|
Младший школьный возраст (7—10/11 лет) Младший школьный возраст Психологические особенности возраста Начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» Младший школьный возраст (7—10/11 лет)
Младший школьный возраст - Психологические особенности возраста
Начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом. Школьник имеет определенные социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Система отношений ребенка перестраивается. Она во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с освоением новой социальной роли.
Условия развития и воспитания ребенка
Наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения
Введение ограничительной цели
Разделение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия
Наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением
С поступлением ребенка в школу его жизнь усложняется и обогащается, семья начинает играть особую роль.
Типы неблагоприятного развития младших школьников:
• хроническая неуспешность
• уход от деятельности
• негативистская демонстративность
• вербализм
• интеллектуализм
• Родителям вместе с педагогами необходимо найти единую линию воспитания, учитывающую и требования школы, и индивидуальные особенности ребенка.
• Особенности развития
1. Учебная деятельность обусловливает появление новых форм поведения
Ребенок учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями.
2 Уменьшение значения игры
С приходом ребенка в школу игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. В игре все больше времени отводится соревнованиям, которые вначале имеют индивидуальный характер, а затем становятся групповыми, с существованием лидеров в каждой группе.
3. Дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениями
Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспечивает средствами овладения.
4 Включение в новую систему межличностных отношений
Параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой, не менее значимый процесс — систему межличностных отношений, осваивая так называемую «скрытую программу социализации». С первых дней пребывания в школе ребенок участвует в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем, который оказывает существенное влияние на развитие его личности. взрослый» разделяется:
5. Система отношений «ребенок «ребенок — учитель»; «ребенок — родители» Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок — учитель», поскольку она определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, его отношение к себе самому 6. Успеваемость становится важнейшим критерием при формировании самооценки детей
Она во многом зависит от оценок педагога. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник, как правило, повторяет то, что о нем говорит учитель.
7. Утрата авторитета взрослых
На протяжении младшего школьного возраста безусловный авторитет взрослых постепенно утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Источник: Схемы по педагогической психологии : пособие для студентов, изучающих психологию и педагогику / сост. О. Г. Ксёнда. — Минск : БГУ, 2008. — 115 с |
|
|