыкант искал сплав для струн, дерево для корпуса, лак, спасающий изделие от внешнего воздействия и при этом заставляющий инструмент петь удивительно гармоничным голосом.

Находки мастеров привносили новый виток в развитие того или иного искусства. Оживали картинные полотна, запели неземным голосом инструменты музыканта.

Так появились предпосылки того, чтобы химия стала настоящей наукой, обособленной от только практического применения.

На примере деятельности мастера скрипичных дел Антонио Страдивари мы показали, почему мастера – ремесленника можно было назвать по роду деятельности химиком и биохимиком. Его скрипки пели и поют сегодня на сценах лучших концертных залов мира удивительным голосом лишь потому, что тогда, в далекие времена мастер подобно биохимику при выборе материала для изготовления скрипок, тщательно изучал состав, и строение волокна дерева, и покрывал его чудо лаком химический состав которого, подобно современному химику, он искал и нашел. При получении лака, Страдивари использовал знания, получаемые им путем лабораторных опытов, которые проводил в собственной мастерской.

Искусство, которое окружает людей, в любом своем проявлении способствовало рождению, развитию и становлению различных отраслей наук. Поиск химических соединений - одна из главных задач, поставленных перед мастером, будущей уникально-звучащей скрипки.

Данный исторический факт ярко рисует, каким образом химия влияла и продолжает влиять на развитие, совершенствование музыкального искусства. А музыкальное искусство в свою очередь ставит перед наукой все новые и новые задачи.

Вторая сторона взаимодействия, которую мы рассмотрели в работе, это влияние музыки на развитие химической науки.

Музыка вид искусства, отражающий действительность в художественных звуковых образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей.

Благотворное влияние музыки на человека всем хорошо известно. Музыка – это не только разрядка эмоций, она пробуждает добрые чувства и “высекает огонь из сердца”, снимает вялость, усталость, просветляет гнетущую печаль, активно способствует нормализации всех физиологических функций.

Люди, занимающиеся наукой, изучают массу информации, проводят исследования, делают открытия, которые способны изменить жизнь всего человечества. Их ум проделывает титанический труд. Цепь их умозаключений не прекращается ни на минуту, даже во сне идет поиск решения задачи, которую человек поставил перед собой, решение этой задачи не знает никто.

Напряжение ума, сопровождаемое деятельность людей науки, должно иметь способы “выхода”.

Около 90% людей средством достижения отдыха мозга, выбрали музыку. Они предпочитают свой отдых оформлять музыкальным сопровождением или даже музицировать сами.

В знак благодарности за уникальное звучание музыкальных инструментов, за силу своего влияния на душевное состояние человека музыка дает нам возможность отдыха, она лечит душу и тело, она дает возможность иметь то, что человек никогда не сможет приобрести за деньги, не сможет создать искусственным способом – радость жизни, уверенность в свои силы, дарит счастливые минуты бытия, чувство солидарности со всем миром.

В нашей современной жизни много негативного, причем не последнее место в создание зла занимает химическая наука (оружие), но словно провидением стало создание человеком на заре своего существования лекаря, целителя жизни – музыку. Из выше сказанного сделаем общий вывод: совершенствование музыкального искусства происходит при помощи участия химической науки, и наука, ее люди делают свои открытия не без участия музыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. А.Соловцев “Книга о русской опере”. М., 1960. С.103

  1. Н.И.Кондратьев, Е.В.Потапова “Наши труды” Санкт- Петербург,1960

  1. А.М.Мирункова, Д.Г.Попов “К великим знаниям”, Москва,1963

  1. И.А.Смирнов, К.П.Жужев “Химия и химики” Санкт-Петербург,1983

  1. К.А.Клонов “Что мы знаем”, Москва 1983

  1. К.Д.Мельянов “Постижения великих людей” Москва,1986

  1. К.Д.Дуплова “По следам великих людей” М.:Дрофа,1988

  1. Ф.Г.Фельдман Г.Е. Рудзитис “Учебник по химии (9класс)” М.:Просвещение,1990

  1. Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман “Учебник по химии(11класс)”. М.:Просвещение,1992.

  1. Химическая энциклопедия, п. ред. Кнунянц, т.3, Москва, “Большая Российская Энциклопедия”, 1992.

  1. А.П.Волков, Д.И.Фомячов “Химия в жизни”, Москва,1993

  1. Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман “Учебник по химии (9 класс)” М.:Просвещение,1993

  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман “Учебник по химии (10 класс)” М.:Просвещение,2000

  1. Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, Г.Г.Лысова “Учебник по химии (11класс)” М.:Дрофа,2001.

  1. Министерство образования Российской Федерации “Химия (8-11классы)” М.:Дрофа,2001.

  1. Л.А.Цветков “Учебник по химии(10-11класс)” М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.

  1. А.П.Шилов “Великие композиторы и музыканты”, Москва,2004.