Главная страница

Х. Садки, Приморско-Ахтарский район, Краснодарский край портфолио к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»



Скачать 166.35 Kb.
НазваниеХ. Садки, Приморско-Ахтарский район, Краснодарский край портфолио к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»
Дата24.08.2016
Размер166.35 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №10

х.Садки, Приморско-Ахтарский район, Краснодарский край

ПОРТФОЛИО

к краевому конкурсу

лучших классных руководителей Краснодарского края

«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

в номинации

«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 5-9 классов»

Никитиной Наталии Николаевны

2014 год

Все усилия при воспитании окажутся тщетными, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы. Джон Рёскин
Мой педагогический стаж работы 28 лет, все эти годы работаю в МБОУ ООШ №10 Приморско-Ахтарского района, Краснодарского края. Стаж работы классным руководителем 20лет. Пятый год я классный руководитель нынешнего 9 класса.

Главной идеей моей воспитательной работы является создание в классном коллективе комфортной атмосферы для самореализации, потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития .

Основная цель моей воспитательной системы состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку класса стать высоконравствен­ной, всесторонне развитой, творчески активной, соци­ально зрелой личностью, которая сможет сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое со­вершенство. К каждому ученику я стараюсь относиться с доверием и формировать лучшие стороны личности.

Вопрос содержания воспитания исходный для организации практической профессиональной деятельности. С него начинается и им завершается воспитание человека. Сначала - «Куда вести детей, по какой дороге жизни?» - необходимо четкое очертание качественных характеристик образа достойной человека жизни, чтобы приступить к педагогической работе. А в завершении работы - «Каков же воспитательный результат профессиональной деятельности?». Очевидна неразрывная связь этих слагаемых. Они не существуют одно без другого.

Педагог - как путник: чтобы идти, надо определить направление, а чтобы дойти, следует уточнить, что считать конечным пунктом движения.

Содержание воспитания - то, что наполняет организуемую жизнедеятельность ребенка. Но, в свою очередь, именно наши представления о том, что есть человек современного века, каково его физическое и духовное содержание, проецирует содержание воспитания. Содержание человека как личности экстраполируется в сферу содержания воспитания.

Всю работу я условно разделила на пять этапов:






прямая со стрелкой 57прямая со стрелкой 55прямая со стрелкой 53прямая со стрелкой 51прямая со стрелкой 49







В качестве главных ориентиров воспитательной работы избрала

  • содействие развитию способностей детей, проявлению их индивидуальности;

  • формирование у детей авторского отношения к себе, своему бытию, социальному окружению;

  • обучение детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения;

  • формирование гражданско-патриотических качеств личности;

  • формирование культуры здоровья.

цельсоздание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную жизненную позицию.

Для реализации цели определила следующие задачи:

  • ориентировать учащихся на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, уметь мобилизовать внутренние резервы

  • научить уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей

  • помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений, достижений и возможностей

  • развивать коммуникативную культуру школьников

  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся

  • совершенствовать систему самоуправления классного коллектива

  • воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу

  • активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, социальным педагогом

  • контролировать досуговую деятельность учащихся

  • обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.


Управление развитием воспитательной системы осуществляю по следующим приоритетным направлениям:

  • Актуализация воспитательного потенциала учебного процесса

  • Переход от «воспитательных мероприятий» к системе «ключевых дел»

  • Поддержка детского самоуправления

  • Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического ученического и родительского сообществ

Воспитательная система класса состоит из нескольких компонентов:

Индивидуально-групповой:

  • общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы. В нее входит: классный руководитель, дети, родители и учителя-предметники этого класса.

Ценностно – ориентационный:

  • цели и задачи воспитания;

  • перспективы жизнедеятельности класса;

  • принципы построения воспитательной системы.

Пространственно – временной:

  • связь класса с другими общностями детей и взрослых;

  • место и роль класса в воспитательном пространстве школы;

  • этап становления и развития воспитательной системы.

Диагностико – аналитический:

  • критерии эффективности воспитательной системы (воспитанность учащихся, защищенность, комфортность учащихся в классе, удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса, сформированность классного коллектива);

  • методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;

  • критерии оценки деятельности.

Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

Основные формы воспитательной работы:

  • групповая и индивидуальная работа;

  • коллективные творческие дела;

  • классные часы;

  • походы, экскурсии.

Вся воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание;

  • «Цветик-Семицветик»;

  • «За здоровый образ жизни»;

  • профилактика дорожно-транспортного травматизма;

  • творчество;

  • трудовое воспитание;

  • работа с родителями;

  • взаимодействие с социумом

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание

Цель: воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России; содействие духовно-нравственному становлению ученика, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств.

Задачи:

  • воспитание личности духовной, нравственной, социально адаптированной к современному обществу;

  • воспитание патриотов;

  • изучение истории России, Краснодарского края

  • развитие чувства единения, товарищеской взаимопомощи;

  • вовлечение учащихся в работу органов самоуправления.


Формы работы:

  1. Классные часы: «Государственные символы России», «Будущее России. Какое оно?», «Я – гражданин России», «День защитников Отечества», «Этот День Победы…», «Конвенция о защите прав ребенка», «Правовой статус подростка», «Здоровый я –здоровая страна», «Мы живы , пока жива память», «Этот цветной мир» и др.

  2. Виртуальные экскурсии в город герой Волгоград, на Красную поляну ;

  3. Посещение краеведческого музея в городе Приморско-Ахтарске, музея Григория Бахчеванджи ст.Бриньковской, музея искусств в ст.Привольной.

  4. Экскурсии в г.Санкт-Петербург-культурную столицу, г.Адлер, на Красную поляну, Роза хутор-по местам Олимпиады, город-герой Новороссийск, город –курорт Геленджик, посещение старого парка в П. Кабардинке.

  5. Работа в отряде волонтеров: помощь по хозяйству ветеранам ВО войны А.К.Кузнецовой, А.А.Седелевой ; уход за мемориалом Памяти погибших.

  6. Участие в акциях «Милосердие», участие в митингах 23 февраля, 9 мая, 22 июня; возложение цветов к памятникам погибшим воинам

  7. Посещение рождественской елочки в храме Христа Спасителя;

  8. Активное участие в выборах лидера школьного самоуправления, совета школы.

  9. Участие в научно-практической конференции на тему «Мои земляки в годы войны»


«Цветик-Семицветик»;

Цель: Воспитание милосердия, сострадания, сочувствия, готовности на безвозмездную помощь людям, нуждающимся в ней. Возрождение благотворительности на Кубани. Развитие детской и юношеской инициативы по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения.

Задачи:

 -воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности;

- возрождение лучших отечественных  традиций благотворительности;

- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимание престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны, детям-сиротам и детям-инвалидам;

- воспитание толерантности

Формы работы:

1.Система классных часов «  Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности», «Если не я , то кто», «День солидарности в борьбе с терроризмом» «Поделись улыбкою своей», «Благородные поступки людей», «В кругу друзей», «Если добрый ты».

2.Волонтерская помощь ветеранам великой отечественной войны.

3.Участие в акциях «Цветик -семицветик», в акциях «Поделись теплом души», «Помоги другу», «Подари книгу первокласснику».

4.Поздравление ветеранов войны и педагогического труда с праздниками.

5.Создание в классе «Службы взаимопомощи».

«За здоровый образ жизни»

Цель: создание оптимальных условий для обеспечения формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у учеников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

  1. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.

  2. Способствовать укреплению навыков ЗОЖ.

  3. Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

  4. Профилактика асоциального поведения учащихся.

Формы работы:

  1. Беседы, инструктажи и обучение поведению в экстремальных условиях;

  2. Участие в Днях здоровья, школьных и районных спортивных соревнованиях;

  3. Участие в акциях, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику вредных привычек;

  4. Система классных часов «Я за здоровый образ жизни»; «Поговорим о вредных привычках», «Здоровым быть модно»и т.д.

  5. Взаимодействие с медицинским учреждением, проведение профилактического осмотра учащихся.

  6. Проведение добровольного анонимного эспресс- тестирования;

  7. Оздоровление и отдых в оздоровительных лагерях и санаториях.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Цель:  создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения ;

  • применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах;

  • поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;

  • воспитывать грамотных участников дорожного движения.

Формы работы:

  1. Беседы, инструктажи и обучение поведению на дорогах;

  2. Встречи с инспекторами ГИБДД, участие в месячниках и неделях по безопасности и профилактике ДДТ;

  3. Участие в школьных и районных конкурсах ЮИД, «Безопасное колесо»;

  4. Участие в школьных, муниципальных и краевых конкурсах рисунков по пропаганде безопасности дорожного движения ;

  5. Система классных часов «Помни: правила ГАИ – это правила твои» «Зеленый огонек», «Для вас, юные велосипедисты», «Знай и соблюдай правила движения» «Зимняя дорога», «Азбука юного пешехода», «Законы улиц и дорог»,«Уходя на каникулы, помни…»т.д.;

  6. Выпуски стенгазет «Я и дорога », «Светофорик», «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья» и др.;

  7. Выпуск буклетов для начальной школы о безопасности при применении удерживающих устройств в автомобилях и о запрещающих знаках на дорогах;

  8. Проведение викторин, тестов, конкурсов кроссвордов по правилам дорожного движения.

Творчество

Цель:  через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности. Создание необходимых условий для развития творчества. Организация мероприятий по выявлению творческих возможностей и формированию потребностей в разумной их реализации.

Задачи:  

  • создать условия для воспитания творческой личности и для ее перехода на более высокую ступень развития;

  • включение учащихся в разнообразную творческую деятельность, что достигается специально подобранными видами творческой работы;

  • работа над развитием и совершенствованием творческих способностей и умений;


Формы работы:

1.Участие в концертах и конкурсах самодеятельного творчества и искусства;

2.Участие в выставках поделок декоративно- прикладного творчества , фотоконкурсах , конкурсах рисунков учащихся;

3.Проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися;

4.Совместные мероприятия и конкурсы детей и родителей творческого направления;

5.Тематические классные часы, классные мероприятия с обязательным содержанием различных творческих заданий;

6.Проведение праздников «Осенний бал», «Новогодний бал», «День учителя»;

7.Посещение кружков по интересам, народного ансамбля «Молодость»;

8.Посещение спектаклей «Датские истории», по мотивам сказки «Гадкий утенок» , «Ночь в Венеции», балет «Малахитова шкатулка» , «Баядерка», вечер хореографии «Новеллы о любви».

9.Посещение картинной галереи в Эрмитаже, Русского музея в Санкт-Петербурге .

Трудовое воспитание

Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

Задачи:  

  • формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

  • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

  • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

  • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Формы работы:

1. Изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

2.Классные часы «Город мастеров», «Все работы хороши выбирай на вкус», «Кубань- красавица, делами славится » , «В мире профессий» и др.

3.Ээкскурсии в фельдшерский пункт, узел связи, магазин, детский сад.

4. Встречи с ветеранами педагогического труда, ветеранами труда хутора;

5.Проведение трудовых десантов;

6.Участие в субботниках по благоустройству территории школы, пришкольного участка;

7 Работа в летний период по программе центра занятости.

8.Круглый стол «В мире профессий»(родители и дети)

Работа с родителями

Цель: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Задачи:  

  • научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

  • совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  • обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Формы работы:

  1. Тематические родительские собрания, круглые столы;

  2. Индивидуальные беседы и консультации родителей с привлечением по необходимости социального педагога, посещение семей;

  3. Организация работы родительского комитета;

  4. Привлечение родителей к проведению классных мероприятий: «Мама, милая мама», «Школьная жизнь наших родителей», «Мой папа-солдат» и др.

  5. Организация фотовыставок «Я и моя мама», «Защитники Отечества», «Как мы провели лето» .

  6. Обмен опытом семейного воспитания.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целью и задачами воспитательной системы, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы и классного сообщества, своеобразием состава учащихся и родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.

Взаимодействие с социумом

Цель: развитие и воспитание социально-адаптируемой личности школьника в условиях

формирующейся новой образовательной среды.

Задачи:

  • подготовка личности к жизни , формирование умений самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации;

  • воспитывать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

  • способствовать взаимодействию учащихся школы с социумом (через совместные мероприятия).


Фомы работы:

  1. Участие в школьных и районных праздниках, спортивных соревнованиях;

  2. Социологические опросы и анкетирование учащихся.

  3. Профориентационная работа с центром занятости населения, с ДК

  4. Классные часы «Мир за пределами школы», «Правовые нормы жизни»

  5. Участие родителей в районных конференциях и акциях «Ответы на трудные вопросы», «Уроки для детей и их родителей»

Результатом моей четырехлетней работы в этом классном коллективе является то, что у нас дружный сплоченный коллектив в котором нет нарушителей законов, нет ребят пропускающих занятия без уважительных причин, нет равнодушных . Мы любим изучать историю нашей Кубани и Родины, путешествуя по всему Краснодарскому краю(Горячий ключ, Лаго-Наки, Геленджик,Новороссийск, Кабардинка, Краснодар, Адлер, Красная поляна, Привольная, Прасковеевка) .Мы поднимались в горы и были в пещерах , на водопадах, любим кататься на коньках в ледовом дворце. Мы были в Олимпийском парке и Сочи-парке, Сафари парке, посещали дельфинарий и океанариум . В 2013 году мы побывали в г.Санкт-Петербурге. Также коллектив нашего класса часто посещает театр(музыкальный театр «Премьера» г.Краснодар, ТЮЗ и Ленсовет г.Санкт-Петербург ). Всем коллективом учащихся и родителей мы дважды отдыхали в лагере «Золотая лоза» в Прасковеевке.

Каждый из членов нашего классного коллектива это личность с активной жизненной позицией , ведущая здоровый образ жизни, развивающаяся с учетом своих способностей и интересов. Мы участники различных конкурсов и мероприятий и вот наши результаты:

  1. Ученик нашего класса Бирюков Сергей уже второй год является лидером школьного ученического самоуправления по результатам голосования , победитель краевого конкурса сочинений «Краснодарский край в преддверии зимней олимпиады», он был в лагере Орленок. В 2013-2014 учебном году Бирюков Сергей признан лучшим учеником школы. Два года Сергей был победителем работ научно-практической конференции Эврика.

  2. Волокжанина Анастасия участник КВН, призер и победитель муниципальных конкурсов рисунков «Профессии моих родителей».Настя ведущая школьных праздников.

  3. Черевский Алексей победитель и призер муниципальных и краевых конкурсов декоративно-прикладного творчества, конкурсов сочинений, фотоконкурсов.

  4. Кролевец Александр активный участник трудовых десантов, спортивных соревнований по теннису, футболу, гандболу.

  5. Здориков Александр и Ротькин Валерий активный участник волонтерского движения, участники районных конкурсов исследовательских работ «История войны в моей семье»

  6. Зинченко Арина , Громыхалова Олеся , Соколова Анастасия участники ансамбля «Молодость», победители конкурсов видиороликов и презентаций, конкурса олимпийские надежды «Мы команда».

  7. Олейник Алина и Соколова Анастасия посещают танцевальный кружок при РДК.

  8. Весь коллектив класса участники акции «Сирень 45 года», акции «Цветик-семицветик».

  9. Зинченко Арина и Громыхалова Олеся активные участники районных ярмарок.