|
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в коррекционной школе. Приемы и методы работы над познавательными учебными действиями Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в коррекционной школе. Приемы и методы работы над познавательными учебными действиями.
Приоритетной целью общего образования, в связи с разработкой и принятием новых федеральных государственных стандартов, становится формирование общеучебных навыков и способов деятельности.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, мы должны формировать у учащихся умения учиться. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски и управлять познавательной деятельностью учащихся. Отсюда меняются подходы в организации образовательного процесса.
Выделяют 4 блока учебных действий:
Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Регулятивные – обеспечивают организацию познавательной и учебной деятельности.
Познавательные – включают общеучебные, исследовательские и логические действия, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
На уроках географии развитие универсальных учебных действий осуществляется во взаимосвязи всех видов и через систему заданий.
Подробнее остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
Найди отличия (можно задать их количество). По иллюстрации учащиеся должны найти заданное количество отличий в предлагаемых предметах.
Назови по иллюстрации слово. Используя рисунки, определи, что выращивают на полях страны.( Т.М.Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов Государства Евразии с.79 №5)
- Назови по картинке сказку с.11 №9
- Используя иллюстрации, назови ведущие отрасли промышленности Грузии с.98№9
- Используя опорные иллюстрации, расскажи об основных отраслях сельского хозяйства Грузии с.96 №6
Поиск лишнего. Что является лишним в данном перечне
- растения, животные, бактерии, грибы, водоросли
- яблоко, яблоня, осина, берёза. Почему?
- Выбери несколько правильных ответов. Зачеркни ненужное. С.66 №7
Белоруссия богата
А - лесами
Б – степями
В – болотами и озёрами
Г – морями
- Выбери один правильный ответ.
Столица Белоруссии
А – Минск
Б – Брест
В – Вильнюс
- Выдели лишнее слово в каждом ряду. Зачеркни его.Объясни какое отношение они имеют к Азербайджану. Составь с ними предложения. С.100 №6
- Вычеркни лишнее. Если затрудняешься , воспользуйся статьёй учебника с.180
Упорядочивание.
- Соедини названия товаров, выпускаемых в Латвии, с названиями соответствующих отраслей промышленности. Составь рассказ о промышленности Латвии. с.60 -61 №6
- Соедини стрелками словосочетания.с.96 №4, с.99 №3
- Соедини стрелкой вопрос и правильный ответ с.107 №8
Самый большой город Турции Стамбул
Пролив, соединяющий две части Стамбула Чёрное, Средиземное
Столица Турции Анкара
Название Стамбула в древности Босфор
Туристическая столица Турции Большой Арарат
Самая высокая гора в Турции Константинополь
Моря, омывающие Турцию Анталья
Составление схем - опор. С.63 №3
-
- Используя схему, объясни, почему ближе к побережью Чёрного моря более влажно с.96 №3
Работа с таблицами, пиктограммами, кроссвордами.
- Запиши числа в порядке убывания, а под ними соответствующие буквы. Ты узнаешь национальное блюдо белоруссов. С.67 №11
- Выпиши изученные государства в таблицу с.75
-
Государство Восточной Европы
| Столица
| - Собери в корзину фрукты, выращиваемые в Узбекистане с.82 №6
- Заполни таблицу «Животный мир Узбекистана" с.83 №9
Что бы это значило?
- Выпиши из текста статьи и словаря учебника значение следующих слов с83 №10
Арык кокон медресе плов тюбитейка
- Попробуй прочитать с.114 №8
Прочтение и расшифровка ребусов ( по каждой теме в Рабочей тетради Т.М.Лифановой 9 класс )
Составление цепочек с.115 -116 №5
Выстраивание логических цепочек
А. плод почка семя цветок
Б. клетка лес растительность берёза ядро лист
Перечисленные виды заданий могут быть использованы на этапах повторения и закрепления полученных знаний.
Составление кластера.
Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме.
Кластер – это графическая организация материала. В переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно думать по какой –либо теме.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Приём «Корзина» идей и понятий. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно изобразить корнин, в которую условно будет собрано всё, что знают ученики по изучаемой теме.
В ходе усвоения учебного материала идёт формирование познавательных универсальных учебных действий, путём использования различных упражнений, направленных на развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Используемая литература:
1.Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.А.Г Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» Система заданий М. «Просвещение» 2010
3. Т.М Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов Государства Евразии 9 класс М «Просвещение» 2006
4.Т.М Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов 8 класс М «Просвещение» 2008
5. Т.М.Лифанова Рабочая тетрадь по начальном курсу физической географии 6 класс М «Просвещение» 2008
6.Т.М Лифанова география Рабочая тетрадь 7 класс М «Просвещение» 2013 |
|
|