Главная страница

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи



Скачать 44.31 Kb.
НазваниеРазвитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи
Дата16.04.2016
Размер44.31 Kb.
ТипСеминар

Семинар-практикум

на тему «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи»

(для родителей воспитанников средних и старших групп ГБОУ)

У дошкольников с общим недоразвитием речи оказываются несформированными основные компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции данного нарушения многие исследователи (Р.Е.Левина, Р.М. Боскис, Г.А.Каше) отводят формированию фонематического восприятия, то есть спсобности воспринимать и различать звуки речи. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Для преодоления фонетических нарушений разработаны системы упражнений, которые можно поэтапно использовать в работе с детьми.

Выделяют пять ступеней формирования фонематического восприятия:

-узнавание неречевых звуков;

- различение одинаковых по высоте, силе, и тембру звукокомплексов;

- различение близких по звуковому составу слов;

- дифференциация слогов;

- дифференциация фонем.

узнавание неречевых звуков

Упражнение 1. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, погремушка, барабан. Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку предлагается только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит.

Упражнение 2. Перед ребенком 4-5 предметов (например, металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка…), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. Взрослый, постукивая карандашом по каждому предмету, многократно воспроизводит его звучание, чтобы ребенок уловил характер звука. Затем ребенку предлагается только на слух определить, что звучит.

Упражнение 3. Перед ребенком лежат хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Ребенку предлагается без зрительной опоры определить, что он слышит и рассказать о действиях взрослого. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам, или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге. После каждого произведенного действия ребенку надо рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно.


Различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов
Упражнение 1. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из родных позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем(для усложнения) произносят короткое АУ.

Упражнение 2. Взрослый предлагает вспомнить сказку «Три медведя», а затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты), или Мишутка (высокий голос) используются одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?»

«Кто ел из моей чашки?»

«Кто спал в моей кровати?»

«Кто же был в нашем доме?»

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке.

Упражнение 3. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий предмет, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо); собака лает: АВ-АВ (громко), АВ-АВ (тихо) и т.д.

Различение близких по звуковому составу слов

Упражнение 1. Перед ребенком сигнальные фишки. Взрослый предлагает ребенку, услышав правильное название изображенного на картинке предмета, поднять фишку, неправильное – фишку не поднимать. Затем показывает картинку и громко, медленно и четко произносит.

Упражнение 2. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним каждую пару слов и определить, похожи ли по звучанию два слова:

Пень-день топот-кубик

Майка-байка фантик-бантик

Лифт-бинт обеды-победы

Кабина-фонтан танк-банк

Монета-нота банка-манка

Упражнение 3. Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:

В ней всего-то три окна, и за елкой не видна.

Хоть бела, но маловата небольшая наша ВАТА (ХАТА).

Посмотрите в воду сами – с очень длинными усами

Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный ДОМ (СОМ).

Отругала мама зайку – не надел под свитер ГАЙКУ (МАЙКУ).

Много снега во дворе – едут ТАНКИ по горе (САНКИ).

Упражнение 4. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним в заданном порядке вначале по два, затем по три похожих слова:

Бак-так моток-каток-поток

Мак-бак-так батон-бутон-бетон

Ток-тук-так будка-дудка-утка

Бык-бок-бак нитка-ветка-ватка

Ком-дом-гном клетка-плетка-пленка

Упражнение 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда слов то слово, которое отличается от остальных:

Кот-ком-ком-ком будка-буква-будка-будка

Канава-канава-какао-канава винт-винт-бинт-винт

Утенок-утенок-утенок-котенок минута-монет-минута-минута

Упражнение 6. Взрослый предлагает ребенку, подобрав подходящее рифмующее слово, закончить каждое двустишие:

Не дрожи, Сережка, это ж наша …(кошка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети …(книжки).

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи …(туч).

И назад, и вперед может плыть…(пароход).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась…(шишка).

Дифференциация слогов

Упражнение 1. Взрослый предлагает ребенку воспроизвести слоговые ряды со сменой ударного слога:

ТА-ТА-ТА ПА-ПА-ПА

ТА-ТА-ТА ПА-ПА-ПА

ТА-ТА-ТА ПА-ПА-ПА

Упражнение 2. Взрослый предлагает ребенку воспроизвести слоговые ряды с общим согласным и разными гласными звуками:

ТА-ТО-ТУ ТЫ-ТА-ТО МУ-МЫ-МА МО-МА-МЫ

Упражнение 3. Взрослый предлагает ребенку воспроизвести слоговые сочетания с общим гласным и различными согласными звуками:

ТА-КА-ПА ТУ-КУ-ПУ ТЫ-КЫ-ПЫ ТО-КО-ПО

Дифференциация фонем

Упражнение 1. Взрослый несколько раз повторяет тот гласный звук, который ребенку нужно выделить (хлопнуть в ладоши) среди других звуков. Затем он медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Л-Ф-З-В-Ж-Х-Ы

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Упражнение 2. Взрослый предлагает ребенку повторить сочетания гласных звуков:

АО АИУ АОИУ

УА ИАО ИОУА

АИ УИА ИЫОУ

Упражнение 3. Взрослый несколько раз повторяет тот согласный звук, который ребенку нужно выделить среди других звуков. Затем он медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-К-Т-Р-С-И-П-Л-Д-Г-Н-Ж-К-А-У-М-С

Повторять звук нужно столько раз, сколько ребенку потребуется для запоминания.