|
«Химический состав растений.» Сценарий урока-исследования « Химический состав растений. » Автор: Тумбаева Татьяна Юрьевна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Цементный. Невьянский ГО. Свердловская область
Предмет: биология
Тема: Химический состав растений.
Класс: 6
Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл. М:. Дрофа, 2010; презентация к уроку в программе PowerPoint 2003; Рабочие листы.
Время занятия: 45 мин
Цель урока: создание условия для изучения химического состава растений и выявление практического применения растительных веществ в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с химическим составом растений и практическим применением растительных веществ, продолжить отрабатывать навык работы с лабораторным оборудованием по обнаружению веществ в органах растений.
Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле; воспитывать навыки работы в группе.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: урок-исследование;
Оборудование:, пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, арахиса, клубень картофеля, белая бумага, ступка, скальпель.
План проведения урока:
Этапы урока
| Временная реализация
| 1. Организационный.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Мотивация.
5. Изучение нового материала /работа в группах/.
6. Физкультминутка.
7. Обобщение нового материала.
8. Контроль новых знаний /тест/.
9. Домашнее задание
10. Рефлексия.
| 1 мин
2 мин
3 мин
3 мин
20 мин
1 мин
6 мин
4 мин
2 мин
3 мин
| Ход урока:
/Парты расставлены для 4 рабочих групп; оборудование для проведения экспериментов стоит на столах./ Слайд 1
I. Организационный этап (1 мин). Дети, заходя в класс, выбирают бумажные фигуры одного из 4 цветов: желтого, синего, зеленого или красного. Так произвольно формируются рабочие группы. Проверяется настроение, готовность детей к уроку. Учитель: Звонок пропел: «Пора! Пора!
Садись за парты детвора!
Урок уже пора начать!
Готовы знания получать?» /Тумбаева Т.Ю./
Ученики хором отвечают «Да!» Учитель: Замечательно, я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории.
У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.
Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились? II. Актуализация знаний (2 мин)
Как вы думаете, чем занимаются ученые?
/Ученики дают свои ответы/
Слайд 2
Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.
Слайд 3. На нашей планете от края до края
Природа повсюду тебя окружает.
Тела ее массу загадок таят
Из атомов разных веществ состоят.
Лед, облака и капли росы –
Они состоят из обычной воды
Горы, песок и друзы кристаллов
Они состоят из простых минералов.
Растения тоже загадку хранят
Хотите узнать, из чего состоят?
Их корень и листья, плоды, семена
Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. / III. Целеполагание (3 мин).
Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?
/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/
Слайд 4.
Объектом исследования являются органы растений Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?
/Ученики дают свои варианты предмета исследования, учитель корректирует/
Предмет исследования: их химический состав. Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу?
/Ученики дают свои варианты гипотезы, учитель корректирует/
Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ. Учитель: Тогда нашей с вами целью будет...
/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/
Цель: изучение химического состава растений.
Слайд 5.
IV. Мотивация (3 мин).
Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.
/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/
Задачи:
1. экспериментально выяснить химический состав растений;
А зачем нам знать их химический состав?
2. выявить практическое значение растительных веществ;
3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока. Слайд 6. Тема: Химический состав растений.
V. Изучение нового материала – работа в группах (20 мин). (Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Каждая из четырех групп получает индивидуальную рабочую карту с заданиями).
Инструкция
Учитель: У каждой группы на столе лежит Рабочий лист с тремя заданиями (Приложение 1). На выполнение задания №1 вам дается 10-12 минут. Затем представители группы познакомят нас со своими выводами.
/Ученики знакомятся с Рабочим листом /
Впишите фамилии всех членов группы в Рабочий лист, внимательно прочитайте инструкцию к работе. Если есть вопросы, задайте их мне, если вопросов нет, можете приступать к работе.
Слайд 7.
Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем!
/Ученики выполняют свои исследования, учитель консультирует/ Учитель: Я вижу, что все группы справились со своим заданием. После такой напряженной умственной работы настало время физкультминутки. VI. Физкультминутка (1 мин)
Встали-встали, потянулись
И друг другу улыбнулись
Руки в бок, один прыжок
А потом присели,
Встали ножкам (ручками) встряхнули
И за парты сели. (повторять 2 раза)
Слайд 8. Учитель: А теперь слушаем ваши отчеты.
Группа 1.
Ученик: Объектами нашего исследования были зеленые листья, корни и семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.
/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/ Группа 2.
Ученик: Объектом исследования нашей группы были сухие листья и стебли, семена пшеницы. После их сжигания осталась зола.
Наш вывод: в состав растений входят минеральные вещества (соли).
/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/ Группа 3.
Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть белки и углеводы.
/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/ Группа 4
Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника и арахиса. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры.
/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/ Учитель: Переходим к заданию №2. Группы 1 и 2 работают с текстом и отвечают на вопросы к нему. У вас 5 минут на это задание.
Группы 3 и 4 анализируют сравнительную таблицу 2, отвечают на вопросы [2]. Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в %
(по Б. П. Плешкову)
Растение
| Содержание в % от общей массы
| вода
| белки
| углеводы
| жиры
| минеральные соли
| пшеница
| 12
| 14
| 67,5
| 2,0
| 1,8
| кукуруза
| 15
| 9
| 68,0
| 4,7
| 1,5
| подсолнечник
| 8
| 22,0
| 12,0
| 50,0
| 3,5
| Слайд 9.
1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?
2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?
3. Каких веществ больше в семенах растений?
4. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?
5. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ? Учитель: Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений?
/Ученики дают ответы/
Верно, чтобы грамотно их использовать в быту, в промышленном производстве. Переходим к заданию №3. Часто ученые, получив неожиданные результаты, занимаются их анализом. Вот и вы имеете результаты, которые еще надо расшифровать и выявить практическое применение растительных веществ.
/Ученики расшифровывают, а затем зачитывают свои ответы. /
Слайд 10.
1 группа: Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ.
Учитель: Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты.
Слайд 11.
2 группа: Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста.
Учитель: Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %.
Слайд 12.
3 группа: Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.
Слайд 13.
4 группа: Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств.
Учитель: Их также используют для изготовления олиф, лаков, красок.
VII. Обобщение нового материала (6 мин). Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?
/Ученики дают ответы/
Слайд 14.
Учитель: /Работа со слайдом/ Представим наши знания в виде схемы «Вещества растений». На какие группы мы их разделим? Что отнесем к неорганическим веществам? Что войдет в группу органических веществ? Вас не смущает, что схема не совсем закончена, остался пустой квадратик?
/Ученики высказывают свои предположения/
Верно, в состав растений входят другие вещества. Поможет нам закончить схему этот ребус.
Слайд 15.
Слайд 16.
Правильно, это витамины. Теперь схема закончена, и ее можно перенести в тетрадь.
/Ученики выполняют схему «Вещества растений» в тетради/
Слайд 5.
Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.
Мы выяснили химический состав растений?
Мы выявили практическое значение растительных веществ?
Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ?
Слайд 17. VIII. Контроль новых знаний. /тест – 4 мин/ А теперь очередное задание на слайде – тест «Один вопрос – один ответ».
1. К неорганическим веществам относится
А) белки, Б) витамины В) вода 2. Способны гореть
А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества 3. Больше всего воды содержится:
А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева 4. Каких веществ больше в семах растений?
А) неорганических Б) органических 5. Больше всего содержится жиров в семенах
А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника.
Слайд 18 Ответы для самопроверки: 1) В, 2) А, 3) Б, 4) Б, 5) А. Слайд 19
IX. Домашнее задание (2 мин). Прочитать § 32, ответить на вопросы к нему.
* Выполнить задание для самостоятельной работы №2 (стр144), результаты оформить в тетради в виде таблицы
Что делаю
| Что наблюдаю
| Выводы
|
|
|
|
* Подготовить сообщения о растениях, из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства.
(* обозначено дополнительное задание на выбор учащегося.)
Слайд 20.
X. Рефлексия (3 мин).
Что удивило вас сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Где сможете применить свои знания?
Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку.
Слайд 21. Всем спасибо за работу. Урок окончен!
Список литературы:
Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. – 271
Муравин Э.А. Агрохимия. М.: Колос, 2003. - 384 с.
Пасечник, Дубинина: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Пособие для учителя М.: Дрофа, 2010. – 96 с.
Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.
Интернет-ресурсы:
Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URL https://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855
Шаблоны презентаций [www документ] – https://office.microsoft.com/ru-ru/templates/TC010389964.aspx
|
|
|