Формирование у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза Решетникова В.А.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 «Ласточка» комбинированного вида город Старый Оскол Белгородской области Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не может правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединять вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.
У детей с общим недоразвитием речи в первую очередь возникают трудности в формировании фонематического восприятия, то есть, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), способности к их анализу и синтезу. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно усвоение звукового анализа, где происходят операции мысленного деления на элементы (фонемы). Следовательно, для овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза важно у детей старшего дошкольного возраста сформировать фонематическое восприятие. Однако, у детей с общим недоразвитием речи процесс формирования фонематического восприятия несколько замедлен в связи с не сформированностью психических процессов.
Если в процессе чтения не происходит полноценного перевода с письменного языка на образный, чтение не доставляет ребенку удовольствия, так как не приводит к полному пониманию и весьма мало способствует приобретению новых знаний и умственному развитию. Иначе говоря, должно наступить состояние готовности к усвоению грамоты.
Подготовка детей к обучению грамоте способствует общеречевому развитию дошкольников, помогает им овладеть богатством родного языка. В результате, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Это очень важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, освоение которого духовно обогащает человека. Но, чтобы понять красоту родного языка ребенок должен уметь слышать и воспринимать смысл высказанного
У детей с общим недоразвитием речи процесс развития и формирования навыков чтения затруднен в связи с нарушением восприятия как фонематического, так и фонетического. Так же эти дети имеют вторичные отклонения в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения), что создает дополнительные затруднения в овладении навыками звукового и слогового анализа и синтеза для дальнейшего обучения чтению.
Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными основные компоненты языковой системы. Ведущее место в коррекции общего недоразвития речи многие исследователи Р.Е.Левина, Г.А.Никашина, Г.А.Каше, Р.М.Боскис и другие отводят формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи. Огромный практический опыт авторов подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта.
Многочисленными исследованиями Н.А.Никашиной, А.К.Марковой, Г.И.Жаренковой, Л.Ф.Спировой, Г.А.Каше и другими было подтверждено предположение о том, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Общепринятая в России аналитико-синтетическая методика обучения чтению опирающаяся на теоретические и практические разработки К.Д.Ушинского, Д.Б.Эльконина давно зарекомендовала себя как надежный и эффективный способ. Используя эту методику я поняла, что она успешно работает тогда, когда ребенок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет овладеть чтением. А чтобы поднять ребенка до этого уровня зрелости, необходимо специальное подготовительное обучение, которое проводят в детском саду.
Д.Б.Эльконин писал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и в последующем усвоение языка» [ 3 ]. Вот почему необходимо уделять большое внимание добуквенному периоду. А развитие звуко-буквенного анализа предполагает умение последовательно вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами. Умение переводить письменные знаки в звуки позволит научиться хорошо читать.
Проанализировав работы выдающихся авторов Т.В.Александровой, Г.А.Тумаковой, А.И.Максакова, Е.В.Колесникова, А.Н.Корнева и других я попыталась применить полученные знания на практике, так как формирование фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза лежит в основе обучения дошкольников-логопатов чтению.
В последние два десятилетия приобрела широкую популярность тенденция раннего обучения чтению. Произошло это, отчасти, под влиянием некоторых педагогов-новаторов в России и за рубежом, пропагандирующих раннее обучение чтению и предлагающих для этого свои авторские методики. Подобные веяния встретили одобрение в определенных слоях населения, и раннее обучение чтению приобрело характер чего-то модного и престижного. Никакими серьезными научными обоснованиями такие новации не подкреплены. Если это делается без учета готовности ребенка к усвоению таких навыков, возникает много проблем, значительных затруднений у ребенка, проявляющихся в дефектном, неполноценном усвоении и в формировании негативного отношения к чтению и письму.
Сформировать у ребенка навыки чтения – это значит развить у него звуковую культуру речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.
Исходя из диагностических исследований, проводимых в начале учебного года, пришла к выводу, что характер нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Без специального коррекционного воздействия дети не научатся различать и узнавать на слух фонемы, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к затруднениям при овладении навыкам чтения, поэтому, запланированную работу мне пришлось разделить на три этапа:
1 этап – Развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи.
2 этап – Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
3 этап – Послоговое чтение.
Дети старшего дошкольного возраста очень восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. И чтобы этот интерес не пропал, старалась вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, через которую осуществляла развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи. Используя дидактические игры «Посмотри, запомни, назови», «Хлопни на А, топни на Н», «Что звучит?», «Исправь ошибку», «Какое слово лишнее?», «Подскажи словечко» и другие развивала у детей умение узнавать и различать неречевые звуки, близкие по звуковому составу слова, различные по силе звучания голоса. Во время речевых игр дети внимательно прослушивали стихотворение и пытались подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, что способствовало развитию фонематического слуха, правильному произношению звуков в словах.
Достигнув определенного уровня сформированности фонематического восприятия, а также произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи, я проводила работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза слов. Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их восприятие и выделение в словах проще, чем согласных.
Логопеды знают, как трудно расшевелить заторможенного и скованного ребенка. На занятиях, где присутствует элемент соревнования, он раскрепощается, становится более уверенным в себе. На каждом занятии по обучению грамоте дети учились выделять звук из слова, определять место звука в слове и одновременно уточнять звукопроизношение изучаемого звука. На начальном этапе обучения, в старшей группе, знакомила детей с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. Фонетический анализ слов вовсе не означает их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух. Схемы разбора дошкольники рисовали кружками и раскрашивали цветными карандашами, выкладывали из разноцветных квадратиков или кружков (для этой цели хорошо подходят пробки от пластиковых бутылок красного, синего и зеленого цветов).
Чтобы продемонстрировать последовательную смену одного звука другим я использовала звуковую линейку, при помощи которой дети одновременно слышали протяжное произнесение и следили за последовательным появлением звуков. Используя звуковую линейку, мне не только удавалось сосредоточить внимание на каком-то одном звуке, но и закрепить знания о последовательной смене звуков в словах. Конечно, для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в слове (начало, середина или конец) представляет огромную трудность. С целью облегчения формирования этого навыка использовала зрительный символ – плоскостное изображение ежика, который передвигался слева направо и останавливался в начале, середине или конце звуковой линейки в зависимости от определяемого звука в слове. Когда я знакомила детей с буквой, то всегда демонстрировала ее печатное изображение, читала веселое стихотворение о ней, что помогало дошкольникам лучше запомнить образ изучаемой буквы. В тетрадях дети учились писать печатную букву с использованием образца, печатать слоги, слова, что способствовало развитию звуко-буквенного анализа и синтеза, развитию графических навыков, создавало положительное отношение к процессу обучения, так как эти действия почти не вызывают у детей затруднений, потому что основные элементы знаний уже заложены.
Очень нравились дошкольникам моменты, когда буквы в их руках «оживали», то есть, дети из пластилина лепили буквы, слова, свои имена, выкладывали из мелких морских камешков, фасоли, гороха, дорисовывали элементы силуэта изучаемой буквы. Затем все вместе развешивали в группе изображения данных букв, выполненные в разном цвете, величине, графическом изображении.
Добиться хорошего результата на последнем этапе работы удавалось при помощи разрезной азбуки. Дети складывали из букв разрезной азбуки сразу после звукового анализа и синтеза слоги – соединяли звуки в слоги и прочитывали слово по слогам. Воспитанники с огромным желанием вставляли пропущенные буквы в словах в специально напечатанных карточках, делали фонетический разбор слов, читали слоги, составляли из этих слогов слова, слитно их читали, объясняли смысл прочитанного, разгадывали ребусы и кроссворды, при помощи которых в игровой форме закрепляли имеющиеся навыки в послоговом чтении и умении печатать под диктовку.
Для успешной работы учителю-логопеду нужно иметь не только тесный контакт с воспитателями, но и необходимо поддерживать взаимосвязь с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Увидев наглядно достижения своего ребенка, каждый родитель убеждается в том, что, чтобы овладеть навыками чтения – знать буквы алфавита недостаточно, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух, уметь слышать и выделять звуки в словах, владеть навыками звукового и слогового анализа и синтеза.
В заключении хочется сказать, что результаты логопедического воздействия подтвердили целесообразность проводимых коррекционно-педагогических мероприятий. По итогам диагностического исследования можно было судить, что проведенная коррекционная работа подтверждает эффективность проводимых занятий по выбранной теме на всем протяжении обучения дошкольников в логопедической группе.
Рекомендуемая литература
1.Александрова, Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников. –
СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48 с.
2.Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
3.Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. /Под
ред. Ф.А.Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144с. |