|
Идея проекта НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:
«ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:
ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
И
ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)» ИДЕЯ ПРОЕКТА
Человек родился. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встает вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период?
Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что
ДЕТСТВО
ШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ
переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным.
НЕПРЕРЫВНОСТЬ
СОГЛАСОВАННОСТЬ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Всех компонентов образовательной системы: целей, задач, содержания, методов, форм организации обр. процесса
Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества, должны быть созданы УСЛОВИЯ.
Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. В соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования» что такое непрерывность:
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе, после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.
Основой в продвижении решения данной проблемы является
Принятие в ноябре 2009 г. первого в истории российского образования документа ФГТ, в котором на федеральном уровне определены принципы, по которым необходимо перестраивать образовательную работу в ДОУ.
Принятие новых стандартов начального общего образования (ФГОС) в октябре 2009г.
Первый шаг нашей работы – изучение этих документов.
Поэтому в структуру образовательной программы был внесен раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии « портрета выпускника» дошкольного учреждения, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности, универсальных действий.
ФГТ ДО
| ФГОС начального общего образования
| ТРЕБОВАНИЯ
| к структуре ООП ДО
к планируемым результатам освоения основной образовательной программы ДО – интегративные показатели развития, показатели овладения универсальными предпосылками учебной деятельности, предпосылками овладения умениями и навыками
к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
| к результатам освоения ООП начального общего образования (предметным, метапредметным, личностным)
к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
к условиям реализации ООП начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
|
ФГТ (дошкольное образование) и ФГОС (начальное общее образование) – единая теоретико-методологическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Чтобы четко ставить перед собой задачи, сравним требования
Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ)
|
| Требования к результатам обучающихся начального общего образования (ФГОС)
| овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - коммуникативные результаты
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения – регулятивные результаты
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту – познавательные результаты
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции - регулятивные результаты
|
|
метапредметные результаты (коммуникативные, регулятивные, познавательные)
| овладевший необходимыми умениями и навыками
|
| | физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
любознательный, активный
эмоционально отзывчивый
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
|
|
|
ЦЕЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: создание предпосылок для плавного перехода развития метапредметных, предметных, личностных результатов.
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, необходимо предшкольное образование. А значит, предшкольную подготовку необходимо рассматривать как первый этап всеобщего обязательного Под содержанием предшкольного образования понимаются сферы деятельности, которые в том или ином объеме усваиваются старшими дошкольниками.
Предшкольное образование обеспечивает развитие ребенка по основным направлениям, включая области по ФГТ в интеграции: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
физическая культура
здоровье
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
музыка
художественное творчество
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
коммуникация
познание
чтение художественной литературы
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИТЕ
социализация
труд
безопасность
ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В обучении предшкольном
Все же главное – здоровье.
И не только сохранить,
А надежно укрепить.
Это значит:
создание адаптивной образовательной среды
использование педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями
нормализация нагрузки
основная форма работы – совместная познавательная деятельность детей и педагогов
сохранение игры как ведущего типа деятельности
Программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Сегодня отмечается у первоклассников трудности в обучении: медлительность, недостаточное развитие памяти, связной речи. Графические навыки формируются достаточно длительное время. Куда идут корни? В дошкольное обучение, в предшкольную подготовку. Исследования доктора мед.наук Кольцовой Л.А. показали взаимосвязь развития моторики руки с уровнем развития речи у детей. На сегодняшний день есть такие упражнения, которые влияют на развитие мозга, улучшают память, координацию движений, графические навыки. СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ
Согласно определению М.Монтессори «развитие – это рост степени самостоятельности».
Главная задача воспитателя и учителя предшкольной подготовки – увидеть картину развития детей. Самостоятельность - главный критерий оценки уровня сформированности общеучебных навыков.
Уровни сформированности общеучебных навыков
I уровень - уровень сформированности навыка, на котором ребенок действует под руководством взрослого
II уровень - самостоятельная деятельность по образцу. Ребенок может самостоятельно
определять последовательность действий в знакомой ситуации
III уровень - способность организовать деятельность партнера, группы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Чтобы эффективно организовать образовательный процесс, необходимо учитывать возможности использования современных компьютерных технологий.
Знает нынче вся страна –
Модернизация нужна.
Как сказал наш президент –
ИКТ – важный момент.
У дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому основной способ взаимодействия с ИКТ – это игра. Путь к дальнейшим вершинам знания –
Наша Программа непрерывного образования: ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД – НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Реализация программы происходит поэтапно. Первая задача – создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. В связи с этим в первую очередь проводится методическая работа:
1. Семинары – практикумы, которые включают взаимопосещение занятий в подготовительных группах детского сада и уроков в 1-ых классах
2. Круглые столы воспитателей и педагогов.
Посвящены адаптации уч-ся 1-ых классов к обучению в школе, определению уровня готовности к обучению в школе
3. Совместные заседания метод. Объединений
Темы:
Как поддержать интерес к познанию
Как найти «ключик» к каждому ребенку
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
РЕАЛИЗУЕТСЯ В ШЕСТЬ ЭТАПОВ:
1 ЭТАП - РАБОТА С ДЕТСКИМИ САДАМИ
Включает в себя:
- экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу;
- проведение учащимися школы концертов в детском саду;
- участие в совместных мероприятиях: конкурсах рисунков и стихов, праздниках, соревнованиях и т.д.
2 ЭТАП - РАБОТА С ДЕТЬМИ
На основании Письма Министерства общего образования РФ от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе».
Включает в себя:
1. Занятия с воспитателями по определенным программам
2. Занятия 1 раз в неделю с учителем, психологом и логопедом в классе «Здоровье» c детьми, посещающими детский сад
3. Занятия во второй половине дня по программе «Завтра в школу» с детьми, не посещающими детский сад, которые чередуются с занятиями художественно-эстетического цикла (по выбору, по желанию).
3 ЭТАП - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Это направление предусматривает выход учителей будущих первых классов и школьного психолога на родительские собрания в детский сад в начале и в конце учебного года.
Темы собраний: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе», «Психологическая готовность ребенка к школе»
4 ЭТАП - ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
В феврале проводится день открытых дверей, для родителей будущих первоклассников – собрание, где сообщается об особенностях комплектования первых классов, об УМК, проходит знакомство с учителями, правилами приема.
5 ЭТАП - ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ (1 – 15 СЕНТЯБРЯ)
Работа с детьми в рамках преемственности не заканчивается с приходом в школу. Наблюдение происходит в течении всего первого года обучения. Проводится контроль
1. Стартовые возможности (логопед)
2. Оценка степени адаптации детей к школе (психолог)
3. Администрация организует в октябре по теме « Организация обучения первоклассников»
6 ЭТАП - КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ
На основе диагностических данных, полученных на предыдущем этапе, через систему индивидуальных, групповых занятий проводит работу психолог, логопед, учитель, родители. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
I. Отслеживание динамики развития каждого ребенка
II. Оценивание успешности усвоения принятой программы
III. Определение направлений работы педагогического коллектива детского сада
Кто готов учиться в школе?
Вам поможет мониторинг. ОЦЕНКА ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
Результаты формирования интегративных качеств отражаются в карте развития, которая включает данные наблюдения воспитателя и учителя за ребенком в образовательном процессе и выполнения самим ребенком некоторых диагностических заданий.
Карта развития представляет собой таблицу, в которой даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка, относящиеся к каждому интегративному качеству. В зависимости от того, насколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка ( проявляется крайне редко, иногда, часто), она оценивается количественно (0, 1 или 2 балла соответственно).
К каждому интегративному качеству относится несколько характеристик. Полученная сумма баллов за каждое интегративное качество переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню – низкому, среднему или высокому - соответствует его развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе.
МИССИЯ ПРОЕКТА
Создание условий для плавного перехода от успешного овладения универсальными предпосылками учебной деятельности, предпосылками овладения умениями и навыками (ФГТ) к успешному овладению метапредметными, предметными, личностными результатами в 1 классе (ФГОС).
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Создание системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Расширение и разнообразие взаимодействия образовательного учреждения, родителей и общества в контексте организации предшкольного образования.
Постепенное выравнивание возможностей детей в возрасте 6-7 лет, получающих дошкольное образование, целенаправленная подготовка детей к переходу от игровой деятельности к учебной.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни
Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению
Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в разных видах деятельности.
SWOT – АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПРОЕКТА
Внутренняя среда
Фактор, оказывающий влияние на проект
| Сильная сторона фактора
| Слабая сторона фактора
| 1. Система непрерывного повышения квалификации кадров
| Повышение компетентности в области преемственности ФГТ и ФГОС в практику введения содержания ОС «Школа – 2100»
| Отсутствие внутренней мотивации для осуществления идей проекта у некоторых сотрудников
| 2. Обобщение педагогического опыта
| Привлечение наибольшего количества педагогов к овладению, использованию основных тенденций преемственности ФГТ и ФГОС.
| Подмена функциональности результатов обучения их формальному соответствию целям проекта
| 3. Создание инфраструктуры для реализации проекта
| Создание полноценного пространства в школе
|
| 4. Создание мониторинга качества освоения ОП на основе ФГТ
| Создания инструментария для мониторинга
| Наличие разных подходов к оценке готовности выпускника детского сада
|
Внешняя среда
Фактор, оказывающий влияние на проект
| Благоприятные возможности
| Опасности
| 1. Общественная поддержка проблемы непрерывности образования
| Положительная динамика освоения ООП каждым ребенком
| Медленное внедрение основ ФГТ в образовательный процесс в связи с кадровым обеспечением
| 2. Демографический: рост заболеваемости детей по многим формам инфекционной и хронической патологии
| Обусловленное внедрение в образовательный процесс информации о здоровом образе жизни
| Замедленное развитие детей
| 3. Социально-экономический: сохранение базовых прав ребенка на здоровье, свободное развитие, вытекающих из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
| Гармоничное развитие каждого ребенка
| Сложность в обеспечении соответствующего режима и условий в ДОУ и массовой школе
| 4. Материально-техническое и финансовое обеспечение групп и классов, работающих по преемственности ФГТ и ФГОС
| Эффективность применения основ непрерывного образования , продвижение полученного опыта в практику учреждений
| Нестабильное бюджетное финансирование по статье: оборудование, ремонт, мебель
|
РАНЖИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПРЕИМУЩЕСТВ Проблемы:
Отсутствие внутренней мотивации педагогов для осуществления идей проекта
Подмена функциональности результатов обучения их формальному соответствию целей проекта
Медленное внедрение комплексного методического сопровождения программы преемственности ФГТ и ФГОС
Преимущества:
Создание положительной динамики освоения ОП каждым ребенком.
Овладение детьми интегративными качествами, универсальными предпосылками учебной деятельности, овладение умениями и навыками
Повышение компетентности педагогов в области непрерывного образования
Привлечение наибольшего количества педагогов к овладению и использованию основ преемственности ФГТ и ФГОС при осуществлении предшкольной подготовки
Наличие мониторинга качества освоения ОП на основе ФГТ
Внешние обстоятельства реализации
Внутренний потенциал
проекта
| О - возможности
| Т - опасности
| S – сильные стороны
1. Профессиональный, стабильный педагогический коллектив
2. Наличие хороших условий для организации образовательной программы предшкольной подготовки (два помещения: учебный класс и игровая, комната психологической разгрузки)
| 1. Понимание педагогическими сотрудниками необходимости непрерывности образования, высокая мотивация к проектной деятельности, общественная поддержка внедрения ФГТ и ФГОС
2. Возможность приобретения необходимого оборудования за счет привлеченных средств и создание тренажеров своими силами
| 1. Замена реального осознания целей и задач проекта формальным подходом у некоторых сотрудников возможно преодолеть включением в экспериментальную и фронтально-обучающую среду учреждения по тематике проекта
2. Создание системы практической помощи родителей в реализации проекта
| W – слабые стороны
1. Низкая ответственность родителей за воспитание и образование детей
2. Сложность во внедрении проекта в связи с высокими затратами для приобретениями средств, необходимых для полноценной реализации
3. Отсутствие мониторинга по определению уровня готовности детей к обучению в 1-ых классах по конкретному УМК.
| 1. Возможность организации лектория по теме «Завтра в школу»
2. Использование привлеченных средств
3. Разработка инструментария - автоматизированного анализа потенциала ребенка
| 1. Повышение нагрузки педагогов
|
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА
Заместитель директора по УВР Харитонович Е.И.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
заместитель директора по УВР Харитонович Е.И.
учитель Щедрина О.В.
психолог Самойлова И.А.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ( ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ )
Наименование этапа
| Сроки реализации
| 1. Предпроектное исследование
2. Разработка проекта
3. Реализация проекта
4. Внедрение проекта
5. Анализ опыта реализации проекта
| 2010 – 2011
2011 – 2012
2012 – 2013 в начальной школе
2012 – 2013 в дошкольном учреждении
2013 – 2014
2013 – 2014
|
АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели ДОУ, учителя начальных классов
ПАССИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники ДОУ, обучающиеся 1 –ых классов РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ресурсы
| Имеются
| Не имеются
| Частично имеются
| 1. Кадровые
| +
|
|
| 2. Материально – технические
|
|
| +
| 3. Помещения
| +
|
|
| 4. Учебно – методический комплекс
|
|
| +
| 5. Финансирование
|
|
| +
(привлеченные средства)
|
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Наименование этапа
| Объем
| Источник
| 1. Предпроектное исследование
| Обучение сотрудников
15 000 рублей
| Средства, полученные от реализации платных образовательных услуг
| 2. Разработка проекта
| 3000 рублей – ремонт помещения
| Бюджетное финансирование
| 3. Реализация проекта
| 15 000 рублей Приобретение средств обучения
| Привлеченные средства
| 4. Внедрение результатов проекта
| 10 000 рублей
Издание брошюры
| Средства, полученные от реализации платных образовательных услуг
| 5. Анализ опыта
|
|
|
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об образовании»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
«Концепция непрерывного образования»
Санитарные правила для ГОУ и ДОУ
В.Ф.Базарный «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА)
Мероприятия
Реализация проекта
| Сроки реализации
| Ответственные
| 1. Издание приказа о начале деятельности по проекту «Предшкольное образование – основа преемственности:
ФГТ (дошкольное образование) и ФГОС (начальное общее образование)»
2. Создание наблюдательного Совета проекта
3. Подготовка материальной базы и оборудование помещений тренажерами
4. Проведение обучения сотрудников школы :
семинар учителей начальных классов, работников ДОУ. Педагогический ринг (между учителями и воспитателями)
круглый стол: «Технологические карты построения образовательной деятельности»
мастер класс «Карта развития детей»
мастер класс: «Системно-деятельностный подход в предшкольной подготовке»
итоговая конференция по проекту
текущее консультирование участников проекта «Педагогическая диагностика»
| 2010 – 2011
| Директор
| Заместитель директора по УВР
| Заместитель директора по УВР
| Заместитель директора по УВР
| Реализация проекта на базе ДОУ
| 2011 – 2012
2012 – 2013
| Заместитель директора по УВР
| Мониторинг овладения универсальными предпосылками образования универсальных действий, овладения умениями и навыками (ФГТ)
| 2011 – 2012
2012 – 2013
| Участники проекта
| Диагностика удовлетворенности реализации проекта участников (учителя, родители)
| 2012 – 2013
| Участники проекта
| Текущая корректировка плана, содержания программ, используемых в проекте
| 2012 – 2013
| Заместитель директора по УВР
| Подготовка отчета и его презентация общественности о результатах проекта
| 2012 – 2013
| Заместитель директора по УВР
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста (результаты мониторинга в «Картах развития»)
Реализация ведущей идеи проекта: обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования
Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
Мотивационная готовность детей к обучению в школе
СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОЕКТЕ
Презентация
Видеофильм
Публикации в СМИ
СОЗДАНИЕ МОНИТОРИНГА
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАРТА РАЗВИТИЯ Ф.И. ребенка _____________________________
Возраст __________________________________№ группы_________________-
Дата заполнения___________________________ Характеристика интегративных качеств
I. Любознательный, активный
| Часто
2 балла
| Иногда
1 балл
| Крайне редко
0 баллов
| 1. Проявляет интерес к новым предметам, событиям, явлениям, которые непосредственно не наблюдает
|
|
|
| 2. Задает вопросы об известных ему предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации
|
|
|
| 3. Самостоятельно исследует предметы, если их свойства и использование неизвестны и / или в случаях затруднений
|
|
|
| 4. Интересуется прошлым и будущим взрослых и сверстников
|
|
|
| 5. Проявляет интерес к различным областям
|
|
|
| 6. Активно участвует в занятиях (задает вопросы, обращает внимание на ошибки сверстников и свои ошибки, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи)
|
|
|
| 7. Инициирует общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Самостоятельно предлагает способы позитивного общения и взаимодействия
|
|
|
| 8. Сочетает (интегрирует) различные усвоенные движения и действия в зависимости от особенностей ситуации и своих целей
|
|
|
| Сумма баллов
|
| Уровневый показатель
|
|
Высокий – 12 – 16 б. Средний – 5 – 11 б. Низкий – 0 – 4 б.
II. Эмоционально отзывчивый
| Часто
2 балла
| Иногда
1 балл
| Крайне редко
0 баллов
| 1. На поведение ребенка указывает эмоциональное состояние взрослого или сверстника
|
|
|
| 2. Использует различные выразительные средства для передачи своих эмоциональных состояний, эмоциональных состояний персонажей игры, художественных произведений
|
|
|
| 3. Эмоционально переживает содержание художественного произведения (рассказа, сказки, песни, мелодии, картины, иллюстрации), без специального воздействия со стороны взрослого
|
|
|
| 4. Обращает внимание на изменение настроения взрослого или сверстников, спрашивает о его причинах
|
|
|
| Сумма баллов
|
| Уровневый показатель
|
|
Высокий – 6 – 8 б. Средний – 3 – 5 б. Низкий – 0 – 2 б.
III. Овладевший способами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками
| Часто
2 балла
| Иногда
1 балл
| Крайне редко
0 баллов
| 1. Преобладают конструктивные формы общения и взаимодействия: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве
|
|
|
| 2. Способен успешно работать в коллективе сверстников (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд, контролировать себя и других детей в контексте общей цели, возникающих сложностей)
|
|
|
| 3. Способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации
|
|
|
| 4. В общении со взрослыми и сверстниками свободно владеет диалогической, прямой и косвенной речью
|
|
|
| 5. Способен ясно выразить свое отношение к содержанию прочитанного и дать его оценку
|
|
|
| Сумма баллов
|
| Уровневый показатель
|
|
|
|
Высокий – 8 – 10 б. Средний – 3 – 7 б. Низкий – 0 – 2 б
IV. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
| Часто
2 балла
| Иногда
1 балл
| Крайне редко
0 баллов
| 1. Независимо от эмоционального отношения к ситуации, взрослому, сверстнику, выполняет усвоенные правила поведения и взаимодействия
|
|
|
| 2. Ссылается на элементарные социальные нормы (в том числе и на представления о гендерных стереотипах поведения), отстаивая необходимость того или иного поведения (своего или сверстников)
|
|
|
| 3.Эмоционально реагирует на соблюдение / нарушение им правил, даже если взрослый ему на это не указывает
|
|
|
| 4. Способен дать этическую оценку сверстникам и себе за соблюдение и / или нарушение правил поведения и взаимодействия
|
|
|
| Сумма баллов
|
| Уровневый показатель
|
|
Высокий – 6 – 8 б. Средний – 3 – 5 б. Низкий – 0 – 2 б.
V. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
| Часто
2 балла
| Иногда
1 балл
| Крайне редко
0 баллов
| 1. Играет в дидактические игры, самостоятельно придумывает проблемные ситуации, используя усвоенную информацию
|
|
|
| 2. Успешно использует обобщенные наглядно – образные средства (схемы, планы, чертежи) для решения различных познавательных задач и проблемных ситуаций
|
|
|
| 3. Адекватно использует элементарные словесно – логические средства при решении различных познавательных задач и проблемных ситуаций
|
|
|
| 4. Творчески подходит к выполнению различных видов деятельности, создавая разнообразные и оригинальные образы
|
|
|
| 5. Может достигать цели в познавательной, продуктивной и иных видах деятельности, независимо от их привлекательности
|
|
|
| 6. Может рассказать о своем замысле (цели), способах его реализации, последовательности действий
|
|
|
| 7. Может контролировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности (находить ошибки, анализировать успешность, (эффективность) действий, полученный результат
|
|
|
| 8. Способен планировать взаимодействие с другими детьми (договариваться о цели деятельности, распределять, согласовывать действия)
|
|
|
| 9. В общении со сверстниками и взрослыми может отстаивать свою точку зрения конструктивными (позитивными) способами
|
|
|
| 10. При взаимодействии и общении со сверстниками и взрослым руководствуется социальными нормами и правилами
|
|
|
| 11. Может решать интеллектуальные задачи (проблемы), не прибегая к помощи взрослого
|
|
|
| 12. Может решать личностные задачи, не прибегая к помощи взрослого
|
|
|
| Сумма баллов
|
| Уровневый показатель
|
|
Высокий – 17 - 24 б. Средний – 8 - 16 б. Низкий - 0 – 7 б.
VI. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
| Овладевший материалом программы в полном объеме
2 балла
| Овладевший примерно половиной объема материала, предусмотренного программой
1 балл
| Овладевший менее
половиной объема материала, предусмотренного программой
0 баллов
| 1. Знает свое имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес, свои особенности, достоинства и перспективы развития
|
|
|
| 2. Способен составит словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые качества
|
|
|
| 3. Знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о малой и большой Родине, определяет собственную принадлежность государству
|
|
|
| 4. Имеет представления о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские), населении и своеобразии природы лпанеты
|
|
|
| 5. Знает сезонные закономерности и потребности в жизни растений и животных
|
|
|
| 6. Имеет представление о некоторых видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства
|
|
|
| Сумма баллов
|
| Уровневый показатель
|
|
Высокий – 9 – 12 б. Средний – 4 – 8 б. Низкий – 0 – 3 б.
Предпосылки к овладению универсальными
учебными
действиями
| Да
1 балл
| Нет
0 баллов
| 1. Способен работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию
|
|
| 2. Способен под руководством взрослого и самостоятельно оценить результат собственной деятельности, определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата
|
|
| Сумма баллов
|
| Уровневый показатель
|
|
Выше среднего - 2б. Средний – 1 б.
Предпосылки к овладению необходимыми
умениями и навыками
| Да
1 балл
| Нет
0 баллов
| 1. Труд
|
|
| 2. Коммуникация
|
|
| 3. Познание
|
|
| 4. Игровая деятельность
|
|
| 5. Музыка
|
|
| 6. Художественное творчество
|
|
| Сумма баллов
|
| Уровневый показатель
|
| Выше среднего – 5 – 6 б. Средний – 3 - 4 б. Низкий – 1- 2 б. |
|
|