«Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга» Методическая разработка воспитателя Антоновой Вероники Валериевны
Санкт-Петербург
2013
Современные дошкольники значительно отличаются от предыдущих поколений. Они иначе воспринимают окружающий их мир, у них другие способы познания этого мира, интересы, игрушки. Причины этих различий заключаются, среди прочего, в том, что с самого рождения эти дети оказываются в информационной среде. Их первые игрушки – это пульты от телевизора и DVD, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, диктофоны и видеокамеры, компьютеры и игровые приставки. И именно эти девайсы интересуют малышей больше, чем традиционные конструкторы , куклы, мозаики, настольные игры. Мы можем по-разному оценивать значение этих изменений, но они есть, и неразумно было бы их игнорировать. Как бы мы не относились к проблеме, информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником и наставником в мире новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности ребенка».
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать новым способом формирования у детей представлений об окружающем мире. Возможности компьютера позволяют изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Эти условия обеспечивает способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео.
Маленькие петербуржцы с первых лет жизни могут быть вовлечены во взаимодействие с культурным наследием своего города. Однако, стоит учесть, что мы живем в спальном районе, в котором не так много достопримечательностей. Родители наших воспитанников редко знакомят детей с городскими музеями, парками, дворцами. Приобщение ребёнка к культурному наследию Санкт-Петербурга осуществляется преимущественно в стенах дошкольного образовательного учреждения. Однако, возможности детского сада в этом вопросе тоже ограничены. Экскурсии по городу довольно затратны, и стали еще менее доступны из-за транспортных пробок. Поэтому необходимо «приблизить» город к ребёнку. В этом вопросе бесспорным лидером по эффективности становятся информационно-коммуникативные технологии. По сравнению с традиционными формами образовательной работы с дошкольниками по ознакомлению с родным городом, использование ИКТ обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; т.к. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
многообразие форм подачи информации: графика, анимация, звук, видео надолго привлекает внимание ребенка;
позволяет моделировать жизненные, вымышленные, исторические ситуации;
делает доступными для рассматривания, изучения объекты, которые в жизненной ситуации труднодоступны для обозрения ребенком (находятся высоко, далеко, закрыты строительными лесами, др.);
помогает сформировать ассоциативные связи;
ИКТ используются как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. К вариантам использования информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления детей с историей и культурой города можно отнести:
Игры, которые создаются в программе Power Point с использованием триггеров, такие, как «Загадочные картинки», «Подбери картинку», т.д.
Презентации различной тематики («Мосты Петербурга», «Ограды и решетки», «Хранители города», «Сказочные жители Петербурга», «Герои древних мифов в скульптуре», «Дворцовая площадь», «Невский проспект») могут использоваться:
в образовательной работе с детьми (игры-путешествия, беседы, досуги, игры-квесты, викторины);
в диагностических образовательных ситуациях;
в качестве электронного наглядного материала (иллюстрации,
мнемотаблицы, карты и схемы)
Современные информационно-коммуникативные технологии дают возможность расширить рамки образовательного процесса. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием; они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. А если материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь презентация просто незаменима. Информация подается в привлекательной форме, а наличие сюрпризного момента в виде анимации, ускоряет процесс запоминания содержания, делает его осмысленным и долговременным. Компьютерная презентация дает возможность по-новому представить наглядный материал.
Использование ЭОР обеспечивает доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает путь и воспитателю, и воспитаннику к большому объему новой информации, наглядного материала, который в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуем. В совместной с родителями работе по ознакомлению дошкольников с родным городом можно использовать следующие интернет-ресурсы:
Мир Петербурга проект центра петербурговедения ЦГПБ им. В.В.Маяковского и Всемирного клуба петербуржцев https://mirpeterburga.ru/
Энциклопедия Санкт-Петербурга https://encspb.ru/
Окно в Санкт-Петербург. Сайт учителя истории и культуры Санкт-Петербурга ГОУ СОШ №324 Курортного района Смирновой А. А. https://gorod.324school.spb.ru/
Петербурговедение для дошкольников. Детям дошкольного возраста о Петербурге в рассказах, сказках и играх https://peterburgforchildren.blogspot.ru/p/blog-page.html
Песочница детский развивающий центр https://sand-play.ru/peterburg.html
Карта Спб https://karta-spb.livejournal.com/
Петербургский фотографический журнал https://fotopiter.livejournal.com/
Spbkids Сайт для любопытных родителей https://spbkids.com/
KidsReview https://kidsreview.ru/ и многие другие.
Издательская деятельность.
Использование цифрового фотоаппарата, сканера, компьютера для создания детских книг, журналов, программок для тематических досугов, вернисажей, карт для игр-квестов, презентаций проектов, фоторепортажей.
Создание и использование электронной базы цифровых фотографий, аудио- и видеофайлов, которыми пользуется педагог.
Каталог цифровых фотографий включает:
Подкаталог «Персоналии Санкт-Петербурга»
фотографии памятников, посвященных известным людям Санкт-Петербурга, а также мест города, связанных с их памятью, интерьеров их музеев-квартир, портретов и другого материала
Подкаталог «Мифические существа и боги»
фотографии скульптуры, барельефов и горельефов по теме
Подкаталог «Реальные объекты»
фотографии архитектуры, скульптуры и пейзажей Санкт-Петербурга.
Подкаталог «Флора и фауна»
фотографии скульптуры наиболее популярных животных
Подкаталог «Праздники в Санкт-Петербурге»
фотографии наиболее популярных городских традиций и праздников
Каталог аудиофайлов включает
коллекцию шумовых семплов (звуковых отрывков, например, плеск волн, крики чаек, звуки городского транспорта, дождя, т.д.);
коллекцию песен о Петербурге;
коллекцию музыки для звукового оформления видеофильмов, клипов, презентаций-путешествий, др.
Использование ИКТ в образовательной работе с дошкольниками может осуществляться
в начале совместной деятельности – для того, чтобы заинтересовать детей;
в середине – для смены вида деятельности,
в конце как поощрение, подтверждение правильности выполненного задания;
в качестве связующего звена в серии образовательных ситуаций.
Применение информационно – коммуникативных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества представлений о родном городе ; формирует эмоционально-ценностное отношение , интерес к Санкт-Петербургу , его культурному наследию и процессу его познания, что становится основой действенного отношения к культурному наследию родного города. |