Главная страница

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с онр. Учитель-логопед гбоу сош №1265, структурное подразделение №3 Судакова Нина Дмитриевна



Скачать 114.23 Kb.
НазваниеИгры и развлечения для детей дошкольного возраста с онр. Учитель-логопед гбоу сош №1265, структурное подразделение №3 Судакова Нина Дмитриевна
Дата18.08.2016
Размер114.23 Kb.
ТипДокументы

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР.

Учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1265, структурное подразделение №3

Судакова Нина Дмитриевна.

Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя, развернутой фразовой речи – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения в школе. Развитием речи с детьми нужно заниматься как на специально подготовленных и разработанных для этого занятиях, так и на прогулках, в процессе наблюдений, в индивидуальном и групповом общении с детьми. Главное, чтобы ребенку было интересно, и он активно принимал в этом участие. Известно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Она оказывает влияние на развитие мотивационно- потребностной сферы дошкольника, развитие его наглядно-образного мышления, формирование внутреннего плана действий и произвольности деятельности, определяет формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.

Речевые игры и праздники – один из актуальных видов работы в дошкольных логопедических группах. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятия.

Речевые праздники и развлечения могут являться итогом работы по определенной теме или разделу коррекционной программы, итогом работы за какой-либо период обучения. Игровая форма работы стимулирует активность детей, желание показать наилучшие результаты в выполнении заданий. По правильности ответов детей и их активности педагог может судить о результативности своей работы, об уровне усвоения учебного материала.

. В процессе речевых развлечений и праздников решаются и общеобразовательные, и коррекционно-воспитательные цели: развитие наблюдательности, внимания, мышления, воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе, желание участвовать в общем деле.

При проведении речевых развлечений педагог должен учитывать уровень речевых и психических возможностей каждого ребенка. Дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, осуществляемая в процессе речевых праздников и развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма и застенчивости.

При организации речевых игр и упражнений необходимо учитывать, что:

- они не должны быть длительными по времени (5-15 минут);

- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, взрослый – помочь ему в этом;

- игра должна быть живой, интересной, в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

- игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха);

- в игре необходимо добиваться активного участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.

Речевые развлечения часто строятся на основе какого-либо сюжета (сказка, игра – путешествие, игра – соревнование, встреча со сказочным или каким-либо другим персонажем). Для повышения двигательной активности, эмоционального настроя, развития моторики, чувства ритма, слуховой и зрительной памяти уместно использовать на этих занятиях элементы логоритмики ( методика Е.и С. Железновых «Музыка с мамой»).

Интересной для детей формой работы стали театрализованные постановки «Кошкин дом», «Заюшкина избушка», «Пчелки на разведках». Данный вид работы влияет не только на развитие речи детей, но и сплачивает детский коллектив, помогая каждому ребенку проявить себя.

Развитие лексической стороны речи является важным разделом работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи.

При работе над развитием лексической стороны речи необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько направлений работы над ним:

- работа над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слого-ритмическому оформлению;

- работа над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;

- работа над развитием пассивного словаря, т.е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребенок;

- работа над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;

- работа над разными видами значений слов: предметной соотнесенностью с понятийным значением, ситуативным, эмоциональным и др.;

- работа над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами);

- работа над смысловой сочетаемостью слов;

- работа над активизацией поиска слов ребенком

Приведем примеры некоторых игр, которые могут быть использованы педагогами в своей работе:

«Что из чего сделано?» Дети делятся на команды. Игроки каждой команды должны по памяти назвать металлические, бумажные, деревянные, стеклянные и др. предметы. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает команда, игроки которой набрали большее количество фишек.

«Сделай рекламу» Дети делятся на команды. Например, предлагается сделать рекламу котенку. Игроки каждой команды подбирают слова – признаки к предложенному для рекламы предмету: маленький, шустрый, пушистый, усатый, глазастый, ласковый, пестрый, озорной… Затем игроки каждой команды подбирают слова – действия: сидит, бежит, прыгает, царапается, подкрадывается, охотится, мурлычет, мяукает, кусается… Выигрывает команда, подобравшая по итогам соревнования больше слов.

«Кто в теремочке живет?» По договоренности, дети должны поднять вверх руки услышав слово, состоящее из одного слога (части). Более сложный вариант: распределять слова по двум – трем «теремкам», используя разные сигналы: руки на пояс, руки за голову и.т.

«Путешествие в страну Лапландию (Рычандию)» Дети делятся на команды. Игроки каждой команды должны назвать слова с предложенным звуком. Побеждает команда, игроки которой назвали больше слов.

«Скажи наоборот» Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Моя улица новая,…а моя улица старая.

(Длинная, короткая. Светлая,…темная. Чистая, …грязная. Тихая,… шумная. Большая, …маленькая. Широкая,…узкая.)

«Составь слово» По первым звукам каждого слова детям предлагается составить новое слово.: ЛАМПА, УЛИТКА, КОТ (ЛУК)

«Слова-приятели» Выбрать из двух слов два слова-приятеля:

Дом, солдат, боец. Конь, собака, лошадь. Дом, улица, здание. Доктор, продавец, врач. Грустный, печальный, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый. Веселый, крепкий, прочный. Слабый, неловкий, неуклюжий.

«Чудесный мешочек» Ребенок достает предметную картинку из мешочка, называет ее и определяет местоположение заданного звука в нем.

«Подбери шифр» Из ряда предметных картинок выбрать те названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, мост, суп, косы)

«Прибавь словечко» Каждый игрок должен прибавить к сказанному предложению еще одно слово, подходящее по смыслу. Маша кушает. Маша кушает кашу. Маша кушает гречневую кашу. Маша кушает ложкой гречневую кашу. Маша кушает ложкой вкусную гречневую кашу. И т.д.

Приведем пример досуга, в котором использованы предложенные игры.
Конспект досуга для детей старшей группы (3 период обучения)

учителя-логопеда ГБОУ СОШ № 1265, структурное подразделение №3

Судаковой Нины Дмитриевны.

Программное содержание: закрепить материал, изучаемый на занятиях (построение предложно-падежных конструкций, мн. число существительных в родительном падеже, образование относительных прилагательных, распространение предложений с помощью определений). Создать эмоционально приподнятое настроение, увлечь детей сказочным сюжетом.

Демонстрационный материал и оборудование: компьютерная презентация к занятию, «Волшебная книга сказок»,деревья, волшебный чемоданчик с киндер-сюрпризами, конверты с заданиями, стол, магнитная доска, магниты, схемы предлогов, схемы слов, музыкальные записи, шоколадные медали и книги для детей.

Организационный момент. Логопед спрашивает у детей, вошедших под музыку в зал и севших на стульчики, любят ли они сказки? Ответы детей прерываются музыкой, гаснущим светом и появлением на экране картинки с Бабой-Ягой. Логопед обращается к детям с вопросами: Кто это? Зачем она здесь появилась? Дети дают ответы.

Баба-Яга исчезает. Появляется картинка с изображением ученого кота, который сообщает, что, пролетавшая мимо Баба-Яга, похитила Волшебную книгу сказок и теперь никто из детей больше не сможет узнать ни одной сказки. Но если ребята не побоятся отправиться в сказочный лес и справятся со всеми заданиями, Волшебная книга сказок будет возвращена. Логопед спрашивает у детей, согласны ли они отправиться в дальний путь? Дети дают ответы.

1. Путь предстоит дальний, поэтому будем добираться на транспорте. На чем мы поедем? Картинки с транспортом. (Мы поедем на троллейбусе. Маленькое слово на. Мы вышли из троллейбуса. Маленькое слово из. Мы поедем на трамвае. Маленькое слово на. Мы вышли из трамвая. Маленькое слово из. Мы поедем на автобусе. Маленькое слово на. Мы вышли из автобуса. Маленькое слово из. Мы поедем на поезде. Маленькое слово на. Мы вышли из поезда. Маленькое слово из. Мы поедем на машине. Маленькое слово на. Мы вышли из машины. Маленькое слово из.) Звучит музыка. Дети под нее шагают по лесной тропинке.

2.Картинка. А вот и сказочный лес. Долго же мы до него добирались. А вот и полянка. Картинка. Интересно, что в этом домике спрятано? (достает чемоданчик с киндер-сюрпризами). Смотрите, здесь чемоданчик, а что в нем? Ответы детей.

Мне кажется, эти киндер-сюрпризы не простые, а волшебные. Давайте посмотрим, что внутри них!

Здесь задание: «Отгадайте загадки и назовите сказочных героев». (картинка)

На сметане мешен, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.( Красная шапочка)


Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (поросята)

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)




Этот сказочный герой с хвостиком, усатый. В шляпе у него перо. Сам весь полосатый. Ходит он на двух ногах в новых красных сапогах. (Кот в сапогах)

У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный. На земле и под водой ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино)







3. Ребята, с этим заданием мы справились. Но предстоит выполнить и другие, которые нам приготовили сказочные герои. Дети вытаскивают из чемоданчика следующий киндер-сюрприз. Это задание от Золушки. По картинке находят нужный конверт с заданием на столе. Логопед зачитывает задание: Кто живет в сказочном лесу? Правильно ответить на вопрос, назвать маленькое слово. (картинка)

В сказочном лесу живет белка. Маленькое слово В. В сказочном лесу живет заяц. . Маленькое слово В. В сказочном лесу живет волк. . Маленькое слово В. В сказочном лесу живет лиса. . Маленькое слово В. В сказочном лесу живет медведь. Маленькое слово В).

4. Ребята и с этим заданием мы справились. Давайте посмотрим, какое будет следующее. Дети достают киндер-сюрприз, подбирают нужный конверт. Логопед зачитывает задание от Трех поросят: Поросята просят вспомнить, кто в каком домике живет?) (КАРТИНКА). У Ниф-Нифа домик сделан из соломы. Значит, Ниф-Ниф живет…( Ниф-Ниф живет в соломенном домике. Маленькое слово В. ).Дом Нуф-Нуфа сделан из веточек, из дерева. Значит, Нуф-Нуф живет… (Нуф-Нуф живет в деревянном доме. Маленькое слово В. Дом Наф –Нафа сделан из камня. Значит, Наф-Наф живет … Наф-Наф живет в каменном доме. Маленькое слово В. Золушка живет в доме из бревен. Значит, Золушка живет… Золушка живет в бревенчатом доме. Маленькое слово В. Хозяин кота в сапогах живет в замке из кирпича. Значит, Кот в сапогах живет…Кот в сапогах живет в кирпичном замке. Маленькое слово В.

5. Молодцы! С заданием Золушки и Трех поросят мы справились. Давайте посмотрим, какое задание нас ждет в следующем киндер-сюрпризе. Здесь послание от Кота в сапогах. Посмотрите на картинки. (КАРТИНКИ). Вы должны составить предложения по двум словам, используя маленькие слова, схемы которых вы видите между картинками, изображающими эти предметы. (Белка спрыгнула с ветки. Маленькое слово С. Лиса отдыхает после охоты в норе. Маленькое слово В. Волки живут в логове. Маленькое слово В. Заяц прячется под кустом. Маленькое слово Под Медведь слез с дерева. Маленькое слово С.) Давайте мы сделаем последнее предложение красивым. Логопед составляет схему этого предложения на доске. Подберите слова-признаки к слову «МЕДВЕДЬ». Медведь какой? (большой, неповоротливый, неуклюжий, огромный, бурый, косолапый, довольный, мохнатый, голодный, сытый). На каждое придуманное детьми слово-признак логопед выставляет на доске схему. После подбора слов дети составляют предложения с подобранными словами, согласно схеме предложения, выставленной на доске. ( Большой мохнатый медведь слез с дерева. Довольный сытый медведь слез с дерева.)

6. Динамическая пауза (Дети исполняют танец под песню «Всем на свете нужен дом…)

7. Дети вытаскивают следующий киндер-сюрприз и подбирают нужный конверт. Логопед зачитывает задание от Колобка: составить предложения со словами. (КАРТИНКИ) Что это? Это грибы. Чего много? Много грибов. Где мы нашли много грибов?. Мы нашли много грибов под деревом. Маленькое слово Под. Что это? Чего много? Где мы подобрали много листьев? Мы подобрали много листьев с земли. Маленькое слово С. Что это? Чего много? Где мы увидели много цветов? Мы увидели много цветов на полянке. Маленькое слово НА. Что это? Чего много? Где лежали желуди? Желуди лежали под дубом. Маленькое слово Под. Что это? Чего много? Где мы увидели шишки? Шишки мы увидели под сосной. Маленькое слово Под. Что это? Чего много? Где растут деревья? Деревья растут в лесу. Маленькое слово В.

7. Дети вытаскивают следующий и под киндер-сюрприз выбирают нужный конверт. Логопед зачитывает задание от Буратино. Ребята, здесь письмо от нашего друга Буратино. Он писал сочинение, но сделал много ошибок и просит их исправить. На доске схемы предлогов. Логопед читает предложения. Дети исправляют их, вставляя предлоги.

Прогулка в лес.

Дети пошли на прогулку …лес. …дупле они увидели белку. Она выглянула …дупла. Дети подарили белке корзинку …орехами. ….. дубом дети нашли много желудей. Они собрали желуди … пакет. Пакет … желудями дети принесли домой.

8. Дети вытаскивают следующий киндер-сюрприз и подбирают нужный конверт. Логопед зачитывает задание от Красной Шапочки. Составить предложение из слов, назвать маленькое слово.

Волчонок, маленький, прятаться, логово, в.

Золушка, поехать, бал, на, королевский.

Дятел, искать, под, кора, жучки.

Белка, спрыгнуть, дерево, с, высокий.

.
9. Звучит музыка, появляется Баба Яга.(КАРТИНКА)

Баба Яга. Все задания сказочных героев вы выполнили. Вот вам Волшебная книга сказок. Логопед показывает книгу детям, раскрывает ее и достает шоколадные медали и маленькие книжечки для детей. Вы молодцы, хорошо выполнили все задания и волшебная книга отблагодарила вас. Звучит музыка, детей награждают медалями.

10. Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад. Дети шагают под музыку.
Литература.
1. Гвоздев Г.В. Вопросы изучения детской речи.- М.1961.
2.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.1981
3.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С-Пб., 2001
4.Лопухина И.С.Логопедия. – М., 1995
5.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.- М., 2005
6...Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления.//Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л. 1976
7..Фомичева.М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М., 1981