|
Протокол №1 от 31. 08. 20 г. Рабочая программа по информатике и икт наименование предмета в 8-9 классе Муниципальное образовательное учреждение
Гимназия №1 г. Ярославля
УТВЕРЖДАЮ Директор школы Приказ № 01-06/___ от 01.09.20__ г. СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО _____________
расшифровка подписи
Протокол № 1 от 31.08.20__ г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
наименование предмета в _8-9__ классе
____Тишининова Яна Николаевна__
ФИО учителя
2013-2014 учебный год
г. Ярославль Раздел № 1. Пояснительная записка
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы, примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом материально-технической базы, логики учебного процесса образовательного учреждения.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией И. Г. Семакина, изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2012 год. УМК состоит из:
И. Г. Семакин, Л. А. Залогова. С. В. Русаков, Л. В. Шестаков. Информатика. Базовый курс. 8 класс. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
И. Г. Семакин, Л. А. Залогова. С. В. Русаков, Л. В. Шестаков. Информатика. Базовый курс. 9 класс. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Том 1. – М: Лаборатория знаний, 2012.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Том 2. – М: Лаборатория знаний, 2012.
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2015/16 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов. Распределение часов резерва по темам указано в календарно-тематическом планировании.
Порядок изучения содержания учебного материала приводится с учетом рекомендаций примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям и выбранного учебно-методического комплекса.
Требования к уровню подготовки выпускников совпадают с изложенными в федеральном компоненте государственного стандарта профильного общего образования. Раздел № 2. Тематическое планирование
№
раздела (главы)
| Наименование темы
| Всего часов
| Сроки
прохождения
| Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| 8 класс
|
|
|
| 1.
| Информация и информационные процессы
| 7
| 09-10
| 2
| 2.
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации
| 8
| 10-12
| 4
| 3.
| Обработка текстовой информации
| 11
| 12-03
| 7
| 4.
| Обработка графической информации
| 6
| 03-05
| 2
| 5.
| Мультимедийные технологии
| 3
| 05
| 1
|
|
|
|
|
|
| 9 класс
|
|
|
| 5.
| Мультимедийные технологии
| 3
| 09
| 2
| 6.
| Коммуникационные технологии
| 9
| 09-10
| 5
| 7.
| Формализация и моделирование
| 8
| 11-12
| 3
| 8.
| Хранение информации
| 7
| 12-01
| 4
| 9.
| Обработка числовой информации
| 13
| 02-03
| 7
| 10.
| Алгоритмы и исполнители
| 24
| 03-05
| 12
| 11.
| Информационные технологии в обществе
| 6
| 05
| 2
| Раздел № 3. Календарно-тематическое планирование учебного материала. 8 класс
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Д/з
|
| Информация и информационные процессы
| 6
|
|
| 1
| Роль информации в жизни человека. Введение в информатику. Компьютер и ИКТ. Рабочее место учащегося. Правила поведения и ТБ.
Практическая работа. Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы
| 1
| 09
| Введение, правила ТБ
| 2
| Человек и информация. Информация. Информационные объекты различных видов.
| 1
| 09
| § 1, в 1-4
| 3
| Восприятие и представление информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
Практическая работа. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме.
| 1
| 09
| § 2 в 1-8
| 4
| Информационные процессы. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Практическая работа. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
| 1
| 09
| § 3 в 2-5
| 5
| Измерение информации. Понятие количества информации: различные подходы.
| 1
| 10
| § 4 в 1-3, 5
| 6
| Измерение информации. Единицы измерения количества информации.
| 1
| 10
| § 4 в 4,6 письм.
| 7
| Резерв
| 1
| 10
|
|
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации
| 8
|
|
| 8
| Назначение и устройство компьютера. Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Практическая работа. Соединение блоков и устройств компьютера.
| 1
| 10
| § 5, в 1-5
6, в 1-7
| 9-10
| Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера.
Практическая работа. Операции с файлами.
| 2
| 10-11
| § 7 в 1-5
8 в 1-4
| 11
| Программное обеспечение. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Практическая работа. Работа с папками. Поиск файлов и папок.
| 1
| 11
| § 9, 10 в 1-4
| 12
| Операционная система. Пользовательский интерфейс. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практическая работа. Пользовательский интерфейс – форма взаимодействия программы с пользователем. Знакомство с оконным интерфейсом Windows.
| 1
| 11
| § 12
| 13
| Операционная система. Файл. Файловая система как часть ОС. Файловая структура диска, понятие каталога. Путь к файлу.
Практическая работа. Планирование собственного информационного пространства.
| 1
| 12
| § 11 в 1-5
| 14
| Контрольная работа.
| 1
| 12
|
| 15
| Резерв
| 1
| 12
|
|
| Обработка текстовой информации
| 11
|
|
| 16
| Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы. Практическая работа. Кодирование текстовой информации.
| 1
| 12
| § 13 в 1-5
| 17-19
| Работа с текстовым редактором.
1. Объекты текстового документа. Редактирование. Фрагменты. Практическая работа. Создание небольших текстовых документов с использованием базовых средств текстовых редакторов.
2. Контекстный поиск и замена. Проверка правописания.
3. Параметры шрифта, параметры абзаца.
Практическая работа. Форматирование символов и абзацев. Создание и форматирование списков.
| 3
| 01
| § 14
| 20
| Системы перевода и распознавания текстов. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Практическая работа. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
| 1
| 02
| § 17
| 21-23
| Работа с текстовым редактором.
1. Включение в текстовый документ таблиц, диаграмм.
Практическая работа. Вставка в документ таблицы.
2. Включение в текстовый документ формул.
Практическая работа. Вставка в документ формул.
3. Включение в текстовый документ графических объектов.
| 3
| 02
| § 15 в 1-10
| 24-25
| Дополнительные возможности текстовых процессоров.
1. Параметры страницы: установка параметров страницы документа; вставка колонтитулов и номеров страниц.
2. Использование стиля форматирования: абзацы, заголовки.
3. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Практическая работа. Форматирование текстовых документов.
| 2
| 03
| § 16 в 1-10
| 26
| Контрольная работа.
| 1
| 03
|
|
| Обработка графической информации
| 5
|
|
| 27
| Компьютерная графика. Графический редактор. Интерфейс графических редакторов.
Практическая работа. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора.
| 1
| 04
| § 22 в 1-4
| 28
| Технические средства компьютерной графики. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практическая работа. Сканирование графических изображений. Простейшая обработка цифрового изображения.
| 1
| 04
| § 19 в 1-8
| 29
| Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Практическая работа. Кодирование графической информации.
| 1
| 04
| § 20 в 1-4, в 6 письм.
| 30
| Работа с векторным графическим редактором.
Практическая работа. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
| 1
| 04
| § 21 в 1-8
| 31
| Форматы графических файлов.
| 1
| 05
|
| 32
| Резерв
| 1
| 05
|
|
| Мультимедийные технологии
| 2
|
|
| 33
| Представление звука в памяти компьютера. Звуки и видеоизображения. Кодирование звуковой информации. Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Практическая работа. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания.
| 1
| 05
| § 24
| 34
| Понятие мультимедиа. Технические средства мультимедиа.
| 1
| 05
| §25
|
Раздел № 3. Календарно-тематическое планирование учебного материала. 9 класс
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Д/з
|
| Мультимедийные технологии
| 3
|
|
| 1-2
| Компьютерные презентации.
Создание презентации из нескольких слайдов с использованием текста, графики и звука. Демонстрация презентации с использованием различных технических средств.
| 2
| 09
|
| 3
| Использование различных вариантов разметки слайдов.
Практическая работа. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
| 1
| 09
|
|
| Коммуникационные технологии
| 9
|
|
| 4
| Как устроена компьютерная сеть. Аппаратное и программное обеспечение сети. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, Локальные и глобальные компьютерные сети.
| 2
| 09
| § 1,в 1-5, § 3, в 1-4, 6-9
| 5-6
| Электронная почта и другие услуги сетей. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Практическая работа. Электронная почта как средство связи. правила переписки, приложения к письмам.
Практическая работа. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
Архивирование и разархивирование файлов.
Практическая работа. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
| 2
| 09
| § 2, в 1-6 § 1.2
| 7-8
| Интернет и Всемирная паутина. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Практическая работа. Путешествие по Всемирной паутине.
Гипертекст. Практическая работа. Создание гипертекстового документа. Создание закладок и ссылок. Создание презентации с управляющими кнопками и гиперссылками.
| 2
| 09
| § 4, в 1-9
| 9-10
| Веб-сайты и веб-страницы. Практическая работа. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты, с использованием шаблонов. | 2
| 10
|
| 11-12
| Способы поиска в Интернете. Поиск информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Практическая работа. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
| 2
| 10
| § 5, в 1-3
|
| Формализация и моделирование
| 8
|
|
| 13-14
| Что такое моделирование. Графические информационные модели. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов. Виды информационных моделей. Чертежи, диаграммы, планы, карты.
Практическая работа. Проведение эксперимента с использованием компьютерной модели.
| 2
| 10
| § 6, в 1, 3-5, 7
§ 7, в 1, 3
| 15-16
| Табличные модели. Таблица как средство моделирования.
| 2
| 10
| § 8, в 1-3 устно,
4 письм.
| 17-18
| Сетевые модели. Графы.
Практическая работа. Построение генеалогического дерева семьи.
| 2
| 10
| § 2.1
| 19-20
| Математические модели. Формализация.
Практическая работа. Проведение эксперимента с использованием математической модели.
| 2
| 11
| § 9, в 1, 3, 5-6
|
| Хранение информации
| 7
|
|
| 21-22
| Что такое система управления базами данных. Создание и заполнение базы данных. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей.
| 2
| 11
| § 10, в 1-6, 10 устно
12 письм
| 23-24
| Условия выбора и логические выражения. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения
Практическая работа. Поиск записей в готовой базе данных.
| 2
| 11
| § 13, в 2-5, § 14 в 1-2
| 25
| Сортировка. . Поиск, удаление и сортировка данных.
Практическая работа. Сортировка записей в готовой базе данных.
| 1
| 12
| § 15, в 1-4
| 26
| Резерв
| 1
| 12
|
| 27
| Контрольная работа
| 1
| 12
|
|
| Обработка числовой информации
| 13
|
|
| 28-29
| Системы счисления. перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметика двоичной системы счисления.
| 2
| 12-12
| § 16, в 4-5 письм,
| 30
| Числа в памяти компьютера. Компьютерное представление числовой информации.
| 1
| 12
| § 17 в 3 д,е письм
| 31
| Что такое электронная таблица. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. | 1
| 12
| § 18, в 1-5
| 32
| Правила заполнения таблицы. Встроенные функции.
Практическая работа. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
| 1
| 12
| § 19, в 1-4
| 33-34
| Работа с диапазонами. Относительная адресация. Абсолютные и относительные ссылки. Статистическая обработка данных.
| 2
| 12
| § 20, в 1-4 устно, 5-6 письм
| 35-36
| Деловая графика.
Практическая работа. Построение диаграмм и графиков.
| 2
| 01
| § 21, 22
| 37-38
| Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационное моделирование в электронных таблицах.
Практическая работа. Построение и исследование модели в электронных таблицах.
Практическая работа. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
| 2
| 01
| § 23
| 39
| Резерв
| 1
| 01
|
| 40
| Контрольная работа
| 1
| 01
|
|
| Алгоритмы и исполнители
| 24
|
|
| 41
| Управление и кибернетика. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
| 1
| 02
| § 25, в 1-4
| 42
| Определение и свойства алгоритма. Учебный исполнитель. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
| 1
| 02
| § 27, в 1-5
| 43-44
| Последовательная детализация алгоритма. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Циклические алгоритмы. Повторяющиеся действия в алгоритмах. Тело цикла.
| 2
| 02
| § 29, в 16
| 45-46
| Управление и обратная связь. Условия. Цикл с условием. Ветвление.
| 2
| 02
| § 26, в 1-7
| 47
| Что такое программирование. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
| 1
| 03
| § 32
| 48
| Алгоритмы работы с величинами. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Оператор присваивания.
Практическая работа. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
| 1
| 03
| § 33 в 7 письм,
§ 34, в 1-5
| 49-50
| Алгоритмы с ветвящейся структурой.
Практическая работа. Разработка алгоритма (программы) с использованием логических операций.
| 2
| 03
| § 36, в 4, 5 письм.
| 51-52
| Программирование ветвлений. Оператор ветвления. Простые и составные условия. Полное и неполное ветвление. Вложенные ветвления.
| 2
| 03
| § 37
| 53-54
| Программирование циклов. Оператор цикла. Цикл с параметром.
| 2
| 04
| § 39, в 1-2, 4-6
| 55-56
| Программирование циклов. Цикл с условием.
| 2
| 04
| § 40 в 3 письм.
| 57
| Алгоритм Евклида.
Практическая работа. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
| 1
| 04
| § 40 в 2 письм
| 58
| Контрольная работа
| 1
| 04
|
| 59-60
| Таблицы и массивы. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
| 2
| 04
| § 41
| 61-62
| Алгоритмы обработки массива.
Практическая работа. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
| 2
| 05
| § 42, 43
| 63-64
| Резерв
| 2
| 05
|
|
| Информационные технологии в обществе
| 6
|
|
| 65-66
| | 2
| 05
| § 46, в 1-15,
сообщения
| 67-68
| Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Практическая работа. Защита информации от компьютерных вирусов. Практическая работа. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
| 2
| 05
| § 48, 49, таблица в тетради
|
Анализ выполнения Программы 8класс
Параметры
| Учебный период
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Учебный
год
|
| Кол-во часов
| %
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Кол-во часов по программе
| 9
| 7
| 10
| 8
|
| --
| Проведено фактически
|
|
|
|
|
|
| Разница в часах
|
|
|
|
|
|
| Причины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выполнение программы
|
|
|
|
|
| Дата заполнения
| --
|
|
|
|
| Подпись учителя
| --
|
|
|
|
|
Анализ выполнения Программы 9класс
Параметры
| Учебный период
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Учебный
год
|
| Кол-во часов
| %
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Кол-во часов по программе
| 18
| 14
| 20
| 16
|
| --
| Проведено фактически
|
|
|
|
|
|
| Разница в часах
|
|
|
|
|
|
| Причины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выполнение программы
|
|
|
|
|
| Дата заполнения
| --
|
|
|
|
| Подпись учителя
| --
|
|
|
|
| Информационные ресурсы
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. – Вестник образования (под ред. А. Г. Свинаренко), № 12, 2004.
Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ. - https://ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-2-s.doc (24 октября 2005 года).
И. Г. Семакин, Л. А. Залогова. С. В. Русаков, Л. В. Шестаков. Информатика. Базовый курс. 8 класс. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
И. Г. Семакин, Л. А. Залогова. С. В. Русаков, Л. В. Шестаков. Информатика. Базовый курс. 9 класс. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Том 1. – М: Лаборатория знаний, 2012.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Том 2. – М: Лаборатория знаний, 2012.
|
|
|