|
Разработка урока химии в 8 классе по теме Тема: Разработка урока химии в 8 классе по теме:
«Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Учитель химии: Шишкина Т. В.
Цели урока:
образовательный аспект: обобщить знания учащихся по теме, формировать умения составлять генетические ряды металлов и неметаллов, иллюстрировать уравнениями химических реакций свойства веществ данного класса, закрепить умения классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам;
развивающий аспект: развивать умения учащихся обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию познавательной активности учащихся;
воспитательный аспект: способствовать созданию творческой обстановки, атмосферы взаимопомощи и сотрудничества;
Тип урока: обобщение и повторение изученного.
Формы организации: групповая.
Метод обучения: игровой.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим общественный смотр знаний по теме: «Генетическая связь между классами неорганических соединений». На нашем занятии присутствуют гости: члены родительского комитета класса, учителя географии и биологии, старшеклассники.
Вам, ребята, предстоит показать, как вы умеете работать в составе своей команды, насколько хорошо вы знаете основные виды связи между классами неорганических соединений, умеете классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам. Работая в составе команды, вы получите возможность посоревноваться, пообщаться друг с другом. Соревнование будет оценивать жюри в составе старшеклассников.
Класс разделен на 3 команды.
Учащиеся приступают к заданиям.
Слайдфильм.
Каждая команда выделяет по 1 человеку, которые садятся за отдельные парты. На экране формулы различных веществ: H2SO4, MgCl2, Ca(OH)2, CuSO4, H2O, HCl, Fe2O3, NaOH, Al(NO3)3, H2CO3, H2S, Fe(OH)3, ZnCl2, Na3 PO4.
Задания для учащихся: выпишите формулы кислот (первый ученик), оснований (второй ученик), солей (третий ученик). За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Игра «Лото наоборот».
От каждой команды в игре принимают участие по 2 ученика. Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ:
-
CaO HNO3
| MgO HCl
| P2O5 SO3
| CO2 NaOH
|
Ведущий достает жетоны, на каждом из которых изображена формула какого-либо сложного вещества. Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположенные химические свойства. Например, на формулу кислоты – формулу основания, на формулу основного оксида – формулу кислотного и т. д. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
3. Игра « Третий лишний»
На экране 5 строчек химических формул. В каждой строчке по 3 формулы. Например: BaO CO2 CaO
.HNO3 HCl H2O
Na2SO4 H2SO4 BaCl2
Ca(OH)2 Al(OH)3 Al(NO3)3
P2O5 SO2 K2O Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся 2 других. Задание выполняет 1 ученик. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Игра «Счастливый билет».
В этой игре принимают участие по 3 человека от команды. Каждый учащийся садится за отдельную парту и в течение 5 минут готовится к ответу на вопрос. Можно предложить учащимся такие вопросы:
1. Составьте формулы известных вам соединений натрия и укажите, к какому классу неорганических соединений относится каждое из них.
2. Какие пары веществ, формулы которых приведены ниже, могут взаимодействовать друг с другом: CO2 и H2O, MgO и HCl, SO2 и CO2, K2SO4 и HCl, FeSO4 и KOH. Составьте уравнения возможных химических реакций.
3. С какими из ниже перечисленных веществ может взаимодействовать гидроксид меди (II): H2SO4, MgO, HCl, H2O, NaOH? Напишите соответствующие уравнения реакций.
За выполнение такого задания команда получает максимально 3 балла.
Игра «Химическая эстафета».
Задание для учащихся.
1 команда.
Составьте уравнения реакций генетического ряда металла кальция и неметалла фосфора, образующих фосфат кальция (необходимая фосфорно-кальциевая добавка в рацион с/х животных).
2 команда.
Для удаления накипи в котлах котельной добавляют в промывочные воды карбонат натрия и фосфат натрия. Составьте генетический ряд для металла натрия и неметалла углерода, приводящий к образованию карбоната натрия.
3 команда.
Подкормка культур кремнием в виде раствора силиката натрия благотворно сказывается на урожае сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы. Составьте генетический ряд для натрия и кремния, приводящий к образованию названной соли.
Учащиеся составляют генетические ряды, проиллюстрировав их соответствующими уравнениями реакций. Каждый этап задания выполняют поочередно члены команды. В конце игры на экране появляются схемы составленных генетических рядов. За каждое правильно написанное уравнение команды получают 1 балл.
Игра «Химический хоккей».
Каждая команда делится на «защитников» и «нападающих». «Нападающие» по сигналу ведущих предлагают «защитникам» из другой команды вопрос. Например: как из оксида натрия получить гидроксид натрия? «защитники» отражают нападение, отвечая на вопрос и записав уравнение реакций. Затем следует вопрос другой команды. Например: можно ли сульфат меди, применяемый для опрыскивания плодово-ягодных культур от вредителей и болезней, хранить в оцинкованном ведре? Ответ обоснуйте, подтвердив уравнением. Каждая команда задает другой по 3 вопроса. Оценку вопросов и ответов производит жюри смотра, начисляя за каждый правильный ответ и интересный ответ 1 балл.
7.Подведение итогов общественного смотра знаний.
Жюри по наибольшей сумме набранных баллов определяет команду-победительницу, которую награждает заранее приготовленными призами.
В ходе смотра жюри внимательно наблюдает за ответами и активностью каждого ученика и выставляет индивидуальные оценки членам команд. Наиболее активных участников смотра награждают комплектом книг по химии. |
|
|