Главная страница


Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности Л. А. Ковальчук Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»



Скачать 148.82 Kb.
НазваниеРазвитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности Л. А. Ковальчук Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
Дата18.04.2016
Размер148.82 Kb.
ТипДокументы

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности

Л.А. Ковальчук

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11» г. Новый Уренгой

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в «Концепции модернизации российского образования», является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.

Стало аксиоматичным определение образования как целенаправленного организованного, управляемого и контролируемого процесса взаимодействия педагогов и обучающихся, направленного на формирование нужной и полезной обществу личности, на становление инициативности, самостоятельности, ответственности т.е. обучающиеся должны овладеть опытом выполнения определённых личностных функций, в частности предмет история призван не только расширить кругозор учащихся, познакомить их с прошлым различных народов, углубиться в изучение собственной истории, но и научить извлекать из исторического опыта собственный личностный опыт, а реально существующая образовательная система направлена на усвоение понятий, способов деятельности, применения знаний в определённой предметной сфере. Не обеспечивается технологическая работа с субъективным опытом ребёнка, поэтому в качестве образовательного результата мы получаем только знания, умения, навыки.

Такое положение дел перестало устаивать всех: государство, которое осознало необходимость обновления образования на всех уровнях и взяло курс на обновление образования; общество, которое пришло к выводу, что человек, являющийся носителем устаревшей информации, не владеющий эффективными стратегиями мышления, не способен иметь активную гражданскую позицию, включаться в политическую действительность, быть созидателем, компетентным специалистом.

В логике обеспечения качественного образования школа должна организовать образовательную среду таким образом, чтобы учащиеся овладевали социальным опытом, развивали социальные навыки, формировали жизненные ценности, а реально существующие условия не стимулируют социальную активность, не формируют навыки сопротивления групповому давлению асоциальных референтных групп, умение противостоять негативному влиянию современного социума.

В связи с этим очевидны следующие противоречия:

  • между социальными ожиданиями-потребностями социума и состоянием современного образования;

  • между знаниево-информационной ориентацией реального обучения по предмету истории и необходимостью смещения приоритетов на личностное, интеллектуальное и социальное развитие;

  • между возрастающим количеством заимствованных молодёжных субкультур, идеологических веяний и неумением современного молодого человека противостоять агрессивному давлению группы и социума;

  • между возможностями корригирующего воздействия технологии развития критического мышления и парциальным (частичным и бессистемным) её использованием.

Одним из способов разрешения данных противоречий, на наш взгляд, может быть комплексное применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках истории, которая является одной из педагогических технологий, способной решить ряд задач, касающихся обновления образовательного процесса в целом и исторического – в частности.

Технология развития критического мышления разработана в конце ХХ века в США такими учеными-психологами как Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, способствующие развитию таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Она направлена на формирование базовых навыков человека открытого информационного пространства, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, прикидывать возможности решения проблемы и т.д. Данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, еще в начальной школе, а продолжать использовать и при обучении взрослых. ТРКМ можно использовать при изучении самого широкою комплекса предметов, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение учебного курса практически целиком в рамках данной технологии, делая ее использование системным и методичным.

Вместе с тем в литературных источниках недостаточно представлен опыт применения данной технологии с позиции влияния ТРКМ на снижение конформности личности современных старшеклассников. Всё вышесказанное определяет необходимость проведения в этом направлении углублённых исследований.

Тема: Технология развития критического мышления на уроках истории как средство преодоления конформности старших школьников.

Объект: процесс обучения учащихся старших классов по предмету история.

Предмет: методические, организационные и содержательные условия применения ТРКМ, обеспечивающие преодоление конформности современных старшеклассников.

В основу гипотезы положены известные научно-теоретические положения, свидетельствующие о том, что технология развития критического мышления развивает способность критически анализировать поступающую информацию, способствует формированию умения противостоять групповому давлению.

Гипотеза: использование технологии развития критического мышления на уроках истории создаст предпосылки для обоснования системы работы с учащимися старших классов, направленной на преодоление конформности как устойчивой характеристики личности.

Цель исследования: преодоление конформизма современных старшеклассников посредством применения ТРКМ на уроках истории.

Задачи исследования:

  1. Выявить причины, способствующие формированию чрезмерной конформности старшеклассников.

  2. Выделить систему методов и приёмов, способствующих преодолению конформности.

  3. Оценить эффективность педагогических приёмов и методов, позволяющих преодолевать конформность учащихся старших классов, развивать умение противостоять асоциальному групповому давлению.

Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании системы работы со старшеклассниками по преодолению конформности как устойчивого качества личности посредством применения ТРКМ на уроках истории.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы;

  2. Психологическое тестирование;

  3. Педагогическое наблюдение.

Анализ научно-методической литературы, изучение отечественной и зарубежной литературы показал, что, несмотря на наличие большого спектра работ по использованию технологии развития критического мышления, в том числе на уроках истории, практически отсутствуют разработки по использованию технологии с целью нивелирования чрезмерной конформности современных старшеклассников.

Технология развития критического мышления на уроках истории позволяет развивать навыки критического анализа, повысить самостоятельность учащихся, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся. Развитие критического мышления способствует развитию творческого потенциала, развитию умения сотрудничать и работать в группе, самостоятельно систематизировать информацию, способствует формированию активной гражданской позиции учащегося.

Название данной технологии не является привычным для нашего менталитета, потому что критика у каждого из нас ассоциируется с чем-то неприятным. Но разработчики данной технологии определили, что критическое мышление не означает критиканство, а связано с использованием когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата и предполагает проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре. Однако, как показывает наш опыт, учителя сначала начинают использовать отдельные приемы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, разрабатывают целые блоки учебных занятий и даже учебные темы в рамках данной технологии. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными для российских учителей дидактическими циклами занятий. Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления:

1. Вызов. Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

2. Осмысление. Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на нолях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструировать (корректируют) цели своего учения.

3. Рефлексия. Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важным, на наш взгляд, является то, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина - В.К. Дьяченко, так как основой ее является работа учащихся в динамических парах и группах.

По нашему глубокому убеждению, необходимо учитывать потребности учеников, которым предстоит жить в новом обществе, их умение быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни. Педагоги не могут довольствоваться лишь наработками прошлого, необходимо искать способы подготовки своих учеников к будущему. Мы знаем, что учащимся важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем. Им необходимо уметь сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, различные способы решения задач. Насколько важно уделять время развитию умения связывать знания и жизненный опыт с новой информацией, упражняться в активном применении идей, размышлять над смыслом, который вкладывали авторы в свои труды, чтобы лучше интерпретировать исторический источник.

Словосочетание «критическое мышление» в русском языке подразумевает некую сосредоточенность на недостатках. В связи с этим очень важно подчеркнуть, что этот термин не используется в каком-то негативном смысле, скорее «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания. Ученики задаются вопросами: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Подтверждаются ли эти знания другими фактами?», «Как я могу использовать эту информацию?», «На каком этапе истории мы уже делали похожий вывод?», «Совпало ли прочитанное с моими представлениями об изучаемой эпохе?». Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, поиску необходимых сведений.

Этот осмысленный подход к обучению важен для жизни в современном мире. Почему? Во-первых, сейчас мы имеем доступ к большому количеству информации (в особенности с помощью компьютерных технологий). Посредством сети Интернет мы имеем возможность связываться с самыми разнообразными источниками. Однако перед тем как информация поступает в сеть, её почти никто не проверяет. Исходя из этого всем нам, если мы хотим действовать в верном направлении, нужно научиться ставить под сомнение поступающие сведения. Пока мы не получим достаточный объем данных об источнике информации, нам нужно скептически относиться к нему. Во-вторых, мир, в котором мы живем, так быстро меняется, что дети должны учиться решать те проблемы, с которыми мы сами еще не сталкивались. Общество, в котором они живут, очень отличается от общества, в котором выросли мы, решения, которые им предстоит принимать, не могут определяться только прошлым. Весь мир представляет собой большое сообщество людей: то, что происходит в одном конце Земли, влияет на жизнь в другом. Экономическая мощь международных корпораций громадна и опасна, проблемы окружающей среды затрагивают все нации и континенты, политическая напряженность охватывает весь земной шар и нашим детям придется мыслить творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения. Общение друг с другом и критическое мышление существенны для выживания каждого из нас.

Как родители, мы все знаем, что дети принимают собственные решения с нашим участием. Они задают нам вопросы о том, зачем им нужно получать знания и ходить в школу, зачем им нужны те или иные учебные предметы. Их стремление к обучению возрастёт, если мы поможем им раскрыть практические стороны образования, а не просто ответим: «Потому что так нужно!». Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили. Развитие критического мышления может происходить, к примеру, в форме совместных раздумий об исторических событиях своей семьи. Когда мы вместе с детьми обсуждаем разные точки зрения, они учатся применять этот прием и в других жизненных ситуациях.

Современные подростки беззащитны перед агрессивным воздействием референтных групп сверстников, социума, что, по нашему мнению, обусловлено их чрезмерной конформностью. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использование знаний в конкретных ситуациях — все это умения, необходимые для успеха и даже для выживания в современном мире.

Конформность - устойчивая характеристика личности, начало изучения которой положил Соломон Аш еще в середине 50-х годов прошлого века. Под конформностью понимают склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. Различают конформность двух видов: «принятие», когда у индивида меняются взгляды, установки и соответствующее им поведение, и «согласие», когда человек следует за группой, не разделяя её мнение (в отечественной науке это называется конформизмом). Если человек склонен постоянно соглашаться с мнением группы, он относится к конформистам; если же он имеет тенденцию не соглашаться с навязываемым ему мнением, то к нонконформистам (к последним, по данным зарубежных психологов, относятся около трети людей).

Различают внешнюю и внутреннюю конформность. В первом случае человек возвращается к своему прежнему мнению, как только групповое давление на него исчезает. При внутренней конформности он сохраняет принятое групповое мнение и после того, как давление со стороны прекратилось.

Степень подчинения человека группе зависит от многих внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, которые (в основном внешние) были систематизированы А.П. Сопиковым в 1969 году. К ним относятся:

возрастно-половые различия: среди детей и юношей конформистов больше, чем среди взрослых (максимум конформности отмечается в 12 лет, затем заметное её снижение); женщины более податливы групповому давлению, чем мужчины;

трудность решаемой проблемы: чем она труднее, тем в большей мере личность подчиняется группе; чем сложнее задача и неоднозначнее принимаемые решения, тем конформность выше;

статус человека в группе: чем он выше, тем в меньшей степени это лицо проявляет конформность;

характер групповой принадлежности: по своей воле или же по принуждению вошёл субъект в группу; в последнем случае его психологическое подчинение часто бывает только поверхностным;

привлекательность группы для индивида: референтной группе субъект поддаётся легче;

цели, стоящие перед человеком: если его группа соревнуется между собой члены группы – уменьшается (то же наблюдается при отстаивании группового или личного мнения);

наличие и эффективность связи, подтверждающей верность или неверность конформных поступков человека: когда поступок неправильный, человек может вернуться к своей точке зрения.

При выраженном конформизме возрастает решительность человека при принятии решения и формировании намерений, но при этом слабеет чувство его индивидуальной ответственности за поступок, совершённой вместе с другими. Особенно это заметно в группах, которые недостаточно зрелые.

Хотя влияние ситуационных факторов часто преобладает над ролью индивидуальных различий, всё же есть люди, которые легко поддаются убеждению в любой ситуации.

Такие люди обладают определёнными чертами личности. Выявлено, например, что наиболее конформные дети страдают «комплексом неполноценности» и обладают недостаточной «силой Эго». Они, как правило, более зависимы и тревожны, чем сверстники, и чувствительны к мнениям и намёкам окружающих.

По данным Ф. Зимбардо, легко поддаются убеждению застенчивые люди, которые обладают низкой самооценкой. Не случайно, поэтому выявлена связь между низкой самооценкой, имеющейся у человека, и его лёгкой податливостью к убеждению со стороны. Происходит это из-за того, что они мало уважают свои мнения и установки, следовательно, у них ослаблена мотивация защиты своих убеждений. Они заранее считают себя неправыми.

В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы состоит для человека в том, чтобы придерживаться коллективных истин, позволяющих всякому понять тот мир, в котором он живет. В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, поэтому большинство будет оказывать на него давление, чтобы он вернулся на путь истинный и вновь стал «как все». Это давление конформности может проявляться в виде насмешек, социального осуждения или даже прямого отторжения «отклоняющегося» лица. Давление это сказывается на человеке особенно сильно, если тот нуждается в одобрении и поддержке или испытывает тревогу и недостаточно верит в себя. С другой стороны, как показал Кратчфилд, нонконформист способен успешнее сопротивляться давлению группы, если обладает достаточным умом и творческими способностями, проявляет терпимость и чувство долга и, кроме того, верит в себя и устойчив к стрессу. Чаще всего именно благодаря таким людям осуществляются нововведения и действуют силы общественного преобразования.

История человечества изобилует примерами альтруизма, когда люди рисковали собственной жизнью во имя спасения других. В недавних исследованиях, однако, описаны многочисленные критические ситуации, в которые отказывались вмешаться десятки наблюдавших их свидетелей. Мы говорили уже о тех неблагоприятных эффектах, которые может оказывать современный образ жизни на жителей шумных и перенаселенных городов. Многих ученых беспокоит тот факт, что такой образ жизни может привести к превращению социального конформизма в простую пассивность и что апатия у многих людей в скором времени низведет их до роли недееспособных наблюдателей драматических ситуаций.

Выраженное давление конформности проявляется главным образом в тех случаях, когда у испытуемого нет никакой социальной поддержки. Достаточно ввести в группу одного единственного человека, ознакомленного с сутью опыта и систематически разделяющего мнение испытуемого, как тот сразу же приобретает уверенность и начинает высказывать собственную точку зрения.

Согласно данным, сильнее всего давление конформности сказывается, видимо, в небольших группах подростков. В возрасте 12-13 лет этому давлению подвержен каждый второй человек, а затем его влияние медленно ослабевает, распространяясь в возрасте 19-20 лет только на каждого третьего, и остается на этом уровне у взрослых людей.

Учитывая эти данные, полученные в «безобидных» лабораторных условиях, уместно обеспокоиться и задуматься над тем, как ведут себя люди в масштабах целой страны.

Давление конформности поддерживает равновесие социальной системы и сплоченность группы путем «нормализации» установок ее отдельных членов. Как замечает Пешеле, речь идет о фундаменте демократического идеала, соответствующего социальному порядку, основанному на единообразии. Понятно, что власть постоянно стремится сохранить существующее равновесие и упрочить его основы: она видоизменяет или реформирует систему до известных пределов, но никогда не преобразует ее радикально. Социальные сдвиги, сопровождающиеся иногда глубокой трансформацией умонастроений и установок, может обеспечить только оппозиция к существующей власти.
Литература

  1. Генике Е. Как преподавать студентам, которые ие хотят учиться? // Жури. "ALMA MATER". 1999. № 10.

  2. Генике Е, Портрет на фоне профессии // Газета «Первое сентября» от 15 мая 2001 г.

  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И, Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

  5. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке XXI века: методические материалы для учителя. Под обшей редакцией Крыловой О. Н. СПб.: Аграф, 2004.

  6. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.

  7. Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими // Газета «Первое сентября» от 16 января 2001 г.

  8. ХалпернД. Психология развития критического мышления. СПб.: Питер, 2000.