Главная страница


Индивидуальный подход при проверке знаний учащихся в системе личностно ориентированного обучения Учителя географии часто сталкиваются с «проблемной ситуацией»



Скачать 87.07 Kb.
НазваниеИндивидуальный подход при проверке знаний учащихся в системе личностно ориентированного обучения Учителя географии часто сталкиваются с «проблемной ситуацией»
Дата18.04.2016
Размер87.07 Kb.
ТипДокументы

Индивидуальный подход при проверке знаний учащихся в системе личностно ориентированного обучения
Учителя географии часто сталкиваются с «проблемной ситуацией»: с одной стороны сам предмет – география - обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, а с другой стороны - в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. Личностно- ориентированное обучение позволяет реализовать целенаправленную встречу этих двух «разнообразий» - ученика и учебных форм работы [1], предполагает учёт индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, интеллектуального развития учащихся. Такое обучение создаёт психологический комфорт, условия для развития самостоятельности, активности, исследовательских умений учащихся.

Организовывая личностно-ориентированное обучение, необходимо придерживаться следующих правил [2]:

- перед началом изучения нового материала сообщать минимум темы, т.е. перечень основных знаний, умений и навыков, которые должны приобрести учащиеся в результате изучения этой темы и уровень овладения которыми будет проконтролирован и оценён;

- изучение материала строить с использованием проблемных творческих заданий, т.е. стараться учить детей размышлять над увиденным и услышанным, правильно оценивать увиденное и услышанное;

- в процессе изучения нового и при его закреплении стимулировать учащихся к выбору разных способов выполнения заданий;

- при опросе давать не только оценку правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждает, какой способ выполнения задания он использовал, почему и в чём ошибся;

- создавать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока;

- в конце урока обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали» и «чем овладели», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

- разъяснять, как рациональнее организовать учебную работу дома, поощрять задания творческого характера, задания по выбору, по изучению вопросов, не входящих в обязательную программу.

Работая в течение пяти лет по теме самообразования «Индивидуальный подход при проверке знаний учащихся в системе личностно ориентированного обучения», я разрабатываю или подбираю из географической литературы [3] задания разных уровней сложности для проверки знаний. Это делается для того, чтобы каждый ученик чувствовал, на что он способен в данный момент, к чему он может стремиться. Именно индивидуальный подход при проверке знаний помогает и «сильным» и «слабым» совершенствовать свои знания, умения и находиться в «пространстве учебного успеха ученика» [1].

Далее привожу примеры заданий с учётом разной степени подготовленности учащихся, которые выполняются у доски или на рабочем месте. Здесь они собраны в виде таблицы, а для детей готовлю индивидуальные карточки. Ученик ещё до выполнения задания знает критерии оценки, понимает, что его ожидает в случае успешного результата, у него есть возможность выбрать задание любой степени сложности.



Класс.



Задания на «5».


Задания на «4».


Задания на «3».

6 класс.

7 класс.

8 класс.

9 класс.

1. Записать в виде именованного и изобразить в виде линейного следующие численные масштабы:

-1: 200;

-1: 1500;

-1: 3000.

2. Изобразить следующие топографические знаки: пески, вырубленный лес, редкий лес, колодец, болото, шоссе, тропа, луг, заросли кустарников, огороды.

3. Среди перечисленных горных пород найти магматические, метаморфические и осадочные, разделив магматические и осадочные на подгруппы: песок, нефть, гранит, базальт, пемза, каменная соль, известняк, гнейс, каменный уголь, кварцит

1. По краткой характеристике определить, о каком климатическом поясе идёт речь:

- весь год жарко, сухо;

-летом – жарко, влажно; зимой – жарко, сухо;

-весь год преобладают западные ветры;

-весь год очень холодно; сухо;

-летом – жарко, сухо; зимой – влажно, прохладно.
2. Определить, о каком океане идёт речь:

-с самым большим полуостровом;

-с самым солёным морем;

-самый древний;

-самый молодой;

-самый глубокий;

-самый мелкий;

-с самым длинным подводным хребтом;

самой высокой средней температурой воды;

-с наименьшим влиянием Арктики;

-омывает три части света.
3. Что общего у южных материков:

-с точки зрения Ф.Г.П.?

-с точки зрения климата?

-с точки зрения рельефа?


1. Показать на карте 10 выдающихся объектов России, объяснив, чем они выделяются среди других.


2. По карте часовых поясов определить:

-который час в Верхоянске, если в Чехове 12 ч?

-который час в Екатеринбурге, если в Якутске 2 ч?

- в каких случаях при перелёте из одного пункта в другой не надо переводить стрелки часов: из С-Петербурга в Салехард; из Мурманска в Москву; из Архангельска в Ставрополь?

-как надо перевести стрелки часов при перелёте: из Москвы во Владивосток; из Иркутска в Новосибирск?
3. По следующему плану охарактеризовать Западную Сибирь и Урал:

1. Какая форма рельефа занимает большую часть этой территории? 2. На какой тектонической структуре она находится?

3. Какие полезные ископаемые приурочены к этой тектонической структуре?
1. Целесообразно ли строительство нового автомобилестроительного предприятия в г. Москве? Доказать. [4].

2. Почему на востоке страны отраслевая структура машиностроения отличается от таковой в центре?


3. Сравните карты географии машиностроения и нефтяной промышленности. В чём различия пространственного рисунка?

1. Задание то же, но можно самим выбрать два из трёх пунктов.

2. Изобразить любые 8 из заданных знаков.

3. Задание то же, но можно самим выбрать 8 из 10 горных пород.

1. Задание то же, но один любой пункт можно пропустить.

2. Задание то же, но можно пропустить любые два пункта.

3. Задание то же, но один любой пункт можно пропустить.

1. Показать на карте р. Енисей, р. Лену,

о-в Сахалин, п-ов Таймыр, Берингово море, Каспийское море, г. Эльбрус, Ладожское озеро,

г. Оймякон,

оз. Байкал.

Чем они знамениты?
2. Задание то же, но один любой пункт можно пропустить.

3. Задание то же, но можно выбрать либо Западную Сибирь, либо Урал.


1. В чём различие между понятиями «трудоёмкое» и «металлоёмкое» машиностроение?
2. Какова взаимосвязь месторождений железной руды и тяжёлого машиностроения?
3. Почему в Поволжье машиностроение имеет большое развитие?

1. Задание сводится только к записи именованного масштаба.

2. Изобразить любые 5 из выученных знаков.

3. Найти магматические, метаморфические и осадочные горные породы, не разделяя их на подгруппы.

1. Перечислить все климатические пояса и назвать по одному географическому объекту в каждом поясе.

2. Определить, о каком океане идёт речь:

-самый большой;

-самый маленький

-самый мелкий;

-самый глубокий;

-самый холодный;

-самый тёплый.


3. Перечислить все южные материки. Какой из них сильно отличается от других по Ф.Г.П.?

1. Показать на карте 10 выдающихся объектов России, названных учителем или другими учащимися.
2. Задание то же, но два любых пункта можно пропустить.

3. Охарактеризовать Западную Сибирь и Урал по тому же плану, но без второго пункта.

1. Что такое специализация и кооперирование?


2. Назовите крупные центры машиностроения России.


3. Перечислите важнейшие проблемы машиностроения России.


Немаловажно при индивидуальном подходе учесть и нетрадиционность вопросов, их познавательность, например, угадать объект по подсказкам (угадал после первой подсказки – оценка «5», после второй – «4», после третьей – «3»). Отправить «письма» по «почте» (в конверты, на которых есть группирующие надписи, разложить карточки с названиями объектов, фактов). Любят дети узнавать силуэты островов, стран; собирать карту из разрезанных частей.

Дифференцированный подход при проверке знаний применяю и в давно опробованной мною форме - «скользящей» проверке знаний. При изучении каждого нового понятия, в специальном лотке появляется карточка с надписью этого понятия. Ученику предлагается дать определения пяти понятий. Для оценки «3» есть возможность выбрать любые 5 карточек с определениями, на оценку «4» или «5», карточки наугад выбирает учитель. Отвечают дети, «скользя» по списку класса, по одному ученику на каждом уроке.

Проводя мониторинг успеваемости школьников, мною отмечено, что индивидуальный подход при проверке знаний приводит к росту качества успеваемости, к заинтересованности предметом. Радостно видеть удовлетворение на лицах «тихих троечников», когда они, отказавшись от карточки на «3», успешно выполняют задание по карточке на «4».

Система оценок, адекватно оценивающая труд ученика, характеризуется не количеством баллов. Самой эффективной становится та система, в которой не только для учителя, но и для ребёнка понятно значение каждого балла. Главное, чтобы оценка производилась не сверху – от максимального балла путём вычитания баллов за ошибки, а снизу – от обязательного уровня, оцениваемого как «зачёт» или 3 балла, путём прибавления баллов за достижения [1].

Литература.

1. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии. – М.: 5 за знания, 2006.

2. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. – Москва - Воронеж: Издательский дом РАО, 2005.

3. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений. 6-10 классы. – М.: Дрофа, 2003.

4. Яковлева Н.В. География 9-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.