Главная страница


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида Красногвардейского района



Скачать 61.01 Kb.
НазваниеГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида Красногвардейского района
Дата14.04.2016
Размер61.01 Kb.
ТипМетодическая разработка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида Красногвардейского района





«Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Методическая разработка


воспитателя Антоновой Вероники Валериевны

Санкт-Петербург

2013

Современные дошкольники значительно отличаются от предыдущих поколений. Они иначе воспринимают окружающий их мир, у них другие способы познания этого мира, интересы, игрушки. Причины этих различий заключаются, среди прочего, в том, что с самого рождения эти дети оказываются в информационной среде. Их первые игрушки – это пульты от телевизора и DVD, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, диктофоны и видеокамеры, компьютеры и игровые приставки. И именно эти девайсы интересуют малышей больше, чем традиционные конструкторы , куклы, мозаики, настольные игры. Мы можем по-разному оценивать значение этих изменений, но они есть, и неразумно было бы их игнорировать. Как бы мы не относились к проблеме, информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником и наставником в мире новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать новым способом формирования у детей представлений об окружающем мире. Возможности компьютера позволяют изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Эти условия обеспечивает способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео.

Маленькие петербуржцы с первых лет жизни могут быть вовлечены во взаимодействие с культурным наследием своего города. Однако, стоит учесть, что мы живем в спальном районе, в котором не так много достопримечательностей. Родители наших воспитанников редко знакомят детей с городскими музеями, парками, дворцами. Приобщение ребёнка к культурному наследию Санкт-Петербурга осуществляется преимущественно в стенах дошкольного образовательного учреждения. Однако, возможности детского сада в этом вопросе тоже ограничены. Экскурсии по городу довольно затратны, и стали еще менее доступны из-за транспортных пробок. Поэтому необходимо «приблизить» город к ребёнку. В этом вопросе бесспорным лидером по эффективности становятся информационно-коммуникативные технологии. По сравнению с традиционными формами образовательной работы с дошкольниками по ознакомлению с родным городом, использование ИКТ обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; т.к. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • многообразие форм подачи информации: графика, анимация, звук, видео надолго привлекает внимание ребенка;

  • позволяет моделировать жизненные, вымышленные, исторические ситуации;

  • делает доступными для рассматривания, изучения объекты, которые в жизненной ситуации труднодоступны для обозрения ребенком (находятся высоко, далеко, закрыты строительными лесами, др.);

  • помогает сформировать ассоциативные связи;

ИКТ используются как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. К вариантам использования информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления детей с историей и культурой города можно отнести:


  1. Игры, которые создаются в программе Power Point с использованием триггеров, такие, как «Загадочные картинки», «Подбери картинку», т.д.




  1. Презентации различной тематики («Мосты Петербурга», «Ограды и решетки», «Хранители города», «Сказочные жители Петербурга», «Герои древних мифов в скульптуре», «Дворцовая площадь», «Невский проспект») могут использоваться:

  • в образовательной работе с детьми (игры-путешествия, беседы, досуги, игры-квесты, викторины);

  • в диагностических образовательных ситуациях;

  • в качестве электронного наглядного материала (иллюстрации,

мнемотаблицы, карты и схемы)

Современные информационно-коммуникативные технологии дают возможность расширить рамки образовательного процесса. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием; они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. А если материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь презентация просто незаменима. Информация подается в привлекательной форме, а наличие сюрпризного момента в виде анимации, ускоряет процесс запоминания содержания, делает его осмысленным и долговременным. Компьютерная презентация дает возможность по-новому представить наглядный материал.



  1. Использование ЭОР обеспечивает доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает путь и воспитателю, и воспитаннику к большому объему новой информации, наглядного материала, который в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуем. В совместной с родителями работе по ознакомлению дошкольников с родным городом можно использовать следующие интернет-ресурсы:


Мир Петербурга проект центра петербурговедения ЦГПБ им. В.В.Маяковского и Всемирного клуба петербуржцев https://mirpeterburga.ru/

Энциклопедия Санкт-Петербурга https://encspb.ru/

Окно в Санкт-Петербург. Сайт учителя истории и культуры Санкт-Петербурга ГОУ СОШ №324 Курортного района
Смирновой А. А. https://gorod.324school.spb.ru/

Петербурговедение для дошкольников. Детям дошкольного возраста о Петербурге в рассказах, сказках и играх https://peterburgforchildren.blogspot.ru/p/blog-page.html

Песочница детский развивающий центр https://sand-play.ru/peterburg.html

Карта Спб https://karta-spb.livejournal.com/

Петербургский фотографический журнал https://fotopiter.livejournal.com/

Spbkids Сайт для любопытных родителей https://spbkids.com/

KidsReview https://kidsreview.ru/ и многие другие.


  1. Издательская деятельность.

Использование цифрового фотоаппарата, сканера, компьютера для создания детских книг, журналов, программок для тематических досугов, вернисажей, карт для игр-квестов, презентаций проектов, фоторепортажей.

d:\детсад\file0087.jpg d:\детсад\file0088.jpg

  1. Создание и использование электронной базы цифровых фотографий, аудио- и видеофайлов, которыми пользуется педагог.

Каталог цифровых фотографий включает:

  • Подкаталог «Персоналии Санкт-Петербурга»

фотографии памятников, посвященных известным людям Санкт-Петербурга, а также мест города, связанных с их памятью, интерьеров их музеев-квартир, портретов и другого материала

  • Подкаталог «Мифические существа и боги»

фотографии скульптуры, барельефов и горельефов по теме

  • Подкаталог «Реальные объекты»

фотографии архитектуры, скульптуры и пейзажей Санкт-Петербурга.

  • Подкаталог «Флора и фауна»

фотографии скульптуры наиболее популярных животных

  • Подкаталог «Праздники в Санкт-Петербурге»

фотографии наиболее популярных городских традиций и праздников

Каталог аудиофайлов включает

  • коллекцию шумовых семплов (звуковых отрывков, например, плеск волн, крики чаек, звуки городского транспорта, дождя, т.д.);

  • коллекцию песен о Петербурге;

  • коллекцию музыки для звукового оформления видеофильмов, клипов, презентаций-путешествий, др.



Использование ИКТ в образовательной работе с дошкольниками может осуществляться

  • в начале совместной деятельности – для того, чтобы заинтересовать детей;

  • в середине – для смены вида деятельности,

  • в конце как поощрение, подтверждение правильности выполненного задания;

  • в качестве связующего звена в серии образовательных ситуаций.


Применение информационно – коммуникативных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества представлений о родном городе ; формирует эмоционально-ценностное отношение , интерес к Санкт-Петербургу , его культурному наследию и процессу его познания, что становится основой действенного отношения к культурному наследию родного города.