Главная страница

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в коррекционной школе. Приемы и методы работы над познавательными учебными действиями



Скачать 50.11 Kb.
НазваниеФормирование универсальных учебных действий на уроках географии в коррекционной школе. Приемы и методы работы над познавательными учебными действиями
Дата18.04.2016
Размер50.11 Kb.
ТипДокументы

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в коррекционной школе. Приемы и методы работы над познавательными учебными действиями.

Приоритетной целью общего образования, в связи с разработкой и принятием новых федеральных государственных стандартов, становится формирование общеучебных навыков и способов деятельности.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, мы должны формировать у учащихся умения учиться. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски и управлять познавательной деятельностью учащихся. Отсюда меняются подходы в организации образовательного процесса.

Выделяют 4 блока учебных действий:

  1. Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

  2. Регулятивные – обеспечивают организацию познавательной и учебной деятельности.

  3. Познавательные – включают общеучебные, исследовательские и логические действия, действия постановки и решения проблем.

  4. Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

На уроках географии развитие универсальных учебных действий осуществляется во взаимосвязи всех видов и через систему заданий.

Подробнее остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  1. Найди отличия (можно задать их количество). По иллюстрации учащиеся должны найти заданное количество отличий в предлагаемых предметах.

  2. Назови по иллюстрации слово. Используя рисунки, определи, что выращивают на полях страны.( Т.М.Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов Государства Евразии с.79 №5)

- Назови по картинке сказку с.11 №9

- Используя иллюстрации, назови ведущие отрасли промышленности Грузии с.98№9

- Используя опорные иллюстрации, расскажи об основных отраслях сельского хозяйства Грузии с.96 №6

  1. Поиск лишнего. Что является лишним в данном перечне

- растения, животные, бактерии, грибы, водоросли

- яблоко, яблоня, осина, берёза. Почему?

- Выбери несколько правильных ответов. Зачеркни ненужное. С.66 №7

Белоруссия богата

А - лесами

Б – степями

В – болотами и озёрами

Г – морями

- Выбери один правильный ответ.

Столица Белоруссии

А – Минск

Б – Брест

В – Вильнюс

- Выдели лишнее слово в каждом ряду. Зачеркни его.Объясни какое отношение они имеют к Азербайджану. Составь с ними предложения. С.100 №6

- Вычеркни лишнее. Если затрудняешься , воспользуйся статьёй учебника с.180

  1. Упорядочивание.

- Соедини названия товаров, выпускаемых в Латвии, с названиями соответствующих отраслей промышленности. Составь рассказ о промышленности Латвии. с.60 -61 №6

- Соедини стрелками словосочетания.с.96 №4, с.99 №3

- Соедини стрелкой вопрос и правильный ответ с.107 №8

Самый большой город Турции Стамбул

Пролив, соединяющий две части Стамбула Чёрное, Средиземное

Столица Турции Анкара

Название Стамбула в древности Босфор

Туристическая столица Турции Большой Арарат

Самая высокая гора в Турции Константинополь

Моря, омывающие Турцию Анталья

  1. Составление схем - опор. С.63 №3





















- Используя схему, объясни, почему ближе к побережью Чёрного моря более влажно с.96 №3

  1. Работа с таблицами, пиктограммами, кроссвордами.

- Запиши числа в порядке убывания, а под ними соответствующие буквы. Ты узнаешь национальное блюдо белоруссов. С.67 №11

- Выпиши изученные государства в таблицу с.75

Государство Восточной Европы

Столица

- Собери в корзину фрукты, выращиваемые в Узбекистане с.82 №6

- Заполни таблицу «Животный мир Узбекистана" с.83 №9

  1. Что бы это значило?

- Выпиши из текста статьи и словаря учебника значение следующих слов с83 №10

Арык кокон медресе плов тюбитейка

- Попробуй прочитать с.114 №8

  1. Прочтение и расшифровка ребусов ( по каждой теме в Рабочей тетради Т.М.Лифановой 9 класс )

  2. Составление цепочек с.115 -116 №5

  3. Выстраивание логических цепочек

А. плод почка семя цветок

Б. клетка лес растительность берёза ядро лист

Перечисленные виды заданий могут быть использованы на этапах повторения и закрепления полученных знаний.

  1. Составление кластера.

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме.

Кластер – это графическая организация материала. В переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно думать по какой –либо теме.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

  1. Приём «Корзина» идей и понятий. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно изобразить корнин, в которую условно будет собрано всё, что знают ученики по изучаемой теме.

В ходе усвоения учебного материала идёт формирование познавательных универсальных учебных действий, путём использования различных упражнений, направленных на развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Используемая литература:

1.Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.А.Г Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» Система заданий М. «Просвещение» 2010

3. Т.М Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов Государства Евразии 9 класс М «Просвещение» 2006

4.Т.М Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов 8 класс М «Просвещение» 2008

5. Т.М.Лифанова Рабочая тетрадь по начальном курсу физической географии 6 класс М «Просвещение» 2008

6.Т.М Лифанова география Рабочая тетрадь 7 класс М «Просвещение» 2013