Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения. Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.
Акцентируя внимание на проблемах современного образования, переходе на прогрессивные технологии обучения, в течение последних трех лет я работаю над темой «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования элементов технологии проблемного обучения».
Среди многообразия современных педагогических технологий, элементы которых используются мною, я отдаю предпочтение теориям развивающего обучения, т.к. именно они направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. В условиях развивающего обучения деятельность обучающихся становится продуктивной, они самостоятельно ищут решение нового для них задания, т.е. учатся применять знания в новой ситуации и самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ними проблемы.
Я пришла к выводу о том, что нужно совершенствовать методы обучения и дополнять ранее применявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было бы успешно развивать мышление школьников, воспитывать творческую личность. По мере деятельности, направленной на управление успешностью обучения, учитель сталкивается с общими противоречиям:
- между традиционной методикой преподавания и современными требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности
- между недостаточной подготовленностью отдельных обучающихся по предмету и высоким уровнем программного содержания биологического образования. Основной педагогической идеей моей работы является развитие активной позиции ребенка в образовательном процессе на основе технологий: проблемного обучения, в процессе проведения мини-исследований, обеспечения коммуникативного подхода, актуализации и обобщения знаний.
Сущность опыта заключается в том, чтобы привлечь школьника, научить его осмыслить изученное, помочь ему стать творческой и ответственной личностью.
Новизна проявляется в создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления и законы.
Трудоемкость управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода, большие временные затраты на подготовку к урокам ( работа в ИНТЕРНЕТЕ, подбор интересного материала, выбор форм работы и т.д.)
Методы и приемы, которые я использую на практике, это - проблемное изложение материала, проблемная и эвристическая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся (исследовательский метод). Проблемное изложение я использую в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. В этом случае я демонстрирую путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя ребят тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем.
Я не просто сообщаю выводы науки, а раскрываю путь, который привел к ним. Руковожу мыслительным процессом школьников, ставлю вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления, и заставляю задуматься, ребята уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и выводом учителя.
Например: формируя понятие о фотосинтезе, можно проследить историю изучения этого процесса. Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её.
Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, несодержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление? Проблемную (поисковую) беседу применяю тогда, когда ребята уже обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В данном случае провожу беседу на основе проблемной ситуации, которую создаю сама. Ребята самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения (гипотезы). Например, предположим , что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?
Свою задачу я вижу не столько в создании мною проблемной ситуации, а сколько в том, чтобы научить ребят задавать вопросы, создать на уроке условия, располагающие к подобному роду деятельности. По моим наблюдениям, систематическая активизация вопросительной активности школьников на уроках приводит к тому, что уменьшается число вопросов, составленных по тексту, и увеличивается число проблемных вопросов. Это свидетельствует об их желании проявлять собственную поисковую активность. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность возможна тогда, когда школьники обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы. Исследование включает в себя логическую цепочку: теоретический анализ → прогнозирование → эксперимент → формулирование выводов.
По объему осваиваемой методики научного исследования я использую такие формы организации учебной деятельности как уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
На уроках с элементами исследования ребята отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность (выбор темы или метода исследования, выработка умения формулировать цель, проведение эксперимента и т.д.) На уроке - исследовании школьники овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.
В исследовательском методе мыслительная деятельность, познавательная активность, самостоятельность учащихся достигает высочайшего уровня.
Одним из способов развития творческого мышления, на мой взгляд, является включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера, которые подразделяются на познавательные и нестандартные. Они могут иметь один правильный ответ при различных вариантах решений. Это могут быть экспериментально-исследовательские; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; предполагающие поиск неизвестного с помощью анализа через синтез; задачи с «изюминкой», требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода. Это, по сути, замаскированные под задачи реальные научные проблемы, требующие серьезного размышления.
Система использования составляющих технологии проблемного обучения школьников при изучении биологии оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех 4 компонентов биологического образования: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.
Преимущества:
- у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельного критического мышления, умения видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; грамотно работать с информацией; - формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
-возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; - развивается умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. |