|
«Химия-предмет. Интересный? Или нет?» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа
Подготовила
учитель химии
МБОУ Бучальской СОШ
Четвернина А. Л.
с. Бучалки
2012 год
Тема урока: «Химия-предмет. Интересный? Или нет?»
Цель урока: развить интерес учащихся к новому для них предмету; дать представление о науке химии, о месте химии среди других наук, о роли химических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека; о необходимости охраны окружающей среды и экологической ситуации в Тульской области.
Методы: беседа, рассказ, демонстрация опытов.
Ход урока.
Дорогие, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. А в чём его необычность, и почему на нём присутствуют учащиеся двух классов : 8 - которые только приступили к изучению химии и 9 – у которых позади уже один год изучения, вы узнаете чуть позже. А пока послушайте вот такой рассказ. Все мы знаем, что недра нашей страны богаты горючим газом. Во многих домах у нас на кухнях стоят газовые плиты. Представьте – пришел ученик из школы, захотел пообедать. Зашёл на кухню, зажёг газ. Газ при горении в горелке плиты превращается в другие вещества. Теплота, которая выделяется при этом превращении, позволяет разогреть обед. Обед разогрет и съеден. В организме из поступивших в желудок хлеба, масла, сахара, другой пищи образуются новые, нужные организму вещества. Пообедав, ученик решил пойти на улицу. Там холодно, необходима теплая одежда. Одежду шьют из материалов, часто получаемых искусственно, в результате сложных превращений одних веществ в другие. На улице ученик так заигрался, что не заметил, как промочил ноги. Ноги замерзли, в результате он заболел. Пришлось вызвать врача. Врач выписал лекарство. Многие лекарства получают в результате сложных превращений, используя, например, нагревание без доступа воздуха каменного угля. Лекарство помогло, ученик быстро выздоровел. Приходит в школу, а там – урок по новому предмету – химии. Что это за предмет такой? Зачем его нужно изучать?
Как вы догадались роль ученика в этом рассказе отводилась ученику 8 класса, а тема нашего урока «Химия – предмет. Интересный? Или нет?» тесно переплетается с теми вопросами, которые задал себе восьмиклассник придя в школу на урок по новому предмету – химии. Конечно же, полностью получить ответы на эти вопросы можно лишь после изучения всего курса химии. А я сегодня с помощниками, учащимися 9 класса, постараемся заинтересовать вас, восьмиклассники, чтобы вы решили для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам её изучать?
Химия – наука древняя. Человек ещё с древнейших времён осуществлял искусственные превращения. Вначале любопытство, а затем необходимость поиска способов получения новых веществ вынуждали его экспериментировать с природными веществами. Давайте, ребята, послушаем сообщения старшеклассников о древней истории химии. (Сообщения).
Современный человек не может обойтись без химических знаний, так как он постоянно имеет дело с веществами. Что же изучает химия? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к окружающему нас миру. Всё, что нас окружает, и мы с вами состоим из веществ. Именно вещества являются предметом изучения химии, а их к настоящему времени известно несколько миллионов и все они обладают определёнными свойствами, изучением которых тоже занимается химия. В природе всё изменяется, в результате чего одни вещества превращаются в другие, эти превращения называются химическими реакциями, они также изучаются химией. И так можно из сказанного сделать вывод: ХИМИЯ – это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения. Каждую секунду в окружающем нас мире происходит множество химических реакций в результате которых одни вещества превращаются в другие. Мы с вами, ребята, сами того не подозревая ежедневно осуществляем химические реакции, даже не выходя из дома – намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу, ремонтируя квартиру, стирая бельё и т. д. Да и весь наш организм – большая химическая фабрика в которой происходит множество химических реакций. Сделал человек вдох – и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох – и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например: ржавление железных предметов, свёртывание крови, сгорание автомобильного топлива. Однако подавляющее большинство химических процессов остаются невидимыми и чтобы управлять этими превращениями веществ и нужна химия. Химию часто называют вездесущей. Действительно, где бы не находился человек: глубоко под землёй или в космосе, на теплоходе или в поезде, на заводе или в больнице, дома – везде он сталкивается с продуктами химических производств. Словно добрая сказочная фея, химия и накормит, и оденет и сохранит в доме тепло…. « химия кормит, поит, одевает, обувает, строит, добывает полезные ископаемые, позволяет взлетать в космос, опускаться на дно океана, создавать вещества и материалы, которых не знала природа. В содружестве с другими естественными науками химия помогает всё глубже познавать тайны мироздания».* (в классе организуем выставку «Многоликая химия» с различными продуктами хим. производств).
Но… увы! Часто когда говорят о химии, вспоминают не её достижения, а загубленную рыбу в реке, выжженную растительность около химических заводов, быстро разваливающуюся обувь или душные, вызывающие неприятные ощущения изделия из «синтетики». К сожалению, по неграмотности можно неправильно использовать новые изделия, новые вещества. Неправильный выбор лекарства ухудшает здоровье, неудачный подбор смазочного масла выводит из строя автомобиль, неудачное сочетание удобрений и ядохимикатов может сделать бесплодным садовый участок, а если какие-то плоды и удастся вырастить, то они могут оказаться опасными для здоровья, а то и жизни людей. Всё это создаёт мифы о крайней опасности химии. Часто можно слышать слова «химия загубила», «химия испортила», «химия отравила». Действительно роль химии двойственна – она, с одной стороны служит человеку и природе, а с другой – при неразумном её использовании человеком приводит к экологическим катастрофам. Да, химия даёт в руки человеческие огромные силы, но этими силами надо правильно и грамотно пользоваться. В самом деле было бы нелепо отказываться от пользования огнём, а горение – это одна из химических реакций, по той причине, что только в нашей стране ежедневно погибает во время пожаров до 30 человек, а ежедневный ущерб превышает миллион рублей. Без огня мы просто не стали бы людьми, но огонь не терпит небрежного к нему отношения. При подготовке к этому уроку ребятам из 9 класса было поручено подготовить сообщения об экологической ситуации в Тульской области и нашем регионе, а именно : что служит источником загрязнения атмосферного воздуха, воды и радиационного загрязнения местности. Давайте послушаем эти сообщения (сообщение 1, 2, 3). Как вы думаете, ребята, есть ли выход из сложившейся ситуации? Конечно же, это меры по охране окружающей среды и именно химия занимает особое в решении проблем: 1. сохранения природной среды, 2. предотвращении экологической катастрофы на планете, 3. улучшении здоровья людей. Конечно, сама химия не виновата в том, что её Возможности, её достижения мы часто используем неправильно, а в результате наносим вред и себе и окружающей природе. Химия – это наука и как любая наука добывает и систематизирует знания и поэтому не может быть плохой или хорошей. Губит, портит и отравляет не наука, а люди, которые часто её возможности и достижения используют неправильно, небрежно, нанося вред и себе и окружающей природе. Значит химия даёт в руки человеческие огромные силы, но этими силами надо правильно и грамотно пользоваться.
Ну, а сейчас, ребята, старшеклассники приготовили для вас интересные опыты и покажут различные «чудеса», ведь химия – она ещё и добрая волшебница. Предупреждаю: опыты можно проводить только безупречно соблюдая технику безопасности, строжайший порядок и аккуратность.
А теперь приступаем к чудесам!
Выходят четыре ученика.
1-й ученик. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2-й ученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-й ученик. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4-й ученик. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
Выходит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.
5-й ученик. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведём, всё у нас по плану.
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик из колбы наливает каждому то, что он просил.
5-й ученик. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5-й ученик. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
1,2,3,4-й ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5-й ученик. Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?
1-й ученик. А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
2-й ученик. У меня в стакане сода.
3-й ученик. Вместе с ней метилоранж.
4-й ученик. В моём – бария хлорид.
5-й ученик. О чём это говорит? Угадай, девятый класс. Мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе……
Все девятиклассники: Кислота!
5-й ученик. Знаете, наверное, вы её название?
9-й класс. Серная!
Уходят. Выходит 6-й ученик.
6-й ученик. В чудесах химических я уже остёр, без огня, без спичек разведу костёр. Наложу лучинок-дров и костёр уже готов. Возьму в руку ватку, спиртом намочу, на костёр им капну: гори, раз я хочу!
Проделывает всё, о чём говорит, костёр загорается. (с. 105).
6-й ученик. Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!
Уходит. Появляется 7-ой ученик.
7-й ученик. У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Девятый класс, внимание!
Проделывает опыт с фенолфталеином.
7-й ученик. Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?
9-й класс. Фенолфталеин!
Следующий опыт с метилоранжем.
7-й ученик. В щелочах я очень жёлтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?
9-й класс. Метилоранжевый.
Опыт с бумажкой универсального индикатора.
7-й ученик. Эта жёлтая бумажка всё укажет без труда: посинеет – в колбе щёлочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовём её?
9-й класс. Универсальная!
Уходит. Выходит 8-й ученик.
8-й ученик. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. Девятый класс, внимание, будет вам задание. На обычную дощечку наливается вода и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.
Входит 1-й ученик.
1-й ученик. Насыпаю в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь. Я считаю до пяти, а ты всё палочкой крути.
Медленно считает, чтобы стакан успел примёрзнуть.
8-й ученик. Примёрз стакан химический, процесс…
9-й класс. Эндотермический.
Уходит. Появляются 2-й и 3-й ученики.
3-й ученик. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье.
2-й ученик. Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото.
Приглашает кого-либо из восьмиклассников.
3-й ученик. Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись – это обязательно.
2-й ученик. Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора.
Приглашает следующего.
3-й ученик. Снова чистый лист бумаги, способ есть у нас другой, фотографию прогладим мы горячим утюгом.
Гладит лист утюгом, всем показывает «снимок».
3-й ученик. Посмотрите, видно всем? А секрет простой совсем.
2-й ученик. Здесь в работе помогал нам знакомый индикатор.
Показывает первый снимок.
Рисовали кислотой.
Показывает второй снимок.
2-й и 3-й ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
Уходят. Появляются 9-й и 10-й ученики.
9-й ученик. Вот ещё одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.
Приглашают восьмиклассника.
10-й ученик. Оперируем без боли, правда, будет много крови.
9-й ученик. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте иод!
10-й ученик. Один момент! (Подаёт «иод»).
9-й ученик. «Иодом» смочим мы обильно, чтобы было всё стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!
Обработав спиртом нож,
Всех микробов ты убьёшь.
Обработала иодом кожу
Спиртом нож протёрла я,
Операцию мы можем
Сей же час начать, друзья! ( с.60 )
Делает ножом «разрез», течет «кровь».
10-й ученик. Посмотрите, прямо струйкой кровь течёт, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.
9-й ученик. Этот опыт объяснить мы пока не можем, в класс десятый перейдём –объяснение найдём.
Уходят. Выходит 6-й ученик.
Я чудеса творить могу,
Волшебником побуду.
Простые вещи я беру,
А получаю чудо!
Вот несгораемый платок – в огне он невредим ( с. 111 ).
Обычный ножик видим мы – он станет золотым ( 84 ).
Выходят все участники.
1-й ученик. Наше время истекло.
2-й ученик. Но мы вам показали не всё, что умеем делать.
3-й ученик. Мы ещё умеем изгибать стеклянные трубки и сверлить резиновые пробки.
4-й ученик. Говорить на химическом языке.
5-й ученик. Медные монеты превращать в «серебряные».
6-й ученик. Устраивать грозу в пробирке.
7-й ученик. Получать водород и кислород.
8-й ученик. Взрывать гремучий газ.
9-й ученик. Этому и вы научитесь в будущем году.
10 класс. Если с увлечением будете изучать самую интересную науку –
ВСЕ: ХИМИЮ!
(Опыты и страницы из книги В.Н. Алексинского «Занимательные опыты по химии», Москва, Просвещение, 1980г.)
Ну что ж, 8 класс, заинтересовали мы вас? Вот и настало время дать мне ответ на поставленный вопрос в начале урока: «Интересная ли наука химия и хочется ли вам её изучать?» Химическая наука и химические производства нуждаются в знающих, компетентных и увлечённых специалистах. И я буду конечно же рада если, после изучения курса химии вы научитесь правильно понимать законы природы, в том числе химические и разумно их применять. А может после изучения курса вы заинтересуетесь ею настолько, что выберете её своей будущей профессией, станете химиком-профессионалом. Но даже если кто-то просто будет относиться к химической науке и продукции химической промышленности с нескольким большим уважением, то это тоже будет неплохо.
Литература.
Пузынина М.А. Занимательный час «Чудеса своими руками» // Химия в школе. № 5, 1991.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Москва: Просвещение,1980.
* Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982. - с. 323.
|
|
|