|
Х. Садки, Приморско-Ахтарский район, Краснодарский край портфолио к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №10
х.Садки, Приморско-Ахтарский район, Краснодарский край
ПОРТФОЛИО
к краевому конкурсу
лучших классных руководителей Краснодарского края
«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»
в номинации
«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 5-9 классов»
Никитиной Наталии Николаевны
2014 год
Все усилия при воспитании окажутся тщетными, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы. Джон Рёскин Мой педагогический стаж работы 28 лет, все эти годы работаю в МБОУ ООШ №10 Приморско-Ахтарского района, Краснодарского края. Стаж работы классным руководителем 20лет. Пятый год я классный руководитель нынешнего 9 класса.
Главной идеей моей воспитательной работы является создание в классном коллективе комфортной атмосферы для самореализации, потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития .
Основная цель моей воспитательной системы состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку класса стать высоконравственной, всесторонне развитой, творчески активной, социально зрелой личностью, которая сможет сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. К каждому ученику я стараюсь относиться с доверием и формировать лучшие стороны личности.
Вопрос содержания воспитания исходный для организации практической профессиональной деятельности. С него начинается и им завершается воспитание человека. Сначала - «Куда вести детей, по какой дороге жизни?» - необходимо четкое очертание качественных характеристик образа достойной человека жизни, чтобы приступить к педагогической работе. А в завершении работы - «Каков же воспитательный результат профессиональной деятельности?». Очевидна неразрывная связь этих слагаемых. Они не существуют одно без другого.
Педагог - как путник: чтобы идти, надо определить направление, а чтобы дойти, следует уточнить, что считать конечным пунктом движения.
Содержание воспитания - то, что наполняет организуемую жизнедеятельность ребенка. Но, в свою очередь, именно наши представления о том, что есть человек современного века, каково его физическое и духовное содержание, проецирует содержание воспитания. Содержание человека как личности экстраполируется в сферу содержания воспитания.
Всю работу я условно разделила на пять этапов:
В качестве главных ориентиров воспитательной работы избрала
содействие развитию способностей детей, проявлению их индивидуальности;
формирование у детей авторского отношения к себе, своему бытию, социальному окружению;
обучение детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения;
формирование гражданско-патриотических качеств личности;
формирование культуры здоровья.
цель – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную жизненную позицию.
Для реализации цели определила следующие задачи:
ориентировать учащихся на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, уметь мобилизовать внутренние резервы
научить уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей
помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений, достижений и возможностей
развивать коммуникативную культуру школьников
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся
совершенствовать систему самоуправления классного коллектива
воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу
активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, социальным педагогом
контролировать досуговую деятельность учащихся
обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
Управление развитием воспитательной системы осуществляю по следующим приоритетным направлениям:
Актуализация воспитательного потенциала учебного процесса
Переход от «воспитательных мероприятий» к системе «ключевых дел»
Поддержка детского самоуправления
Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического ученического и родительского сообществ
Воспитательная система класса состоит из нескольких компонентов:
Индивидуально-групповой:
общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы. В нее входит: классный руководитель, дети, родители и учителя-предметники этого класса.
Ценностно – ориентационный:
цели и задачи воспитания;
перспективы жизнедеятельности класса;
принципы построения воспитательной системы.
Пространственно – временной:
связь класса с другими общностями детей и взрослых;
место и роль класса в воспитательном пространстве школы;
этап становления и развития воспитательной системы.
Диагностико – аналитический:
критерии эффективности воспитательной системы (воспитанность учащихся, защищенность, комфортность учащихся в классе, удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса, сформированность классного коллектива);
методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
критерии оценки деятельности.
Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.
Основные формы воспитательной работы:
групповая и индивидуальная работа;
коллективные творческие дела;
классные часы;
походы, экскурсии.
Вся воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:
патриотическое и духовно-нравственное воспитание;
«Цветик-Семицветик»;
«За здоровый образ жизни»;
профилактика дорожно-транспортного травматизма;
творчество;
трудовое воспитание;
работа с родителями;
взаимодействие с социумом
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание
Цель: воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России; содействие духовно-нравственному становлению ученика, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств.
Задачи:
воспитание личности духовной, нравственной, социально адаптированной к современному обществу;
воспитание патриотов;
изучение истории России, Краснодарского края
развитие чувства единения, товарищеской взаимопомощи;
вовлечение учащихся в работу органов самоуправления.
Формы работы:
Классные часы: «Государственные символы России», «Будущее России. Какое оно?», «Я – гражданин России», «День защитников Отечества», «Этот День Победы…», «Конвенция о защите прав ребенка», «Правовой статус подростка», «Здоровый я –здоровая страна», «Мы живы , пока жива память», «Этот цветной мир» и др.
Виртуальные экскурсии в город герой Волгоград, на Красную поляну ;
Посещение краеведческого музея в городе Приморско-Ахтарске, музея Григория Бахчеванджи ст.Бриньковской, музея искусств в ст.Привольной.
Экскурсии в г.Санкт-Петербург-культурную столицу, г.Адлер, на Красную поляну, Роза хутор-по местам Олимпиады, город-герой Новороссийск, город –курорт Геленджик, посещение старого парка в П. Кабардинке.
Работа в отряде волонтеров: помощь по хозяйству ветеранам ВО войны А.К.Кузнецовой, А.А.Седелевой ; уход за мемориалом Памяти погибших.
Участие в акциях «Милосердие», участие в митингах 23 февраля, 9 мая, 22 июня; возложение цветов к памятникам погибшим воинам
Посещение рождественской елочки в храме Христа Спасителя;
Активное участие в выборах лидера школьного самоуправления, совета школы.
Участие в научно-практической конференции на тему «Мои земляки в годы войны»
«Цветик-Семицветик»;
Цель: Воспитание милосердия, сострадания, сочувствия, готовности на безвозмездную помощь людям, нуждающимся в ней. Возрождение благотворительности на Кубани. Развитие детской и юношеской инициативы по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения.
Задачи:
-воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности;
- возрождение лучших отечественных традиций благотворительности;
- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимание престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны, детям-сиротам и детям-инвалидам;
- воспитание толерантности
Формы работы:
1.Система классных часов « Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности», «Если не я , то кто», «День солидарности в борьбе с терроризмом» «Поделись улыбкою своей», «Благородные поступки людей», «В кругу друзей», «Если добрый ты».
2.Волонтерская помощь ветеранам великой отечественной войны.
3.Участие в акциях «Цветик -семицветик», в акциях «Поделись теплом души», «Помоги другу», «Подари книгу первокласснику».
4.Поздравление ветеранов войны и педагогического труда с праздниками.
5.Создание в классе «Службы взаимопомощи».
«За здоровый образ жизни»
Цель: создание оптимальных условий для обеспечения формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у учеников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
Способствовать укреплению навыков ЗОЖ.
Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Профилактика асоциального поведения учащихся.
Формы работы:
Беседы, инструктажи и обучение поведению в экстремальных условиях;
Участие в Днях здоровья, школьных и районных спортивных соревнованиях;
Участие в акциях, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику вредных привычек;
Система классных часов «Я за здоровый образ жизни»; «Поговорим о вредных привычках», «Здоровым быть модно»и т.д.
Взаимодействие с медицинским учреждением, проведение профилактического осмотра учащихся.
Проведение добровольного анонимного эспресс- тестирования;
Оздоровление и отдых в оздоровительных лагерях и санаториях.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма
Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Задачи:
сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения ;
применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах;
поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
воспитывать грамотных участников дорожного движения.
Формы работы:
Беседы, инструктажи и обучение поведению на дорогах;
Встречи с инспекторами ГИБДД, участие в месячниках и неделях по безопасности и профилактике ДДТ;
Участие в школьных и районных конкурсах ЮИД, «Безопасное колесо»;
Участие в школьных, муниципальных и краевых конкурсах рисунков по пропаганде безопасности дорожного движения ;
Система классных часов «Помни: правила ГАИ – это правила твои» «Зеленый огонек», «Для вас, юные велосипедисты», «Знай и соблюдай правила движения» «Зимняя дорога», «Азбука юного пешехода», «Законы улиц и дорог»,«Уходя на каникулы, помни…»т.д.;
Выпуски стенгазет «Я и дорога », «Светофорик», «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья» и др.;
Выпуск буклетов для начальной школы о безопасности при применении удерживающих устройств в автомобилях и о запрещающих знаках на дорогах;
Проведение викторин, тестов, конкурсов кроссвордов по правилам дорожного движения.
Творчество
Цель: через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности. Создание необходимых условий для развития творчества. Организация мероприятий по выявлению творческих возможностей и формированию потребностей в разумной их реализации.
Задачи:
создать условия для воспитания творческой личности и для ее перехода на более высокую ступень развития;
включение учащихся в разнообразную творческую деятельность, что достигается специально подобранными видами творческой работы;
работа над развитием и совершенствованием творческих способностей и умений;
Формы работы:
1.Участие в концертах и конкурсах самодеятельного творчества и искусства;
2.Участие в выставках поделок декоративно- прикладного творчества , фотоконкурсах , конкурсах рисунков учащихся;
3.Проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися;
4.Совместные мероприятия и конкурсы детей и родителей творческого направления;
5.Тематические классные часы, классные мероприятия с обязательным содержанием различных творческих заданий;
6.Проведение праздников «Осенний бал», «Новогодний бал», «День учителя»;
7.Посещение кружков по интересам, народного ансамбля «Молодость»;
8.Посещение спектаклей «Датские истории», по мотивам сказки «Гадкий утенок» , «Ночь в Венеции», балет «Малахитова шкатулка» , «Баядерка», вечер хореографии «Новеллы о любви».
9.Посещение картинной галереи в Эрмитаже, Русского музея в Санкт-Петербурге .
Трудовое воспитание
Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи:
формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Формы работы:
1. Изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;
2.Классные часы «Город мастеров», «Все работы хороши выбирай на вкус», «Кубань- красавица, делами славится » , «В мире профессий» и др.
3.Ээкскурсии в фельдшерский пункт, узел связи, магазин, детский сад.
4. Встречи с ветеранами педагогического труда, ветеранами труда хутора;
5.Проведение трудовых десантов;
6.Участие в субботниках по благоустройству территории школы, пришкольного участка;
7 Работа в летний период по программе центра занятости.
8.Круглый стол «В мире профессий»(родители и дети)
Работа с родителями
Цель: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи:
научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Формы работы:
Тематические родительские собрания, круглые столы;
Индивидуальные беседы и консультации родителей с привлечением по необходимости социального педагога, посещение семей;
Организация работы родительского комитета;
Привлечение родителей к проведению классных мероприятий: «Мама, милая мама», «Школьная жизнь наших родителей», «Мой папа-солдат» и др.
Организация фотовыставок «Я и моя мама», «Защитники Отечества», «Как мы провели лето» .
Обмен опытом семейного воспитания.
Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целью и задачами воспитательной системы, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы и классного сообщества, своеобразием состава учащихся и родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.
Взаимодействие с социумом
Цель: развитие и воспитание социально-адаптируемой личности школьника в условиях
формирующейся новой образовательной среды.
Задачи:
подготовка личности к жизни , формирование умений самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации;
воспитывать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
способствовать взаимодействию учащихся школы с социумом (через совместные мероприятия).
Фомы работы:
Участие в школьных и районных праздниках, спортивных соревнованиях;
Социологические опросы и анкетирование учащихся.
Профориентационная работа с центром занятости населения, с ДК
Классные часы «Мир за пределами школы», «Правовые нормы жизни»
Участие родителей в районных конференциях и акциях «Ответы на трудные вопросы», «Уроки для детей и их родителей»
Результатом моей четырехлетней работы в этом классном коллективе является то, что у нас дружный сплоченный коллектив в котором нет нарушителей законов, нет ребят пропускающих занятия без уважительных причин, нет равнодушных . Мы любим изучать историю нашей Кубани и Родины, путешествуя по всему Краснодарскому краю(Горячий ключ, Лаго-Наки, Геленджик,Новороссийск, Кабардинка, Краснодар, Адлер, Красная поляна, Привольная, Прасковеевка) .Мы поднимались в горы и были в пещерах , на водопадах, любим кататься на коньках в ледовом дворце. Мы были в Олимпийском парке и Сочи-парке, Сафари парке, посещали дельфинарий и океанариум . В 2013 году мы побывали в г.Санкт-Петербурге. Также коллектив нашего класса часто посещает театр(музыкальный театр «Премьера» г.Краснодар, ТЮЗ и Ленсовет г.Санкт-Петербург ). Всем коллективом учащихся и родителей мы дважды отдыхали в лагере «Золотая лоза» в Прасковеевке.
Каждый из членов нашего классного коллектива это личность с активной жизненной позицией , ведущая здоровый образ жизни, развивающаяся с учетом своих способностей и интересов. Мы участники различных конкурсов и мероприятий и вот наши результаты:
Ученик нашего класса Бирюков Сергей уже второй год является лидером школьного ученического самоуправления по результатам голосования , победитель краевого конкурса сочинений «Краснодарский край в преддверии зимней олимпиады», он был в лагере Орленок. В 2013-2014 учебном году Бирюков Сергей признан лучшим учеником школы. Два года Сергей был победителем работ научно-практической конференции Эврика.
Волокжанина Анастасия участник КВН, призер и победитель муниципальных конкурсов рисунков «Профессии моих родителей».Настя ведущая школьных праздников.
Черевский Алексей победитель и призер муниципальных и краевых конкурсов декоративно-прикладного творчества, конкурсов сочинений, фотоконкурсов.
Кролевец Александр активный участник трудовых десантов, спортивных соревнований по теннису, футболу, гандболу.
Здориков Александр и Ротькин Валерий активный участник волонтерского движения, участники районных конкурсов исследовательских работ «История войны в моей семье»
Зинченко Арина , Громыхалова Олеся , Соколова Анастасия участники ансамбля «Молодость», победители конкурсов видиороликов и презентаций, конкурса олимпийские надежды «Мы команда».
Олейник Алина и Соколова Анастасия посещают танцевальный кружок при РДК.
Весь коллектив класса участники акции «Сирень 45 года», акции «Цветик-семицветик».
Зинченко Арина и Громыхалова Олеся активные участники районных ярмарок.
|
|
|